Особенности мастерства писателей-публицистов И.Ильфа, Е.Петрова и М.Зощенко

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является характеристика мастерства публицистики М.Зощенко и И.Ильфа и Е.Петрова с точки зрения проблематики в контексте развития советской публицистики 20-х – первой половины 30-х гг. Нами были поставлены следующие задачи:
 дать общую характеристику публицистике как жанру журналистики;
– рассмотреть фельетон и очерк;
 изучить и проанализировать деятельность М.Зощенко как сатирика и юмориста;

Оглавление

Введение 3
1 Специфика публицистики как жанра журналистики
1.1 Общая характеристика публицистики в историческом аспекте 7
1.2 Фельетон как жанр сатирической публицистики 13
1.3 Очерк как жанр публицистики. Сущность и разновидности
очерка 20
2 Особенности мастерства М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова
2.1 Михаил Зощенко как юморист и сатирик 26
2.2 Своеобразие фельетонистики И. Ильфа и Е.Петрова 30
2.3. И.Ильф и Е.Петров как мастера очерка, их путевые очерки «Одноэтажная Америка» 33
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 40

Файлы: 1 файл

курсовая готовая без титульника.doc

— 351.00 Кб (Скачать)

В сентябре 1931 года их командируют на учения Красной Армии, проходившие в Белорусском военном округе. Каждому была выписана бумага, где было указано: «Требование на воинскую перевозку людей. Перевезти одного человеко-писателя». По материалам поездки был написан и опубликован в журнале «30 дней» очерк «Трудная тема».

Осенью 1933 года отряд кораблей Черноморского флота отправился в плавание с писателями, фотографами, художниками на борту. Маршрут проходил через Турцию, Грецию, Италию. По следам путешествия были написаны очерки, каждый из которых сопровождал определенный пункт маршрута. К примеру,  «Начало путешествия», «День в Афинах» и другие.

В сентябре 1935 года газетой «Правда» Илья Ильф и Евгений Петров были отправлены в командировку в Соединенные Штаты Америки. В то время начинается некоторое сближение между США и СССР. Это положено в основу идеи путевого очерка. Авторы могли свободно перемещаться по стране, при этом близко наблюдая жизнь американского общества. Их путешествие на автомобиле длилось три с половиной месяца. За это время они дважды пересекли страну и начали работу над новой книгой. Первые фрагменты еще неоконченной книги были опубликованы в газете «Правда» и журнале «Огонек». По приезду книга была написана полностью, называлась она «Одноэтажная Америка». Они рассказали о посещении Белого дома, о маленьких и больших городах, о мексиканских деревнях и индейских вигвамах, познакомили читателей со многими знаменитостями – Генри Фордом, Эрнестом Хемингуэем, Джоном Морганом, Бетт Дэвис и другими известными американцами. Они описали подъем на крышу Эмпайр-стейт-билдинг и спуск в пещеры Карлсбада. Описали производство фильмов в Голливуде. Соавторы объективно подошли к рассказу о жизни в Соединенных Штатах, с иронией писали о всеобщей стандартизации и бездуховности, но искренно восхищались американскими дорогами, высококачественным сервисом и четкой организацией производства. Публикация в «Огоньке» была сопровождена многочисленными фотографиями Ильфа. «Одноэтажная Америка» стала их первой книгой, которую Ильф и Петров решили писать порознь, по главам. Первая публикация книги состоялась в 1937 году, а переиздана она была в следующий раз только в 1947 году после того как ее подвергли политической цензуре.

Характерной чертой данной книги является минимум идеологических моментов, что для сталинского  времени было просто неслыханным явлением. Ильф и Петров, будучи наблюдателями, составили весьма объективную картину США и их жителей. Авторы критикуют всеобщую стандартизацию и интеллектуальную пассивность, в частности молодежи. Но одновременно с этим  соавторы восхищаются американскими дорогами и превосходным сервисом, чёткой организацией и прагматичностью в быту и на производстве. Именно из «Одноэтажной Америки» советский читатель впервые узнал о таком явлении как кредит.

В ходе исследования было выяснено, что в книге сорок семь глав и что семь глав они написали вместе, а двадцать – раздельно. Однако только специалист-текстолог способен определить, какие главы писал Ильф, а какие Петров.

Заглавие книги само по себе говорит о ее содержании. Америка небоскребов описана много раз и, так сказать, давно открыта. Ильф и Петров открывают новую Америку  –  обширную страну  небольших, провинциальных городков,  поселков,  одиноко  стоящих  ферм  и  бесконечных, превосходно оборудованных для дальнего путешествия автострад. Конечно, Ильф и Петров хорошо знают,  что  небоскребы  играют  главную роль в экономических и политических судьбах США. Небоскребы  –  это  цитадели, храмы, центры могущественных монополий, дворцы всевластного доллара.  Быт и нравы американских  верхов  и  низов составляют  пресловутый  «американский  образ жизни». Ильфа и Петрова привлекала та «нетронутая» Америка, которая всего меньше  посещалась корреспондентами и туристами.  Это   –   Америка  «среднего  американца»,  так называемого «простого американца». Это характерно для Ильфа и Петрова. Однако впечатления авторов нельзя   назвать мимолетными и поверхностными.   В своих очерках они показывают разительный контраст между ушедшей далеко вперед  техникой  и  примитивным,  убогим   духовным   мирам   американского обывателя. Авторы отдают предпочтание «сервису», удобству  и  комфорту  домашнего быта, превосходного обслуживания туристов.

