Особенности мастерства писателей-публицистов И.Ильфа, Е.Петрова и М.Зощенко

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является характеристика мастерства публицистики М.Зощенко и И.Ильфа и Е.Петрова с точки зрения проблематики в контексте развития советской публицистики 20-х – первой половины 30-х гг. Нами были поставлены следующие задачи:
 дать общую характеристику публицистике как жанру журналистики;
– рассмотреть фельетон и очерк;
 изучить и проанализировать деятельность М.Зощенко как сатирика и юмориста;

Оглавление

Введение 3
1 Специфика публицистики как жанра журналистики
1.1 Общая характеристика публицистики в историческом аспекте 7
1.2 Фельетон как жанр сатирической публицистики 13
1.3 Очерк как жанр публицистики. Сущность и разновидности
очерка 20
2 Особенности мастерства М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова
2.1 Михаил Зощенко как юморист и сатирик 26
2.2 Своеобразие фельетонистики И. Ильфа и Е.Петрова 30
2.3. И.Ильф и Е.Петров как мастера очерка, их путевые очерки «Одноэтажная Америка» 33
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 40

Файлы: 1 файл

курсовая готовая без титульника.doc

— 351.00 Кб (Скачать)

В публицистических произведениях, содержанием которых считается критика на злобу дня, информативная функция соответствует экспрессивной. Такое произведение предстает как сложно организованная объективизация точки зрения автора, его взгляда на действительность, общей мировоззренческой концепции. Отпечаток авторских эмоций несет критика, делая текст оценочно-экспрессивным. Под экспрессией, как известно, понимают выразительно-изобразительные качества речи, отличающие ее от обычной или стилистически нейтральной и придающие ей образность и эмоциональность. В публицистическом тексте своеобразие критики в том, что автор стремится здесь намеренно к увеличению экспрессивного эффекта.

Риторика традиционно  занималась убеждением и оценкой. Коммуникативное  начало в произведении, его изначальную  обращенность к адресату, стремление автора поделиться с публикой своими идеями, представлениями о жизни, человеке и многое другое понимают под риторикой. Зависят подбор материалов и средств выразительности от адресата. Публицистика соответственно носит и риторический характер. Она при этом является особой системой, в которой выбор жанра имеет существенное значение для диалога с читателем.

Из современной теории следует, что «жанром можно условно считать группу литературных произведений, в которых теоретически выявляется общая «внешняя» (размер, структура) и «внутренняя» форма». Но жанры публицистики не просто литературные формы отображения реальности, а прежде всего  методы и способы воздействия на аудиторию, построенные на авторском понимании и интерпретации сути отображаемых в тексте проблем, фактов, явлений через аналитико-художественное воспроизведение конкретных ситуаций.

Следующие признаки жанровой дифференциации положены в основу классификации публицистических произведений:

- характер объекта отражения;

- целевое назначение;

- масштабность выводов и обобщений;

- характер языковых и стилистических средств.

Три группы публицистических жанров определены на основе признаков дифференциации: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Жанр - понятие типологическое: он устанавливает характерный для всех входящих в его орбиту произведений тип отношения к действительности. Профессор Г.Я. Солганик замечает, что в терминологическом смысле жанр не отражает непосредственно действительность так, как любое произведение искусства и литературы, а отражает не непосредственно действительность, а характер отношения к ней составляющих жанр произведений. По его словам, жанр – это всегда установка на определенный тип, способ изображения, характер и масштаб обобщений, вид подхода, отношения к действительности.

Жанры, в которых особенностью повествования  является именно индивидуальный подход, субъективная оценка, особый угол зрения: очерк (проблемный, путевой, портретный) – художественно-публицистическое произведение, в котором определенным образом организованы авторские мысли, наблюдения, впечатления, размышления; фельетон - произведение, в котором средства сатиры использованы при характеристике людей или ситуаций; памфлет - произведение, где объектом критики становится политический строй в целом и его ведущие представители.

При определении жанров художественной публицистики отмечают характерное  для них единство логического  и образного, взаимодействие «публицистической  насыщенности» с элементами художественного, образного письма. Образность, типизация, эмоциональная выразительность свойственны этой родовой группе публицистики. Все вышеперечисленные жанры не только широко используются в публицистике, но внутри каждого вида можно увидеть разнообразие приемов общения автора с читателем, всевозможные варианты включения в текст документа и авторского комментария к нему.

Отсутствие четкого разграничения  в реальных произведениях следует  отметить при стремлении к точной характеристике каждого жанра: ироничный  комментарий может сочетаться с обозрением, сатирическая реплика оказаться включенной в заметку, рецензия трансформироваться в фельетон, очерк стать сатирическим, а статья приобрести памфлетный характер. Н.Ю.Шведова считает, что в разных жанрах обнаруживается разная степень тех или иных явлений, которая  характерна для непринужденного стиля письма, фельетона, заметки, реже официального документа, информационного сообщения или критической статьи. Но проникновения не исключены, даже напротив, они становятся все более обычными и  новые явления проникают в разные жанры газеты.

