Лекция по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:29, лекция

Краткое описание

Для раскрытия сущности криминологии важно не только определить ее предмет, но и место в системе других наук. При этом особенно важно установить степень "родства" со смежными научными дисциплинами и степень самостоятельности криминологических знаний.

Файлы: 1 файл

вопросы к экзамену.docx

— 133.28 Кб (Скачать)

Несмотря на научную  несостоятельность данных положений, подтвержденную многочисленными исследованиями, вряд ли следует оценивать их только негативно. Ломброзо и его последователи впервые уделили особое внимание личности преступников, разработке антропологического метода их идентификации. Да и сама теория прирожденного преступника постепенно трансформировалась в биосоциальную, что наглядно проявилось в трудах последователей Ч. Ломброзо.

Так, достаточно широкое  распространение получила теория клинической  криминологии (опасного состояния личности), объясняющая преступность внутренне  присущей отдельным индивидам склонностью  к преступлениям. Такие склонности, по мнению французского ученого Пинателя, определяются с помощью особых тестов, а также анализа профессии, образа жизни, поведения личности. Коррекция поведения потенциальных или реальных преступников может, по мнению представителей данной школы, осуществляться с использованием электрошока, хирургии, стерилизации, кастрации, медикаментозного воздействия.

Представители теории конституционного предрасположения к  преступлению (Кречмер, Шелдон, супруги Глюк и др.) связывали совершение преступлений с работой желез внутренней секреции, влияющей как на внешность (физическую конституцию), так и на психику человека.

В качестве мер борьбы с преступностью они предлагали, наряду с применением химических препаратов, помещение потенциальных  преступников в специальные лагеря для привития умений и навыков  общественно полезного поведения.

Близки к идеям  Ломброзо оказались и концепции умственной отсталости преступников (Годдард), их наследственной предрасположенности (Кинберг, Лонге и др.). В основе этих концепций лежали исследования поведения нескольких поколений близких родственников; идентичных и неидентичных близнецов; влияния на поведение лишних мужских хромосом.

Однако все эти  положения, не учитывающие социальных факторов преступности, не выдерживают  критики последующих научных  исследований, проведенных как генетиками, так и социологами, психологами, криминологами.

Вместе с тем  вряд ли правильно абсолютное игнорирование  биологических, а точнее биосоциальных, концепций преступности. Многие из них дают интересный материал для  современных криминологов, рассматривающих  человека как единство биологического и социального, а формирование личности преступника как результат влияния  социальных факторов (причин поведения) на биологическую структуру, выступающую  лишь определенной предпосылкой (условиями) последующего поведения.

Почти одновременно с биологическим направлением возникла социологическая школа криминологии, основоположником которой является Кетле со своей теорией факторов.

Эта теория основана на обобщении результатов статистического  анализа преступности, социальных характеристик  личности преступника, других признаков  преступлений. Ее основной постулат, сформулированный Кетле, заключается в том, что преступность, как продукт общества, подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, климат, время года и т.п.).

Последователи Кетле расширили (до 170-200) количество факторов, влияющих на преступность, включив в их число урбанизацию, индустриализацию, массовую фрустрацию, этнопсихологическую несовместимость и многое другое.

Теория множественности  факторов расширила и углубила представление  о причинном комплексе преступности и тем самым обогатила криминологию. Недостаток ее в отсутствии четких представлений о степени значимости тех или иных факторов, критериях  их отнесения к причинам или условиям преступности.

Основоположник теории социальной дезорганизации французский  ученый Дюркгейм рассматривал преступность не только как закономерное социально  обусловленное, но даже в известном  смысле нормальное и полезное явление  в обществе. В рамках этой теории разработано понятие аномии - безнормативности, т.е. состояния дезорганизации личности, ее конфликта с нормами поведения, что и приводит к совершению преступлений.

