Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:02, курсовая работа
Целью данной работы является характеристика мастерства публицистики М.Зощенко и И.Ильфа и Е.Петрова с точки зрения проблематики в контексте развития советской публицистики 20-х – первой половины 30-х гг. Нами были поставлены следующие задачи:
дать общую характеристику публицистике как жанру журналистики;
– рассмотреть фельетон и очерк;
изучить и проанализировать деятельность М.Зощенко как сатирика и юмориста;
Введение 3
1 Специфика публицистики как жанра журналистики
1.1 Общая характеристика публицистики в историческом аспекте 7
1.2 Фельетон как жанр сатирической публицистики 13
1.3 Очерк как жанр публицистики. Сущность и разновидности
очерка 20
2 Особенности мастерства М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова
2.1 Михаил Зощенко как юморист и сатирик 26
2.2 Своеобразие фельетонистики И. Ильфа и Е.Петрова 30
2.3. И.Ильф и Е.Петров как мастера очерка, их путевые очерки «Одноэтажная Америка» 33
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 40
В сентябре 1931 года их командируют на учения Красной Армии, проходившие в Белорусском военном округе. Каждому была выписана бумага, где было указано: «Требование на воинскую перевозку людей. Перевезти одного человеко-писателя». По материалам поездки был написан и опубликован в журнале «30 дней» очерк «Трудная тема».
Осенью 1933 года отряд кораблей Черноморского флота отправился в плавание с писателями, фотографами, художниками на борту. Маршрут проходил через Турцию, Грецию, Италию. По следам путешествия были написаны очерки, каждый из которых сопровождал определенный пункт маршрута. К примеру, «Начало путешествия», «День в Афинах» и другие.
В сентябре 1935 года газетой «Правда» Илья Ильф и Евгений Петров были отправлены в командировку в Соединенные Штаты Америки. В то время начинается некоторое сближение между США и СССР. Это положено в основу идеи путевого очерка. Авторы могли свободно перемещаться по стране, при этом близко наблюдая жизнь американского общества. Их путешествие на автомобиле длилось три с половиной месяца. За это время они дважды пересекли страну и начали работу над новой книгой. Первые фрагменты еще неоконченной книги были опубликованы в газете «Правда» и журнале «Огонек». По приезду книга была написана полностью, называлась она «Одноэтажная Америка». Они рассказали о посещении Белого дома, о маленьких и больших городах, о мексиканских деревнях и индейских вигвамах, познакомили читателей со многими знаменитостями – Генри Фордом, Эрнестом Хемингуэем, Джоном Морганом, Бетт Дэвис и другими известными американцами. Они описали подъем на крышу Эмпайр-стейт-билдинг и спуск в пещеры Карлсбада. Описали производство фильмов в Голливуде. Соавторы объективно подошли к рассказу о жизни в Соединенных Штатах, с иронией писали о всеобщей стандартизации и бездуховности, но искренно восхищались американскими дорогами, высококачественным сервисом и четкой организацией производства. Публикация в «Огоньке» была сопровождена многочисленными фотографиями Ильфа. «Одноэтажная Америка» стала их первой книгой, которую Ильф и Петров решили писать порознь, по главам. Первая публикация книги состоялась в 1937 году, а переиздана она была в следующий раз только в 1947 году после того как ее подвергли политической цензуре.
Характерной чертой данной книги является минимум идеологических моментов, что для сталинского времени было просто неслыханным явлением. Ильф и Петров, будучи наблюдателями, составили весьма объективную картину США и их жителей. Авторы критикуют всеобщую стандартизацию и интеллектуальную пассивность, в частности молодежи. Но одновременно с этим соавторы восхищаются американскими дорогами и превосходным сервисом, чёткой организацией и прагматичностью в быту и на производстве. Именно из «Одноэтажной Америки» советский читатель впервые узнал о таком явлении как кредит.
В ходе исследования было выяснено, что в книге сорок семь глав и что семь глав они написали вместе, а двадцать – раздельно. Однако только специалист-текстолог способен определить, какие главы писал Ильф, а какие Петров.
Заглавие книги само по себе говорит о ее содержании. Америка небоскребов описана много раз и, так сказать, давно открыта. Ильф и Петров открывают новую Америку – обширную страну небольших, провинциальных городков, поселков, одиноко стоящих ферм и бесконечных, превосходно оборудованных для дальнего путешествия автострад. Конечно, Ильф и Петров хорошо знают, что небоскребы играют главную роль в экономических и политических судьбах США. Небоскребы – это цитадели, храмы, центры могущественных монополий, дворцы всевластного доллара. Быт и нравы американских верхов и низов составляют пресловутый «американский образ жизни». Ильфа и Петрова привлекала та «нетронутая» Америка, которая всего меньше посещалась корреспондентами и туристами. Это – Америка «среднего американца», так называемого «простого американца». Это характерно для Ильфа и Петрова. Однако впечатления авторов нельзя назвать мимолетными и поверхностными. В своих очерках они показывают разительный контраст между ушедшей далеко вперед техникой и примитивным, убогим духовным мирам американского обывателя. Авторы отдают предпочтание «сервису», удобству и комфорту домашнего быта, превосходного обслуживания туристов.
Наблюдения Ильфа и Петрова крайне глубоки и серьезны. Они отмечают трудолюбивость американского народа, его деловитость. Ильф и Петров встречали на своем пути немало честных тружеников, для которых у авторов есть хорошие, теплые слова. Американский простой народ мог бы стать главной общественной силой в своем государстве, но на самом деле он бесправен. Буржуазия монополизировала все: и промышленность, и власть, и культуру, и просвещение. Она в идеале овладела искусством оглупления народа.
