Лекция по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:29, лекция

Краткое описание

Для раскрытия сущности криминологии важно не только определить ее предмет, но и место в системе других наук. При этом особенно важно установить степень "родства" со смежными научными дисциплинами и степень самостоятельности криминологических знаний.

Файлы: 1 файл

вопросы к экзамену.docx

— 133.28 Кб (Скачать)

Завершается причинная  цепочка реализаций принятого решения  о совершении преступления в конкретном преступном деянии.

Важно заметить, что  все указанные звенья причинной  цепочки содержат большие возможности  профилактического характера. В  первую очередь это относится  к надлежащему нравственному  формированию личности, выработке у  нее социально оправданных потребностей и интересов, оказанию позитивного воздействия на конкретное лицо с тем, чтобы сформировать у него умение регулировать свои действия в социально полезном направлении и согласовывать свои личные интересы с общественными. В решении этой задачи важная роль принадлежит правоохранительным органам.

 

32.

      Выделяются  следующие основные мотивы:

      1) общественно-политические: устройство управления государством и обществом, участие в этом управлении, влияние на него и т. п.;

      2) социально-экономические: а) удовлетворение абсолютных, т. е. самых необходимых, жизненно важных потребностей; б) удовлетворение "относительных потребностей", возникающих в условиях социально-экономической дифференциации населения и сравнения людьми своего положения с положением окружающих; в) достижение своего идеала – некоего материального стандарта (сверхбогатство) или социального стандарта (проникновение в высшие слои общества), на которые ориентировано данное лицо;

      3) насильственно-эгоистические (агрессивные в физическом или психологическом планах): а) абсолютизация идеи самоутверждения, реализации имеющихся потребностей и интересов в любых формах; б) самоутверждение в тех формах, которые возможны для лица в конкретных ситуациях (невоспитанный, нецивилизованный человек привычно отвечает оскорблением на замечания либо затруднение в использовании судебного порядка защиты чести и достоинства ведет к физической расправе с обидчиком); сюда же относятся случаи, когда забитый, находящийся в нечеловеческих условиях человек и утверждается "нечеловечески";

      4) легкомысленно-безответственные: а) отсутствует потребность и заинтересованность в соотношении своих поступков с существующими нормами поведения, законом; б) избирательность такого соотношения (например, только в условиях строго внешнего контроля либо в общении с власть имущими, но не подчиненными и безответными людьми и т. п.)1.

      В преступном поведении и преступности они могут проявляться в различных  сочетаниях. Кроме того, отмечается своеобразие криминальной мотивации отдельных групп преступников (несовершеннолетних, женщин и т. д. ) либо в разных типах ситуаций, в том числе чрезвычайных.

      В преступлениях несовершеннолетних дают себя знать возрастные особенности, проявляющиеся в неблагоприятной  для формирования и жизнедеятельности личности социальной среде. Во-первых, в мотивах роста, причем в противоречивой форме, путем доказывания лично значимой для него группе, лицам, что "я, как вы", и наряду с этим подчеркивания: "я – личность", причем в последнем случае, как правило, в общении с иными субъектами. Во-вторых, фиксируются мотивы, связанные с уходящим детством и его пережитками, так называемый детский анархизм: стремление немедленно иметь заманчивые вещи, покататься на машине, дать сдачи обидчику и т. п., как когда-то учили в раннем детстве. В-третьих, в преступлениях подростков проявляются мотивы, вытекающие из их зависимости от взрослых и неумения находить законные способы отстаивания своих прав. Отсюда .убийства родителей, отчимов, издевающихся над семьей, побеги из дома, бродяжничество с последующими кражами для удовлетворения неотложных материальных потребностей2, Важно еще раз подчеркнуть, что дело тут не в биологическом факторе – возрасте лица, а в социальной его окраске и условиях проявления.

      Изучение  уголовных дел, опросы экспертов, осужденных показали, что за преимущественным ростом преступности против собственности  в конце 80-х – первой половине 90-х годов просматривалось следующее:

      а) абсолютное обнищание части населения  и стремление удовлетворить самые  необходимые потребности (по выборочным данным, удельный вес таких имущественных  преступлений увеличился с 3 до 8% в 1990–1992 гг. ); особенно это характерно для деяний несовершеннолетних;

      б) усиление социально-экономической  дифференциации населения, в том  числе за счет криминального обогащения одних лиц и связанное с  этим стремление других лиц любым путем уравнять свое положение с наиболее обеспеченными группами, особенно в условиях широкой и назойливой рекламы дорогостоящего образа жизни. Это проявлялось в разных формах криминального поведения: вымогательствах, кражах, разбоях, должностных и экономических преступлениях;

      в) экономическое самоутверждение  в условиях стремительного рывка  к рынку, передела собственности, конкуренции  при сильном давлении криминального фактора, отсутствия системы действенной поддержки добросовестного предпринимательства и надежного обеспечения его безопасности государственными и общественными институтами. Следствие этого: наемные убийства; торговля государственными секретами, национальным достоянием, детьми; похищение людей;

      превышение  власти, должностных полномочий, злоупотребление  ими; взяточничество; переход немалого числа молодых людей на обслуживание лидеров криминальной среды и рост организованной преступности, коррупции;

      г) полный отказ государства от антиалкогольной  политики и даже монополии на производство и торговлю спиртными напитками. В результате росла преступность ради приобретения спиртных напитков либо средств для их приобретения, а также преступность, связанная с конфликтами на почве пьянства. Увеличивался удельный вес выявленных лиц, совершавших преступления в нетрезвом состоянии (1986 г. – 27%; 1989 г. – 37%; 1992 г. – 39%; 1993 и 1994 гг. – 41%). Одновременно на корыстной преступности все отчетливее сказывается развитие наркомании в России.

