Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 07:55, контрольная работа
В истории философии, пожалуй, не найти такой философской системы, в которой бы не давалось свое понимание категории «материя». При этом для идеалистов общим являлось то, что они или совсем отрицали существование материи, или не признавали ее объективность, т.е. существование, независимое от какой бы то ни было духовной силы. Например, представитель субъективного идеализма английский философ Дж. Беркли заявлял о том, что материи нет, что ее никто никогда не видел, что, если мы изгоним понятие о ней, его исчезновения никто не заметит, ибо оно ничего не обозначает. Мир для Беркли — это комплекс наших ощущений.
Философское учение о материи
Формирование научно-философского понимания материи 3
Ленинское определение материи 4
Движение - способ существования материи 7
Пространство и время – формы бытия материальных объектов 10
Список используемой литературы 13
1. Философское учение о материи
1.1 Формирование научно-философского понимания материи
В истории философии, пожалуй, не найти такой философской системы, в которой бы не давалось свое понимание категории «материя». При этом для идеалистов общим являлось то, что они или совсем отрицали существование материи, или не признавали ее объективность, т.е. существование, независимое от какой бы то ни было духовной силы. Например, представитель субъективного идеализма английский философ Дж. Беркли заявлял о том, что материи нет, что ее никто никогда не видел, что, если мы изгоним понятие о ней, его исчезновения никто не заметит, ибо оно ничего не обозначает. Мир для Беркли — это комплекс наших ощущений. Другие представители субъективного идеализма, хотя открыто и не отрицали существования материи, но сводили ее к «совокупности ощущений» (Э. Мах) или к «постоянной возможности ощущений» (Ж. Пуанкаре).
В отличие от субъективных идеалистов представители объективного идеализма ставят ее существование в зависимость от некоего неземного сознания, мирового разума, духа. Платон выдвигал мысль о том, что материя, в отличие от идеи, представляет жизненную ступень бытия. Правда он забывает, что они обе равны, необходимы для создания мира.
Воззрения материалистов на материю также самые различные, но все они признают за ней объективное существование, т. е. существование, независимое от какого бы то ни было сознания или духа.
Древние атомисты — Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар — в качестве материи (первоначала) выдвигали бесчисленное множество атомов. Вечные, разнообразные по величине и форме, они, стихийно соединяясь в различном числе и порядке, образуют окружающие нас предметы и мировые тела.
Философы-материалисты XVII — XVIII вв. вместо категории «материя» применяли понятие «субстанция», означающее первооснову всего сущего. Так, голландский философ Б. Спиноза дал материалистическое толкование понятия «субстанция», доказывая, что природа для своего существования не нуждается ни в какой сверхъестественной силе.
Французские материалисты (П. Гольбах, Д. Дидро, Ж. Ламетри и др.) придерживались представлений о материи и ее строении. Атомы они считали неделимыми, неразрушимыми, непроницаемыми частицами, сочетания которых образуют бесконечное множество окружающих нас вещей природы, т. е. их рассуждения носили метафизический характер.
Основоположники диалектико-материалистической философии исходили из несотворимости и неуничтожимости мира, из всеобщей связи и взаимообусловленности между явлениями, неразрывности материи и движения, неисчерпаемости форм движущейся материи, бесконечности ее вширь и вглубь.
По Энгельсу, понятие «материя» должно отражать то, что есть общего во всех бесчисленных явлениях и вещах, их существование вне и независимо от сознания. Это и есть основной признак материальности.
Понятие «материя» — это наиболее общее понятие, которое образуется так же, как и другие, т.е. отражает то, что объединяет отдельные предметы, явления, процессы.
«... Материя есть не что иное, как совокупность веществ, из которых абстрагировано это понятие» и далее: «такие слова, как «материя» и «движение», суть не более как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей».
Задолго до новых открытий в физике Ф. Энгельс высказал мысль о том, что «атомы отнюдь не являются чем-то простым, не являются вообще мельчайшими известными нам частицами вещества». Развитие науки полностью подтвердило это замечательное предвидение.
1.2. Ленинское определение материи
В ходе развития науки, естествознания перед философией встала необходимость уточнения содержания понятия материи. Актуальность задачи возросла в конце XIX — начале XX в., когда возникла необходимость проанализировать и обобщить достижения физики того времени и философски осмыслить их значение для теории и практики, общественной жизни. Это сделал В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909).
