Телевизионные новости как средство манипулирования сознанием

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:39, дипломная работа

Краткое описание

Имея чрезвычайно сложный мыслительный аппарат, который позволяет нам занимать господствующее положение в мире в качестве вида, мы создали такую сложную быстро меняющуюся и информационно перегруженную окружающую среду, что должны все чаще справляться с избытком информации таким же образом, как животные, которых мы давно превзошли. Логика уступает место интуиции, аргументация – внушению. И в этом грандиозном потоке информации, которую уже невозможно контролировать разумом, можно смело сказать, что все мы – легкая добыча для ловких манипуляторов. Впрочем, каждый из нас тоже является своеобразным манипулятором.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...с. 3
1.Социально-психологические аспекты манипуляции массовым сознанием……..с. 9
Манипуляция. Определение. Концепции…………………………с. 9
Причины манипуляции……………………………………………..с. 15
Мишени манипуляции………………………………………….…..с. 18
Манипулятивные техники……………………………………….…с. 27
Защита от манипуляции……………………………………………с. 39
Практика манипуляции сознанием в политике и СМИ.………………. с. 44
Манипуляция в СМИ……………………………………….……....с. 45
Манипуляция в политике…………………………………………..с. 60
Политизация теленовостей: федеральный и региональный уровень (на примере новостей телекомпаний Россия, REN-TV, ОТВ-Прим, РВК)………………………….…………………………………………….с. 70
Явление героя – федеральный уровень……………………………с. 74
Явление героя – региональный уровень…………………………...с. 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………с. 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………с. 112

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ-изменения.doc

— 589.50 Кб (Скачать)

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ НОВОСТИ КАК СРЕДСТВО  
МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...с.  3

1.Социально-психологические аспекты манипуляции массовым сознанием………………………………………………………………..... …………..с.   9

    1. Манипуляция. Определение. Концепции…………………………с.  9
    2. Причины манипуляции……………………………………………..с. 15
    3. Мишени манипуляции………………………………………….…..с. 18
    4. Манипулятивные техники……………………………………….…с. 27
    5. Защита от манипуляции……………………………………………с. 39
  1. Практика манипуляции сознанием в политике и СМИ.………………. с. 44
    1. Манипуляция в СМИ……………………………………….……....с. 45
    2. Манипуляция в политике…………………………………………..с. 60
  2. Политизация теленовостей: федеральный и региональный уровень (на примере новостей телекомпаний Россия, REN-TV, ОТВ-Прим, РВК)………………………….…………………………………………….с. 70
    1. Явление героя – федеральный уровень……………………………с. 74
    2. Явление героя – региональный уровень…………………………...с. 97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………с. 110

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………с. 112

 

"Когда мы убираем картинки ... 
из нашего сознания, 
мы начинаем мыслить".

Мераб Мамардашвили.

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

И действительно, стоит только постараться убрать из сознания образы, как человек начинает анализировать происходящее, пытается понять, что же происходит на самом деле, а  что ему пытаются внушить. Фундаментом всех техник манипулятивного воздействия на общественное сознание являются картинки. Точнее сказать – образы. Усвоение логики мысли и анализа требует труда и осознанного стремления постичь эту логику. А вот образ, выстроенный с помощью тщательно подобранных картинок, воспринимается гораздо легче и изгнать его из сознания не так легко. На этой особенности психики человека и основана целая наука о манипулировании сознания. Многие ее положения, теоремы, аксиомы и новейшие достижения успешно используются на практике. Причем, в последнее время (а именно года два-три) к тактике манипулирования массовым сознанием чаще всего обращаются журналисты.   Особенно журналисты новостей. И это вполне объяснимо.

Информационные выпуски всегда считались одними из основных программ того либо иного канала. И так же давно замечено, что основную информацию о событиях, происходящих в мире и внутри страны, большая часть людей получает именно из новостей. Информационные программы давно уже перестали быть просто информирующими и превратились в своеобразного «властелина умов». Помимо своей прямой задачи сообщать о чем-либо, «теленовости» как жанровая  и организационная структура большинства телекомпаний практически всех государств мира перешла на несколько иную  степень развития: теперь она во многом выполняет роль идеологического «поводыря», выполняя тот или иной заказ. В роли «заказчика» может выступать как государство, так и частные лица, определяющие информационную политику канала.

