Телевизионные новости как средство манипулирования сознанием

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:39, дипломная работа

Краткое описание

Имея чрезвычайно сложный мыслительный аппарат, который позволяет нам занимать господствующее положение в мире в качестве вида, мы создали такую сложную быстро меняющуюся и информационно перегруженную окружающую среду, что должны все чаще справляться с избытком информации таким же образом, как животные, которых мы давно превзошли. Логика уступает место интуиции, аргументация – внушению. И в этом грандиозном потоке информации, которую уже невозможно контролировать разумом, можно смело сказать, что все мы – легкая добыча для ловких манипуляторов. Впрочем, каждый из нас тоже является своеобразным манипулятором.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...с. 3
1.Социально-психологические аспекты манипуляции массовым сознанием……..с. 9
Манипуляция. Определение. Концепции…………………………с. 9
Причины манипуляции……………………………………………..с. 15
Мишени манипуляции………………………………………….…..с. 18
Манипулятивные техники……………………………………….…с. 27
Защита от манипуляции……………………………………………с. 39
Практика манипуляции сознанием в политике и СМИ.………………. с. 44
Манипуляция в СМИ……………………………………….……....с. 45
Манипуляция в политике…………………………………………..с. 60
Политизация теленовостей: федеральный и региональный уровень (на примере новостей телекомпаний Россия, REN-TV, ОТВ-Прим, РВК)………………………….…………………………………………….с. 70
Явление героя – федеральный уровень……………………………с. 74
Явление героя – региональный уровень…………………………...с. 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………с. 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………с. 112

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ-изменения.doc

— 589.50 Кб (Скачать)

Механизм «включения»  автоматизмов - мотивационное обеспечение. Никакой автоматизм не будет работать без мотивационной поддержки. Впрочем, манипуляционное воздействие в числе мишеней обязательно имеет и мотивационные структуры. Е. Доценко выделяет такие способы  управления мотивационными предпочтениями человека, как прямая актуализация мотивов, простое обусловливание и знаковое опосредствование.15

Прямая актуализация требуемого мотива может происходить в ответ на появление релевантных этому мотиву раздражителей. «Открытое побуждение со стороны актора нередко принимает форму соблазнения - от вполне легального и невинного до скрытого и злонамеренного»16. С манипулятивной целью прямая актуализация мотива используется в основном в составе комплекса мероприятий: для маскировки основного воздействия, отвлечения внимания на второстепенные элементы ситуации, приведения адресата в необходимое состояние (дискомфорт, бездумная легкость).

Обусловливание - «перенесение побудительной силы какого-нибудь мотива на действия, к которым раньше этот мотив не побуждал»17. Данный механизм лежит в основе дрессировки животных.

Мотивационное опосредствование - «эмоциональное переключение на основе представляемых, воображаемых, восстанавливаемых вследствие полученной словесно информации событий»18. Многообразие возможных для человеческой психики переключений позволяет связать все со всем, сколь бы слабыми или надуманными ни казались основания для такой связи.

Кстати, как правило, манипуляторы эксплуатируют влечения, которые должны действовать безотказно: потребность в безопасности, в пище, в чувстве общности и т. п19.

Логика манипуляторов  при этом очевидна и закономерность просматривается однозначно: чем шире аудитория, на которую требуется оказать воздействие, тем универсальнее должны быть используемые мишени. Специализированность и точная направленность массового воздействия возможна тогда, когда организатору воздействия известны специфические качества интересующего его слоя населения или группы людей. Соответственно, чем уже предполагаемая аудитория, тем точнее должна быть подстройка под ее особенности. В случаях, когда такая подстройка по каким-либо причинам не производится (дорого, некогда), в ходу снова оказываются универсальные побудители: гордость, стремление к удовольствию, комфорту, желание иметь семейный уют, продвижение по службе, известность — вполне доступные и понятные большинству людей ценности. Если же при этом что-то не срабатывает, то это можно рассматривать как неизбежную плату за первоначальную экономию.

Более «продвинутые»  способы манипулирования предполагают предварительное изготовление мнений или желаний, закрепление их в массовом сознании или в представлениях отдельного конкретного человека, с тем, чтобы можно было к ним затем адресоваться20. Например, создание мифа о заботливом президенте или респектабельности компании, убеждение партнера в том, что ему хотят помочь, или что ему угрожает опасность.

 

1.5 Манипулятивные  техники

 

Теперь нам предстоит  сосредоточиться на действиях, в  которых себя проявляет манипуляция и которые характеризуют активность манипулятора в манипулятивной ситуации.

Степень успешности манипуляции  в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании. Предлагаемый ниже обзор таких средств дают приблизительное представление об их многообразии.

 

Установление контакта.

