Телевизионные новости как средство манипулирования сознанием

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:39, дипломная работа

Краткое описание

Имея чрезвычайно сложный мыслительный аппарат, который позволяет нам занимать господствующее положение в мире в качестве вида, мы создали такую сложную быстро меняющуюся и информационно перегруженную окружающую среду, что должны все чаще справляться с избытком информации таким же образом, как животные, которых мы давно превзошли. Логика уступает место интуиции, аргументация – внушению. И в этом грандиозном потоке информации, которую уже невозможно контролировать разумом, можно смело сказать, что все мы – легкая добыча для ловких манипуляторов. Впрочем, каждый из нас тоже является своеобразным манипулятором.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...с. 3
1.Социально-психологические аспекты манипуляции массовым сознанием……..с. 9
Манипуляция. Определение. Концепции…………………………с. 9
Причины манипуляции……………………………………………..с. 15
Мишени манипуляции………………………………………….…..с. 18
Манипулятивные техники……………………………………….…с. 27
Защита от манипуляции……………………………………………с. 39
Практика манипуляции сознанием в политике и СМИ.………………. с. 44
Манипуляция в СМИ……………………………………….……....с. 45
Манипуляция в политике…………………………………………..с. 60
Политизация теленовостей: федеральный и региональный уровень (на примере новостей телекомпаний Россия, REN-TV, ОТВ-Прим, РВК)………………………….…………………………………………….с. 70
Явление героя – федеральный уровень……………………………с. 74
Явление героя – региональный уровень…………………………...с. 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………с. 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………с. 112

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ-изменения.doc

— 589.50 Кб (Скачать)

Естественно, что чуть ниже мы рассмотрим в краткой форме их содержание. Однако оговорюсь сразу: так как темой данной работы является психологическое воздействие через средства массовой информации, то и способы защиты рассматривать мы будет исключительно от них.

Необходимо отметить, что при наложении на информационно-психологическое взаимодействие исходные базовые защитные установки можно трансформировать в следующие формы защиты личности с соответствующим изменением их содержания:

    • уход, изгнание (вытеснение),
    • блокирование (блокировка, преграда, ограждение),
    • управление (манипулирование),
    • затаивание (замирание, маскировка), игнорирование.

1. Уход - увеличение дистанции,  прерывание контакта, выход за пределы досягаемости воздействия. При воздействия на психику через СМИ он проявляется как отключение от определенных каналов, от просмотра конкретных теле- радиопрограмм, отказ от чтения некоторых газет, статей, рубрик и т.п.

2. Изгнание (вытеснение) - увеличение дистанции, удаление, вытеснение источника воздействия. В нашем случае этот способ защиты может проявляться в следующих формах:

    • Мягкие формы. Они аналогичны "уходу" и представляют собой отключение от каналов информации.
    • Жесткие формы. В предельном выражении могут трансформироваться в попытки физического уничтожения источника коммуникации. (В качестве примера может служить нападение в Москве на телецентр "Останкино" во время событий октября 1993 года).

3. Блокировка (ограждение, преграда) - контроль воздействия,  достигающего субъекта защиты, выставление преград, ограждение психики от внешнего воздействия. В масс-коммуникационных ситуациях характеризуется повышением негативизма, критичности, эмоциональная отчужденность. Также используются психологические барьеры, принижение источника (внутреннее осмеяние, развенчание авторитета и т.п.), невнимательность (отвлечение и переключение внимания на другие объекты, не связанные с содержанием воздействия) и так далее.

4. Управление - контроль  за процессом воздействия, влияние  на его характеристики и источник (воздействия).  При манипулировании сознанием через средства массовой информации управление практически невозможно. Правда, в некоторых ситуациях за счет использования обратной связи как способа управления может достигаться определенный управляющий эффект (изменения рейтинга популярности определенных каналов телевидения, сокращения или увеличения покупаемости периодических изданий и т.п.).

5. Затаивание (маскировка) - контроль информации о самом  субъекте защиты, ее искажение, сокрытие или сокращение подачи. Этот способ защиты могут использовать люди, с целостным мировосприятием (то есть представители седьмого и восьмого контуров). Так как он предполагает отсрочку реакций, поспешных выводов и оценок, задержку или отказ от действий и поступков, вызываемых информационным воздействием (для последующего рационального и взвешенного анализа с привлечением дополнительных данных).

6. Игнорирование - контроль  информации об источнике воздействия,  наличии или характере угрозы (опасности); ограничение количества такой информации или ее искаженное восприятие.

