Телевизионные новости как средство манипулирования сознанием

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:39, дипломная работа

Краткое описание

Имея чрезвычайно сложный мыслительный аппарат, который позволяет нам занимать господствующее положение в мире в качестве вида, мы создали такую сложную быстро меняющуюся и информационно перегруженную окружающую среду, что должны все чаще справляться с избытком информации таким же образом, как животные, которых мы давно превзошли. Логика уступает место интуиции, аргументация – внушению. И в этом грандиозном потоке информации, которую уже невозможно контролировать разумом, можно смело сказать, что все мы – легкая добыча для ловких манипуляторов. Впрочем, каждый из нас тоже является своеобразным манипулятором.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...с. 3
1.Социально-психологические аспекты манипуляции массовым сознанием……..с. 9
Манипуляция. Определение. Концепции…………………………с. 9
Причины манипуляции……………………………………………..с. 15
Мишени манипуляции………………………………………….…..с. 18
Манипулятивные техники……………………………………….…с. 27
Защита от манипуляции……………………………………………с. 39
Практика манипуляции сознанием в политике и СМИ.………………. с. 44
Манипуляция в СМИ……………………………………….……....с. 45
Манипуляция в политике…………………………………………..с. 60
Политизация теленовостей: федеральный и региональный уровень (на примере новостей телекомпаний Россия, REN-TV, ОТВ-Прим, РВК)………………………….…………………………………………….с. 70
Явление героя – федеральный уровень……………………………с. 74
Явление героя – региональный уровень…………………………...с. 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………с. 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………с. 112

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ-изменения.doc

— 589.50 Кб (Скачать)

Исходя из определения  транса, как состояния с ограниченным фокусом внимания, можно понять и принять его естественность для человека. В самом деле, существует масса ситуаций, когда человек перестает обращать внимание на внешний мир, окружающий его, и "уходит в себя". Это может быть обусловлено не только тем, что внутри него происходит нечто крайне интересное, но и тем, что во внешнем мире ничего интересного не происходит.

В обыденной жизни  встречается довольно много ситуаций, провоцирующих погружение в транс. Вам наверняка приходилось видеть людей, увлеченных чтением или телевизионной передачей: их сознание буквально отсутствует, их здесь нет. Они живут там, в книге или фильме, и пусть живут - подсознание все равно остается на связи с внешним миром.

 

Модальности внутреннего опыта.

Внутренний опыт разделяется  на три категории (зрение, слух, ощущения). Все, что относится к зрению - воспоминания и представления зрительных образов - называется визуальной модальностью (от латинского "визус" - зрение). Слуховая память именуется аудиальной модальностью (у термина тот же латинский корень, что и в слове "аудиосистема"), и опыт движений, прикосновений - кинестетическая модальность. Человек, у которого преобладают в мышлении зрительные образы, который "специализируется" на зрительном внутреннем опыте, будет называться визуалистом, специализирующийся на слуховом опыте - аудиалистом, специализирующийся в ощущениях, в кинестетике - кинестетиком.

О ведущей модальности  можно получить сведения не только по глазным сигналам доступа, собеседник всегда о ней говорит словами. Выбор слов связан у человека с его ведущей модальностью; если он говорит о "блестящем будущем, ярких перспективах, точке зрения", то он выбирает визуальные слова, соответствующие его ведущей визуальной системе. Аудиальной модальности соответствуют слова и выражения типа: "монотонный, приглушенный, говорите громче, давайте обговорим" и т. п. Кинестетические слова: "трогать, касаться, мягко, грубо, тепло, холодно, давит" и т. п. Слова, указывающие на основную модальность человека, тоже имеют свое название - "слова-предикаты".

Обычно мы организуем, оформляем свое сообщение так, чтобы нам было удобно его передавать... Но для эффективного влияния на человека гораздо важнее оформить информацию таким образом, чтобы ее было удобно принимать.

Необходимо говорить с человеком так, чтобы ему  было удобно слушать, чтобы слова  манипулятора совпадали с его внутренним опытом. Все это по-прежнему имеет отношение к раппорту. Если раньше присоединение шло к внешнему поведению партнера, то теперь отрабатывается присоединение к его внутреннему опыту.

Сообщение влияет на партнера еще эффективнее, если при его построении использовать внутреннюю стратегию партнера, которую он применяет при работе с данной группой проблем. После подстройки можно управлять партнером, вести его в нужном направлении, постепенно меняя его поведение и физиологические функции посредством изменений своего поведения.

Так как человек в  состоянии транса легко поддается  внушению, то любому манипулятору будут не безынтересны техники его наведения. Есть способы, позволяющие навести транс в основном посредством речи.

Существует 6 основных речевых стратегий используемых для наведения транса и для внушения в состоянии бодрствования.

