Телевизионные новости как средство манипулирования сознанием

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:39, дипломная работа

Краткое описание

Имея чрезвычайно сложный мыслительный аппарат, который позволяет нам занимать господствующее положение в мире в качестве вида, мы создали такую сложную быстро меняющуюся и информационно перегруженную окружающую среду, что должны все чаще справляться с избытком информации таким же образом, как животные, которых мы давно превзошли. Логика уступает место интуиции, аргументация – внушению. И в этом грандиозном потоке информации, которую уже невозможно контролировать разумом, можно смело сказать, что все мы – легкая добыча для ловких манипуляторов. Впрочем, каждый из нас тоже является своеобразным манипулятором.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...с. 3
1.Социально-психологические аспекты манипуляции массовым сознанием……..с. 9
Манипуляция. Определение. Концепции…………………………с. 9
Причины манипуляции……………………………………………..с. 15
Мишени манипуляции………………………………………….…..с. 18
Манипулятивные техники……………………………………….…с. 27
Защита от манипуляции……………………………………………с. 39
Практика манипуляции сознанием в политике и СМИ.………………. с. 44
Манипуляция в СМИ……………………………………….……....с. 45
Манипуляция в политике…………………………………………..с. 60
Политизация теленовостей: федеральный и региональный уровень (на примере новостей телекомпаний Россия, REN-TV, ОТВ-Прим, РВК)………………………….…………………………………………….с. 70
Явление героя – федеральный уровень……………………………с. 74
Явление героя – региональный уровень…………………………...с. 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………с. 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………с. 112

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ-изменения.doc

— 589.50 Кб (Скачать)

Таким образом, необходимо учитывать, что массы играют значительную, порой определяющую роль в современном политическом процессе. Массовое сознание, которое идёт вразрез с рациональным сознанием индивида, наделено особенностями, позволяющими легко управлять массами, в частности, посредством манипулятивного воздействия. Политические взгляды и действия масс часто не укладываются в рамки логики и заставляют нас верить в справедливость тезисов о примате веры над разумом и подсознания над сознанием. Это происходит, видимо, потому, что политика для абсолютного большинства граждан – это неизвестная область с неведомыми правилами и традициями. Поэтому политическое сознание масс не может формироваться в практической деятельности людей и всегда будет существовать в виде коллективных представлений, в происхождении которых доминирующую роль играет не собственный опыт, а воздействие извне. С психологической точки зрения политическое сознание масс представляет собой такую форму мышления, которая резко отличается от доминирующего в современной культуре логического мышления. Разные исследователи называли это мышление по-разному – первобытное, мистическое, эмоциональное, подсознательное и т.д. Это мышление ориентировано не на объективную, а на мистическую или мифологическую причинно-следственную связь. Так называемая «психологическая толпа» – масса объединяемая не общим пространством, а посредством, например, средств массовой информации является объектом политических манипуляций, подразумевающих навязывание своей воли в форме скрытого воздействия. Исследователи отмечают, что «жертва манипуляций, как правило, не осознаёт самого факта оказанного на неё влияния. Такой эффект достигается благодаря воздействию на подсознание объекта манипуляций»44. Люди становятся более внушаемы, когда они образуют толпу, массу. Один из величайших манипуляторов ХХ века А.Гитлер говорил: «Я размешиваю народ и не общаюсь с ним, пока он не превратится в массу»45.

Итак, массы выходят  на политическую арену в качестве одного из главных действующих лиц. Возникает необходимость управлять ими, и если в тоталитарном режиме используется террор, он может быть и чисто моральным, и страх, физическое истребление (и не только как инструмент уничтожения и запугивания, но и как нормальный инструмент управления массами)46, то в демократических режимах заменой этому является манипуляция как способ управления массами.

 

Технологии политического манипулирования.

 

Политические манипуляции  массами представляют собой средство достижения определённых целей неким политическим субъектом. А целью деятельности любого политического субъекта является приход к власти. Придя к власти, субъект политического процесса стремится эту власть реализовать и сохранить, поскольку всегда есть много желающих её отнять. Таким образом, вырисовываются три основные цели, которые преследуют политические лидеры: приход к власти, её реализация и её сохранение. Основным средством достижения этих целей являются технологии политического манипулирования. Технология политической манипуляции «предполагает» следующие моменты:

1. Внедрение в сознание под видом объективной информации неявного, но желательного для определённых групп содержания.

2. Воздействовать на  болевые точки общественного  сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть и т. д.

3. Реализацию неких  замыслов и скрываемых целей, достижение которых коммуникатор связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции»47.

Политическая манипуляция  в первую очередь касается технологий освещения политических процессов в СМИ. Оно имеет ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства:

1. Осуществляется незаметно  для управляемых.