Известным развитием  этих концепций является теория конфликта  культур, исходящая из того, что преступное поведение является следствием конфликтов, определяемых различием мировоззрения, привычек, стереотипов поведения  индивидов и социальных групп.

Теория стигматизации, основателем которой явился Танненбаум, предполагает, что человек часто становится преступником не потому, что он нарушает закон, а в силу процесса стигматизации - присвоения ему властями этого статуса, его своеобразного нравственно-правового "клеймения". В результате человек отторгается от общества, превращается в изгоя, для которого преступное поведение становится привычным.

Американский ученый Сатерленд в начале XX в. разработал теорию дифференциальной ассоциации, в основе которой лежит положение о том, что преступность является результатом обучения личности противоправному поведению в социальных микрогруппах (в семье, на улице, в профсоюзах и т.п.).

Широким социологическим  подходом отличаются виктимологические теории, в которых криминологическая проблематика дополнена учением о жертвах преступлений, поведение которых может стимулировать, провоцировать криминальную активность преступников, облегчать достижение преступных результатов. Эти идеи положены в основу разработки и использования в практике так называемой виктимологической профилактики преступлений.

Социологическое направление  включает также теорию научно-технической  революции как комплексной причины  преступности; теорию уголовно-статистического  регулирования уровня преступности; экономическую теорию роста преступности; теорию возможностей; демографическую  теорию; теорию лишений и т.п.

Все рассмотренные  выше социологические концепции, касающиеся причин преступности, вряд ли могут  быть оценены однозначно - положительно либо отрицательно. Однако они по сравнению с антропологическими школами значительно глубже подходят к проблеме причин преступности. Исследования, проводимые в рамках социологической школы, охватывают широкий комплекс социальных отношений и дают весьма полезные для практического использования в деле борьбы с преступностью рекомендации. К таким положениям можно отнести предложение о необходимости целенаправленного воздействия на криминальные субкультуры и их носителей, являющегося важным условием коррекции взглядов, установок, поведения правонарушителей; об экономии репрессии, отказе от карательных мер стигматизации преступников; о воспрепятствовании обмену криминальным опытом; о снижении виктимности потенциальных жертв преступлений.

К недостаткам социологических  концепций можно отнести эклектичность  ряда положений, невыделение в системе криминологических факторов наиболее значимых детерминантов и т.п.

В целом же заслуги  представителей социологического направления  криминологических теорий бесспорны. Их труды явились крупным шагом  вперед в познании преступности, ее особенностей, детерминантов и применяемых  для борьбы с ней мер. 

4.

Развитие  криминологии в России прошло вышеназванные  этапы, хотя и за более короткий период. До Октябрьской революции видными  представителями социологического направления в криминологии были и профессор М. В. Духовской и профессор И. Я. Фойницкий, обер-прокурор правительствующего сената. Представителем антрополого-социологической школы являлся профессор Д. А. Дриль, работавший заведующим отделом исправительно-воспитательных заведений при главном тюремном управлении. Профессор М. Н. Гернет внес большой вклад в развитие отечественной криминологии, уделив внимание социологическим исследованиям, отраженным в работах: «Детоубийство», «Преступление и борьба с ним в связи с эволюцией общества», «Моральная статистика». Профессор С. В. Познышев развивал позиции теории опасного состояния и написал интересную книгу «Криминальная психология».

В советское  время (до 30-х гг. ХХ в.) продолжилось развитие криминологии, главным образом  под воздействием работ таких  видных юристов как А. А. Герцензон, М. М. Исаев, А. А. Пионтковский, затем наступил период ее фактической ликвидации (политический режим того времени не мог примириться с криминологической аксиомой, что преступность социально обусловлена, а значит, и преступность в СССР тоже имеет свои собственные социальные причины). После двадцатилетнего периода небытия (30–50-е гг.) криминология вновь была восстановлена в гражданских правах. В ее возрождении приняли участие такие ученые, как А. А. Герцензон, И. И. Карпец, А. Б. Сахаров и некоторые другие. В период с 60-х по 80-е гг. произошел расцвет российской криминологии. Появились фундаментальные работы, посвященные теоретическим проблемам и прикладным вопросам (В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, Н. С. Лейкина и др.).

