Лекции по «Криминология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:28, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ
2. Изложите методику криминологических исследований.

Файлы: 1 файл

криминология.DOC

— 91.50 Кб (Скачать)


ПКЗ «Криминология»             

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ

2. Изложите методику криминологических исследований.

 

       Криминологическое исследование - это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с применением всех методов использования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии. Используются следующие общенаучные методы познания:

восхождение от абстрактного к конкретному;

гипотеза;

системно-структурный анализ;

исторический метод;

сравнение;

динамический и статистический методы.

В криминологии применяется метод познания - системный подход. Этот метод предполагает рассмотрение исследуемого объекта как некоторого единства взаимодействующих элементов, а качество объекта определяется не столько набором составляющих его элементов, сколько характером взаимодействия между ними.

В криминологии применяется и другой общенаучный метод познания - структурно-функциональный анализ. Так, значение профилактики преступности может быть правильно объяснено только при том условии, что профилактика преступлений будет изучаться в ее взаимодействии с другими элементами, входящими в систему мер предупреждения преступности.

Среди конкретных методов для проведения исследований преступности используются статистические и социологические методы.

Статистические методы применяются:

1)для цифровой характеристики количественно-качественных показателей преступности;

2)для установления зависимости между преступностью несовершеннолетних и общей преступности и другими социальными процессами (например, между уровнем жизни и преступностью);

3)для дачи прогноза о тенденциях преступности;

4)для оценки эффективности деятельности правоохранительных органов (например, уровня раскрываемости преступлений).

Статистическое наблюдение представляет собой сбор сведений о преступности, учтенных и зарегистрированных в документах первичного учета, которые ведутся в правоохранительных органах. Например, в МВД и прокуратуре России к документам первичного учета, содержащим сведения о преступности, относятся:

статистическая карточка на выявленное преступление (форма №1);

статистическая карточка о результатах расследования преступления (форма №1.1);

статистическая карточка на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма №1.2);

статистическая карточка на лицо, совершившее преступление (форма №2);

статистическая карточка о движении уголовного дела (форма №3);

статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерб и изъятия предметов преступной деятельности (форма №4);

статистическая карточка о результатах судебного рассмотрения (форма №6)

Группировка представляет собой систематизацию документов первичного учета, подсчет данных, их распределение по определенным признакам.

Сводка предполагает сведение результатов обработки данных воедино и воплощение в форме, доступной для восприятия, т.е. в виде таблиц, графических изображений.

Статистический анализ представляет собой обобщение, сравнение, сопоставление полученных данных между собой.

Среди социологических (частнонаучных) методов наибольшее распространение получили такие методы как наблюдение (включенное и невключенное), экспертная оценка, социометрия, анкетный метод, анализ.

Применение конкретно-социологических методов:

изучение документов;

опросы в форме анкетирования и интервью;

наблюдение;

эксперимент;

тестирование;

интервью;

Интервью - беседа, один на участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает. Достоинство - позволяет получить необходимую информацию быстрее и полнее. Раз-новидности интервью - свободное и стандартизированное.

Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи(тесты). Три этапа тестирования: выбор теста, проведение и интерпретация результатов.

Анкетный метод - это способ исследования путем опроса лиц или обобщения сведений, содержащихся в уголовных делах, по специально разработанной анкете.

Различаются анкеты закрытые и открытые, а также открыто-закрытые анкеты.

Преимущества метода - дает возможность: в короткий срок и при небольших затратах охватить значительную группу изучаемых лиц; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени; достичь эффекта анонимности опрашиваемых.

Недостатки метода: дает сведения о мнениях о поступках. и не о самих поступках; вероятна возможность ошибочных записей из-за непонимания характера вопроса.

Социометрия - измерение социально-психологических связей между людьми, позволяющее проследить криминологические особенности взаимоотношений.

Экспертная оценка - необходима для прогнозирования тех или иных явлений. В основе результата оценки факторов, влияющих на преступность, находится мнение соответст-вующих специалистов, ответы которых обобщаются и анализируются для определения их усредненного значения.

Документальный метод предполагает изучение документов, представляющих интерес в криминологических исследованиях; обобщение судебно-следственной практики;

опросы преступников, других лиц; проведение психологических тестов; социограммы.

Эксперимент и условия. Условия - ограниченность применения в связи с проблемами этического характера. Возможность применения для проверки действия социально-положительных факторов, эффективности профилактической работы.

Наблюдение - процесс визуального восприятия обстановки (ситуации). Виды наблюдения: непосредственное и включенное.

При   непосредственном   наблюдении   обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение, исследователь лимитирует свою деятельность созерцательным наблюдением конкретной ситуации.

При осуществлении включенного наблюдения исследователь является активным участником изучаемого процесса в коллективе (группе), где о его роли в ряде случаев может быть никому не известно.

Изложенные методы успешно применяются для разработки и воплощения в жизнь комплексных программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.

Применение методов: для разработки и воплощения в жизнь комплексных программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.

 

ТЕМА 3. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА

2. Изложите классификацию преступников.

 

Личность преступника - совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений. Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей  присущи преступные потребности и мотивации, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы.

Как правило, в криминологической литературе различают типологию и классификацию. Самым важным отличием классификации  от  типологии  является  то,  что первая  дает  описание  изучаемого  объекта,  а  вторая  (наряду  с  другими методами) - его объяснение, т. е. с  помощью  типологии  можно  вскрыть  его природу, причины, закономерности зарождения и развития,  составить  прогноз. Классификация подразделяет преступников на группы согласно единичному, индивидуальному признаку.