2. Не влечёт за собой  прямых жертв и крови.

3. Не требует больших  материальных затрат, которые необходимы  для подкупа или успокоения  многочисленных политических противников.

Для укоренения социальных мифов технология манипулирования  предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов и стратегий воздействия на сознание масс. К ним относятся прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, и более тонкие, рафинированные способы: полуправда (чтобы обеспечить доверие), наклеивание ярлыков и др. Одними из самых распространенных техник манипулирования здесь можно назвать создание символической действительности и информационная ассиметрия.

 

Создание символической действительности.

В настоящее время  мы наблюдаем подмену того, что  раньше понималось под политикой. Теперь место дискуссий, политических решений  все чаще занимают некие символические действия. Эта символическая политика появляется там, где власть ничего не может, или не хочет менять, где ожидания, которые они побуждают у населения своими предвыборными обещаниями, не могут быть удовлетворены. Мы часто видим, слышим, читаем псевдособытия, которые происходят лишь постольку, поскольку о них рассказывают.

Эти  псевдособытия  закрывают дорогу к действительно  важным для общества событиям и критическим мыслям. Конкурентная борьба за аудиторию и тираж все чаще вынуждает журналистов преувеличивать важность события, замечать необычность там, где ее нет, выискивать мнимые сенсации или даже создавать их.

В политической реальности последних десятилетий выходит на первое место символическая политика, и основная заслуга в этом принадлежит именно быстрому развитию средств массовой коммуникации. Под символической политикой И. Засурский понимает особый вид коммуникаций, направленный не на «рациональной осмысление событий, а на установку устойчивых понятий у аудитории за счет инсценирования аудио-визуальных эффектов».

Необходимо понимать, что любое политическое действие имеет свою символическую сторону, которая направлена на обман чувств аудитории. В данных случаях символический аспект политики вполне оправдан и не имеет своей целью «недобросовестно» влиять на аудиторию. Символическая политика возникает тогда, когда символы используются элитой для упрочения их посредством массовой коммуникации в сознании людей. Таким образом, символ недобросовестно используется как такая образная конструкция, которая может изобразить «как бы» реальность из любой сферы реальной жизни.

Событие в политике никогда  не будет носить случайный характер. Выживает только системное, призванное отражать нужные на данный момент характеристики. Отрицательные события типа болезни Ельцина, в новостийном пространстве подменялись положительными рассказами о его сильном рукопожатии. Подобные примеры говорят о том, что событие в символическом мире отличается от события в мире реальном. В мир символический попадает только необходимое, то что хотят, чтобы слышали слушатели, видели зрители.

Элита инсценирует те события, которых реально нет, но которые аудитория по определению воспримет. Например, отеческое лицо Путина при посещении детского дома или на встрече со студентами вовсе не означает, что будут увеличены социальные выплаты на образование и поддержку детских домов. Однако в данном случае телевидение показало символ заботы и опеки о студентах и о детдомовских детях. Чтобы политическое действие удавалось успешно «сбыть» аудитории, средства массовой коммуникации вынуждены делать символы приятными и легкими для восприятия зрителя. Как следствия, политические действия начинают оцениваться не по критерию их своевременности, эффективности и другим рациональным критериям, а исходя из их зрелищности и привлекательности.

Здесь необходимо еще раз напомнить, что точки зрения американского руководства по психологическим операциям сообщение (в нашем случае политическое действие) должно быть «комбинацией развлекательной, информационной и убеждающей составляющих»48. Где под развлечением понимается любое средство возбуждения интереса к сообщению: шок, удивление, эстетическое удовольствие от визуальной или звуковой информации.

Об этом также пишет  И. Засурский: «..в большинстве стран, где судьба государственных постов решается на выборах, успех тех или иных политических сил зависит не от того, насколько убедительная и грамотная идеологическая программа будет ими предложена, а от того, насколько эффективно им удастся организовать шоу в средствах массовой информации и насколько яркая персона станет центром медиа-кампании»49.

 

Информационная асимметрия.

Говоря об освещении  политических событий в СМИ, следует упомянуть о таком явлении как информационная асимметрия. Информационная асимметрия базируется на возможности освещения события, исходя из различных его аспектов, создавая различные виды новостей. Например, война может интерпретироваться или с патриотических, или с домашних, семейных позиций. В первом случае будут сильнее официальные источники, во втором – неофициальные. Поэтому как раз асимметричность разрешает если не побеждать сильнейшего, то наносить ему серьезный вред, ибо всегда находит слабые места в «обороне» неприятеля.

