Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:02, курсовая работа
Целью данной работы является характеристика мастерства публицистики М.Зощенко и И.Ильфа и Е.Петрова с точки зрения проблематики в контексте развития советской публицистики 20-х – первой половины 30-х гг. Нами были поставлены следующие задачи:
дать общую характеристику публицистике как жанру журналистики;
– рассмотреть фельетон и очерк;
изучить и проанализировать деятельность М.Зощенко как сатирика и юмориста;
Введение 3
1 Специфика публицистики как жанра журналистики
1.1 Общая характеристика публицистики в историческом аспекте 7
1.2 Фельетон как жанр сатирической публицистики 13
1.3 Очерк как жанр публицистики. Сущность и разновидности
очерка 20
2 Особенности мастерства М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова
2.1 Михаил Зощенко как юморист и сатирик 26
2.2 Своеобразие фельетонистики И. Ильфа и Е.Петрова 30
2.3. И.Ильф и Е.Петров как мастера очерка, их путевые очерки «Одноэтажная Америка» 33
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 40
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Специфика публицистики как жанра журналистики
1.1 Общая характеристика публицистики в историческом аспекте 7
1.2 Фельетон как жанр сатирической публицистики 13
1.3 Очерк как жанр публицистики. Сущность и разновидности
очерка
2 Особенности мастерства М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова
2.1 Михаил Зощенко как юморист и сатирик 26
2.2 Своеобразие фельетонистики И. Ильфа и Е.Петрова 30
2.3. И.Ильф
и Е.Петров как мастера очерка, их путевые
очерки
«Одноэтажная Америка»
Заключение
Список использованных источников и литературы 40
ВВЕДЕНИЕ
Тема исследования представляется актуальной, поскольку публицистика М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова остается злободневной: многие проблемы, которые затрагивают публицисты, и в наши дни имеют место: бесхозяйственность, бюрократизм, равнодушие и неуважение к людям, а также интересна с точки зрения многообразия использованных приёмов и средств комического, что очень показательно для изучения теории публицистики.
Целью данной работы является характеристика мастерства публицистики М.Зощенко и И.Ильфа и Е.Петрова с точки зрения проблематики в контексте развития советской публицистики 20-х – первой половины 30-х гг. Нами были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику публицистике как жанру журналистики;
– рассмотреть фельетон и очерк;
- изучить и проанализировать деятельность М.Зощенко как сатирика и юмориста;
– охарактеризовать публицистику И.Ильфа и Е.Петрова.
Выбор данных публицистов предметом исследования объясняется тем, что они гуманно подходили к общественно значимым проблемам, их гражданской открытостью. Следует отметить и то, что М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров были писателями-публицистами и этим объясняется их внимание к слову. Поэтому их сатирическая публицистика никак не уступает их художественному творчеству. Этим выгодно и отличались публицистические произведения М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова от произведений других сатириков и вызывала любовь со стороны читателей.
Объектом исследования является публицистическое творчество И.Ильфа, Е.Петрова и М.Зощенко, а предметом – фельетоны, очерки как жанры журналистики в творчестве данных авторов.
Научная новизна работы заключается в том, что рассматривается публицистическая деятельность самых ярких представителей 20-30 годов ХХ века и по возможности представлен анализ их публицистических произведений, выделены особенности писательского мастерства. Исследовательские работы по их творчеству в основном до настоящего времени оставляло в стороне их публицистическую деятельность. В данной работе публицистика прослеживается в историческом аспекте через преломление в творчестве данных писателей. Также в данной работе выделяются общественная значимость, уровень мастерства Зощенко, Ильфа и Петрова в условиях нового общественного строя.
В ходе анализа публицистических произведений выделены основные темы, особенности сюжетов и типов героев. В ходе исследования были изучены позиции разных критиков и приведены наиболее общепринятые оценки. Анализируя фельетоны И.Ильфа и Е.Петрова, была сделана попытка выделить особенности их фельетонов в отличие от фельетонов Зощенко. Также был предпринят шаг выделить мастерство соавторов как мастеров очерка.
