Лекция по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:29, лекция

Краткое описание

Для раскрытия сущности криминологии важно не только определить ее предмет, но и место в системе других наук. При этом особенно важно установить степень "родства" со смежными научными дисциплинами и степень самостоятельности криминологических знаний.

Файлы: 1 файл

вопросы к экзамену.docx

— 133.28 Кб (Скачать)

Если выделить основные источники нравственного формирования личности, то ими будут:

- сама личность со всеми присущими ей свойствами;

- малые социальные группы - семья, школа, производственный коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется;

- общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно-воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы. Говоря о влиянии общества, следует подчеркнуть, что политические, экономические и социальные условия жизни членов данного социума, жизненный опыт, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются самой личностью. Всякие внутриполитические и внешнеполитические события также влияют на представления и взгляды человека.

В то же время личность формируется под воздействием не только всего общества в целом, но и тех малых социальных групп, в которых она состоит. А это  формирование не всегда оказывается  благоприятным.

Многие социальные противоречия, свойственные обществу, реализуются через малые группы. Например, наличие тех или иных социальных различий сказывается в  различиях образа жизни и функционирования малых групп (семьи, родственников, друзей, соседей), обсуждаются и оцениваются  ими.

Относительная самостоятельность  малой социальной группы приводит к  тому, что в ней могут возникать  групповые нормы поведения и  групповые ценности, не совпадающие  с нормами и ценностями, принятыми  обществом и санкционированными государством. Это не означает, что  такие групповые образцы поведения  всегда противоречат правовым или нравственным нормам общества; часто они в этом смысле нейтральны, т.к. касаются только профессиональных или иных определенных интересов участников группы (традиции семьи, взаимоотношения спортсменов  и т.д.).

Вместе с тем  возможны и такие групповые нормы  и образцы поведения, которые  противоречат праву и общественной нравственности. Причем всякая малая  группа осуществляет внутренний (неформальный), а иногда и внешний (формальный) контроль за выполнением указанных норм и требований.

Наиболее острые противоречия и конфликты между  групповой моралью и обществом  возникают на основе расхождения  между нравственными, правовыми  и иными нормами общества и  групповыми нормами, что проявляется  в безнравственности, правонарушениях  и преступлениях.

Центральное значение для формирования личности имеет  ее семья, в которой приобретаются  основные знания, первоначальное представление  об окружающем мире, о нормах поведения. При этом в семье зачастую существует целый ряд обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности, как объективного (неполнота  семьи, материальные затруднения, болезнь  родителей и т.п.), так и субъективного  характера (негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи, низкий уровень  воспитания).

Эти обстоятельства проявляются в вовлечении детей  в преступную деятельность, в пьянство, попрошайничество, проституцию; в совершении родителями аморальных проступков, преступлений; в существовании в семье антиобщественных взглядов, нравов, позиций; в нездоровой морально-психологической атмосфере, конфликтности; неправильной линии воспитания детей и в отсутствии вообще какого-либо воспитания.

К факторам, при наличии  которых наиболее интенсивно происходит формирование негативных нравственно-психологических  особенностей личности преступника, можно  также отнести: отрицательные явления  в трудовом коллективе (плохая организация  производства, атмосфера бесхозяйственности и безответственности, низкая дисциплина, пьянство, прогулы, текучесть кадров, отсутствие гласности и демократического управления в трудовом коллективе, нарушения трудового законодательства и др.); упущения в школьном воспитании (отрыв обучения от воспитания, недостаточная нравственно-психологическая подготовка учащихся к трудовой и общественной деятельности, слабая связь школы с семьей, формализм в педагогической работе, подмена воспитания администрированием и др.); недостатки в сферах общения и досуга (отрицательное влияние маргинальных групп, ориентация ближайшего окружения на антиобщественные "образцы" поведения и вседозволенность, ложное самоутверждение путем издевательств и хулиганских действий и др.); отсутствие социального контроля (недостаточная его эффективность в отношении лиц с начавшимся процессом деформации, игнорирование задачи позитивного воздействия на лиц, находящихся в неблагополучной среде, промедление с началом профилактического воздействия, безнаказанность правонарушителей и др.).

Объективные данные, полученные из достоверных источников о личности преступника, о его  социальном окружении, имеют особое значение для проведения индивидуальной профилактической работы с ним. Воспитательно-профилактическое воздействие на правонарушителя осуществляется в зависимости от особенностей его личности, характера и направленности совершенных им в прошлом преступлений, его семейного положения, связей, привычек, наклонностей, особенностей его работы и других обстоятельств. Способы получения указанной информации известны (беседы, анкетирование, непосредственное наблюдение и др.). Более подробно они описаны в разделе, посвященном методике проведения индивидуальной профилактики. Изучение личности направлено на выявление типичных для различных категорий преступников антиобщественных взглядов, привычек, шаблонов поведения, условий нравственного формирования и характера их взаимодействия с окружающей социальной средой. При этом важно проводить комплексное изучение, включающее социологические, психологические и юридические средства и способы получения информации о личности преступника.

Основными источниками  криминологической информации являются сами обследуемые, их родители, дети и  другие члены семьи, знакомые и соседи, близкие друзья и приятели, сослуживцы и товарищи по работе, представители  администрации и общественных организаций, материалы уголовных дел, исправительно-трудовых учреждений. При изучении нравственно-психологических  свойств личности преступника, его  ценностных ориентаций и правосознания  хорошие результаты дает применение специальных тестов.