Несмотря на то, что  этот способ при первом взгляде кажется  неэффективным и даже в чем-то вредным для человека, тем не менее, он имеет право на существование. Использование такой формы защиты вполне целесообразно и оправдано, если сама информация и ее распространение служат способом манипулирования личностью. Или же в том случае, когда остальные формы защиты по каким-либо причинам не задействуются, а психика нуждается в ограждении от чрезмерного травмирования эмоциональными факторами, вызываемыми внешней информацией. В связи с этим, задействование механизмов внутриличностной психологической защиты оправдано. В нашем случае они проявляются как игнорирование информации как средства манипулирования личностью в различных аспектах (слухов, дезинформирования, мнимых прогнозов, конъюнктурных оценок и т.п.).

Конечно, любая обобщенная модель - это всегда лишь определенная схематизация явлений, происходящих в действительности. В нашей реальной жизни исходные формы защиты видоизменяются, образуют причудливые сочетания и комбинации в зависимости от индивидуальных особенностей людей, условий и конкретных ситуаций. Так, в управлении процессом взаимодействия, затаивание может выступать как самостоятельная пассивная форма или как сочетание с активными способами защиты.

При блокировке воздействия игнорирование информации выступает как одна из разновидностей этой формы защиты. Ее выделение в отдельную самостоятельную форму защиты может быть оправдано тем, что в этом случае максимально активно задействуются механизмы внутриличностной психологической защиты, обладающие спецификой действия на психику человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практика манипуляции сознанием в политике и СМИ

 

Тот факт, что потребность  в информации является одной из основных потребностей человека, уже давно  стал аксиомой и покрылся пылью древности. С ним уже никто не пытается спорить. Его просто принимают как данность. И каждый день мы тем или иным способом пытаемся что-то узнать, не задумываясь,  нужна ли нам эта информация. И так же давно признанно, что наиболее эффективно помогают в этом средства массовой коммуникации.

Само понятие «массовая коммуникация», которое содержит широкое поле манипулятивых возможностей, активно вошло в язык ХХ столетия. Связано это с осмыслением особенностей поведения в рамках такого специфического вида социальной общности как «масса», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации.

Многие поколения наших  предков пользовались единственным средством накопления, хранения и передачи информации – устным словом. С появлением бумаги, типографии, а затем типографской машины (1847 г.) распространение печатного слова приобретает массовый характер. Появляются телефон, телеграф, радио, телевидение, интернет...

В определённом смысле информация правит миром. Сама картина мира возникает не на пустом месте. Она складывается из множества воззрений, установок, представлений, ценностных ориентаций. И вполне логично предположить, что в каждый день на человека оказывается определенное психологическое воздействие для того, чтобы конечный результат был таким, каким его задумали хитрые манипуляторы.

Как я уже писала выше, по сравнению с другими видами СМИ, больше всего возможностей для  манипуляции у телевидение. Зачастую именно тексты, сопровождаемые видеорядом, позволяют формировать общественное мнение, нужное тому или иному «ловцу душ».

И именно эта роль выводит на новые позиции СМИ, которые объявляются «четвертой властью». Они являются таковой не сами по себе, а потому, что являются инструментом по формированию общественного мнения. Ричард Никсон заявлял, что успех президентства зависит от умения манипулировать прессой, но при этом никогда не следует демонстрировать этого журналистам.

Таким образом, мир масс-медиа  является основным инструментом, основным каналом воздействия на общественность. В этой главе я предлагаю рассмотреть теоретические разработки. Как мы уже поняли из предыдущей главы, манипуляция сознанием – очень сложная и тонкая наука. И хотя теперь мы имеем некоторое представление о психологическом воздействии, начать говорить непосредственно о  том, как же оно воплощается в жизнь, было бы ошибкой. Дело в том, что манипуляция сознанием в СМИ имеет ряд особенностей и поэтому нам необходимо рассмотреть их теоретическую составляющую. И такими же особенностями обладает и воздействие на психику, осуществляемое манипуляторами-политиками. А тот факт, что в телевизионных новостях в последнее время основой любого выпуска является политики, общеизвестен. Поэтому я предлагаю здесь рассмотреть теоретические компоненты.

 

 2.1 Манипуляция в СМИ

 

Сразу необходимо оговориться, что принято отличать средства массовой информации от средств массового воздействия (театра, эстрады, художественной литературы и др.). Средства массового воздействия, в отличие от средств массовой коммуникации, не имеют признака систематического, регулярного включения аудитории, обращение к ним носит эпизодический характер. Но их объединяет "социальная среда, в которой они функционируют, использование языка в качестве способа передачи информации, наличие технических средств тиражирования и распространения информации, возможность сознательного регулирования процесса коммуникации"25.

