Лекция по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:29, лекция

Краткое описание

Для раскрытия сущности криминологии важно не только определить ее предмет, но и место в системе других наук. При этом особенно важно установить степень "родства" со смежными научными дисциплинами и степень самостоятельности криминологических знаний.

Файлы: 1 файл

вопросы к экзамену.docx

— 133.28 Кб (Скачать)

Основными источниками  криминологической информации являются сами обследуемые, их родители, дети и  другие члены семьи, знакомые и соседи, близкие друзья и приятели, сослуживцы и товарищи по работе, представители  администрации и общественных организаций, материалы уголовных дел, исправительно-трудовых учреждений. При изучении нравственно-психологических  свойств личности преступника, его  ценностных ориентаций и правосознания  хорошие результаты дает применение специальных тестов.

В правоохранительных органах эта работа проводится в  двух направлениях: изучение и анализ конкретной личности в связи с  решением вопросов о привлечении  к уголовной ответственности  либо применении индивидуально-профилактического  воздействия; изучение и анализ личности преступника для получения обобщенной, типичной характеристики различных  категорий лиц, совершивших преступления.

34.

35.

В современных условиях, характеризуемых, с одной стороны, коренной ломкой устоявшихся взглядов на предупреждение преступлений и борьбу с преступностью, а с другой - широким распространением международной, транснациональной преступности, становится актуальным развитие новых направлений в теории и практике предупредительной деятельности. Одним из таких направлений является криминальная виктимология, изучающая лиц, пострадавших от преступных посягательств, содержащая в себе всю совокупность знаний о жертве, особенностях ее личности и поведения до, во время и после совершения преступлений, специфике взаимоотношений "преступник - жертва" и представляющая самостоятельный вид профилактики правонарушений - виктимологический. Последний, в свою очередь, состоит из комплекса государственных и общественных мер, ориентированных на предупреждение преступлений путем снижения у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.

Для повышения эффективности  борьбы с преступностью, в частности  предупреждения преступлений, наряду с изучением личности преступника, причин и условий, способствующих совершению преступлений, необходимо также и детальное исследование личности потерпевшего (жертвы преступления) и всех тех обстоятельств, в силу которых эта личность стала таковой. В настоящее время вполне обоснованно признается, что изучение преступности без виктимологического анализа является неполным и неточным. Без исследования личности потерпевшего профилактика не может выйти за рамки существующих традиционных подходов. В связи с этим, рассматривая уровни, формы и виды профилактики, выделяют ее виктимологическое направление, обусловленное идеей, что возможность совершения преступления зависит от многих факторов, которые могут быть установлены, а затем и нейтрализованы. Одним из таких факторов является жертва преступления и ее поведение.

Следует отметить, что  в отечественной системе профилактики до настоящего времени жертве преступления не уделяется должного внимания, хотя мировое сообщество уже более  полувека проводит в жизнь идею ее защиты.

Можно выделить некоторые  страны, где виктимология развивается наиболее интенсивно (США, Германия, Канада, Швейцария, Япония, Италия) и где происходит активная разработка не только теоретических проблем виктимологии, но и практических аспектов виктимологического направления профилактики правонарушений. Так, научные центры в некоторых университетах США проводят исследования различных показателей виктимизации населения и организуют специальные виктимологические клиники. В учебных заведениях полиции Германии преподается специальный курс по основам виктимологии, читаются лекции и ведутся семинары по применению положений этого курса в полицейской практике. Определенное развитие виктимология получила и в Японии, где виктимологическими исследованиями занимаются комплексный юридический НИИ и НИИ полиции, имеющие специальные лаборатории психологии, воспитательной работы, которые изучают личность и поведение потерпевших, ущерб, понесенный ими, формы взаимоотношения жертвы с правонарушителями. Периодически проводятся международные семинары, симпозиумы, конгрессы. Совершенствуется законодательство об уголовно-правовой защите и материальной помощи жертвам преступлений.

Отечественные ученые-юристы накопили некоторый теоретический  и практический опыт, подготовили  ряд оригинальных работ по концептуальным проблемам виктимологии, осуществили проблемные исследования личности и поведения жертвы преступления. Проблема потерпевшего от преступления изучалась и изучается специалистами криминологии, уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, судебной психологии и др. Определенное внимание к личности и поведению пострадавшего уделяется в работах по вопросам необходимой обороны, "вины потерпевшего"; в стране проводилось изучение самоубийств как социального явления. Более того, созданы ассоциация поддержки жертв преступлений, различного рода организации, социальные службы по оказанию помощи и спасению потерпевших.

Исследования, проведенные  как зарубежными, так и отечественными учеными в рамках виктимологического направления криминологии, убедительно показали, что без учета роли жертвы в ситуации правонарушения невозможно в полной мере понять причины и условия, способствовавшие его совершению. Преступник, жертва и ситуация столь тесно связаны между собой, что образуют единую систему, которая может существовать только при наличии всех названных компонентов. Таким образом, произошла существенная трансформация взглядов на анализ причин преступлений, было четко показано, что совершение преступления - это динамичный процесс, в котором может происходить весьма интенсивное взаимодействие преступника и его жертвы, причем роль жертвы в ходе "криминальной драмы" может быть весьма существенной.

Названные выше положения  привели к тому, что с середины 60-х гг. XX в. началось становление и развитие виктимологии как относительно самостоятельной научной дисциплины в рамках криминологии. Речь в данном случае идет не о виктимологии вообще, а о ее криминальном направлении, изучающем только тех, кто стал жертвой в результате совершения преступления, т.е. о криминальной виктимологии.