В правоохранительных органах эта работа проводится в  двух направлениях: изучение и анализ конкретной личности в связи с  решением вопросов о привлечении  к уголовной ответственности  либо применении индивидуально-профилактического  воздействия; изучение и анализ личности преступника для получения обобщенной, типичной характеристики различных  категорий лиц, совершивших преступления.

23.

Важным этапом познания личности преступника является изучение ее структуры. В ней отражается не только разнообразие образующих ее признаков, но и их различная роль в этиологии  преступного поведения.

Структура личности преступника включает следующие  составляющие ее подструктуры (признаки): биофизиологические, социально-демографические и социально-ролевые, нравственно-психологические, уголовно-правовые и криминологические.

Любая из названных  подструктур не может быть автономной, т.к. все они находятся в определенных взаимоотношениях, образуя единое социально-биологическое  содержание человека. Рассмотрение человека как организма и как личности позволяет соединить в нем  природное и общественное.

Биофизиологические признаки - это состояние здоровья, особенности физической конституции, природные свойства нервной системы и т.д.

Биологическая природа  человека - необходимое условие индивидуальности личности, определяющей ее самобытность и неповторимость. Известно, что некоторые существенные психологические характеристики людей имеют генетический характер. От генетически обусловленных свойств и особенностей, психофизиологических возможностей индивида зависит во многом то, что он берет из окружающей среды, конкретных условий жизни и воспитания и других обстоятельств, с которыми ему приходится сталкиваться на жизненном пути. Важное значение имеет также генетически обусловленная степень активного сопротивления негативным явлениям окружающей среды.

Подструктуры человека оказываются настолько органически соединены, что биологическое не выступает в чистом виде, оно испытывает прямое и обратное социальные воздействия, преобразуется под их влиянием.

В то же время выделение  в структуре личности преступника  биологических признаков вовсе  не означает психологизации или биологизации причин совершения преступлений. Многие психические особенности и биологически обусловленные свойства человека находятся под определяющим влиянием социальных факторов. Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.

Социально-демографическая  подструктура включает такие характеристики, как пол, возраст, образование, социальное положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к городскому или сельскому населению и  т.п. (см. рис. 5.1).

 

    ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    │ Социально-демографическая характеристика личности преступника  │

    └────────────┬──────────────────────────┬────────────────────────┘

┌────────────┐   │   ┌────────────────────┐ │  ┌────────────────────────┐

│     Пол    ├───┼───┤     Род занятий    │ ├──┤     Социальные роли    │

└────────────┘   │   └────────────────────┘ │  │        и статусы       │

┌────────────┐   │   ┌────────────────────┐ │  └────────────────────────┘

│   Возраст  ├───┼───┤ Семейное положение │ │  ┌────────────────────────┐

└────────────┘   │   └────────────────────┘ │  │  Наличие или отсутствие│

┌────────────┐   │   ┌────────────────────┐ ├──┤     постоянного места  │

│Образование  ├───┼───┤Социальное положение│ │  │         жительства     │

└────────────┘   │   └────────────────────┘ │  └────────────────────────┘

┌────────────┐   │   ┌────────────────────┐ │  ┌────────────────────────┐

│Материальные├───┴───┤    Специальность   │ └──┤        Гражданство     │

│  условия   │       └────────────────────┘    └────────────────────────┘

└────────────┘

 

Рис. 5.1.

 

Так, данные о половом  составе преступников показывают значительное преобладание мужчин над женщинами. Например, соотношение убийств, совершенных  женщинами и мужчинами, составляет 1:11, причинивших тяжкий вред здоровью - 1:36. Однако по некоторым составам преступлений женщины относительно более активны, чем мужчины. Более 50% всех преступлений, совершаемых женщинами, носят корыстный характер. Особенно велик процент женщин, совершающих преступления в системе торговли и обслуживания населения. В целом же структура женской преступности отличается от структуры мужской преступности меньшим удельным весом тяжких насильственных преступлений.

Возрастная характеристика преступников позволяет судить о  степени и интенсивности проявления криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. В частности, преступления, совершаемые молодыми людьми, чаще носят агрессивный, импульсивный характер, для лиц же старшего возраста, напротив, характерно более обдуманное совершение преступлений.

В целом же наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет (до 70-75%). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для лиц 25-29 лет. Затем  следуют 18-24-летние, 14-17-летние, 30-40-летние.

Образовательный и  интеллектуальный уровни во многом определяют характер преступления. Это и понятно, поскольку данные качества в значительной мере влияют на круг интересов и  потребностей, направленность общения  и времяпрепровождения и, в конечном счете, на образ поведения лица. Как  показывают криминологические исследования, лица с более высокой степенью образования совершают должностные  и экономические преступления, лица же, совершающие хулиганство, посягательства на личность, кражи, грабежи и разбои, имеют, как правило, низкий уровень  образования.

В социально-демографической  подструктуре личности преступника  важное криминологическое значение имеют данные о социальном положении, роде занятий и профессиональной принадлежности (рабочий, служащий, представитель  индивидуально-трудовой деятельности, учащийся, пенсионер, лицо, не занятое  общественно полезным трудом и др.). Эти данные, в частности, показывают, в каких сферах социальной жизни  и в каких социальных группах  распространены те или иные преступления, какие отрасли народного хозяйства  наиболее подвержены криминогенному влиянию, из каких социальных и профессиональных групп наиболее часто "рекрутируются" преступники.

Информация о работе Лекция по "Криминологии"