В течение  ХХ в. отечественная криминология развивалась в нескольких направлениях. Преимущественным был социологический подход в объяснении преступности, хотя развивались психологическое и биологическое направления.

В настоящее  время на развитие отечественной  криминологии оказывают заметное влияние  несколько организационных центров: Российская криминологическая ассоциация; Союз криминалистов и криминологов; центры по изучению организованной преступности и коррупции, действующие в пяти регионах России.

Дальнейшее  развитие отечественной криминологии связано с интеграцией ее в  общемировой криминологический  процесс, который отражается в деятельности конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. 

5.

Криминологическое осмысление проблемы преступности возникло задолго до того, как сформировалась самостоятельная наука. Предыстория этой науки начинается с античных времен. Древнегреческий философ Платон, размышляя о природе преступности, называл главным ее источником междоусобие и противоречие между бедными и богатыми. Платон один из первых указал на социальную природу преступности и предписывал законодателю действовать на опережение событий: устанавливать законы и угрожать наказанием для предотвращения вредных поступков.

Глубокое  понимание природы преступности и наказания за преступление можно  обнаружить в трудах Аристотеля. Величайшие преступления, подчеркивал он, совершаются  из-за стремления к избытку, а не из-за недостатка предметов первой необходимости. Ученый отрицал прирожденные наклонности преступника и поэтому главными средствами воздействия на преступность называл социальные меры: справедливое государственное устройство, стабильность законов, главенство законов над должностными лицами.

Сильное влияние на развитие криминологического мировоззрения оказала классическая школа уголовного права, которая возникла в XVIII в. Чезаре Беккариа в трактате «О преступлениях и наказаниях» (1764) обосновал возможность бороться с преступностью не столько средствами наказания, сколько улучшением нравов, просвещением. Он сформулировал принципы классической школы уголовного права, многие из которых имели криминологическое содержание. Прежде всего нужно назвать принцип предупредительной функции закона: «Хотите предупредить преступление? Сделайте так, чтобы законы были ясными, простыми, чтобы вся сила нации была сосредоточена на их защите». Далее, это принцип неотвратимости наказания: «Чем скорее следует наказание за преступлением, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее». «Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произведет всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность».

В становлении  криминологии как самостоятельной  науки большую роль имел принцип  философии позитивизма. Можно выделить два направления, по которым с  этого момента пошло развитие криминологии: биологический и социологический  позитивизм. 

6.

    Методика  криминологических исследований –  это система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о  преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с преступностью, методов криминологического прогнозирования ее развития и планирования мер борьбы с ней, реализация рекомендаций по совершенствованию практики предупреждения преступлений и возможностей оценки эффективности этой деятельности. Выбор той или иной конкретной методики зависит от содержания самого исследования, его целей, от тех объектов, которые подлежат изучению. Не следует, например, изучать психологию личности убийц по одним материалам уголовных дел путем их анкетирования, для этого необходимо тестирование таких лиц и проведение бесед с ними. Напротив, распространенность какого-либо вида преступности и его основные черты должны исследоваться с помощью социологических методов и статистики. Иными словами, методы должны быть адекватны изучаемому.

     В криминологии преимущественное распространение  получили следующие методы. 

7.

    Анкетный  метод, который представляет собой способ исследования криминологических проблем путем опроса репрезентативного числа лиц или обобщения сведений, содержащихся, например, в уголовных делах, по специально разработанной письменной анкете и последующего обобщающего анализа и оценки собранных данных. Анкетному опросу могут быть подвергнуты преступники, потерпевшие, сотрудники правоохранительных органов, представители общественных организаций, отдельных групп населения и т. д.

Информация о работе Лекция по "Криминологии"