Классификация, являясь более низким уровнем обобщения, представляет собой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко фиксированное место. Типология такой жесткой дифференциации не содержит.

Классификация преступников может быть построена по различным основаниям, среди которых следует выделить две большие группы признаков:

"              социологических (социально-демографических);

"              правовых.

К первой из них можно отнести пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, социальное происхождение, занятость общественно полезным трудом, род занятий, наличие специальности, место жительства.

Ко вторым - характер, степень тяжести совершенных преступлений, совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины.

Отдельную  группу  составляют  признаки,  характеризующие  состояние здоровья преступников. В этой связи могут быть выделены  здоровые,  а  также лица, страдающие соматическими  или  психическими  расстройствами. Классификации,   предлагаемые   криминологами,   обычно   исходят   из нравственных,  психологических  признаков  личности   преступника,   степени общественной опасности правонарушения, ее глубины, стойкости, содержания.

До сих пор  не  потеряла  своего  научного  и  практического  значения классификация А. Б.  Сахарова,  который  выделял  пять  видов  преступников: "случайных", "ситуационных", неустойчивых", "злостных", "особо опасных".

Соглашаясь с мнением А. И. Алексеева , классифицировать преступников

можно следующим образом.

      1. Последовательно-криминальный тип. Для него характерны самая высокая степень   криминальной   "зараженности",   стойкая   по   охвату    личности антиобщественная  ориентация,  достигающая  уровня   преступной   установки. Совершение преступлений для этих лиц стало своеобразной профессией.

      Может  совершать   преступления   вопреки   ситуации,   устраняя   при необходимости  все   элементы,   которые   мешают   достижению   преступного результата. В рамках данного типа  выделяются  преступники  с  преобладанием агрессивно-насильственной либо корыстной мотивации.

      К последовательно-криминальному типу следует отнести и так  называемых асоциальных  преступников.  Это  лица  с   устойчивой   линией   преступного поведения,   многократно   совершающие   преступления   в   силу   моральной деградации, обесценения в социальном аспекте качеств  личности.  Большинство асоциальных  преступников  не  имеют  постоянного   места   жительства,   не поддерживают  связи  с  родственниками  (или  не   имеют   их),   занимаются бродяжничеством, нищенствуют.  Их  преступное  поведение  обычно  отличается импульсивностью, примитивным характером действий, своего  рода  мелочностью, неквалифицированными способами совершения и сокрытия преступлений. В  то  же время  они  могут  по  самым  ничтожным  поводам  совершать  особо   опасные преступления,  вплоть  до  умышленных  убийств.  Отрицательные  нравственно- психологические черты  у  рассматриваемой  категории  преступников  зачастую отягощены  хроническим   алкоголизмом,   наркоманией,   психопатологическими отклонениями.

      2.  Ситуативно-криминальный  тип.  Формируется  по  общему  правилу  в противоречивой  среде,  соответственно  как  бы  и  раздвоена  их  личность: положительные качества уживаются с  отрицательными,  причем  последние  чаще преобладают.  Решающее  значение  в  генезисе  преступного  поведения  имеет именно   взаимосвязь,   взаимодействие,    взаимодополнение    отрицательных признаков личности с негативными характеристиками среды.  В  рамках  данного типа также возможно выделение  подтипов  по  критерию  мотивации  преступных действий и другим признакам. Характеризуется  нарушением  моральных  норм  и совершением    правонарушений    непреступного    характера,    ненадлежащим исполнением требований общественно приемлемых социальных ролей;  формируется и действует в противоречивой микросреде; преступление  в  значительной  мере обусловлено  неблагоприятной  с  социально-экономической,   нравственной   и правовой точек зрения ситуацией  его  совершения  (пребывание  в  преступном формировании,  конфликты  с  другими  лицами).  К  преступлению  такое  лицо приводят его микросреда и  весь  предшествующий  образ  жизни,  закономерным развитием которых оказывается ситуация преступления.

      3.  Ситуативный  тип.   По   основным   криминологическим   параметрам противоположен  первому  из  выделенных   типов.   Характерными   признаками являются: идейно-психологическая слабость, социальный инфантилизм  личности, отсутствие интеллектуальных, эмоциональных и волевых  ресурсов,  необходимых для  того,  чтобы  успешно  справиться  со  сложной  ситуацией.  В  генезисе преступного поведения решающую роль играет криминогенная ситуация.  Возможна дифференциация  преступников  по  мотивам  поведения  и  другим   признакам. Безнравственные  элементы  сознания  и  поведения  такой   личности   и   ее микросреды, если и имеются, то  выражены  незначительно.  Более  существенны дефекты механизма взаимодействия  социальной  среды  и  личности  в  сложной ситуации, в т. ч. в результате неподготовленности к ней личности.

      4. Случайный тип. Эти преступники, встречающиеся  сравнительно  редко, по своим личностным качествам практически не отличаются  от  тех,  для  кого характерно устойчивое законопослушное поведение. Однако и им присущи  какие- то негативные черты, относящиеся не столько к самой личности, сколько  к  ее проявлениям   в   конкретной    ситуации:    отсутствие    осмотрительности, беспечность, чрезмерная импульсивность и  т.  д.  Преступление  для  них  не линия  или  стиль  поведения,  не  закономерный   результат   криминогенного взаимодействия личности и ситуации,  а  скорее  досадный  эпизод,  следствие неблагоприятного течения объективных и субъективных обстоятельств.

Информация о работе Лекции по «Криминология»