Лекция по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:29, лекция

Краткое описание

Для раскрытия сущности криминологии важно не только определить ее предмет, но и место в системе других наук. При этом особенно важно установить степень "родства" со смежными научными дисциплинами и степень самостоятельности криминологических знаний.

Файлы: 1 файл

вопросы к экзамену.docx

— 133.28 Кб (Скачать)

Криминология

2.

Для раскрытия сущности криминологии важно не только определить ее предмет, но и место в системе  других наук. При этом особенно важно  установить степень "родства" со смежными научными дисциплинами и степень  самостоятельности криминологических  знаний.

В начале XX в. криминологическая проблематика рассматривалась в рамках уголовного права. Это аргументировалось тем, что криминология зародилась в недрах уголовного права, что учение о преступности - аспект уголовно-правовой науки и изъятие криминологии из содержания уголовного права делает его сухой юридической догмой.

Такая позиция не лишена оснований. Действительно, криминология и уголовное право в ряде случаев  оперируют одними и теми же понятиями, например "преступление", "наказание", "состав преступления", "квалификация преступления" и др. Однако данное обстоятельство свидетельствует лишь о взаимосвязи уголовного права  и криминологии. Уголовное право  во многих случаях также оперирует  криминологическими понятиями, совершенно не обедняя науку криминологию и  не снижая ее социального назначения.

Криминология вообще не является собственно правовой наукой, не изучает правоотношений. Ее правовая сторона состоит в том, что, рассматривая преступность как социальное явление, она базируется на правовых конструкциях преступного поведения, даваемых в  уголовном законе. В то же время  для нее характерен широкий социологический  подход к исследованию преступности, личности преступника. Таким образом, связь криминологии с уголовным  правом вполне очевидна, однако она  не исключает самостоятельности  криминологии как науки.

Как комплексная  научная отрасль знания, криминология связана и с другими научными дисциплинами. Речь в первую очередь  идет о таких юридических науках, как уголовно-исправительное право, уголовный процесс, криминалистика, административное, трудовое, семейное право, и др.

Так, уголовно-исправительное право использует криминологические  знания и рекомендации для предупреждения рецидива преступлений, повышения эффективности  исправления и перевоспитания осужденных. В полной мере это относится к  осуществлению административного  надзора в отношении ранее  судимых лиц.

Представляется также  очевидной связь криминологии с  уголовным процессом. Прежде всего это вытекает из общности задач криминологии и уголовного процесса, которая состоит в том, что деятельность участников уголовно-процессуальных взаимоотношений направлена на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дела по существу, включая выявление причин и условий совершения преступлений, а также осуществление мер по их устранению.

Не менее очевидна связь криминологии с криминалистикой. Она проявляется прежде всего в том, что важные положения криминалистики и ее методологические основы используются для распознавания форм преступных проявлений, выработки средств и методов предупреждения преступлений. В свою очередь, криминологические знания нередко служат основанием для определения тактических приемов раскрытия преступлений.

Криминологию справедливо  называют комплексной наукой, имея в виду, что она объединяет в  себе, кроме юридических, элементы других наук (социологии, философии, экономической  науки, психологии, педагогики, демографии и др.). В то же время комплексность криминологии отнюдь не лишает ее самостоятельности, а лишь существенно обогащает ее знания и арсенал средств предупредительного воздействия.

Связь криминологии с другими науками имеет различное  содержание. Дело в том, что преступность, ее причины, личность преступника, средства предупреждения преступлений - проблема многоплановая, требующая объединения усилий многих отраслей научных знаний (психологии, педагогики, демографии, математики и др.).

Все это позволяет  констатировать, что криминология связана  с фундаментальными общественными  науками (прежде всего с философией, социологией, экономической наукой, политологией); с иными общественными  науками (в том числе уголовно-правового  цикла); с точными и естественными  науками (см. рис. 1.3). 

                ┌────────────────────────────────────────┐

                │  Связь криминологии с другими науками  │

                └────────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────┐    ┌────────────────────┐    ┌────────────────┐