Конечно, отправляясь за океан, Ильф и Петров не ставили своей целью написать сатирическое произведение об Америке. Собственно смеха – взрывающегося, громкого – в «Одноэтажной Америке» немного, но освежающая радость юмора почти все время сопровождает повествование.
Американские впечатления дали Ильфу и Петрову материал еще для одного произведения – большого рассказа «Тоня». Хотя это и рассказ, но он все равно очерковый, основанный на том, что Ильф и Петров сами увидели и написали на основе встреч с реальными людьми. Это рассказ не выдуманный, не художественный, а реалистичный.
Он отмечен чертами, новыми в творчестве сатириков. Это рассказ о простых советских людях, которые вынуждены жить в капиталистическом обществе, среди чужих и чуждых им людей. Сатира параллельна в этом произведении с лирикой. Образы молодой советской женщины Тони Говорковой и ее мужа Кости, как и других членов советской колонии, написаны мягкими, образными словами.
Рассказ значителен по своей теме и звучанию и отличается своим высоким литературным мастерством. Простые советские люди, воспитанные в социалистическом обществе, не могут нормально жить в капиталистическом мире, так как им не хватает воздуха чистых человеческих отношений. Они задыхаются. Пресловутый «американский образ жизни» не может ни соблазнить, ни испортить этих хороших советских личностей. В рассказе нет нарочитой тенденции. Он прост, подкупает своей скромной правдивостью.
Рассказ «Тоня» был знаменовал в творчестве Ильфа и Петрова пробой нового жанра. В этом произведении авторы прямо обращаются к изображению положительного героя, к раскрытию его духовного мира.
Литературное содружество Ильфа и Петрова длилось всего десять лет. Оно разрушилось неожиданно и в полном расцвете таланта двуединого автора. 13 апреля 1937 года Ильф умер от туберкулеза. Незавершенными остались многие планы и замыслы. О них свидетельствуют записные книжки Ильфа, наброски и эскизы задуманных произведений. Евгений Петров стал сиротой. Он продолжал работу, которая была начата ими вместе. Памяти Ильфа он хотел посвятить большое произведение, но, к сожалению, не успел этого сделать. Сохранились его воспоминания о друге, которые были опубликованы вместе с последним произведением Ильфа «Записные книжки», и план неосуществленной книги «Мой друг Ильф», которая обещала быть содержательной и интересной. Произведения, написанные Евгением Петровым после смерти Ильфа, свидетельствуют о неистощимой плодовитости, о сверкающем остроумии. Их тематика становилась все более разнообразной. Оставшись один, он как бы продолжал писать за двоих. Он писал киносценарии, статьи, очерки, вел значительную редакторскую и организаторскую работу в «Литературной газете» и в журнале «Огонек». Им был начат большой роман о будущем.
Преждевременная смерть прервала его жизнь на фронте. Евгений Петров погиб в 1942 году, возвращаясь из осажденного Севастополя, героической обороне которого посвящены его последние очерки.
Итак, И. Ильф и Е. Петров внесли огромнейший вклад в историю писательского дела. Они оставили немеркнущий след среди плеяды публицистов эпохи.
Таким образом, публицистическое творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова до сих пор востребовано. Читатели нового поколения сначала смеются, а затем всерьез задумываются над содержанием веселой и злой сатиры данных авторов. Она активно помогает и сегодня искоренять пережитки капитализма страны, бороться с тунеядцами, с мещанским поведением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров – одни из самых ярких и популярных писателей-публицистов периода 20-х – первой половины 30-х гг. Их феномен в том, что в сложных условиях идеологического давления они пытались по возможности открыто говорить с читателем, отображая наиболее острые и актуальные проблемы. Эти авторы подняли фельетон и сатирическую миниатюру на новый уровень, создав своих героев и истинно свои сюжеты.
Из анализа публицистики М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова можно сделать следующие выводы.
Творчество и юмор Михаила Зощенко – самобытное явление в русской литературе. Писатель по-своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие «зощенковский герой». Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль.
Следующим элементом, присущим творчеству Зощенко, был объект. Смеху его подвергалось то плохое, подлое, местечково-стяжательское, что есть наверно в каждом из нас. Своим смехом он помогал людям делаться лучше.
Подытоживая мысли о творчестве Ильфа и Петрова, выделяем как основные тему равнодушия к человеку и тему бюрократизма. Все фельетоны соавторов, направленные против бюрократизма, носят художественно-обобщённый характер. В них действуют образы-символы. К любой общественно значимой проблеме соавторы подходят системно, типизируют её.
Следующая особенность фельетонов «братьев» по перу – соавторы выступали против превращения искусства в источник дохода, против предвзятого подхода к литературе. Ильф и Петров обличали бездарных писателей, драматургов, критиков, режиссёров, стремящихся прорваться в сферу искусства и заработать на этом.
Тема является очень актуальной и выбранной вовремя. Злободневность данной темы обусловлена тем, что писатели, исследованные в данной работе, яркие представители плеяды людей, принадлежавших писательскому кругу. Думается, что основные концепции данной темы раскрыты и творчество данных ярких личностей человечества представлено как неиссякаемое, безграничное, и каждый исследователь может найти свою нишу для открытий в их творчестве. Они взяли все лучшее, что было до них в публицистике и довели до совершенства, придумали свои новые темы, методику борьбы жизни с тем, чего не должно быть, чего они с высоты своего интеллектуального и культурного уровня считали вообще ненужным присутствовать в человеческой природе.
Все произведения И.Ильфа, Е.Петрова, а также М.Зощенко написаны с позиций гуманизма, что объединяет этих непревзойдённых мастеров-публицистов 20-х – середины 30-х гг. XX века.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Книги
Информация о работе Особенности мастерства писателей-публицистов И.Ильфа, Е.Петрова и М.Зощенко