Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:29, лекция
Для раскрытия сущности криминологии важно не только определить ее предмет, но и место в системе других наук. При этом особенно важно установить степень "родства" со смежными научными дисциплинами и степень самостоятельности криминологических знаний.
Если выделить основные
источники нравственного
- сама личность со всеми присущими ей свойствами;
- малые социальные группы - семья, школа, производственный коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется;
- общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно-воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы. Говоря о влиянии общества, следует подчеркнуть, что политические, экономические и социальные условия жизни членов данного социума, жизненный опыт, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются самой личностью. Всякие внутриполитические и внешнеполитические события также влияют на представления и взгляды человека.
В то же время личность формируется под воздействием не только всего общества в целом, но и тех малых социальных групп, в которых она состоит. А это формирование не всегда оказывается благоприятным.
Многие социальные
противоречия, свойственные обществу,
реализуются через малые
Относительная самостоятельность
малой социальной группы приводит к
тому, что в ней могут возникать
групповые нормы поведения и
групповые ценности, не совпадающие
с нормами и ценностями, принятыми
обществом и санкционированными
государством. Это не означает, что
такие групповые образцы
Вместе с тем возможны и такие групповые нормы и образцы поведения, которые противоречат праву и общественной нравственности. Причем всякая малая группа осуществляет внутренний (неформальный), а иногда и внешний (формальный) контроль за выполнением указанных норм и требований.
Наиболее острые противоречия и конфликты между групповой моралью и обществом возникают на основе расхождения между нравственными, правовыми и иными нормами общества и групповыми нормами, что проявляется в безнравственности, правонарушениях и преступлениях.
Центральное значение для формирования личности имеет ее семья, в которой приобретаются основные знания, первоначальное представление об окружающем мире, о нормах поведения. При этом в семье зачастую существует целый ряд обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности, как объективного (неполнота семьи, материальные затруднения, болезнь родителей и т.п.), так и субъективного характера (негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи, низкий уровень воспитания).
Эти обстоятельства проявляются в вовлечении детей в преступную деятельность, в пьянство, попрошайничество, проституцию; в совершении родителями аморальных проступков, преступлений; в существовании в семье антиобщественных взглядов, нравов, позиций; в нездоровой морально-психологической атмосфере, конфликтности; неправильной линии воспитания детей и в отсутствии вообще какого-либо воспитания.
К факторам, при наличии которых наиболее интенсивно происходит формирование негативных нравственно-психологических особенностей личности преступника, можно также отнести: отрицательные явления в трудовом коллективе (плохая организация производства, атмосфера бесхозяйственности и безответственности, низкая дисциплина, пьянство, прогулы, текучесть кадров, отсутствие гласности и демократического управления в трудовом коллективе, нарушения трудового законодательства и др.); упущения в школьном воспитании (отрыв обучения от воспитания, недостаточная нравственно-психологическая подготовка учащихся к трудовой и общественной деятельности, слабая связь школы с семьей, формализм в педагогической работе, подмена воспитания администрированием и др.); недостатки в сферах общения и досуга (отрицательное влияние маргинальных групп, ориентация ближайшего окружения на антиобщественные "образцы" поведения и вседозволенность, ложное самоутверждение путем издевательств и хулиганских действий и др.); отсутствие социального контроля (недостаточная его эффективность в отношении лиц с начавшимся процессом деформации, игнорирование задачи позитивного воздействия на лиц, находящихся в неблагополучной среде, промедление с началом профилактического воздействия, безнаказанность правонарушителей и др.).
Объективные данные, полученные из достоверных источников о личности преступника, о его социальном окружении, имеют особое значение для проведения индивидуальной профилактической работы с ним. Воспитательно-профилактическое воздействие на правонарушителя осуществляется в зависимости от особенностей его личности, характера и направленности совершенных им в прошлом преступлений, его семейного положения, связей, привычек, наклонностей, особенностей его работы и других обстоятельств. Способы получения указанной информации известны (беседы, анкетирование, непосредственное наблюдение и др.). Более подробно они описаны в разделе, посвященном методике проведения индивидуальной профилактики. Изучение личности направлено на выявление типичных для различных категорий преступников антиобщественных взглядов, привычек, шаблонов поведения, условий нравственного формирования и характера их взаимодействия с окружающей социальной средой. При этом важно проводить комплексное изучение, включающее социологические, психологические и юридические средства и способы получения информации о личности преступника.
Основными источниками криминологической информации являются сами обследуемые, их родители, дети и другие члены семьи, знакомые и соседи, близкие друзья и приятели, сослуживцы и товарищи по работе, представители администрации и общественных организаций, материалы уголовных дел, исправительно-трудовых учреждений. При изучении нравственно-психологических свойств личности преступника, его ценностных ориентаций и правосознания хорошие результаты дает применение специальных тестов.
