Лекция по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:29, лекция

Краткое описание

Для раскрытия сущности криминологии важно не только определить ее предмет, но и место в системе других наук. При этом особенно важно установить степень "родства" со смежными научными дисциплинами и степень самостоятельности криминологических знаний.

Файлы: 1 файл

вопросы к экзамену.docx

— 133.28 Кб (Скачать)

    С помощью анкетирования возможно в частности:

    а) выявление и изучение причин преступлений и условий, способствующих их совершению, распространенности отдельных видов  преступлений, основных характеристик;

    б) определение степени распространенности отдельных явлений, отрицательно воздействующих на поведение (пьянство, наркомания, токсикомания, бродяжничество, безработица, уклонение  от общественно-полезного труда  и т. п.);

    в) исследование эффективности деятельности правоохранительных органов, общественности по борьбе с преступностью (опросы сотрудников, компетентных лиц, населения и т. п.);

    г) изучение рецидивной преступности, эффективности  мер наказания, преступности несовершеннолетних и др.

    Анкетный  метод обладает определенными достоинствами: он позволяет получать данные по таким  показателям, которые невозможно установить в статистических материалах и, что  важно, проводить неоднократную  проверку этих данных. Недостаток указанного метода – в неизбежной субъективности информации, получаемой методом анкетного  опроса1.

    1 Известен применяемый довольно редко метод анонимного анкетирования, получивший за рубежом наименование self–report. Его используют чаще всего для изучения латентной преступности и криминогенных особенностей (свойств) личностей. (См.: Преступность и криминология в современной Японии. – М.; Прогресс, 1989. – С.50.).

 

    Различают анкеты закрытые, в которых все  ответы предусмотрены заранее, и  открытые, в которых записывается тот ответ, который дается опрашиваемым или извлекается из материалов дела. Могут быть открыто-закрытые анкеты, когда часть ответов уже предложена, а другая вписывается во время анкетирования. Открытые и закрытые ответы могут быть даже в рамках одного вопроса.

    Следует отметить, что метод анкетирования  дает положительные результаты только в сочетании с другими методами, обеспечивая тем самым полноту, объективность и достоверность  всего исследования и его результатов.

    Интервью представляет собой беседу, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает.

    Интервью  во многом сходно с анкетированием, в отличие от которого при интервью ответы даются в устной форме. В этом кроются положительные и отрицательные  стороны указанного метода. Достоинством интервью является то, что оно позволяет  при определенных условиях получать необходимую информацию быстрее  и нередко полнее. Однако, учитывая специфику криминологического исследования и его задач, возможны зачастую и  серьезные затруднения в достижении позитивных результатов. Чтобы избежать этих затруднений, требуется специальная  организационно-психологическая подготовка к проведению устного опроса и  соответствующая профессионализация лиц, применяющих упомянутый метод. Чаще всего интервьюирование применяется  для углубленного изучения личности преступников, потерпевших и общественного  мнения. Известны следующие разновидности  интервью:

    свободное (неформальное), при котором допускается  произвольное изменение числа и  содержания вопросов в зависимости  от хода беседы;

    стандартизированное (формальное) при условии четкого  ограничения и формулирования конкретных вопросов.

    Устный  опрос может быть индивидуальным и групповым, в последнем варианте интервьюер беседует сразу с несколькими  лицами, мнение которых учитывается  по степени преобладания.

    Тестирование (от англ. test – опыт, проба) – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа: 1) выбор теста, что определяется целью тестирования, задачами исследования в целом, а также степенью достоверности и надежности теста; 2) его проведение, что обусловлено инструкцией к тесту; 3) интерпретация результатов, что связано с системой теоретических допущений относительно предмета тестирования и теоретических установок. Тестирование всегда должен проводить квалифицированный психолог.