      Среди криминологов одно время велись дискуссии  относительно целей преступного  поведения и преступной деятельности. В частности, являются ли преступными, общественно опасными сами цели либо только средства их достижения. Думается, общественно опасными бывают и цели:

      потребление наркотических веществ, ликвидация неугодного человека как такового, подавление инакомыслия.

 

33.

Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым. В то же время, если этот процесс совершается в позитивном направлении, его результат будет  благоприятен: рассогласованность и  противоречия между личностью и  средой, неизбежные в силу относительной  самостоятельности человеческого  существа, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не препятствует активной деятельности человека.

Но при неблагоприятном  нравственном формировании личности происходит обратное: возникает несоответствие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится прежде всего к таким категориям и свойствам личности, как потребности и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и их самооценка самим субъектом. В результате - субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.

Если выделить основные источники нравственного формирования личности, то ими будут:

- сама личность со всеми присущими ей свойствами;

- малые социальные группы - семья, школа, производственный коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется;

- общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно-воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы. Говоря о влиянии общества, следует подчеркнуть, что политические, экономические и социальные условия жизни членов данного социума, жизненный опыт, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются самой личностью. Всякие внутриполитические и внешнеполитические события также влияют на представления и взгляды человека.

В то же время личность формируется под воздействием не только всего общества в целом, но и тех малых социальных групп, в которых она состоит. А это  формирование не всегда оказывается  благоприятным.

Многие социальные противоречия, свойственные обществу, реализуются через малые группы. Например, наличие тех или иных социальных различий сказывается в  различиях образа жизни и функционирования малых групп (семьи, родственников, друзей, соседей), обсуждаются и оцениваются  ими.

Относительная самостоятельность  малой социальной группы приводит к  тому, что в ней могут возникать  групповые нормы поведения и  групповые ценности, не совпадающие  с нормами и ценностями, принятыми  обществом и санкционированными государством. Это не означает, что  такие групповые образцы поведения  всегда противоречат правовым или нравственным нормам общества; часто они в этом смысле нейтральны, т.к. касаются только профессиональных или иных определенных интересов участников группы (традиции семьи, взаимоотношения спортсменов  и т.д.).

Вместе с тем  возможны и такие групповые нормы  и образцы поведения, которые  противоречат праву и общественной нравственности. Причем всякая малая  группа осуществляет внутренний (неформальный), а иногда и внешний (формальный) контроль за выполнением указанных норм и требований.

Наиболее острые противоречия и конфликты между  групповой моралью и обществом  возникают на основе расхождения  между нравственными, правовыми  и иными нормами общества и  групповыми нормами, что проявляется  в безнравственности, правонарушениях  и преступлениях.

Центральное значение для формирования личности имеет  ее семья, в которой приобретаются  основные знания, первоначальное представление  об окружающем мире, о нормах поведения. При этом в семье зачастую существует целый ряд обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности, как объективного (неполнота  семьи, материальные затруднения, болезнь  родителей и т.п.), так и субъективного  характера (негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи, низкий уровень  воспитания).

Эти обстоятельства проявляются в вовлечении детей  в преступную деятельность, в пьянство, попрошайничество, проституцию; в совершении родителями аморальных проступков, преступлений; в существовании в семье антиобщественных взглядов, нравов, позиций; в нездоровой морально-психологической атмосфере, конфликтности; неправильной линии воспитания детей и в отсутствии вообще какого-либо воспитания.

К факторам, при наличии  которых наиболее интенсивно происходит формирование негативных нравственно-психологических  особенностей личности преступника, можно  также отнести: отрицательные явления  в трудовом коллективе (плохая организация  производства, атмосфера бесхозяйственности и безответственности, низкая дисциплина, пьянство, прогулы, текучесть кадров, отсутствие гласности и демократического управления в трудовом коллективе, нарушения трудового законодательства и др.); упущения в школьном воспитании (отрыв обучения от воспитания, недостаточная нравственно-психологическая подготовка учащихся к трудовой и общественной деятельности, слабая связь школы с семьей, формализм в педагогической работе, подмена воспитания администрированием и др.); недостатки в сферах общения и досуга (отрицательное влияние маргинальных групп, ориентация ближайшего окружения на антиобщественные "образцы" поведения и вседозволенность, ложное самоутверждение путем издевательств и хулиганских действий и др.); отсутствие социального контроля (недостаточная его эффективность в отношении лиц с начавшимся процессом деформации, игнорирование задачи позитивного воздействия на лиц, находящихся в неблагополучной среде, промедление с началом профилактического воздействия, безнаказанность правонарушителей и др.).

Объективные данные, полученные из достоверных источников о личности преступника, о его  социальном окружении, имеют особое значение для проведения индивидуальной профилактической работы с ним. Воспитательно-профилактическое воздействие на правонарушителя осуществляется в зависимости от особенностей его личности, характера и направленности совершенных им в прошлом преступлений, его семейного положения, связей, привычек, наклонностей, особенностей его работы и других обстоятельств. Способы получения указанной информации известны (беседы, анкетирование, непосредственное наблюдение и др.). Более подробно они описаны в разделе, посвященном методике проведения индивидуальной профилактики. Изучение личности направлено на выявление типичных для различных категорий преступников антиобщественных взглядов, привычек, шаблонов поведения, условий нравственного формирования и характера их взаимодействия с окружающей социальной средой. При этом важно проводить комплексное изучение, включающее социологические, психологические и юридические средства и способы получения информации о личности преступника.

Информация о работе Лекция по "Криминологии"