Между тем, без постоянного информационного контакта полноценное развитие человека и нормальное функционирование социальных групп и общества в целом невозможно. Однако тот факт, что информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную и все возрастающую угрозу для развития личности и общества, остался в тени.

Как и многие из современных технологий, вошедших сейчас в обыденную жизнь каждого человека (авиатранспорт, связь и коммуникации, компьютеры и так далее), техники манипулятивного воздействия на массовое сознание вначале опирались и совершенствовались военными. После окончания второй мировой войны, американский исследователь Поль Лайнбарджер выпустил книгу под названием «Психологическая война», в которой обобщил практику применения психотехнических средств  обработки войск и населения воюющих держав: как самих США и Великобритании, так и нацистской Германии, и Советского Союза. Эта книга была немедленно переведена на русский язык, однако издана она была под грифом «Для служебного пользования». Эти «издательские приключения» книги Лайнбарджера во многом демонстрируют неидеологический и неклассовый интерес власть имущих в любой социальной системе к технологиям манипулятивного воздействия на массовое сознание.

В обыденном понимании  термин "психологическая война" обозначает стихийное, неквалифицированное  использование средств общения  и механизмов социально-психологического воздействия одними людьми против других людей с целью подчинения их себе или создания благоприятных условий для своего существования и деятельности.

Психологическая война  в таком виде существует (применяется) столько времени, сколько существует сам человек. Однако в далеком прошлом люди умели влиять друг на друга только в процессе непосредственного общения, оказывая воздействие на своих собеседников посредством слов, интонации, жестов, мимики. Сегодня способы воздействия на человеческое сознание стали намного более разнообразными, действенными и изощренными благодаря накопленному за тысячелетия практическому опыту, а также за счет создания специальных технологий общения, взаимодействия и управления людьми.

Термин "психологическая война" в его ненаучном (житейском, обыденном) значении может характеризовать:

  • политическую деятельность отдельных лиц, группировок, партий, движений;
  • избирательные кампании кандидатов на различные выборные посты;
  • рекламную деятельность коммерческих фирм;
  • борьбу соперничающих индивидов (и малых групп) за лидерство в производственных, научных и других коллективах;
  • политическое, экономическое или культурное противостояние конфликтующих между собой этносов;
  • переговорный процесс между конкурирующими фирмами или организациями.

Итак, психологическая  война - это совокупность различных  форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений, общественного сознания в целом как правило, для достижения политических целей. В течение всего XX века масштабы и значение психологической войны непрерывно возрастали. К настоящему времени она превратилась в одно из наиболее эффективных средств манипуляции массовым сознанием.

Психологическое манипулирование может осуществляться различными методами. И цель данной дипломной работы  постараться найти ответы на следующие вопросы: применяются ли такие методы, какие именно из них наиболее распространены и на какой конечный результат они направлены.

Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Изучить приемы манипуляции в социально-психологической сфере, выяснить её значимость и стратегии воздействия. Исследовать проблему допустимости и этичности манипулятивного вмешательства, а также разобраться в способах и техниках защиты от манипуляции.

2. Выявить специфику использования  манипулятивных технологий в таких областях, как СМК и политика. Выяснить, возможно ли существование данных сфер в нашей жизни без применения вышеуказанных техник и приемов.

3. Доказать, что в настоящее  время в России манипуляция  в СМИ (в частности, в телевизионных новостях) есть их неотъемлемая часть.

Первый шаг, который  необходимо сделать для решения  поставленных мною задач, – обратиться к авторам, работавшим над проблемой манипуляции.

В исследовательской литературе обсуждение проблем использования манипуляции имеет широкий и разноплановых диапазон. В 80– ые годы многие (не западные) работы на данную тему носили характер критики буржуазной пропаганды.

Это работа Вайткунене Л. [Психотехнические средства буржуазной пропаганды // Коммунист, Вильнюс 1984 г. №10], польского исследователя Войтасик Л. [Психология политической пропаганды. М.,1981 г.] и отечественного исследователя Власова А. И. [Политическая манипуляция. М.,1982 г.].

Необходимо вспомнить  также и об исследователях феноменов массового сознания и массовой психологии. В частности, Г. Лебон в своём труде «Психология народов и масс» [СПб.,1998 г.] выделяет целую главу под названием: «Вожаки толпы и их способы убеждения», где отмечает, что эти способы основываются на «главной характерной черте нашей эпохи», которой, по его мнению является «бессознательная деятельность масс».