    Тестирование  дает возможность количественно  оценить трудно поддающиеся измерению  психологические качества, а также  выявить те качества личности, которые  сложно или невозможно определить в  ходе клинических бесед или изучения письменных материалов. В криминологических  работах тестирование чаще всего  применяется для изучения личности преступника, мотивации преступного  поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей преступников и  потерпевших, их установок и ориентации, характера и содержания отношения  с другими людьми, отношений к  самому себе и т. д.

    Социометрия от латинского socius (товарищ, соучастник), латинского societas (общество) и греческого metrum (измерение). Это измерение эмоционально-психологических связей между людьми; система организационно-технических средств и процедур для количественного и качественного анализов. Социально-эмоциональные связи конкретного индивида с той группой лиц, в которой он живет и работает.

    С помощью этого метода можно проследить криминологические особенности  взаимоотношений в группе, дать им оценку, выявить характер психологических  взаимоотношении, наличие конфликтных  ситуаций, группировок, лидерства и  т. п.

    Социометрическое  исследование предлагает использование  преимущественно методов письменного  и устного опросов (анкетирование, интервью). Полученные данные обрабатываются и суммируются в социоматрицах (схемах)1.

    1 Волков И.П. Социометрические методы социально-психологических исследований –Л., 1970.

 

    В криминологии указанный метод полезен  при изучении эффективности мер  уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы, ограничение  свободы и др.), в уголовном  праве (институт соучастия и т. п.).

    Документальный  метод предполагает изучение документов, содержащих информацию, представляющую интерес в криминологических исследованиях.

    Важнейшим источником документальной информации является обобщение судебно-следственной практики. Ни одна другая наука не располагает  столь подробным и достоверным  репрезентативным количеством содержащихся в уголовном деле документированных  сведений о событии, происшествии, поступке, преступлении, личности преступника, потерпевшего, как криминология2.

    2 См.: Курс советской криминологии. М., 1985. – С.43.

 

    Изучение  уголовных дел, как правило, дополняется: опросом преступников, их родственников, сослуживцев; анализом документов, не вошедших в уголовное дело (личных писем, официальных свидетельств и  т. п.); проведением психологических  тестов, составлением социограмм и т. п.

    Помимо  уголовных дел, указанный метод  используется для анализа самой  разнообразной иной документации: официальной  и неофициальной (законодательный  материал, личные документы, правовая, экономическая и иная статистика и т. д.).

    Наблюдение представляет собой процесс визуального восприятия обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение.

    Известны  такие виды наблюдения, как непосредственное, при котором исследователь ограничивает свою роль пассивным наблюдением конкретной ситуации. Другой вид – включенное наблюдение, при осуществлении которого исследователь становится активным участником изучаемого процесса (деятельности) в коллективе (группе), где о его роли чаще всего никому не известно, впрочем этот аспект зависит от вида, целей и характера наблюдения.

    Эксперимент –- научно поставленный опыт. В узком смысле применяется весьма ограниченно, ибо из-за его криминологической сути нередко возникают проблемы этического характера. Так, нельзя методом эксперимента воспроизводить опытным путем многие причины и условия конкретного преступления. Вместе с тем указанный метод может быть успешно применен для проверки действия социально положительных факторов, эффективности профилактической работы и т. п. Другими словами, социальный эксперимент полезен при изучении искусственно создаваемых изменений условий и форм общественной жизни в рамках, например, экономических или социально-правовых преобразований (проверка эффективности и обоснованности суда присяжных в отдельных регионах и т. п.).

    Экспертная  оценка необходима при прогнозировании тех или иных явлений. При осуществлении этого метода в основе результата оценки заданных субъективных и объективных факторов, влияющих на преступность, лежит мнение соответствующих специалистов, ответы которых обобщаются, анализируются с целью определения их усредненного значения1.

 

8.