Степени изученности темы. В ходе разработки данной темы нами изучено множество литературных источников. Многие изученные нами работы по творчеству М.Зощенко, выявили, что авторы не обращались к его публицистике. Ю.В.Томашевский1 исследовал работу М. Зощенко в юмористических газетах и журналах, но перечислил только источники, которые были положены в основу журналистских материалов Зощенко. Л.Ф. Ершов в одной своей работе2 обращается к фельетонам М. Зощенко и пытается представить их тематику, но приходит к выводу о том, что писатель в те годы в журнальной спешке пишет фельетоны мелкие по тематике, непритязательные комические зарисовки и сценки, которые фиксируют то или иное забавное происшествие или событие. Главные достижения Зощенко в 20-е гг., по мнению Ершова Л.Ф., связаны с его деятельностью в области сатирико-юмористической новеллы.
О Зощенко пишет и Б.С. Рубен в нескольких своих работах, который считает, что Зощенко выявил в своих рассказах «пагубные общественные последствия Октября» и что «Зощенко был самый антиидеологический писатель». В одной своей книге3 Б.С.Рубен спорит с К.И.Чуковским, который утверждал, что Зощенко с некой ненавистью относился к советским мещанам. Рубен пытается доказать, напротив, «ни ненависти, ни злорадства у Зощенко не было. Была лишь горькая ирония, сатира, грусть и, как ни странно, доброта».
О фельетонах И. Ильфа и Е. Петрова и об их творчестве в целом, писали многие советские исследователи. Можно назвать А.П. Селивановского со статьёй4, в котором данный автор положительно отзывается о фельетонистике Ильфа и Петрова об искусстве, но не рассматривает другие фельетоны сатириков, считая, их поверхностными. Положительно высказывается о сатире Ильфа и Петрова А. Роскин в статье «Мастера фельетона (Ильф И. и Петров Е. «Как создавался Робинзон»)»5, который утверждает, что фельетоны соавторов мало изучены и высказывает мнение о том, что Ильф и Петров внесли в фельетон мягкость, которая не переходит в благодушие, и изысканность.
Хотя фельетонами
И.Ильфа и Е.Петрова
Для реализации поставленной цели исследования мы прибегали к следующим методам: теоретическому, описательному, сравнительному и сопоставительному.
Теоретическая и практическая значимость полученных результатов настоящего исследования заключается в дальнейшей разработке основных положений, связанных с сатирическими миниатюрами и фельетонами М.Зощенко, а также с рассмотрением мастерства фельетонистики И.Ильфа и Е.Петрова через гуманное отношение к человеку. Результаты исследования могут быть использованы журналистами-практиками в качестве определённых приёмов комического, к которым прибегали данные публицисты, а также преподавателями истории отечественных СМИ в курсе лекций по советской сатирической публицистике.
Материалом исследования являются фельетоны-рассказы «На живца», «Аристократка» М. Зощенко, а также очерки «День в Афинах», «Трудная тема» и путевой очерк «Одноэтажная Америка» Е. Петрова и И. Ильфа.
Структура курсовой работы. Данное исследование состоит из введения, 2 разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.
1 СПЕЦИФИКА ПУБЛИЦИСТИКИ КАК ЖАНРА ЖУРНАЛИСТИКИ
1.1 Общая характеристика публицистики в историческом аспекте
Само слово публицистика появилось в ХIХ веке. Знаменитая статья В.Г. Березиной дает информацию о его этимологии.6 По ее мнению, своеобразной было первоначальное толкование слова публицист (выступающий о публичном праве). Березина поясняет смысл этого слова, его трансформацию, отмечает важность для характеристики публицистических произведений трех аспектов: о чем; как; для кого они созданы.
К другим любопытным гипотезам приводит и этимология термина. В.Г. Березина, к примеру, замечает на возможно русское происхождение данного понятия, так как трудно найти в европейских языках эквивалентные термины.
При характеристике публицистики как предмета литературной деятельности в работах 1960–1980-х годов акценты ставились на идеологическом, политическом смысле любого публицистического произведения. Работы публицистов воспринимались как «область общественно-политической деятельности» с целью «активного идеологического воздействия». По В. М. Горохову, публицистика – это и вид литературы, и тип журналистской творческой деятельности7.
Относя публицистику к особому роду литературы, М.С.Черепахов, рассматривал ее в жанровой парадигме литературного творчества. Он заявляет, что «любая тема, проблема – философская, морально-этическая, экономическая- получает в публицистике политическое осмысление»8.