 

Установление контакта предполагает создание канала, по которому может пройти сообщение. В манипуляции сознанием основой для внушения является подсознательное доверие. Его называют раппортом. Для того, чтобы подействовало внушение, надо сначала создать раппорт, то есть создать очаг сверхбодрствования в коре головного мозга. Вся кора спит, но команды манипулятора поступают в мозг через этот очаг, и, поскольку «спящий» мозг не может критически осмыслить их, то он выполняет эти команды, тут же забывая об этом. И для того, чтобы это сделать, есть несколько простых приемов.

 

 

Подстройка к позе.

Первый прием - подстройка к позе. Когда вы создаете раппорт, вам следует сначала принять ту же позу, что у партнера - отразить позу партнера. У американцев есть пословица: "Отражение - высшая награда". Смысл ее в том, что вы ничем не можете порадовать человека (или польстить ему) больше, чем подражанием ему - его поведению, манерам. Не будьте только "кривым" зеркалом, не делайте шаржей, карикатур; "отражайте" положительные или нейтральные качества партнера - другими словами, дайте партнеру то, что он хотел бы увидеть в зеркале (вспомните, как вы подходите к зеркалу - плечи расправлены, живот убран, осанка гордая). И не делайте того, что ваш партнер может осознать как копирование себя. Он не должен замечать вашу подстройку. Это, в сущности, уже и есть манипуляция сознанием, когда вы устанавливаете подсознательное доверие, раппорт.

 

Подстройка к дыханию.

Теперь речь пойдет о  копировании дыхания вашего  партнера. Здесь возможны варианты: подстройка к дыханию бывает прямая и непрямая.

Прямая подстройка - вы просто начинаете дышать так же, как дышит ваш партнер, в том же темпе. Непрямая подстройка - вы согласуете с ритмом дыхания партнера какую-то другую часть своего поведения; например, вы можете качать рукой в такт дыханию партнера, или говорить в такт его дыханию, то есть на его выдохе. Прямая подстройка более эффективна при создании раппорта.

 

Подстройка к движениям.

Став для вас партнером  при беседе, человек обычно не сидит  как истукан - он позволяет себе жестикуляцию, меняет позу, кивает или качает головой, мигает, и все это может быть предметом для подстройки. Подстройка к движениям более сложна, чем предыдущие виды подстройки, потому что и поза, и дыхание - это нечто относительно неизменное и постоянное, это можно рассмотреть и приступить к копированию постепенно. Движение - относительно быстрый процесс, в этой связи потребуется, во-первых, наблюдательность, и, во-вторых, нужно заранее подумать о том, чтобы партнер не смог осознать ваши действия. Движения можно разделить на большие, макродвиження (походка, жесты, движения головы, ног) и малые, микродвижения (мимика, мигание, мелкие жесты, подрагивание).

Правильное выполнение всех подстроек обеспечивает возникновение подсознательного доверия к манипулятору со стороны аудитории. Контакт установлен.

 

Присоединение к внутреннему миру аудитории.

«Включается в работу в тех случаях, когда структура  ситуации ... оказывается сходной по своим характеристикам с соответствующей частью внутреннего мира»21. Сергей Кара-Мурза22 называет это вторым этапом после установления контакта с аудиторией. Вообще, исследователи присоединением называют такой контакт, который в силу положительного отношения к нему аудитории имеет тенденцию сам себя поддерживать. То есть без специальных усилий манипулятора. Различают «присоединение по…» и «присоединение к…». Первое – это контакт, который поддерживается в силу каких-то объективных признаков общности (по языку, этнической принадлежности и т.д.). Главная задача манипулятора – «присоединение к…» (к каким-то ценностям, лозунгам, действиям). Для этого необходимо знать несколько правил.

1. И первое  – это заявить о том, что отправитель сообщения входит с аудиторией в какую-то общность (по социальному, национальному, культурному признаку и т.д.). Для этого выработан целый язык и манера обращения: коллеги, мужики, православные и т.д. Так что первые же шаги по установлению контакта служат своего рода кличем «мы с тобой одной крови – ты и я!».

2. Далее нужно очень внимательно следить за своей речью. Сокрытие самого факта воздействия подразумевает различные техники манипулирования информацией. Первый признак манипуляции – уклончивость в изложении собственной позиции, использование туманных слов и метафор. Ясное обнаружение идеалов и интересов, которые отстаивает «отправитель сообщения», сразу включает психологическую защиту  тех, кто не разделяет этой позиции, а главное, побуждает к мысленному диалогу, а он резко затрудняет манипуляцию. Таким образом, для успешной манипуляции манипулятор использует техники целенаправленного преобразования информации

Все разнообразие производимых над информацией операций можно сгруппировать по нескольким параметрам.

Во-первых, это искажение  информации. Оно варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, когда, скажем, борьба за права какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства.

Далее - утаивание информации.  Наиболее полно утаивание проявляется в умолчании — сокрытии определенных тем. Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала.

Затем очень важную роль играет способ подачи информации. Например, обилие информации в сыром и/или несистематизированном виде «позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще больше осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла»23. Точно так же информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться. В обоих случаях тем не менее заранее снимается упрек в сокрытии тех или иных сведений.

