Лекция по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:29, лекция

Краткое описание

Для раскрытия сущности криминологии важно не только определить ее предмет, но и место в системе других наук. При этом особенно важно установить степень "родства" со смежными научными дисциплинами и степень самостоятельности криминологических знаний.

Файлы: 1 файл

вопросы к экзамену.docx

— 133.28 Кб (Скачать)

    ┌───────────┴────────────┐           └──────────────────────────────┘

    │ Природа возникновения  │

    └──┬────────┬────────┬───┘

 ┌─────┴─────┐   │ ┌──────┴─────┐

 │Объективные│   │ │Субъективные│

 └───────────┘   │ └────────────┘

  ┌─────────────┴────────────┐

  │   Объективно-субъективные │

  └──────────────────────────┘

 

Рис. 4.1.

 

По механизму действия негативные социальные процессы, детерминирующие  преступность, подразделяются на причины, условия и криминогенные факторы. Подробнее об этом говорилось выше.

По уровню функционирования криминогенные детерминанты классифицируются на причины и условия преступности в целом (общие причины), отдельных  видов преступлений и конкретных их проявлений.

Эти уровни криминогенного комплекса преступности образует своеобразный причинно-следственный слой и совокупность взаимозависимостей, которые определяют "облик" преступности. Общая характеристика причин и условий преступности изложена выше. Что касается причин отдельных  видов и групп преступлений, то их рассмотрение составляет основу самостоятельного раздела криминологии.

Основные уровни причин преступности взаимообусловлены. Процесс их взаимосвязи идет как  от первого (более общего) уровня к  последнему (конкретному), так и наоборот, т.е. от причин и условий конкретного  преступления к своеобразию особенностей видов и групп преступлений, к  обобщающим характеристикам причинного комплекса преступности в целом. Система общих причин преступности содержит наиболее крупные обобщенные блоки детерминант преступности. В криминологической литературе они именуются источниками преступности или причинами первого класса. Главное здесь не в названии, а  в их сущностной характеристике. Она  выражается прежде всего в том, что весь причинный комплекс преступности имеет разнопорядковую систему, которая образуется из различных по своей значимости и криминогенному влиянию на преступность блоков и сфер общественной жизни.

Содержательная сторона  причин и условий преступности состоит  в том, что многообразие их проявлений заключено в экономической, политической, социально-бытовой духовно-нравственной, социально-психологической, культурно-воспитательной и организационно-управленческой сферах жизнедеятельности общества.

Каждая из названных  сторон общественной жизни имеет  свои криминогенные последствия, которые  заслуживают самостоятельного изучения и учета в практике борьбы с  преступностью.

Отмечая главенствующую роль этих сфер жизни общества в  причинном комплексе преступности следует учитывать не только их противоречивые стороны, вызывающие криминогенные последствия, но и всю гамму других производных от них признаков и характеристик негативных сторон социальной действительности, влияющих прямо либо опосредованно на преступность.

По природе возникновения  детерминанты преступности принято  подразделять на объективные, объективно-субъективные и субъективные. Первые две категории на данном историческом этапе не зависимы от воли людей и поэтому не могут быть сразу же устранены. Их можно только нейтрализовать, блокировать, сократить, препятствовать их развитию и криминогенному воздействию. Объективны по своей природе, например, отставание сознания от бытия, индивидуального сознания от общественного, а также многие противоречия социального развития, о которых говорилось выше. Здесь следует учесть, что в чистом виде не существует ни объективных, ни тем более субъективных условий. Большинство из них носит объективно-субъективный характер с преобладанием либо объективного, либо субъективного. Так, в явлениях и процессах, не зависящих от конкретной деятельности людей, преобладают элементы объективного, в зависящих от поведения людей - субъективного (скажем, недостатки в организационно-управленческой деятельности).

По своей сущности детерминанты можно подразделить на социальные и биологические. Проблема соотношения социального и биологического имеет не только теоретическое и практическое значение, но и методологическую направленность.

Здесь следует сразу  же отграничить рассмотрение причин преступлений и преступности в целом. Не вдаваясь в подробный анализ существующих на этот счет позиций, нужно отметить, что отечественная криминологическая  наука исходит из концепции социальной обусловленности причин преступности, т.е. преступности как социально-правового  явления. Биологические же взаимосвязи  имеют существенное значение только при криминологическом анализе  причин конкретных преступлений и их разновидностей.

В литературе по вопросам соотношения социального и биологического, издающейся у нас и за рубежом, содержится неоднозначный и нередко  противоречивый набор мнений. Наряду с диалектико-материалистическим подходом к проблеме высказываются суждения, переоценивающие либо же, напротив, недооценивающие роль биологического начала. Утверждается, например, что  все стороны духовной жизни человека так или иначе детерминированы  его генами, а поэтому изменение  криминогенной направленности конкретного  лица потребует изменения его  генетических свойств. В других же случаях  все сводится к социальной среде, и в механизме формирования личности преступника не остается места для природного, биологического.