Наблюдения Ильфа и Петрова крайне глубоки и серьезны. Они отмечают  трудолюбивость американского народа, его деловитость. Ильф и Петров встречали на своем пути немало честных тружеников, для которых у авторов  есть  хорошие,  теплые слова. Американский простой народ мог бы стать главной общественной силой  в своем государстве, но на  самом деле  он  бесправен. Буржуазия   монополизировала   все:  и промышленность,   и власть,    и культуру, и просвещение. Она в идеале овладела искусством оглупления народа.  

Конечно, отправляясь за океан, Ильф и Петров не ставили своей целью написать сатирическое произведение об Америке. Собственно смеха – взрывающегося, громкого – в «Одноэтажной Америке» немного, но освежающая радость юмора почти все время сопровождает повествование.

Американские впечатления дали Ильфу и Петрову материал еще  для одного произведения  –  большого  рассказа  «Тоня». Хотя это и рассказ, но он все равно очерковый, основанный на том, что Ильф и Петров сами увидели и написали  на основе встреч с реальными людьми. Это рассказ не выдуманный, не художественный, а реалистичный.

  Он  отмечен  чертами,  новыми  в творчестве сатириков. Это рассказ о  простых  советских  людях,  которые вынуждены жить в капиталистическом обществе, среди чужих и чуждых  им  людей.  Сатира параллельна в этом произведении с лирикой. Образы молодой советской  женщины Тони Говорковой и ее мужа Кости, как  и  других  членов  советской  колонии, написаны мягкими, образными словами.

 Рассказ значителен по  своей  теме  и звучанию  и отличается  своим высоким литературным   мастерством.   Простые   советские   люди,   воспитанные    в социалистическом обществе, не могут нормально жить в капиталистическом мире, так как им не хватает воздуха чистых  человеческих  отношений.  Они  задыхаются.  Пресловутый «американский образ жизни» не может ни соблазнить, ни  испортить этих хороших советских личностей. В рассказе нет нарочитой тенденции. Он прост, подкупает своей скромной правдивостью.

Рассказ «Тоня» был знаменовал в творчестве Ильфа и Петрова пробой нового жанра.  В этом произведении  авторы  прямо  обращаются  к  изображению  положительного героя, к раскрытию его духовного мира.

Литературное содружество Ильфа и Петрова длилось всего десять лет. Оно разрушилось неожиданно и в полном расцвете таланта двуединого автора.  13 апреля 1937 года Ильф умер от туберкулеза.  Незавершенными  остались  многие планы и замыслы. О них свидетельствуют записные  книжки  Ильфа, наброски  и эскизы задуманных произведений. Евгений Петров  стал сиротой. Он  продолжал  работу,  которая была начата ими вместе. Памяти Ильфа он хотел посвятить  большое  произведение,  но,  к сожалению, не успел этого сделать. Сохранились  его  воспоминания  о  друге, которые были опубликованы вместе с последним произведением Ильфа «Записные  книжки»,  и план  неосуществленной  книги  «Мой  друг  Ильф»,  которая обещала быть содержательной и интересной.  Произведения,  написанные  Евгением  Петровым   после   смерти   Ильфа, свидетельствуют о  неистощимой  плодовитости,  о  сверкающем  остроумии.  Их тематика становилась все более разнообразной.  Оставшись  один,  он  как  бы продолжал писать за двоих. Он писал  киносценарии,  статьи,  очерки,  вел  значительную   редакторскую   и организаторскую работу в «Литературной газете» и в журнале «Огонек». Им  был начат большой роман о будущем.

Преждевременная смерть прервала его жизнь на  фронте.  Евгений  Петров погиб в 1942 году,  возвращаясь  из  осажденного  Севастополя, героической обороне которого посвящены его последние очерки.

Итак, И. Ильф и  Е. Петров внесли огромнейший вклад в историю писательского дела. Они оставили немеркнущий след среди плеяды публицистов эпохи.

Таким образом, публицистическое творчество М. Зощенко, И. Ильфа и   Е. Петрова до сих пор востребовано. Читатели нового поколения сначала смеются, а затем всерьез задумываются над содержанием веселой и злой сатиры данных авторов. Она активно помогает и сегодня искоренять пережитки капитализма страны, бороться с тунеядцами, с мещанским поведением.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров – одни из самых ярких и популярных писателей-публицистов периода 20-х – первой половины 30-х гг. Их феномен в том, что в сложных условиях идеологического давления они пытались по возможности открыто говорить с читателем, отображая наиболее острые и актуальные проблемы. Эти авторы подняли фельетон и сатирическую миниатюру на новый уровень, создав своих героев и истинно свои сюжеты.