Ближе всего к собственно манипулятивному воздействию, как оно понимается в данной работе, стоит прием особой компоновки тем, который как бы наводит получателя информации на вполне однозначные выводы. Например, в одном ряду (рубрике или разделе) даются сообщения о курьезах и чьей-либо голодовке протеста.

Так же немалую роль играет момент подачи информации. Самый известный прием — показ в наиболее (наименее) удобное для телезрителей время. Интересен прием, подробно разбираемый В. X. Рикером. В зависимости от того, в каком порядке ставятся на голосование вопросы или обсуждаются пункты повестки собрания, итоговый исход голосования или обсуждения будет разным в силу влияния результатов предыдущего голосования или обсуждения на последующие. Подобные результаты получены и в экспериментальном исследовании повышения уступчивости людей к просьбам после предварительного выполнения пустяковой просьбы экспериментатора.

Еще один распространенный прием — подпороговая подача информации, известная как техника рассеивания, изобретенная Милтонон Эриксоном. Она получила большое распространение при поисках новых способов рекламы, пропаганды и других методов воздействия на индивидуальное и массовое сознание.

Исторической предпосылкой ее появления было увлечение психологов и психиатров в тридцатые годы нашего века исследованиями ассоциативного мышления. Существовала техника свободных ассоциаций: человеку предлагали подумать о его проблеме, а затем рассказать все, что ему приходит на ум в связи с этим (любые воспоминания, сновидения; любые побочные идеи, не связанные, казалось бы, с данной проблемой логически). Оказалось, что в полученном потоке вроде бы бессвязных мыслей, свободных ассоциаций, есть слова, значимые для понимания проблемы человека, и эти значимые слова человек обязательно обозначает каким-то образом (паузой, сменой интонации, жестами). Из обозначенных слов можно сложить вполне связный рассказ о том, что представляет собой проблема на самом деле.

Хороший следователь  знает, что не надо перебивать и останавливать  человека, который увлеченно врет; дайте ему продолжать врать - и он расскажет вам всю правду.

Идея Эриксона состояла в том, чтобы использовать этот процесс  в обратном порядке: составить текст внушения, а затем "растворить" его в каком-то рассказе нейтрального содержания, обозначая впоследствии неким способом значимые слова (составляющие текст внушения). Его интересовало, будет ли человек подсознательно усваивать такие замаскированные внушения? При экспериментальной проверке выяснилось, что техника вставленных сообщений является самой лучшей ловушкой для сознания..

 

Феномен "25-го кадра".

Одной из самых ярких  страниц в истории техники  рассеивания стало открытие в шестидесятых годах явления, получившего название "феномен 25-го кадра" (другие названия - "феномен 36-го кадра", "феномен Бэрда"). Начиналось все в рамках обычного психологического эксперимента; ученые изучали восприятие человеком сверхкратких раздражителей. Очень удобным инструментом для исследования оказался кинопроектор...

     Мы знаем,  что кадры, чередующиеся в кинопроекторе с частотой 24 в секунду, создают эффект движения, поскольку при этой скорости воспроизведения ряд неподвижных кадров "сливается" в одно движущееся изображение (не осознается разрыв между кадрами). А что произойдет, если 25-й кадр будет содержать информацию, отличающуюся от той, которая содержится в предыдущих двадцати четырех? В экспериментах выяснилось, что человек не осознает такую информацию, но помнит ее - то есть, человек не может объяснить, откуда он получил эту информацию и почему он ее помнит.

В начале шестидесятых эксперименты с фильмами, "засеянными" рекламой (их называли "субламинарными" или "сублимационными"), были весьма популярны. Но вот одна из комиссий ООН посчитала нужным запретить такой способ рекламы, как аморальный, и эксперименты прекратились... Во всяком случае, прекратились публикации в открытой научной печати о таких экспериментах.

 

Транс.

В целом, техники, применяемые в эриксонианском гипнозе, очень универсальны - их можно применять также для наведения транса и для внушения в состоянии бодрствования (что иногда называют "манипуляцией сознанием").

Милтон Эриксон считал транс естественным состоянием человека. Одна из принадлежащих ему формулировок такова: транс - это состояние с ограниченным фокусом внимания, когда внимание человека направлено преимущественно внутрь, а не во внешний мир. Эриксон считал также, что у человека есть потребность в трансе (так же, как есть потребность в сне), поскольку именно в состоянии транса человек обращается к внутреннему опыту и организует его так, чтобы изменить свою личность в нужном направлении; лишить человека транса - значит, лишить его возможности организовать свой внутренний опыт. И еще одна важная идея: не стоит воспринимать транс как цель вашего взаимодействия с партнером. Транс - это только инструмент, позволяющий усилить реакции партнера. Своей цели вы добиваетесь, усиливая нужные вам реакции партнера.

Информация о работе Телевизионные новости как средство манипулирования сознанием