Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:39, дипломная работа
Имея чрезвычайно сложный мыслительный аппарат, который позволяет нам занимать господствующее положение в мире в качестве вида, мы создали такую сложную быстро меняющуюся и информационно перегруженную окружающую среду, что должны все чаще справляться с избытком информации таким же образом, как животные, которых мы давно превзошли. Логика уступает место интуиции, аргументация – внушению. И в этом грандиозном потоке информации, которую уже невозможно контролировать разумом, можно смело сказать, что все мы – легкая добыча для ловких манипуляторов. Впрочем, каждый из нас тоже является своеобразным манипулятором.
ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...с. 3
1.Социально-психологические аспекты манипуляции массовым сознанием……..с. 9
Манипуляция. Определение. Концепции…………………………с. 9
Причины манипуляции……………………………………………..с. 15
Мишени манипуляции………………………………………….…..с. 18
Манипулятивные техники……………………………………….…с. 27
Защита от манипуляции……………………………………………с. 39
Практика манипуляции сознанием в политике и СМИ.………………. с. 44
Манипуляция в СМИ……………………………………….……....с. 45
Манипуляция в политике…………………………………………..с. 60
Политизация теленовостей: федеральный и региональный уровень (на примере новостей телекомпаний Россия, REN-TV, ОТВ-Прим, РВК)………………………….…………………………………………….с. 70
Явление героя – федеральный уровень……………………………с. 74
Явление героя – региональный уровень…………………………...с. 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………с. 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………с. 112
Получение титула «главного выразителя интересов народа» при следовании этому алгоритму гарантирован, а получение этого титула создает для его обладателя уникальную выигрышную позицию и бесспорные избирательные перспективы.
Политика, проводимая в последнее время в средствах массовой информации, содействовала значительному снижению способности критически мыслить у массовой аудитории. Обществу желают внушать политику именно в той «символической» форме, в какой ее подают в средствах массовой информации. Политически активный потенциал общества тратиться исключительно на созерцание политического шоу. Налицо отчуждение от активной деятельности в политике, сводимое к пассивному наблюдению за происходящими событиями.
Впрочем, не стоит излишне драматизировать ситуацию. Не обрушив нынешний социальный порядок, ликвидировать его не возможно. Если исходить из здравого прагматического реализма, нужно признать, что СМИ не может функционировать в обществе без определенных правил производства «реальности» и отменить эти правила даже ради важных моральных соображений невозможно. Можно вычленить полезные черты средств массовой информации в политике, так как упорядочение массовых действий, контроль за общественным эмоциональным настроением может играть важную и положительную роль в политике. В условиях, когда многомиллионные общества, огромные экономические и технологические рынки и тесная взаимосвязь экономики и государства становятся объективной реальностью, контролируемость и управляемость общественным мнением посредством СМИ становиться не менее важным фактором, чем честные парламентские выборы. Однако слишком частое злоупотребление манипулятивного потенциалом СМИ не в интересах широких масс, умаляет «здоровый» потенциал символической политике в СМИ. Что мы и наблюдаем в последнее время.
Еще летом прошлого, 2002 года, телевизионные новости смотреть было просто интересно. «Большие каналы» показывали в основном «рядовые» события, как-то: рождение первых панд в китайском зоопарке, битву за урожай в Ставропольском крае, несчастный форум стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, визит Владимира Путина в Приморье и так далее. При этом политические новости и наш президент отнюдь не являлись основой информационных выпусков и их единственной составляющей. В последние два месяца положение кардинально изменилось. Точнее, изменилось оно еще раньше, но столь явно – только последнее время. Героем большинства информационных программ стал Владимир Владимирович Путин. Невольно складывалось впечатление, что кроме него, показывать больше нечего. В середине марта ситуация несколько изменилась – столько громкое и крупное событие, как война в Ираке, пропустить было невозможно. Но, как ни странно, от этого президент не стал реже появляться на экране.
В принципе, столь регулярное появление Владимира Путина в эфире объясняется очень просто – началась очередная битва за Кремль. Уже через год мы должны выбрать нового президента. Впрочем, в том, что он будет совсем новым возникают сильные сомнения. С тем, как часто на экране возникает Владимир Владимирович и с тем, насколько сильно идет «психологическая обработка» масс и его пользу, появление какой-либо другой кандидатуры на высший пост в стране мало вероятно. Кстати, небезынтересно отметить, что и прежние «герои» битвы за президентство – Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Григорий Явлинский – тоже куда-то исчезли с голубых экранов. Причем, если еще осенью можно было встретить редкие появления в эфире вышеупомянутых деятелей, особенно Геннадия Андреевича, то уже зимой они исчезли напрочь.