Из анализа публицистики М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова можно сделать следующие выводы.

Творчество и юмор Михаила Зощенко – самобытное явление в русской литературе. Писатель по-своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие «зощенковский герой». Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль.

Следующим элементом, присущим творчеству Зощенко, был объект. Смеху его подвергалось то плохое, подлое, местечково-стяжательское, что есть наверно в каждом из нас. Своим смехом он помогал людям делаться лучше.

  Подытоживая мысли о творчестве Ильфа и Петрова, выделяем как основные тему равнодушия к человеку и тему бюрократизма. Все фельетоны соавторов, направленные против бюрократизма, носят художественно-обобщённый характер. В них действуют образы-символы. К любой общественно значимой проблеме соавторы подходят системно, типизируют её.

Следующая особенность  фельетонов «братьев» по перу – соавторы выступали против превращения искусства в источник дохода, против предвзятого подхода к литературе. Ильф и Петров обличали бездарных писателей, драматургов, критиков, режиссёров, стремящихся прорваться в сферу искусства и заработать на этом.

 Тема является очень актуальной и выбранной вовремя. Злободневность данной темы обусловлена тем, что писатели, исследованные в данной работе, яркие представители плеяды людей, принадлежавших писательскому кругу. Думается, что основные концепции данной темы раскрыты и творчество данных ярких личностей человечества представлено как неиссякаемое, безграничное, и каждый исследователь может найти свою нишу для открытий в их творчестве. Они взяли все лучшее, что было до них в публицистике и довели до совершенства, придумали свои новые темы, методику борьбы жизни с тем, чего не должно быть, чего они с высоты своего интеллектуального и культурного уровня считали вообще ненужным присутствовать в человеческой природе.

Все  произведения И.Ильфа, Е.Петрова, а также М.Зощенко написаны с позиций гуманизма, что объединяет этих непревзойдённых мастеров-публицистов 20-х – середины 30-х гг. XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Книги

 

  1. Вулис, А.З. И.Ильф, Е.Петров. Очерк творчества / А.З. Вулис. – М. : Гослитиздат, 1960. – 376 с.
  2. Галанов, Б.Е. И.Ильф и Е.Петров. Жизнь. Творчество / Б.Е. Галанов. – М. : Советский писатель, 1961. – 312 с.
  3. Горохов, В.М. Закономерности публицистического творчества (пресса и публицистика) / В.М. Горохов. –  М. : Мысль, 1975. – 187 с.
  4. Ершов, К.Н. Предисловие к 2–х т. Михаила Зощенко / К.Н. Ершов.– М., 1989. - 350 c.
  5. Ершов, Л.Ф. Михаил Зощенко // Зощенко М. Избранное. Т. 1 / Л.Ф. Ершов. – М., 1978. – С. 5 – 38.
  6. Журбина, Е.И. Искусство фельетона / Е.И. Журбина. – М., 1965. – 288 с.
  7. Журбина, Е.И. Теория и практика художественно–публицистических жанров / Е.И. Журбина. – М., 1990.– 399 с.
  8. Заславский, Д.И. Газетные жанры / Д.И. Заславский. – М., 1955. – 290 с.
  9. Молдавский, Д.М. Зощенко. Очерк творчества / Д.М. Молдавский. – Л., 1977. – 320 c.
  10. Очерки истории русской советской журналистики. 1933 – 1945. –М. : Наука, 1968. – 502 с.
  11.   Рубен, Б.С. Алиби Михаила Зощенко. Повествование с документами / Б.С. Рубен. – М., 2001. – 384 с.
  12. Русская советская сатирико–юмористическая проза: рассказы и фельетоны 20–30-х годов. – Л., 1989. – 472 с.
  13. Старков, А.Н. Юмор Зощенко / А.Н. Старков. – М., 1974. – 252 с.
  14. Стрельцов, Б.В. Фельетон: Теория и практика жанра / Б.В. Стрельцов. – Минск, 1983. – 64 с.
  15. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати : Учебное пособие /А.А. Тертычный. – М., 2000. – 220 с.
  16. Томашевский, Ю.В. Вспоминая Михаила Зощенко /                    Ю.В. Томашевский. – Л., 1990. – 121 с.
  17. Туманов, Д. В. Творим золотым пером: мастер-класс для начинающих журналистов/ Д.В. Туманов. – Казань, 2000 - 272 с.
  18. Ученова, В.В. У истоков публицистики /  В.В. Ученова. – М.,1989. – 211 с.
  19. Черепахов, М.С.  Жанры советской газеты / М.С.  Черепахов. – М., 1972. - 156 c.
  20. Черепахов, М.С. Проблемы теории публицистики / М.С. Черепахов. –  М., 1973. – 269 с.
  21. Яновская, Л.М. Почему вы пишете смешно? Об И. Ильфе и             Е. Петрове, их жизни и их юморе / Л.М. Яновская. –  М.: АН СССР, 1963. – 183 с.

Информация о работе Особенности мастерства писателей-публицистов И.Ильфа, Е.Петрова и М.Зощенко