Новость – это временное  создание информационной асимметрии. Когда она становится общеизвестной, новость следующего дня вычеркивает новость дня прошедшего, поддерживая принцип информационной асимметрии. Информационная асимметрия может объяснить любовь СМИ к чрезвычайным ситуациям. С одной стороны, такие чрезвычайные события идеально стирают прошлые сообщения из общественного сознания, спасая нашу память. С другой, экстремальная ситуация всегда является проявлением асимметричности, ибо не является прогнозируемым, а именно это отвечает сущности новостей как таковых.

Новости, как считают  специалисты, поддерживают уже имеющееся  распределение сил в обществе. Это касается, в первую очередь, официальных новостей. Неофициальные новости в качестве исходящих от оппозиционных источников, наоборот, стараются раскачивать это распределение. Например, ради этого создается сообщение о коррупционности верхов общества, что используется как в политической борьбе, так и в пропаганде на неприятеля и в военном противостоянии. Для пропагандистских целей информационная асимметрия всегда найдет свое место, поскольку в каждом обществе существует противопоставление официальной и неофициальной идеологий.

Следует также отметить, что не все политические актеры получают одинаковое освещение в масс-медиа. Действия одного получают полное освещение, действия другого замалчиваются. Назовем это асимметрией освещения. Сюда же можно отнести попытки исключительно положительного или исключительно отрицательного освещения того или иного политического актера, что особенно обостряется в период предвыборной борьбы. При этом появляется проблема автоматизации восприятия, ибо происходит исчезновение информационной асимметрии в смысле привыкания к одному типу интерпретации. Например, Г. Зюганов всегда подается отрицательно на ОРТ и РТР, в результате зритель всегда учитывает подобное отклонение. Любое автоматическое восприятие не разрешает пользоваться информационной асимметрией.

 

Якорная техника.

В ходе рекламной или  пропагандистской кампании в печати также можно использовать якорную технику. Например, можно помещать фотографию нежелательного кандидата на одной странице с фотографией свалки, разрухи, военных действий, а фотографию желательного - рядом с фотографией какой-нибудь суперэлегантной фотомодели, красивого пейзажа, забитого товарами прилавка, улыбающегося ребенка... Можно совместить фотографию на одной странице с текстовым материалом, вроде бы не имеющим отношения к сфотографированному лицу. Опять-таки, кандидата со знаком "минус" мы свяжем с заголовком типа "Жизнь все хуже", а кандидата со знаком "плюс" - с заголовком "Есть надежды на улучшение".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Политизация теленовостей: федеральный и региональный уровень (на примере новостей телекомпаний Россия, REN-TV, ОТВ-Прим, РВК).

 

В этой главе мы с вами обратимся к практическим наблюдениям. И сделаем мы это на основе телевизионных выпусков каналов центральных каналов РТР и REN-TV: «Вести» и «24». И местных выпусков новостей каналов ОТВ-Прим и РВК: «Новости» и «Наше время». В течение месяца (1.03.03 – 01.04.04) я отсматривала эти информационные программы.

Каналы РТР и  REN-TV были выбраны не случайно: РТР – яркий представитель государственного канала, REN-TV - своеобразная «оппозиции» (хотя, по моему глубокому убеждению, оппозиции в «чистом» виде на данный момент в России не существует). Два местных канала были выбраны  по причине наиболее выраженной политизации.

Итак, как уже было сказано несколько ранее, в последние несколько лет новости стали чрезвычайно политизированными. Нетрудно заметить, что основу всех информационных выпусков составляют события в мире большой и малой политики. В целях достижения политического результата средства массовой информации используют полумаргинальную оценочную стилистику, порою выходящую за пределы элементарных приличий. Вместо политической стратегии, разработки, принятия и применения тех или иных политический решений, власть все время обращается к техникам кризисного управления информацией, где все средства хороши.

На базе последних  событий в политической жизни  страны и их отражения в российских средствах массовой информации можно выработать определенный алгоритм  достижения успеха одной политической фигуры и определенной партии (предвыборного объединения).

Давайте определимся  сразу, что венцом мечтаний всех политических движений, партий, организация и  деятелей является титул «Главный выразитель интересов народы». Необходимыми элементами для его получения являются (естественно при поддержке СМИ): практическая невозможность критики кандидата на этот титул, позитивный характер кандидата, манипуляция  со стороны средств массовой информации. Вообще любая кампания в СМИ развивается по законам драматического зрелища. В нем есть главный герой (протагонист) и злодей (антагонист), есть критические обстоятельства и осложнения, которые герой постоянно преодолевает. Так действие развивается. Наконец, есть финал, который пока неизвестен публике. Завершившаяся предвыборная кампания - не что иное, как зрелище, спектакль.

Информация о работе Телевизионные новости как средство манипулирования сознанием