Лекция по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:29, лекция

Краткое описание

Для раскрытия сущности криминологии важно не только определить ее предмет, но и место в системе других наук. При этом особенно важно установить степень "родства" со смежными научными дисциплинами и степень самостоятельности криминологических знаний.

Файлы: 1 файл

вопросы к экзамену.docx

— 133.28 Кб (Скачать)

Можно также выделить следующие типы преступников по характеру  преобладающей преступной мотивации:[100]

  • Насильственный тип личности, для которого характерна деформация представлений о ценности человеческой личности, жизни и здоровья человека,общественной безопасности.
  • Корыстный тип, для которого характерно стремление к обогащению.
  • Лица, пренебрегающие обязанностями, которые возложены на них законом или трудовым договором.
  • Неосторожные преступники — лица, которые легкомысленно или небрежно относятся к общепринятым правилам безопасности.
  • Лица, которые совершают преступления с целью добыть минимально необходимые средства к существованию.

Далеко не каждый конкретный преступник может быть однозначно отнесён  к одной из перечисленных групп. Зачастую у лица наблюдаются признаки, присущие не одному, а нескольким преступным типам.

 

26.

27.

Одной из составных  частей общего причинного комплекса  преступности являются причины и  условия индивидуального преступного  поведения. Изучение существующей между  ними взаимосвязи является важной криминологической  задачей.

Однако если причины  преступности в целом обусловлены  противоречиями социальной среды, то причины  и условия совершения конкретного  преступления в большей степени  подвержены влиянию непосредственного  окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование. Таким образом проявляется сложный комплекс причинных зависимостей - от индивидуального преступного поведения и его непосредственных детерминант до общих причин преступности, поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представители общества, являющиеся носителями его устоев и условий его жизнедеятельности во всем их многообразии и реальных проявлениях. Да и сама микросреда, оказывающая прямое воздействие на формирование конкретного индивида, производна от более широкой общественной среды и в определенном смысле является ее порождением.

В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с  личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые  являются едиными для всех преступлений.

В общем виде причинами  конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп  условий. К первой относятся те из них, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Искажения и деформации в них  образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно относятся к процессу совершения преступления, создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.

Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных  жизненных условий негативных, нравственно-психологических  свойств личности и внешних объективных  обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию. На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются предпосылки, рассматриваемые как возможность совершения преступления конкретным лицом. На уровне конкретной ситуации сложившаяся у лица криминогенная мотивация реализуется в действительность (см. рис. 6.1).

 

    ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    │  Факторы, обусловливающие индивидуальное преступное поведение   │

    └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘

               ┌────────────────────────────────────────┐

               │       Социальная действительность      │

               └───────┬──────────────────────────┬─────┘

                                                

┌────────────────────────────────┐  ┌───────────────────────────────────┐

│    Условия неблагоприятного    │  │             Негативные            │

│   нравственного формирования   │  │    нравственно-психологические    │

│           личности             │  │         свойства личности         │

└──────────────────────────┬─────┘  └─────┬─────────────────────────────┘

                                        

                 ┌──────────────────────────────────────┐

                 │    Конкретная жизненная  ситуация     │

                 └─────────────────┬────────────────────┘

                                  

                 ┌──────────────────────────────────────┐

                 │    Решение совершить преступление    │

                 └─────────────────┬────────────────────┘

                                  

                 ┌──────────────────────────────────────┐

                 │             Преступление             │

                 └──────────────────────────────────────┘

 

Рис. 6.1.

 

Это положение имеет  не только теоретическое, но и практическое значение. Так, правоохранительные органы, осуществляя профилактическую деятельность на обоих указанных уровнях, выявляют условия, отрицательно влияющие на формирование нравственно-психологических свойств личности в семье, учебном или производственном коллективе, бытовом окружении, сфере общения и в других областях социальной жизни, с тем чтобы принять соответствующие меры по их устранению, при необходимости взаимодействовать с другими учреждениями, предприятиями и общественными организациями для оздоровления обстановки и нейтрализации возникших криминогенных ситуаций.

Дальнейшее изучение структуры преступного поведения  требует раздельного анализа  каждой из линий причинной цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествует постановка цели и предвидение результатов  своих действий. Все это откладывается  в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в  первую очередь таких, как прошлый  опыт, интересы, взгляды, психические  особенности лица. Сюда же следует  добавить влияние существующей внешней  ситуации.

Таким образом, с  точки зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат  взаимодействия личности и внешней  конкретной ситуации. К тому же следует  добавить, что личность развивается  на основе взаимодействия психофизических  данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней  средой.

Из этого следует, что у взрослого человека все  социально значимые воздействия  внешней среды проходят через  его сознание и личностные особенности, т.е. между человеком и средой существуют сложные причинно-следственные зависимости.

Чтобы ответить на вопрос, в каком из звеньев причинной  цепочки коренятся причины совершения конкретного преступления, нужно  рассмотреть их по существу, используя  материалы конкретных криминологических  исследований. Только тогда можно  получить данные о том, какие именно причины несут в себе наибольшую степень криминогенности, какие конкретно сферы внешней среды и на каком жизненном этапе индивида оказали на него криминогенное влияние, какие психофизические свойства и особенности конкретного лица оказались наиболее податливыми к такому воздействию.

28.

Разнообразие проявлений преступности, ее связь со многими  сторонами общественной жизни обусловливают  необходимость классификации ее причин и условий. Правильный выбор  классификационных признаков имеет  важное научно-познавательное и практическое значение. Главное здесь состоит  в том, что из всего многообразия причинных зависимостей преступности следует избрать те, которые содержат общие основания для разделения ее природы по основополагающим признакам.

В криминологической  литературе принято выделять следующие  основания классификации детерминантов  преступности: механизм действия, уровень  функционирования, содержание, сущность и природа их возникновения (см. рис. 4.1).

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│    Классификация детерминантов преступности по различным основаниям   │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    ┌────────────────────────┐           ┌──────────────────────────────┐

    │    Механизм действия   ├───────────┤Причины                       │

    └───────────┬────────────┘           │Условия                       │

                │                        │Криминогенные факторы         │

                │                        └──────────────────────────────┘

    ┌───────────┴────────────┐           ┌──────────────────────────────┐

    │Уровень функционирования├───────────┤Общие  причины                 │

    └───────────┬────────────┘           │Причины видов преступлений    │

                │                        │Причины отдельных преступлений│

                │                        └──────────────────────────────┘

                │                        ┌──────────────────────────────┐

    ┌───────────┴────────────┐           │Экономические                 │

    │       Содержание       ├───────────┤Политические                  │

    └───────────┬────────────┘           │Социально-бытовые             │

                │                        │Духовно-нравственные          │

                │                        │Социально-психологические     │

                │                        │Культурно-воспитательные      │

                │                        └──────────────────────────────┘

    ┌───────────┴────────────┐           ┌──────────────────────────────┐

    │        Сущность        ├───────────┤Социальные                    │

    └───────────┬────────────┘           │Биологические                 │

Информация о работе Лекция по "Криминологии"