В понятии публицистика В.В.Ученова объединяет особенный род деятельности и тип текстов9. Из этого следует родство журналистики и публицистики как форм общественного сознания и факторов общественной жизни.
Публицистика охватывает все и всякие события, явления, судьбы, характеры, проблемы современности с условием, что они будут увидены и повернуты к аудитории своим социальным смыслом и значением. Размышления в публицистике занимают основное место, выходят на первый план. Понимание отношения к миру для публициста – профессиональная и специальная задача: человек и его бытие – это особый объект публицистического выступления в прессе.
Публицистика считается интеллектуальной деятельностью, предмет которой - объективная реальность.
Предмет публицистики – история современности. К тому же речь идет о познании исторического процесса в его развитии, об оценке происходящего, о коммуникативной деятельности. Предмет публицистики преобразовывается при смене одной общественной системы и эпохи другими.
Существенный признак публицистики - полемичность. Для формирования продуманной социально активной позиции людей необходимо, чтобы столкновение опиралось на объективную, убедительную и обоснованную аргументацию.
Публицистике свойственны информативная, директивная, фатическая, эстетическая, экспрессивная функции. Информативная функция проявляется в передаче информации, директивная - в оказании влияния на поведение или отношение аудитории, фатическая - в поддержании коммуникативных связей, эстетическая - в создании художественного эффекта, экспрессивная - в выражении эмоционально-оценочного отношения автора.
При директивной функции делается основной акцент на аудиторию, при информативной - на содержание, при фатической - на канал коммуникации, при эстетической - на форму сообщения, при экспрессивной - на автора.
Директивная функция связана непосредственно с темой публицистического текста, которая рождается как непосредственная реакция на проблемы. Публицистика подсказывает постоянно, какие проблемы считать наболевшими и острыми, а какие - не стоящими внимания. Другими словами, публицистика задает набор тем и проблем, которые на текущий момент считаются наиболее важными. В этом смысле действует публицистика как прожектор, «высвечивая» то одну, то другую проблему. По определению В.В. Ученовой, отражение в человеческом сознании противоречивых моментов развития, конфликтных ситуаций действительности называется проблемой. Выработка конкретной идеи и решение их - это и есть директивная функция публицистики.
В советское время через идею публицистика несла импульс действия, сегодня читателю она лишь подсказывает его роль. Применялись аналогичные способы воздействия в публицистике первых лет Советской власти, когда она была обращена на изменение социальных, политических и экономических взглядов людей. С начала девяностых, когда распался Советский Союз, публицистика уже не адресован на изменение, а только пытается изменить эстетические взгляды и поведение своих читателей. Авторитарно-управленческая функция публицистики сменилась ориентацией на совместный с аудиторией поиск решения сложных проблем. На одних проблемах внимание общества при этом публицистика концентрирует, а другие игнорирует.
Современное состояние общества таково, что по целому ряду проблем его члены вообще не могут составить никакого мнения. Более того, ничего не было бы известно о существовании некоторых проблем, если бы не публицистика, которая разъясняет, насколько важны эти проблемы. Публицистическая идея сегодня адресована читателю как социальной личности, склонной менять поведение на основе собственного решения, всегда связанного с выбором. Как метод влияния соответственно и принуждение уступило место внушению и убеждению.
Внушение и убеждение относятся к основным способам коммуникативного влияния, выработанным практикой социального общения. Воздействие с помощью внушения рассчитано «на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательства». Для убеждающего воздействия характерно обращение прежде всего к интеллекту, критическому сознанию, формирование необходимого настроения.
Главное воздействие публицистики однако связано не с ее способностью к убеждению и внушению, а с информативной функцией, т. е. способностью привлекать общественное внимание к тем или иным проблемам и определять критерии, лежащие в основе оценки и принятия решений. Классик исследований массовой коммуникации Уолтер Липпман (американский писатель, журналист, политический обозреватель, автор оригинальной концепции общественного мнения) еще в 20-е годы ХХ века заметил, что только идеалисты могут воображать, что в современном обществе простой гражданин может своим умом понять и самостоятельно составить суждение о важности происходящих где-то далеко событий или об актуальности сложных и не затрагивающих его непосредственно общественных проблем.
Информация о работе Особенности мастерства писателей-публицистов И.Ильфа, Е.Петрова и М.Зощенко