З.Фрейд, описывая массовую психологию также говорит о том, что толпа поддаётся внушению и гипнозу, т.е. его теория манипулирования массами строится отчасти на чисто психологических особенностях массового сознания.

Э.Канетти в своей  фундаментальной работе «Масса и  власть» [М.,1997 г.], а также в известном  широкому кругу читателей романе «Ослепление» утверждает, что массы легко ослепляет любая принесённая со стороны, чужая идея: «Они действуют, но не знают, что творят; у них есть привычки, но они не знают, что таковы они, люди массы». Массовое сознание же их и породило; они всю жизнь движутся и всё же не знают пути; их разум поддаётся манипуляциям.

Известный французский  исследователь С.Московичи  отмечает, что вожди используют обольщение, гипноз, пропаганду и внушение в процессе манипулирования массами. вслед за Лебоном он отмечает склонность масс к подчинению и подверженности манипулятивному воздействию.

Г.Блумер пишет о пропаганде как о насаждении определённого  убеждения, которое может положить конец разумному рассуждению. В этом смысле её следует (по мнению Блумера) отличать от рекламы (т.к. реклама старается оказывать индивидуальное воздействие).

В книге Э.Шосторма «Человек–  манипулятор» [Минск, 1992 г.] дана характеристика основных черт личности манипулятора и в образной форме описано отношение таких людей к окружающим. Шостром разделяет их на несколько типов и указывает каким образом каждый из них воздействует, манипулирует другими людьми.

Из современных трудов особое внимание необходимо обратить на концептуальный труд отечественного психолога– политолога Доценко Е.Л. Его монография называется «Психология манипуляции» [М., 1996 г.] и содержит огромную исследовательскую и аналитическую работу.

Очень интересными являются книги кандидата политических наук А.Цуладзе. Они актуальны, наполнены примерами из российской действительности. Книги «формирование имиджа политика в России» [1999], «Политические манипуляции или Поколение толпы» [1999], «Большая манипулятивная игра» [2000], «Политическая мифология» [2003], «Механизм власти» [2002, в соавторстве].

В декабре 1998 года вышла  в свет книга американского психолога  Роберта Чалдини «Психология влияния». При всем том, что механизмы стереотипного поведения и мышления людей уже неплохо изучены, а их описания довольно широко популяризированы, Чалдини внес свой особый вклад в это исследование.

Также заслуживает пристального внимания книга Сергея Горина «А вы пробовали гипноз?». В ней рассказывается о различных техниках гипноза и подверженности людей, находящихся в состоянии легкого транса, влиянию и внушению.

Таким образом, значимость данной дипломной работы видится мне в попытке проанализировать и скомпилировать  различные научные разработки, теоретические концепции и практические наблюдения в области психологии манипуляций в сфере информации.

 

 

 

1. ПРИЕМЫ  МАНИПУЛЯЦИИ  В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  СФЕРЕ.

 

1.1 Манипуляция.  Определение. Концепции.

 

Прежде чем  говорить непосредственно о приемах манипуляции  в социально-психологической сфере, для начала надо определиться с самим понятием.

Если мы обратимся к истокам возникновения термина «манипуляция», то сразу становится очевидным, что он претерпел некоторые изменения в своем значении.

Слово «манипуляция»  имеет корнем латинское слово manus – рука (manipulus – пригоршня, горсть, от manus и ple – наполнять). В словарях же европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование пациента врачом с помощью рук и т.д.). В этом случае имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка. В технике те приспособления для управления механизмами, которые как бы являются продолжением рук (рычаги, рукоятки), называются манипуляторами. А тот, кто работал с радиоактивными материалами, знаком с манипуляторами, которые просто имитируют человеческую руку.

Отсюда произошло и  современное переносное значение слова  – ловкое обращение с людьми как  с объектами, вещами. Уже в 1969 году понятие «манипуляция» приобрело современное значение. В изданном в Нью-Йорке «Современном словаре социологии» манипуляция определяется как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает».

Известный российский политолог  Сергей Кара-Мурза1  выделяет три главных, родовых  признаков  манипуляции. Итак, во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). В этом случае мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.

Информация о работе Телевизионные новости как средство манипулирования сознанием