Оба эти подхода  грешат односторонностью. Любой человек, в том числе и преступник, выступает  в реальной жизни как целостное  существо, которое воспроизводит  себя и совершает поступки в единстве биологических, социологических и  социальных характеристик. Он развивается  как сознательное существо, постигая окружающую действительность, в которой  биологические и социальные свойства как бы накладываются друг на друга. Следовательно, при оценке уголовно-правового, криминального характера поведения  конкретного человека нужно учитывать  как социальные, так и биологические  детерминанты.

Современная наука  доказала, что биологическое в  человеке - это только предпосылка для его социального развития. Формируется человек в конкретных условиях жизнедеятельности, которые в конечном счете оказывают решающее влияние на его нравственную позицию и правовую ориентацию.

29.

Представления о  причинах преступности в нашей стране претерпели в последние десятилетия  значительные изменения. Длительное время  в условиях советской системы  вообще отрицалось существование присущих социалистическому обществу социальных причин преступности. Она объяснялась  лишь пережитками прошлого и негативным влиянием капиталистического окружения.

Изучение причинного комплекса преступности в современной  России свидетельствует о несводимости ее истоков, корней к какой-либо монопричине. В качестве причин этого негативного явления выступают социальные явления и процессы, коренящиеся в самом обществе, имеющие объективный характер, обусловленные закономерностями его функционирования. В качестве наиболее важных причин и условий современной преступности выступают указанные явления и процессы в сферах экономики, политики, социальных отношений, идеологии (см. рис. 4.2).

 

30.

31.

При криминологическом  анализе причин совершения преступления важно учитывать роль социально-психологического механизма поведения личности. Под  таким механизмом понимается последовательность и продуманность вариантов поведения, из которых выбирается наиболее предпочтительный. Взаимодействие психологических компонентов  поведения показано на рис. 6.2. Этот процесс чрезвычайно сложен, он затрагивает всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимодействии с внешней средой.

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│      Психологический механизм совершения умышленного преступления     │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────┐

│    Личность     │

└─────────┬───────┘

         

 ┌─────────────────────────────────────┐

 │  Потребности (материальные, духовные)│

 └──────────┬──────────────────────────┘

           

      ┌──────────┐

      │ Интерес  │

      └────────┬─┘

              

            ┌─────────┐

            │  Мотив  │

            └───────┬─┘

                   

                  ┌─────────────┐

                  │    Цель     │

                  └───────────┬─┘

                             

                            ┌─────────────────┐

                            │  Выбор средств  │

                            └───────────────┬─┘

                                           

                             ┌────────┐   ┌───────────┐

                             │  Воля  ├──_│  Решение   │

                             └───┬────┘   └───────┬───┘

                                 │               

                                 │             ┌────────────────────────┐

                                 └────────────_│         Поступок       │

                                               └────────────────────────┘

 

Рис. 6.2.

 

Центральным звеном в причинной цепочке поведения  является мотив. В качестве первоосновы  формирования мотива выступают потребности. Именно через призму потребностей воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности  являются продуктом связи человека с внешней средой. По мере того как  потребности осознаются человеком, они становятся интересом. Устойчивый интерес в свою очередь становится стремлением. Потребности, интересы, стремления в аккумулированном виде составляют основу мотива. Он получает соответствующую  эмоциональную окраску в различных  чувственных проявлениях (радость, огорчение, раздражение и т.д.).

Выбор путей и  средств удовлетворения мотива осуществляется лишь применительно к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность  субъекту осуществить мотивационный  выбор, который проявляется в  формировании конкретной цели. Последняя выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение. Цель избирается в результате взаимодействия по меньшей мере трех факторов: мотива, жизненной установки личности и образа конкретной ситуации, в которой происходит событие.

Дальнейшее взаимодействие различных психологических процессов  постепенно приводит к формированию конкретных намерений и поведенческих  решений, планов реализации преступного  поведения. План конкретизирует и детализируют цель и, в частности, включает представления  о средствах ее достижения, месте  и времени совершения преступления и других важных с точки зрения достижения преступного результата условиях. Осмысливание плана предполагает сложное взаимодействие всех психических свойств человека (памяти, способностей, эмоций, восприятия и др.). Немаловажную роль при этом играет прошлый опыт, который позволяет в определенной мере предвидеть результаты собственных действий и их последствия.

Существенным элементом  механизма поведения является воля. Под нею понимается сознательное регулирование человеком своих  действий и поступков, требующих  преодоления внутренних и внешних  трудностей. Волевой акт характеризуется  количеством энергии, затрачиваемой  на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Без него все указанные элементы механизма  поведения могут не сработать, и  преступление не будет совершено. Волевые  свойства личности проявляются в  ее целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостоятельности  и др.

Информация о работе Лекция по "Криминологии"