Первая из этих стратегий - трюизмы.

Значение слова "трюизм":

  • утверждение, которое находится в строгом соответствии с      действительностью;
  • банальная истина.

Маскируются вполне определенные инструкции под рассуждения. Например, люди могут покупать; люди могут подписывать договоры; люди могут заключать сделки.

Вторая стратегия - предположение (в литературе по нейролингвистическому программированию можно встретить название "пресубпозиция", это - одно и то же). Существуют фразы, в которых наличие какого-то предмета, явления или поведения очень искусно предполагается. Например, если задать вопрос: "Марсиане зеленые или голубые?" – то самим вопросом  предполагается существование марсиан. Если, следуя логике вопроса,  ответить: "Марсиане не зеленые и не голубые ",- марсиане все равно остаются.

Здесь используется техника, которая называется иллюзией выбора. Иногда родители говорят детям: "Перед тем как пойти спать, вымой руки". Этому предложению трудно сопротивляться. Что можно возразить? "Я не хочу спать?" или: "Я не хочу чистить зубы?". Но предложение целое, и ребенок часто "проглатывает" его целиком, выполняя обе инструкции. Типичные обороты речи, применяемые в этой технике - "до того как, после того как, в течение, по мере того как, прежде чем, когда, в то время как" и т. п.

 Еще одна техника  - команды, скрытые в вопросах.

Существуют вопросы, на которые можно получить ответ "да" или "нет", но которые предусматривают  действие или более развернутый ответ. Так, если вы спрашиваете у приятеля: "Ты не знаешь, что вечером будут показывать по телевидению?" - он в принципе, может ответить либо "Знаю", либо "Не знаю", но обычно отвечает, что будут показывать такой-то фильм. Слова типа "знаете, понимаете" являются ловушками для сознания. Например: интересно, вы уже знаете, что это предложение очень выгодно для вас; вы уже знаете, какой товар у нас приобретете? У Гашека в "Похождениях Швейка" тоже есть пример из этой серии. Швейк спрашивает: "Что вы хотите еще сказать, перед тем как я спущу вас с лестницы?"

 Следующая техника  - использование противоположностей.

То, что происходит, человек  связывает с тем, что ему нужно, чтобы оно происходило, с помощью  оборота "чем...- тем...". Например, "чем дольше вы сидите на стуле, тем глубже вы входите в транс". Чем дольше вы выбираете товар, тем свободнее вы делаете выбор. Чем внимательнее вы изучаете документ, тем легче вам будет его подписать. Последнюю фразу, кстати, можно сказать и тогда, когда человек вообще не читал. Эту технику я встречала в рекламе одной страховой компании: "Чем дольше вы думаете, тем больше аргументов находите в пользу страхования".

 

Предоставление всех выборов.

Если в ложном выборе вы искусственно ограничиваете число возможных вариантов поведения, то в предоставлении всех выборов вы перечисляете все варианты, но и здесь есть тонкость: вы не словесно подчеркиваете тот выбор, который нужен вам. В этой технике нужно произносить фразу: "Вы хотите войти в транс медленно, быстро, или вообще не хотите войти в транс?" следующим образом: "Вы хотите войти в транс медленно (с легкой улыбкой, медленным голосом, очень внятно и внушительно)... или быстро (скороговоркой, невнятно, мимика нейтральная)... или вообще не хотите входить в транс? (мимика "презрительная", голос "сквозь зубы")" По законам памяти запоминается начало и конец сообщения, а забывается середина. Важно искусство вхождения в разговор и важно искусство выхода из разговора...Вы можете подчеркнуть и последний из выборов (лишь бы не второй). Например, у вас была длительная беседа с деловым партнером, вы идете с ним до автомобиля, он садится в машину и вы говорите: «Я не знаю, когда вы сможете поставить нам партию; возможно, вы это сделаете через неделю или через месяц, возможно, не сделаете это вообще, но, наверное, вы это сделаете завтра». Все, на этом захлопнулась дверь и машина уехала, а ваша последняя инструкция засела в подсознании партнера.

Для успешного применения речевых стратегий необходимо заранее  готовить фразы, в которых содержится много предположений о желательном для вас поведении партнера. Использовать в одной фразе сочетание разных стратегий. И обязательно учитывать и включать в свою речь контекст общения - и все, что происходит вокруг.

 

 

"Якорная" техника

 Эриксонианский гипноз и нейролингвистическое программирование являются в значительной степени хорошим продолжением работ И. П. Павлова по физиологии высшей нервной деятельности. "Якорная" техника имеет прямое отношение к условным рефлексам. "Якорем" в эриксонианском гипнозе и НЛП называют стимул, запускающий механизм сформированного условного рефлекса.