Однако дело не только в смешении жанров и во взаимопроникновении. Для  современной литературы и, в частности, публицистики как ее вида характерны размытость жанровых границ, появление  новых жанровых вариантов и, как следствие, перестройка всей системы жанров. На этом фоне четкое жанровое определение публицистики осложняется многообразием ее бытования - это и беллетристика, и средства массовой коммуникации.

Таким образом, роль публицистики как феномена духовной культуры в обществе велика и история ее развития отражает закономерности в жизни как массы, так и отдельной личности. Одна из особенностей публицистики в ее «промежуточности», отсюда и трудности с определениями и жанровыми характеристиками.

 

1.2  Фельетон как жанр сатирической публицистики

 

Фельетон в сложной системе  публицистических жанров занимает особое место как жанр художественно-публицистический. Мысль и образ в фельетоне  органично соединяются. На самом  стыке собственно художественной литературы и публицистики формируется фельетон, в той сфере, о которой сказал в свое время В.Г.Белинский, что искусство, по мере приближения к той или иной своей границе, постепенно теряет что-то от своей сущности и принимает в себя от сущности того, с чем граничит, так что вместо разграничивающей черты является область, которая примиряет обе стороны. Жанры, расположенные в областях, «примиряющих обе стороны», естественно и закономерно тянутся к разнородным стихиям. Так, фельетон невозможно представить без сложного взаимодействия с публицистическими жанрами (заметка, статья, репортаж, корреспонденция), с художественными жанрами (рассказ, новелла) и, наконец, с теми жанрами, которые также располагаются в пограничной сфере (очерк, памфлет).

На рубеже XVIII – ХIХ веков во Франции появляется слово «фельетон» и не имеет ничего схожего с сегодняшним жанром. Происходит слово от французского, производное от feuille, что означает лист, листок. В 1800 году парижская газета «Journаl dеs Dеbаts» (влиятельная французская консервативная газета XIX и XX веков, выходила в Париже с 1789 по 1944 год) изменила привычный формат, удлинилась и тем самым получила дополнительно «нижний этаж», который, согласно терминологии журналистов называется подвалом. Фельетоном (feuilletоn) тогда был назван дополнительный объем газетной полосы. Издатели объявили подписку на газету с фельетоном и без него. Для читателей, отдававших предпочтение прежнему формату, предусматривалась подписка на газету без фельетона. Подвал просто-напросто отрезался, превращался в листок (fеuillе).

Разная пестрая смесь публиковалась в фельетоне: репертуар театров, всевозможные платные объявления, реклама моды, стихотворные шарады, загадки и т.п. Театральные рецензии, отчеты о выставках, научных заседаниях, публичных лекциях, стихотворения, отрывки из больших поэм позже получают преимущество. Также печатались читательские письма. Конечно же, фельетонные материалы являлись легким, развлекательным, занимательным чтивом.

Одним из постоянных авторов отдела фельетона, «Journаl dеs Dеbаtе» был аббат Жоффруа, который обладал журналистской хваткой и талантом. Наряду с откровенно бурлескными аббат Жоффруа публиковал и серьезные, остро критические материалы. Надо предположить, что журналистское  творчество, подвизавшихся в отрезном фельетонном приложении и склонных к легкому, комическому восприятию действительности, послужило поводом к переадресовке названия отдела газеты на конкретный жанр, который, постепенно формируясь, начинает все явственнее приобретать свое собственное лицо. Иносказание, инверсия, своеобразная деформация ситуаций, фактов, образов становятся его основной отличительной чертой. Вышесказанное не означает, что фельетон как жанр начался именно в данном журнале. Достаточно условное название целого блока разножанровых развлекательных и серьезных публикаций перешло на один жанр и этот процесс был длительным.

XVIII века в русских журналах встречаются публикации, близкие по духу, стилю и композиции тому жанру, который впоследствии был назван фельетоном. В то время «замечательные образцы раннего русского фельетона» не выделялись как жанр, а в целом относились к сатирической публицистике.

Фельетонами в отечественной печати в ХIХ веке называют те же произведения, что и во Франции. Можно удостовериться в этом, если заглянуть в газеты 20–40-х годов ХIХ века, что термин фельетон сначала использовался в двух значениях: место на газетной полосе и жанр. Газетную рубрику называли фельетоном, если она отделяла официальную часть газеты от всего прочего, а также тексты, которые написаны живо, легко, без претензии на глубину, рассчитанные на широкую публику. Очень часто под определение фельетонистов попадали репортеры. Между материалами, помещенными в одних газетах в отделе «Смесь», а в других - «Фельетон» никакой принципиальной разницы не было. К.Полевой, который вместе с братом Н.Полевым в 30-е годы ХIХ века организовал журнал «Московский телеграф» замечает, что пишет он для фельетона, объем которого чрезвычайно широк в то время.