│    Уголовное право    ├─┐  │      Философия     ├─┐┌─┤  Экономические │

└───────────────────────┘ │  └────────────────────┘ ││ │     науки      │

┌───────────────────────┐ │                         ││ └────────────────┘

│Уголовно-процессуальное├─┤  ┌────────────────────┐ ││ ┌────────────────┐

│         право         │  │  │  Этика и эстетика  ├─┤├─┤   Демография   │

└───────────────────────┘ │  └────────────────────┘ ││ └────────────────┘

┌───────────────────────┐ │                         ││ ┌────────────────┐

│Уголовно-исполнительное│  │                         │├─┤   Статистика   │

│         право         ├─┤                         ││ └────────────────┘

└───────────────────────┘ │  ┌────────────────────┐ ││ ┌────────────────┐

┌───────────────────────┐ │  │                    │ │├─┤  Математика и  │

│Административное право ├─┼┬─┤    Криминология    │ ││ │ кибернетика   │

└───────────────────────┘ ││ │                    ├─┘│ └────────────────┘

┌───────────────────────┐ ││ │                    ├──┤ ┌────────────────┐

│         Теория        │ ││ └────────────────────┘  ├─┤   Психология   │

│  оперативно-розыскной  ├─┤│                         │ └────────────────┘

│     деятельности      │ ││                         │ ┌────────────────┐

└───────────────────────┘ ││                         ├─┤    Педагогика  │

┌───────────────────────┐ ││                         │ └────────────────┘

│    Криминалистика     ├─┤│ ┌────────────────────┐  │ ┌────────────────┐

└───────────────────────┘ │├─┤ Теория социального │  ├─┤    Психиатрия  │

┌───────────────────────┐ ││ │    управления      │  │ └────────────────┘

│   Гражданское право   ├─┤│ └────────────────────┘  │ ┌────────────────┐

└───────────────────────┘ ││ ┌────────────────────┐  └─┤  Криминология  │

┌───────────────────────┐ │└─┤    Социология      │    └────────────────┘

│  Трудовое и семейное  │ │  └────────────────────┘

│          право        ├─┘

└───────────────────────┘ 

Рис. 1.3. 

Являясь самостоятельной, наука криминология может характеризоваться  как система научных знаний о  преступности, ее причинах и иных детерминантах, личности преступника и социальной деятельности по предупреждению преступлений и преступности в целом.

Особенно ответственные  задачи стоят перед данной наукой в связи с происходящими на нынешнем этапе развития нашего общества изменениями, охватившими все сферы  общественной жизни. Криминология, как и другие общественные науки, призвана внести свой вклад в обновление тех криминологических знаний, которые, в силу ряда субъективных тенденций, отстали от жизненно важных проблем борьбы с преступностью. Новые криминологические знания должны вооружить юристов не только современными представлениями о природе преступности и ее сущности, но и служить научно обоснованной ориентацией для правильного и надежного обеспечения практических мер по борьбе с ней.

Арсенал криминологических  средств станет богаче и мощнее, если практические работники овладеют криминологическим мышлением, создающим основу для правильного понимания происходящих в обществе преобразований. Для этого нужны энергичные усилия по овладению диалектикой развития новых общественных процессов в сочетании с эффективным решением кардинальных проблем жизни, к которым, безусловно, относится и борьба с преступностью.

Криминологические знания способны сыграть определенную роль в преодолении у практических работников догматических представлений, упрощенчества и стереотипов  мышления о преступности, личности преступника, механизме преступного  поведения, причинах этих негативных явлений, путях и средствах противодействия  им.

3.

Рождение криминологии как науки связывается с выходом  в 1885 г. книги итальянского ученого Р. Гарофало. Однако идеи о сущности преступности, ее причинах, предупреждении преступлений интересовали человеческое общество всегда, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания по этим вопросам мыслителей древности (Платон, Аристотель), эпох Возрождения (М. Лютер, Дж. Локк), Просвещения (Монтескье, Руссо и др.), становления и развития капитализма (Ч. Ломброзо, Кетле и др.).

Анализ многочисленных теорий и научных взглядов дает основания  для выделения трех основных направлений (классического, антропологического и  социологического), по которым исторически  развивались криминологические  идеи, позволившие в конечном счете сформировать криминологию как самостоятельную науку. 
 

Представители классических криминологических школ (Беккариа, Бентам, Горвард, Лист, Фейербах и др.) уже в XVIII-XIX вв. решительно отвергли теологическое понимание преступности, как проявления сатанинского, дьявольского начала. По их мнению, преступление - следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. Сам же этот выбор предопределен тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни.

Еще один постулат классиков  состоял в оценке наказания за совершенное преступление, как неотвратимого  и справедливого ответа общества, не преследующего проявления жестокости, но устрашающего, исправляющего и  обезвреживающего преступника.

Многие идеи "классиков" сохраняют определенное значение и  в современном обществе. Так, испытание  временем выдержали такие положения  Беккариа, как необходимость соразмерности между преступлениями и наказаниями; преимущество предупреждения преступления перед наказанием и т.п.

В то же время представители  классических теорий при переоценке возможностей уголовного наказания  недостаточно внимания уделяли личности преступника, а также объективным  социальным факторам, детерминирующим  преступность, лишь к мерам воспитания и просвещения сводили предупреждение преступлений.

Серьезные пробелы  классической школы дали определенный толчок к развитию антропологического направления криминологической  теории, одним из первых представителей которого стал итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо.

Проведенные Ч. Ломброзо исследования личности, организма лиц, совершивших преступления, привели к формированию так называемой теории прирожденного преступника. Основные идеи этой теории сводились к следующим положениям: преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые физиологические, психологические и даже анатомические свойства. Последние при этом различаются в зависимости от преступной направленности личности на совершение убийств, изнасилований, посягательств на собственность. Подобные взгляды приводили к выводам о необходимости внесудебных процедур выявления и изоляции прирожденных преступников.

Информация о работе Лекция по "Криминологии"