     В русскоязычную  литературу по эриксонианскому  гипнозу и НЛП термин "якорь" в его вышеописанном значении ввела первая переводчица работ по НЛП Инесса М.Ребейко.

     Давайте  вспомним, как формируется условный  рефлекс. Голодная собака видит пищу, в этот момент у нее начинает выделяться слюна и желудочный сок - и в этот же момент звенит лабораторный звонок. Если сочетание "вижу пищу - слышу звонок" повторяется несколько раз, то появляется устойчивая связь - на звук звонка собака отвечает так же, как на вид пищи (слюноотделением и выделением желудочного сока). Эта устойчивая связь называется условным рефлексом, а нейтральный ранее стимул - звонок - становится значимым стимулом, запускающим все сопутствующие рефлексу реакции. Таким образом, звонок можно назвать положительным пищевым якорем" для собаки. ("Якорь" называют положительным, если он способствует развитию реакции или связан с положительными эмоциями, и отрицательным, если он способствует гашению определенной реакции или связан с отрицательными эмоциями).

Человек отличается от других животных, в частности, тем, что условный рефлекс у него формируется часто  после первого предъявления какой-то последовательности событий. Так, человек, подвергшийся нападению на темной улице, начинает бояться темноты или хождения по этой улице.

В повседневной жизни  мы встречаемся с огромным количеством  неосознаваемых нами условных рефлексов. Например, у влюбленной пары часто есть мелодия, которую они называют "нашей мелодией" - они просто слышали ее в момент встречи или в момент наивысшей влюбленности, но теперь она стала для этой пары "положительным аудиальным (слуховым) сексуальным якорем"; прослушивание этой мелодии возвращает паре чувство влюбленности по механизму условного рефлекса. "Отрицательным аудиальным музыкальным якорем" для большинства из нас служит похоронная музыка – стоит нам ее услышать, и наше настроение понижается, хотя мы не осознаем, что причина такого понижения настроения - какие-то другие похороны, на которых мы присутствовали давным-давно и чувствовали боль потери...

     В роли "якоря"  может выступать то, что мы  видим (чье-то лицо, характерный жест, картина и т. п.), то, что мы слышим (голос, музыка, шумы), и то, что мы чувствуем (прикосновение, поглаживание, поцелуй, боль и т. д.), В терминах НЛП "якоря" подразделяются, соответственно, на визуальные, аудиальные и кинестетические.

Искусство применения "якорей" при использовании транса и манипуляции сознанием основывается на удачно выбранном моменте для постановки "якоря", удачно выбранном типе "якоря" и удачном воспроизведении уже поставленного "якоря".

 

1.6 Защита  от манипуляции.

 

Итак, мы уже выяснили, что манипуляции сознанием производятся и существует множество технологий для успешного проведения воздействия на психику. Однако, как известно, на любое действие есть свое противодействие. Естественно, что разработаны и специальные методики защиты от манипуляций.

В наше время необходимо постоянно быть готовым к тому, что как в непосредственном общении, так и в средствах массовой коммуникации (печать, телевидение, кино, радио), в различных выступлениях в массовой аудитории, сознательно или нет, целенаправленно или непроизвольно, используются психологические средства воздействия манипулятивного характера.

Разрушительному эффекту, который производит манипуляция  на личность, человек может противопоставить встречную активность, направленную на уменьшение наносимого ущерба. Предупрежденный и обладающий знанием может самостоятельно создать самый первичный, относительно простой, но достаточно эффективный механизм психологической защиты. Как правило, он выстраивается в виде психологического барьера недоверия к тем потокам рекламно-пропагандистской информации, с помощью которых идет массированная обработка населения, и сформировать установку на необходимость использования соответствующих способов анализа поступающей информации.

В качестве основного  механизма обеспечения психологической  защищенности выступает психологическая защита - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. В соответствии с таким подходом в качестве основной ее функции рассматривается "ограждение" сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний24.

При рассмотрении психологических  защит, используемых в межсубъектном взаимодействии, как достаточно продуктивный зарекомендовал себя подход, который основывается (при выделении базовых защитных установок) на эволюции форм защитного поведения. В своих рассуждениях в качестве исходного отправного положения я также воспользуюсь этим подходом, который был апробирован в 1997 г. Е.Л.Доценко. В рамках данного подхода в качестве наиболее филогенетически древних способов защиты выделяются бегство, замирание, прятание (уход в укрытие), встречное нападение и стремление повлиять на поведение противника. Эти способы защиты можно наблюдать практически у всех видов животных (последний, в частности, выражается в особых сигналах подчинения или в использовании разного рода хитростей). Аналогичные формы защит наблюдаются и в истории человеческих отношений, что особенно проявляется в военных действиях.

Информация о работе Телевизионные новости как средство манипулирования сознанием