Фельетон, как видим, в дореволюционной русской журналистике вызывал представление с публикациями легкого литературного стиля, остроумными, насыщенными художественными образами. Под фельетоном при этом подразумевался не обязательно сатирический или обличительный текст, а, скорее, обозрение нравов, истории из жизни, непринужденный, ни к чему не обязывающий разговор по душам.

С середины ХIХ века начинается теоретическое стремление осмыслить тексты как жанр. О характере и функциях фельетона многочисленные высказывания, принадлежащие В.Г.Белинскому, Н.А.Добролюбову, А.И.Герцену, И.С.Тургеневу, И.А.Гончарову, М.Е.Салтыкову-Щедрину, Ф.М.Достоевскому, А.П.Чехову, В.Г.Короленко, А.М.Горькому.

Журнальная дискуссия о путях развития русского фельетона соотносится с 40–50-ми годами ХIХ века. Е.И.Журбина рассматривает застрельщиком дискуссии Белинского, который борется против фельетонистов и утверждает «фельетонное» как высокое и нужное в литературе10. Из этого следует, что в середине ХIХ века в понятие фельетон как жанр входили диаметрально противопоставленные признаки.

Совершенно другой вид фельетона в печати утверждается в 60-е годы ХIХ века – социальный. Тогда же в обиход входит термин фельетонная критика, который не был синонимом критики обличительной. Так назывались литературные обозрения и литературно-критические статьи, который был опубликован в отделе «Фельетон»; как правило, это был большой подвальный материал. Следует заметить, что от фельетонной критики ожидалась большая живость изложения, в цене была манера писать «шутя о серьезном». У читателей вызывало раздражение от скучно изложеннного материала.

Последнему десятилетию ХIХ века свойственна особая фельетонность. Фельетон становится чрезвычайно популярным жанром, его можно было встретить не только в столичных изданиях, но и во всех провинциальных газетах. К ускорению темпов общественно-политической жизни ведет предчувствие новой эпохи. На злобу дня оперативнее откликается пресса. Самые разные явления из области политики, искусства, литературы, экономики, науки, быта попадают в поле зрения фельетонистов.

У В.М. Дорошевича прекрасно получалось фельетонное отображение жизни. Формулируя свое понимание жанра, Дорошевич отмечал, что фельетон проще, понятнее, всем доступнее, занимательнее и легче усваивается и считал, что вовсе не должен отличаться «острословием», которое никогда не вредит. Нет ничего более труднее и надоедливее, как непременное желание острить во что бы то ни стало. «Острословие» вовсе не необходимая составная часть фельетона. Это только приправа... Непременное условие фельетона - остроумие мысли. Самой мысли, а не слова. Очень ловкая, яркая, выпуклая ее постановка. Король жанра заявляет, что остроумие мысли не только основополагающий принцип фельетона, но и его ведущий признак.

В Советской России после 1917 года сформировался принципиально иной подход к жанру фельетона. Жанр вошел в систему новой культуры революционного мироощущения, наполненного атмосферой праздника и романтики. В то же время революционное мышление конфронтально по политическому, социальному признаку. На долгие годы из жизни советских людей исчезла общечеловеческая целостность мировосприятия. Мировоззренческая конфронтационность сочеталась с максимализмом чувств и представлений. Здесь было уже не до веселья, легкости или забавности. Вселенскую ширь обретал пафос публицистики. Увлечение фактографией, художественным документализмом стало модным.

Фельетон становится воинствующим жанром печати: он нападает и защищает. Особой симпатией у советских читателей он пользовался именно за свой боевой характер. На страницах изданий 30–50-х годов на фоне открытой пропаганды, официальной сухой лексики фельетон был более привлекательным, чем остальные жанры. Он крепко вошел в жанровую систему периодической печати страны.

   Развлекательная функция фельетона перестает существовать и критика становится его целью, которая направлена в первую очередь на то, чтобы вызвать в читателе презрение к бывшим «хозяевам жизни», воспитать у него ярко выраженное большевистское сознание. Сатира становится оружием борьбы с врагами разного рода исключительно большевистской партии.

Начинается  исследование жанровых закономерностей фельетона в 20-х годах. В разнохарактерной, чрезвычайно обширной литературе о фельетоне тех лет содержатся глубокие и принципиальные замечания об отличительных особенностях жанра. Можно говорить даже об остром интересе к природе фельетона. В этот же период довольно точно определилось разделение фельетона на две модификации: публицистический и беллетризованный (фельетон-рассказ). Споры об «адресе и красках» дали богатый материал для создания теории жанра с учетом его дифференциации. В процессах жанрообразования утверждается фрагментарность: синтез элементов разноплановых жанров. Между теоретиками очень долгое время шли споры о жанровых особенностях фельетона. Но, даже несмотря на это, исследователи сходились в одном: природа фельетона – художественно-публицистическая. Существенным принципом художественной публицистики 20-х годов считалось опора на достоверный факт и деталь.

Информация о работе Особенности мастерства писателей-публицистов И.Ильфа, Е.Петрова и М.Зощенко