Самостоятельность криминальной виктимологии обусловлена ее предметом, включающим: личностные характеристики потерпевших от преступных посягательств; их поведенческие характеристики до, во время и после совершения преступления; виктимность как объективное биофизиологическое и социально-психологическое свойство потерпевших; виктимизацию как процесс превращения лица в жертву преступления; виктимогенные факторы, способствующие становлению жертвы преступления с учетом характеристик ее личности и поведения; отношения и связи между жертвой и преступником; виктимологическую профилактику; прогнозирование виктимности и виктимизации.

Самостоятельность криминальной виктимологии обусловлена не только ее предметом, но и специфичными задачами, функциями. Ее основной задачей является изучение личности и поведения жертвы, исследование виктимности, виктимизации и виктимогенных факторов, позволяющее по-новому взглянуть на преступность, ее причины, профилактику преступлений. В результате появляется возможность качественнее и эффективнее раскрывать и расследовать преступления, а также устанавливать их полную картину, объективно оценивать вину преступника с учетом роли личности и поведения жертвы преступления.

Второй немаловажной задачей криминальной виктимологии является просвещение (правовое воспитание) граждан. Как показывают исследования, многие потерпевшие имеют низкий уровень правовых знаний. Большинство из них не знают правовых норм, защищающих их жизнь, здоровье, собственность, а те немногие, кто "хоть что-то слышал", не знают, как и когда их применять на практике. В свою очередь, нельзя не отметить относительно высокий уровень правовых знаний у преступников. В связи с этим необходимы правовое воспитание, правовая пропаганда знаний о том, как не стать жертвой преступления, особенно в тех условиях, когда государство не в состоянии обезопасить всех граждан от преступных посягательств.

Наконец, одной из задач криминальной виктимологии следует считать теоретико-познавательную. К сожалению, приходится констатировать, что, хотя собрана обширная эмпирическая база, проведены и проводятся исследования как в рамках собственно криминальной виктимологии, так и на "стыке" наук (уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, судебной психологии и медицины, гражданского права, уголовно-исполнительного права и, конечно, криминологии), их результаты становятся известными лишь узкому кругу специалистов.

Рассмотрение тех  аспектов личности и поведения потерпевшего, которые играют существенную роль в  генезисе преступления и имеют криминологическую  значимость, предполагает анализ основных понятий криминальной виктимологии: "жертва преступления", "виктимность" и "виктимизация".

Долгое время правоохранительные органы были ориентированы односторонне на работу "вокруг" преступления и преступника, без должного внимания к жертве преступления. Как следствие  до сих пор нет полного учета  потерпевших, а следовательно, не изучаются их личностные особенности, от случая к случаю проводятся мероприятия виктимологической профилактики, и вообще фигура потерпевшего нередко рассматривается не более как источник информации о преступнике и преступлении, как участник (сторона) уголовно-процессуальных отношений.

Законы многих стран (и отечественное законодательство здесь не исключение) сформулированы таким образом, что сам факт страдания людей остается как бы незамеченным. Закон говорит о потерпевших, которым прямо причинен моральный, физический или материальный вред, однако не признает таковыми пострадавших. Более того, официально признанные потерпевшими и непризнанные таковыми продолжают страдать после окончания преступления в процессе дознания, следствия, судебного разбирательства из-за несовершенства законов, неправильных действий следственных органов и судов, органов, исполняющих наказания, не говоря уже о случаях прямого нарушения закона и злоупотребления властью.

Неестественность  такого положения побудила мировое  сообщество в лице стран-участниц Генеральной  ассамблеи ООН принять специальную Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. В ней впервые на международном уровне сформулировано понятие жертвы преступления. Согласно Декларации жертвами преступлений признаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб или существенное ущемление их основных прав, в результате действия или бездействия, нарушающего национальные уголовные законы государств-участников, а также законы, запрещающие злоупотребление властью.

Жертвой преступления может считаться то или иное лицо, независимо от того, был ли установлен, арестован, предан суду или осужден  правонарушитель, а также независимо от родственных отношений между  правонарушителем и жертвой. В соответствующих  случаях термин "жертва" включает близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы, а также  лиц, которым был причинен ущерб  при попытке оказать помощь жертве.

Большую практическую помощь в познании личности жертв  преступлений оказывает разработанная  в криминальной виктимологии классификация потерпевших в зависимости от характера преступлений, причинивших вред. В основу этой классификации, как правило, положены составы преступлений, объединенные общим объектом (например, потерпевшие от преступлений против собственности). Вместе с тем проводились исследования потерпевших от конкретных видов преступлений - карманных краж, грабежей и разбойных нападений, мошенничества, изнасилований, убийств. Важное значение имеет также классификация потерпевших в зависимости от особенностей их личности (психофизических, нравственно-психологических, социально-ролевых). С учетом психофизических особенностей выделяются несовершеннолетние, женщины, лица пожилого возраста; нравственно-психологические особенности позволяют выделить жертв с отрицательной либо положительной нравственной направленностью; социально-ролевые признаки лежат в основе отнесения к жертвам лиц определенной специальности и рода занятий, а также потерпевших от ранее совершенных преступлений, свидетелей этих преступлений (см. рис. 9.1).

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Типология жертв преступленияй, определяемая особенностями их личности

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

  ┌──────────────────┐   ┌────────────────────────┐   ┌─────────────────┐

  │   Психофизические │   │      Нравственно-      │   │Социально-ролевые│

┌─┤    особенности   │ ┌─┤    психологические     │ ┌─┤   особенности   │

│ └──────────────────┘ │ │       особенности      │ │ └─────────────────┘

│ ┌──────────────────┐ │ └────────────────────────┘ │ ┌─────────────────┐

├─┤несовершеннолетние│  │ ┌────────────────────────┐ │ │Лица определенной│

│ └──────────────────┘ │ │Лица   с   отрицательной│ ├─┤специальности    │

Информация о работе Лекция по "Криминологии"