Телевизионные новости как средство манипулирования сознанием

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:39, дипломная работа

Краткое описание

Имея чрезвычайно сложный мыслительный аппарат, который позволяет нам занимать господствующее положение в мире в качестве вида, мы создали такую сложную быстро меняющуюся и информационно перегруженную окружающую среду, что должны все чаще справляться с избытком информации таким же образом, как животные, которых мы давно превзошли. Логика уступает место интуиции, аргументация – внушению. И в этом грандиозном потоке информации, которую уже невозможно контролировать разумом, можно смело сказать, что все мы – легкая добыча для ловких манипуляторов. Впрочем, каждый из нас тоже является своеобразным манипулятором.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...с. 3
1.Социально-психологические аспекты манипуляции массовым сознанием……..с. 9
Манипуляция. Определение. Концепции…………………………с. 9
Причины манипуляции……………………………………………..с. 15
Мишени манипуляции………………………………………….…..с. 18
Манипулятивные техники……………………………………….…с. 27
Защита от манипуляции……………………………………………с. 39
Практика манипуляции сознанием в политике и СМИ.………………. с. 44
Манипуляция в СМИ……………………………………….……....с. 45
Манипуляция в политике…………………………………………..с. 60
Политизация теленовостей: федеральный и региональный уровень (на примере новостей телекомпаний Россия, REN-TV, ОТВ-Прим, РВК)………………………….…………………………………………….с. 70
Явление героя – федеральный уровень……………………………с. 74
Явление героя – региональный уровень…………………………...с. 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………с. 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………с. 112

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ-изменения.doc

— 589.50 Кб (Скачать)

 СМИ выступает в этом случае как инструмент в нивелировании. То есть, как средство достижения согласия разных «туннелей реальностей» членов социума. В этой связи, одна из главных задач СМИ состоит в том, чтобы привести в соответствие действительность реальную и действительность коммуникативную8.

 

 

 

1.3 Мишени манипуляции

 

Наиболее психологичной темой, несомненно, является проблема мишеней манипулятивного воздействия. Понятие «мишень» используется для обозначения тех психических структур, на которые оказывается влияние со стороны инициатора воздействия независимо от того, имел ли он то намерение или нет.

Как известно, всю информацию из внешнего мира человек получает с помощью процессов восприятия. В свою очередь, оно неразрывно связано с воображением, которое новым образом комбинирует то, что мы когда-то познали на опыте и зафиксировали это в памяти. Нельзя вообразить то, что в разных своих элементах не присутствовало бы в действительности.

Из этого следует, что воображение – способность творческая. И, следовательно, оно гораздо меньше, подвержено дисциплине (логики, традиции). В отличие от мышления. Значит, воображение более уязвимо для воздействия извне. Преобразуя в нашем сознании полученные когда-то и где-то от действительности впечатления, оно создает образы как мыслительные, так чувственные. Следовательно, через воображение манипулятор может воздействовать и на мышление, и на чувства. Максимальной подвижностью и уязвимостью перед манипуляцией обладает сочетание двух «гибких» миров – воображения и чувств. Говорят, что эмоции – основные деятели в психическом мире, а образы – строительный материал для эмоций.

На сочетании воображения  и чувств основано, например, одно из самых мощных средств воздействия  на общественное сознание – терроризм, соединенный с телевидением. Образ изуродованной взрывом невинной жертвы доводится телевидением буквально до каждой семьи, а воображение «подставляет» на место жертвы самого телезрителя или его близких, и это порождает целую бурю чувств. Затем уже дело техники – направить эти чувства на тот образ, который подрядились разрушить манипуляторы (образ армии, федерального центра, исламских фундаменталистов, чеченцев и т.д.). В этой акции необходима лишь цепочка: террористический акт – телевидение – воображение – чувства – нужное поведение. Желательно при этом отключить мышление. То есть, в нашем случае, здравый смысл. Ведь, по сути своей, террор не является реальным средством уничтожения и даже не создает значительной реальной опасности. Его цель – устрашение, т.е. создание неадекватного чувства страха.

Для понимания процессов  массового сознания важно понимание того, что воображение тесно связано с имитацией. Иначе говоря, мы «воображаем себя на месте кого-то». При этом имитация часто производится непроизвольно и ускользает от критического самоанализа. Так, наблюдая движения танцующих, люди порой начинают повторять эти движения, хотя бы покачиванием рук или мысленно. Однако при этом никто из них не отдает себе отчет, что они вовлечены в имитацию. Такое явление в психологии манипуляций называется отождествление «Я» адресата со своей активностью. «Субъективность, личностное начало в человеке, по каким-то еще мало понятным законам присваивает психические процессы и содержания, придает им статус «моего». Это личностное начало, или «Я», будучи обманутым, принимает чужое желание за свое»9. Итак, воображение, если его умело направлять, может привести к массовому «заражению» настроением и даже действием. Кстати, некоторые лидеры и харизматические шарлатаны обладают искусством провоцировать такие состояния.