Впрочем, другие крупные политические фигуры появляются в новостях только в контексте Владимира Путина. Тот же Михаил Касьянов, которого одно время всевозможные аналитики прочили в следующие президенты, в последние два месяца стал своеобразной тенью Путина – он либо присутствует на совещаниях под председательством главы страны, либо докладывает ему о состоянии дел. Как самостоятельная политическая фигура, он практически существовать перестал. Сейчас на всех крупных телевизионных каналах идет пьеса для одного актера – действующего президента Владимира Путина.
Хотя эта роль ему не в новинку. Еще в прошлую избирательную кампанию он с завидной регулярностью мелькал на голубых экранах. И именно тогда специально для него были разработаны ключевые положения ведения битвы за электорат. Они были настолько успешны, что заставили многих аналитиков вспомнить о возвращении эпохи тотального оболванивания. Основные публикации в таких газетах, как «Независимая газета», «Известия», «Московские новости», «Завтра» и т. д. были посвящены именно этому вопросу. Например, в марте 2002 года «Новая газета» писала, что для «превращения спецдемократии Путина в режим фашистского типа осталось сделать один или два шага»50. Журналист Яков Кротов из «Общей газеты» был еще более пессимистичен. Он писал, что в России будут сохранены в основном коммунистические отношения, а в качестве идеологии нам предложат православие и «культ личности Путина». Арихиеерейские соборы заменят собой пленумы ЦК, а народ полечит покой, любой, который он жаждет, «бюрократический, кладбищенский, кровавый»51.
Разумеется, подобные высказывания
можно отнести к разряду крайно
Итак, борьба за Кремль уже началась. А, значит, началось и то «драматическое зрелище», о законах которого говорилось чуть выше. Давайте посмотрим, как оно разворачивается на телевидение в последние два месяца.
Явление героя - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.
Для начала, публика должна понять, кто главный герой. Для этого он всегда на экране. По разным поводам. Впрочем, для действующего президента придумать повод - не проблема. А частота появления на экране президента в России - максимально возможная. Не только потому, что он - "ньюсмейкер" по определению, но и в силу политизированности информационного поля. Основу содержания всех новостей у нас составляет не экономика, не бизнес, не проблемы общества и соблюдение прав человека, не наука и не культура, а власть. В минувшие два месяца из всех политических программ окончательно исчезла и жизнь страны. Для того, чтобы доказать все это, давайте рассмотрим выпуск информационной программы «Вести» за понедельник, 17-ое марта.
ПЛАН ВЫПУСКА:
АНОНСЫ:
ВЫПУСК:
СИНХРОН ВЛАДИМИРА ПУТИНА.
Хронометраж: 1’03”
1.а Выступление президента по поводу бюджета на год. Используются в основном глаголы: доложил, обратился, сказал
1.б Президент обратился к жителям Чечни с просьбой прийти на референдум 23го марта и выбрать свое будущее.
СИНХРОН ВЛАДИМИРА ПУТИНА 2.
Хронометраж: 1’25”
В стык дается синхрон Ахмада Кадырова. Хронометраж: 1’05”
Как мы видим, в большей
части сообщений выпуска
Действительно, все это справедливо. Но есть два аргумента. Во-первых, доверием пользуется сама партия, а не ее лидер. Рейтинг Геннадия Андреевича Зюганова за последние полгода сильно упал. Во-вторых, в настоящий момент в коммунистической партии нет ярко выраженного потенциального лидера, которой способен в будущем «повести» за собой людей. И вряд ли в ближайший год он появится.
Не трудно заметить по
прошлым избирательным
Итак, мы с вами рассмотрели только один выпуск. Но и большинство других на протяжении последних двух месяцев именно таковы. Везде преобладают сообщения о Владимире Путине. Кстати, то же самое относиться и к партии «Единая Россия». 4-5 сюжета ежедневно, в каждом выпуске новостей первого и второго телеканалов так или иначе касались Путина и "Единороссов".
Информация о работе Телевизионные новости как средство манипулирования сознанием