Средства массовой информации стали  главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя, конечно, старые инструменты продолжают использоваться, но и они  усилены участием массовой прессы. А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в  наше время почти не оказывает влияния на развитие общества»26. Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия СМИ (под культурой А. Моль понимает все стороны организации общественной жизни, которые не даны природой в первозданном виде).

Н.С.Леонов справедливо отмечает: «Информация, как никогда, стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления. Покойный ныне президент США Ричард Никсон, выступая однажды в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных расходов, сказал, что он считает 1 доллар, вложенный в информацию и пропаганду, более ценным, чем десять долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно»27.

Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Последовательность этапов взаимодействия можно представить в виде следующих друг за другом фаз, в основе каждой из них лежит состояние информации и характер реализации отношений.

1 фаза. На этой стадии происходит  контакт с базовым фактом, появляющимся в процессе человеческой деятельности - необходимое условие для начала информационной коммуникации.

2 фаза (производящая). На этой стадии производящий информацию придает полученным сведениям, выступающим в роли содержания, ту или иную знаковую форму, тем самым создавая сообщение. К этой же стадии следует отнести все процедуры, связанные с упорядочением информации и формированием массивов информации, предназначенных для последующей передачи.

3 фаза (передача). Передающий и потребляющий  обозначились только соответствующей потенцией, которая актуализируется на данном этапе – фазе передачи. Здесь происходит передача информации при помощи соответствующей системы технических средств.

4 фаза (потребление). Эта фаза представляет  из себя весьма сложный процесс,  который характеризуется активным  включением психологических механизмов. Лишь на фазе потребления начинаются изменения в системе установок и ценностных ориентаций.

5 фаза (постфаза). Использование информации  индивидом и группами людей вряд ли можно рассматривать как процесс, всегда проходящий в явной форме. Воздействие информации на сознание объекта может происходить не только однократно, сиюминутно, но и обладать временной протяженностью. Информация, следовательно, может продолжать воздействие на психику в течение длительного времени независимо от того осознается этот процесс или нет.

Характерно, что включение механизмов реализующих манипулятивное воздействие приходится на фазы передачи и потребления. На постфазе происходит накопление непроизвольно усвоенной информации, способной подспудно влиять на сознание и являющейся хорошим фундаментом для следующих серий манипулятивного воздействия.

Пользуясь градацией, которую предложил  А. Моулз можно выделить такое понятие как эстетическая информация, которая в отличие от семантической информации не подчиняется общим законам логики. Семантическая информация настраивает людей действовать в соответствии со своими убеждениями и интересами. Семантическая информация в открытую побуждает человека к определенным действиям. Она обращена к логике и здравому смыслу человека. Семантическая информация «правила бал» в политической деятельности до активного внедрения массовых коммуникаций в политику. Эстетическая же информация является превалирующей в сообщения и сюжетах, передаваемых СМИ. В отличие от семантической информации она не предметна. Эстетическая информация, исходящая от средств массовой информации, не столько отражает реальное положение вещей, сколько вызывает у аудитории определенные душевные состояния, реакции и эмоции.

Информация, переданная таким образом, становиться более устойчивой для  аудитории, чем факты и доводы, излагаемые в форме семантической информации. «Благодаря» эстетической информации люди часто голосуют вопреки своим убеждениям и интересам, а это прямой результат манипулирования СМИ за счет передаваемой ими эстетической информации. Эстетическая информация, заставляющая людей голосовать не умом, а сердцем, может быть инструментом злоупотреблений при воздействии на сознание людей.

Объектом эстетической информации являются те ценности людей, на которых базируются их убеждения. Эти ценности, зачастую, основываются не на каких-то фактах и доказательствах, а создаются коллективным опытом. При этом они, как правило, четко не осознаются самим человеком. Перед выборами люди испытывают определенный страх перед будущим и бессознательно обращаются к ценностям, наработанными коллективным опытом. На данном этапе и выходит на первый план эстетическая информация, передаваемая СМИ. Эстетическая информация в данном случае служит как бы «клеем» между однажды выработанным коллективным опытом и эмоциональным настроем аудитории, способным направить массы в нужном направлении. Эстетическая информация при этом должна быть созвучна эмоционально-психологическим переживаниям рецепиента.

Информация о работе Телевизионные новости как средство манипулирования сознанием