Важнейшими мишенями психологического воздействия являются память и внимание. Из этого вытекает основная задача манипулятора – в чем-то убедить людей. А для этого надо, прежде всего, привлечь внимание людей к его сообщению. Каким бы оно ни было. Затем необходимо, чтобы человек запомнил это сообщение. Так один из принципов манипуляции гласит - убедительно то, что остается в памяти.

«Аналитическое и теоретическое  изучение внимания сопряжено с большими трудностями, но зато ему посвящено огромное количество опытных исследований, так что технологи манипуляции сознанием имеют неограниченный запас «раздражителей», позволяющих привлечь, переключить или рассеять внимание, а также повлиять на его устойчивость и интенсивность. Это касается всех способов подачи зрительной и слуховой информации, всех характеристик ее содержания и формы (вплоть до использования орфографических и логических ошибок как средства привлечения внимания)»10. Понятно, что для целей манипуляции одинаково важны приемы привлечения и удержания внимания на убеждающем сообщении (захват аудитории), и в то же время отвлечения внимания от некоторых сторон реальности или некоторых частей сообщения – всегда предпочтительнее не лгать, а добиться, чтобы человек не заметил «ненужной» правды.

Существуют различные  техники и приемы управления вниманием. Приведу пример из известной книги известного автора11. В книге прием называется - "Наработка и слом закономерности", и является, по сути, приемом управления вниманием. (Как и ряд других приемов рекламы).

Террорист захватил самолет  с заложниками, а сам, ведя переговоры с представителем власти, все время держал правую руку за пазухой на кнопке якобы взрывного устройства. Никаких активных действий по обезвреживанию произвести нельзя. КГБ-шник всю ночь, покуривая, мирно беседовал с террористом, поднося ему зажигалку под левую руку. Под утро он поднес зажигалку под правую. Мгновенная утрата внимания - он вынул руку - дорого стоила террористу: он был моментально обезврежен.

Так же для успешной манипуляции вниманием важно верно оценить такие характеристики аудитории, как устойчивость и интенсивность внимания. Они зависят от уровня образования, возраста, профессии, тренировки людей и поддаются экспериментальному изучению. Не менее важна и технологическая база манипулятора. Телевидение, которое оперирует одновременно текстом, музыкой и зрительно воспринимаемыми движущимися образами, обладает исключительно высокой, магической способностью сосредоточивать, рассеивать и переключать внимание зрителя. Эффективность телевидения связана с тем, что оно мобилизует периферические системы внимания. Это обеспечивает большую избыточность информации в центральной интегрирующей системе. Чем больше избыточность, тем меньших усилий требует восприятие сообщения.

В целях манипуляции  сознанием приходится воздействовать на все виды памяти человека и разными способами. С одной стороны, надо, чтобы человек запомнил (а то и заучил до автоматизма) какую-то мысль, метафору, формулу.  С другой стороны, бывает необходимо «отключить» его краткосрочную или историческую память. Они могут создать психологический барьер против внушения.

Рассмотрим сначала  важность запоминания. Когда человек  получает какое-то сообщение, его взаимодействие с памятью делится на два этапа: сначала происходит пассивное запоминание. Затем информация перерабатывается рассудком, и если она признается мало-мальски убедительной, эмоционально окрашенной и представляющей интерес, она «внедряется» в память и начинает воздействовать на сознание.

Исследователи пришли к  печальному для человека выводу: то, что в результате частого повторения прочно запоминается, действует на сознание независимо от того, вызывает ли это утверждение возражения или одобрение. Этот вывод проверен на коммерческой рекламе, ценность которой для ученых – в огромном количестве эмпирического материала. Мастера рекламы знают, что для ее эффективности неважно, вызывает ли она положительную или отрицательную реакцию, важно, чтобы она застряла в памяти. Так возник особый вид – «раздражающая реклама», подсознательное влияние которой тем больше, чем сильнее она возмущает или раздражает людей.

Подробно изучено влияние  эмоциональных элементов сообщения на его запоминаемость. Оказывает, во всем балансе разных видов памяти  главной для манипуляции сознанием является именно эмоциональная память. Запоминается и действует, прежде всего, то, что вызвало впечатление. То есть любая информация, если она не подкреплена «памятью чувств», быстро стирается, вытесняется. Следовательно, связь эмоциональной памяти и узнавания очень важна.

Кстати говоря, в манипуляции сознанием узнавание играет ключевую роль. Это объясняется тем, что оно порождает ложное чувство знакомства. В свою очередь, знакомство становится предпосылкой согласия аудитории с коммуникатором. Аудитория начинает воспринимает отправителя сообщения не как совершенно постороннего человека, а как хорошего, пусть и не очень близкого, знакомого. Доказано, что для «захвата» аудитории узнавание гораздо важнее сознательного согласия с его утверждениями. И именно поэтому так важно «намозолить» людям глаза с телеэкрана.