В правоохранительных
органах эта работа проводится в
двух направлениях: изучение и анализ
конкретной личности в связи с
решением вопросов о привлечении
к уголовной ответственности
либо применении индивидуально-
23.
Важным этапом познания личности преступника является изучение ее структуры. В ней отражается не только разнообразие образующих ее признаков, но и их различная роль в этиологии преступного поведения.
Структура личности преступника включает следующие составляющие ее подструктуры (признаки): биофизиологические, социально-демографические и социально-ролевые, нравственно-психологические, уголовно-правовые и криминологические.
Любая из названных
подструктур не может быть автономной,
т.к. все они находятся в
Биофизиологические признаки - это состояние здоровья, особенности физической конституции, природные свойства нервной системы и т.д.
Биологическая природа человека - необходимое условие индивидуальности личности, определяющей ее самобытность и неповторимость. Известно, что некоторые существенные психологические характеристики людей имеют генетический характер. От генетически обусловленных свойств и особенностей, психофизиологических возможностей индивида зависит во многом то, что он берет из окружающей среды, конкретных условий жизни и воспитания и других обстоятельств, с которыми ему приходится сталкиваться на жизненном пути. Важное значение имеет также генетически обусловленная степень активного сопротивления негативным явлениям окружающей среды.
Подструктуры человека оказываются настолько органически соединены, что биологическое не выступает в чистом виде, оно испытывает прямое и обратное социальные воздействия, преобразуется под их влиянием.
В то же время выделение в структуре личности преступника биологических признаков вовсе не означает психологизации или биологизации причин совершения преступлений. Многие психические особенности и биологически обусловленные свойства человека находятся под определяющим влиянием социальных факторов. Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.
Социально-демографическая подструктура включает такие характеристики, как пол, возраст, образование, социальное положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к городскому или сельскому населению и т.п. (см. рис. 5.1).
┌─────────────────────────────
│ Социально-демографическая характеристика личности преступника │
└────────────┬────────────────
┌────────────┐ │ ┌────────────────────┐ │ ┌────────────────────────┐
│ Пол ├───┼───┤ Род занятий │ ├──┤ Социальные роли │
└────────────┘ │ └────────────────────┘ │ │ и статусы │
┌────────────┐ │ ┌────────────────────┐ │ └────────────────────────┘
│ Возраст ├───┼───┤ Семейное положение │ │ ┌────────────────────────┐
└────────────┘ │ └────────────────────┘ │ │ Наличие или отсутствие│
┌────────────┐ │ ┌────────────────────┐ ├──┤ постоянного места │
│Образование ├───┼───┤Социальное положение│ │ │ жительства │
└────────────┘ │ └────────────────────┘ │ └────────────────────────┘
┌────────────┐ │ ┌────────────────────┐ │ ┌────────────────────────┐
│Материальные├───┴───┤ Специальность │ └──┤ Гражданство │
│ условия │ └────────────────────┘ └────────────────────────┘
└────────────┘
Рис. 5.1.
Так, данные о половом составе преступников показывают значительное преобладание мужчин над женщинами. Например, соотношение убийств, совершенных женщинами и мужчинами, составляет 1:11, причинивших тяжкий вред здоровью - 1:36. Однако по некоторым составам преступлений женщины относительно более активны, чем мужчины. Более 50% всех преступлений, совершаемых женщинами, носят корыстный характер. Особенно велик процент женщин, совершающих преступления в системе торговли и обслуживания населения. В целом же структура женской преступности отличается от структуры мужской преступности меньшим удельным весом тяжких насильственных преступлений.
Возрастная характеристика
преступников позволяет судить о
степени и интенсивности
В целом же наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет (до 70-75%). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для лиц 25-29 лет. Затем следуют 18-24-летние, 14-17-летние, 30-40-летние.
Образовательный и
интеллектуальный уровни во многом определяют
характер преступления. Это и понятно,
поскольку данные качества в значительной
мере влияют на круг интересов и
потребностей, направленность общения
и времяпрепровождения и, в конечном
счете, на образ поведения лица. Как
показывают криминологические
В социально-демографической
подструктуре личности преступника
важное криминологическое значение
имеют данные о социальном положении,
роде занятий и профессиональной
принадлежности (рабочий, служащий, представитель
индивидуально-трудовой деятельности,
учащийся, пенсионер, лицо, не занятое
общественно полезным трудом и др.).
Эти данные, в частности, показывают,
в каких сферах социальной жизни
и в каких социальных группах
распространены те или иные преступления,
какие отрасли народного