     Статистический, с помощью которого исследуются количественно-качественные показатели преступности и личности правонарушителей1. Этот метод позволяет:

    а) дать всестороннюю цифровую характеристику состояния преступности в целом  по стране, ее регионам, в отдельном  населенном пункте или на отдельном  объекте;

    б) выявить закономерности развития преступности в стране (регионах), ее динамику;

    в) охарактеризовать состав преступников по социально-демографическим и  другим признакам, имеющим уголов-но-правовое и криминологическое значение (пол, возраст, число совершенных преступлений и т. п.);

    г) определить в цифровом выражении  наиболее характерные, устойчивые и  закономерные связи между преступностью  и другими социальными явлениями;

    д) собрать необходимый цифровой материал, который может служить основой  для выявления причин и условий, способствующих преступности, а также  для ее прогнозирования и разработки конкретных мер профилактического воздействия;

    е) получить необходимые данные, характеризующие  уголовно-правовые, административные меры воздействия, применяемые к  преступникам, с целью оптимизации  этого процесса и установления его эффективности.

9.

Третья группа общенаучных методов объединяет математические методы: измерение, вычисление, геометрические построения, уже упомянутое математическое моделирование.

При измерении  путем сравнения исследуемой  величины с однородной ей величиной (обычно принимаемой за единицу измерения  и называемой мерой) устанавливают  количественное соотношение известной  и неизвестной величин. Объектами измерения в криминалистике являются различные физические характеристики предметов, явлений, процессов: размеры, масса, объем, температура, временные интервалы, скорость движения, спектральные характеристики и др.

 

 

Для установления этих параметров часто используются вычисления. Необходимы они и при  проведении математического моделирования.

 

 

Составление планов, чертежей, схем в криминалистике невозможно без использования метода геометрических построений. Этот метод тесно связан с измерением, когда проведение непосредственных измерений затруднено (например, на месте происшествия имеется крутой обрыв и нельзя просто измерить расстояние между объектам

 
 

10.

 

Методы  психологии имеют особенное значение для криминологии в целом как науки, так и в процессе криминологических исследований, как набор специальных методик. Наиболее необходимы методы психологии в процессе изучения личности преступника. Сам термин личность в первую очередь взят из психологии. Способ мышления, мотивации, установки, ценностные ориентации личности дают основу для криминологической характеристики личности преступника. Таким образом, в теоретическом плане методы психологии являются родственными криминологии.

В частнонаучном плане психологические методы изучения криминологических проблем состоят из личностных характеристик и анализа межличностных связей и отношений в так называемых малых группах. Криминология использует такой прием психологии как метод психологического тестирования. Психологические тесты – это методы, с помощью которых измеряется степень выраженности психических свойств личности, а также совокупности свойств лиц и психических состояний малых групп.

По предмету исследования выделяют в теории три  основные группы тестов: общеличностные, личностные, групповые. Метод психологического тестирования наиболее удобен в процессе изучения лиц, склонных к совершению преступлений либо уже осужденных за совершение преступления. На основе такого анализа возможна выработка общей криминологической характеристики лица с девиантным типом поведения.

11.

12.

Преступность - сложное социально-правовое явление, в силу чего она изучается различными науками, исследующими ее отдельные стороны. Так, уголовное право дает представление о преступлении как уголовно наказуемом деянии; уголовно-процессуальное право рассматривает порядок, процедуру расследования преступлений; криминалистика - методы сбора доказательств, раскрытия преступлений; судебная медицина и психиатрия - влияние физического и психического состояния лица на совершение им преступления; социология - место и роль преступности в обществе, его отдельных структурных элементах.

Однако только криминология охватывает проблему преступности в  целом. Данная наука изучает преступность как объективно существующее в обществе негативное явление, связанное с  другими социальными явлениями, имеющее свои закономерности, требующее  специфических форм и методов  борьбы. Именно поэтому понятие преступности служит исходным положением для криминологической  науки. Будучи стержневым элементом  предмета криминологии, понятие преступности всегда определяло объем и границы  научного поиска в сложном криминологическом  комплексе многообразных явлений  и процессов социальной жизни.

Информация о работе Лекция по "Криминологии"