Воздействия через средства массовой информации, манипуляторы главную ставку делают на непроизвольное запоминание. Поэтому для них гораздо важнее создать поток сумбурных сообщений, чем изложить одну связную идею, которую человек обдумает и преднамеренно запомнит. Сумбурные сообщения откладываются в латентных, дремлющих слоях памяти и действуют подспудно, больше на подсознание. Они оживляются ассоциациями, новыми образами и сообщениями, которые их «будят».

Вообще, наша психика - субстанция слоистая. И если обычно люди вполне комфортно оперируют внешним слоем «простого я», то оракулы, шизофреники и пророки сильнее, чем все остальные, чувствуют давление неких внутренних слоев, где хранится темная, древняя информация, иначе говоря бессознательное. Исследуя его, Карл Густав Юнг, известный психиатр, пришел к центральному пункту своего учения – за порогом нашего сознания лежат вечные, неизменные образы, которые проявляются в разные времена в самых различных культурах. Универсальные образы, напоминающие компьютерные программы, которые таятся в самых глубинных пластах разума, Юнг назвал архетипами.

Архетипы можно отнести  к целой группе мишеней, объединенной одним названием психические автоматизмы. «Психические автоматизмы выступают в роли передаточных рычагов, благодаря которым энергия воздействия манипулятора превращается в энергию действия адресата»12. Психические автоматизмы - это типичные схемы поведения, естественные для большинства людей. Ни один человек не может прожить без «автоматизмов» в восприятии и мышлении – обдумывать заново каждую ситуацию у него не хватит ни психических сил, ни времени. Здесь впервые появляется понятие «стереотипа». Полезность стереотипов для человека заключается в том, чтобы воспринимать и оценивать сообщение быстро, не думая; манипулятор может применять их как «фильтры», через которые его жертвы видят действительность.

Одним из главных «материалов», с которым орудует манипулятор, являются социальные стереотипы. Согласно толковым словарям, «Социальный стереотип – устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта, так и с помощью многообразных источников информации. Сквозь призму стереотипов воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица. Стереотипы – неотъемлемые компоненты индивидуального и массового сознания. Благодаря им происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании…». Обычно стереотипы включают в себя эмоциональное отношение человека к каким-то объектам и явлениям. Поэтому при их выработке речь идет не только об информации и мышлении, а о сложном социально-психологическом процессе.

В связи с этим, интересна  работа американского психолога Роберта Чалдини.  Он отмечает, что, то, как мы принимаем решения, является одним из фундаментальных способов манипуляции. Хотя все мы желаем принимать наиболее обдуманные, полностью взвешенные решения, возможные в данной ситуации, меняющаяся форма и ускоряющийся темп современной жизни часто лишают нас подходящих условий для такого тщательного анализа всех относящихся к делу «за» и «против». Все более и более мы вынуждены обращаться к другому подходу к процессу принятия решений – подходу, основанному  на стереотипных способах, при котором  решение уступить (или согласиться, или поверить, или купить) принимается на основании единственной, обычно заслуживающей доверия, части информации. Чалдини выделяет шесть наиболее надежных и, следовательно, наиболее популярных – выделенных в чистом виде – спусковых механизмов, побуждающих человека действовать бездумно. Это – обязательства, взаимный обмен, поведение похожих других, чувство симпатии или дружбы, указания авторитета и информация о дефиците.

Мы склоны принимать во внимание единичные сигналы, когда у нас нет намерения, времени, энергии или познавательных ресурсов, чтобы провести исчерпывающий анализ ситуации. Принимая решения в подобных обстоятельствах, мы часто возвращаемся к довольно примитивному, но рациональному подходу, основанному на бездумной автоматической реакции всего лишь на один (нередко случайный и не самый главный) элемент ситуации. 13Таким образом, стереотипы, как необходимый человеку инструмент восприятия и мышления, обладают устойчивостью, могут быть выявлены, изучены и использованы как мишени для манипуляции.

Еще более удобны для  манипулятора метафоры – выраженные художественно стереотипы -  это готовые штампы мышления, но штампы эстетически привлекательные. Поэтически выраженная мысль всегда играла огромную роль в соединении людей и программировании их поведения. «Метафоры, включая ассоциативное мышление, дают огромную экономию интеллектуальных усилий»14. Известно, что человек, чтобы действовать в своих интересах (а не в интересах манипулятора), должен реалистично определить три вещи: нынешнее состояние, желательное для него будущее состояние и путь перехода от нынешнего состояния к будущему. Соблазн сэкономить интеллектуальные усилия заставляет человека вместо изучения и осмысления всех этих трех вещей прибегать к ассоциациям и аналогиям: называть эти вещи какой-то метафорой, которая отсылает его к иным, уже изученным состояниям. Чаще всего, иллюзорна и сама уверенность в том, что те, иные состояния, через которые он объясняет себе нынешнее, ему известны или понятны.

Информация о работе Телевизионные новости как средство манипулирования сознанием