На основании анализа кризиса в физике В. И. Ленин дал новое, более полное определение материи.
«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них... Вопрос о том, принять или отвергнуть понятие материи, есть вопрос о доверии человека к показаниям его органов чувств, вопрос об источнике нашего познания, вопрос, который ставился и обсуждался с самого начала философии, вопрос, который может быть переряжен на тысячи ладов клоунами-профессорами, но который не может устареть, как не может устареть вопрос о том, является ли источником человеческого познания зрение и осязание, слух и обоняние. Считать наши ощущения образами внешнего мира — признавать объективную истину — стоять на точке зрения материалистической теории познания, — это одно и то же»... (Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 131 — 132).
Это краткое и емкое определение содержит характеристику первой и второй сторон основного вопроса философии и его решение с позиций философского материализма.
Мировоззренческое и методологическое значение диалектико-материалистического понимания материи особенно ярко проявилось тогда, когда стало ясно, что атом не является абсолютно неделимым и неизменным, как думали прежде, и его структурные элементы — электроны, обладают «диковинными» свойствами, во многом отличными от свойств обычного вещества. Идеалисты истолковали открытие физиков иначе. Они объявили, что «материя исчезла», будто она заменяется электричеством и материализм потерпел полнейший крах. Дело, однако, объяснялось тем, что многие естествоиспытатели придерживались представлений старого метафизического материализма, связывали понятие материи с такими физическими характеристиками, как неделимость, непроницаемость, неизменность массы при движении и т. п., приписываемыми атомам. Вместе с тем открытие электронной структуры атома и его распада в радиоактивных процессах показало, что в действительности атомы такими свойствами не обладают. Это и дало идеалистам повод провозгласить «атомы дематериализующимися», развернуть атаку на позиции материализма и с торжеством заявить о своей победе над ним. Значительная часть естествоиспытателей была дезориентирована в поисках выхода из серьезных теоретических трудностей, которые в силу сказанного возникли на пути развития науки.
Аналогичной была ситуация в физике в 30-е годы XX в., когда было открыто поразительное явление: две противоположно заряженные частицы — электрон и позитрон — при взаимодействии друг с другом исчезают, а вместо них появляются фотоны (кванты света). А к этому времени уже стало общепризнанно, что электрон и позитрон являются частицами материи. О чем же говорит их исчезновение?
Современные физические идеалисты фактически повторили то, что говорили их предшественники но поводу открытия электрона — «материя исчезла», что означало превращение материи в ничто.
На самом же деле исчезла не материя, а тот предел, до которого мы знали окружающий нас мир. Наука пошла дальше, и ей не по пути с идеализмом, что стало еще более очевидно для самих естествоиспытателей.
Учение о движении материи разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Так, древнекитайский философ Лао-цзы учил, что в мире нет ничего неизменного, неподвижного. Все находится в изменении, движении, развитии: «одни существа идут, другие следуют за ними; одни расцветают, другие высыхают; одни укрепляются, другие слабеют; одни создаются, другие разрушаются».
Древнегреческие философы (Фалес, Анаксимен, Гераклит) рассматривали материальные начала вещей — воду, воздух, огонь — как непрерывно изменяющиеся, находящиеся в вечном движении.
Дальнейший шаг в изучении природы движения был сделан материалистами XVII — XVIII вв., хотя они рассматривали его исключительно в механической форме. Все изменения, происходящие в природе, сводились к пространственному перемещению тел или составляющих их частиц. Так, Гоббс считал, что движение — есть непрерывная перемена места, т. е. оставление одного места и достижение другого места.
Огромное значение для развития учения о движении имели идеи Гегеля. В противоположность метафизикам и механицистам он рассматривал действительность в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, развитии. Хотя Гегель и отказывал природе в развитии, считая, что она лишь разнообразится в пространстве, вместе с тем он высказывал глубокие мысли о противоречии как источнике развития всех явлений. «... Противоречие, — писал Гегель, — есть корень всякого движения и жизненности». Гегель открыл наиболее общие законы.
В диалектическом материализме это понятие охватывает все изменения и процессы, происходящие во Вселенной, начиная от пространственного перемещения и кончая мышлением. «Движение как способ существования материи «обнимает собой все происходящие во Вселенной изменения и процессы» — так писал Ф. Энгельс в своей работе «Диалектика природы».
Движение может происходить по восходящей линии, т.е. может быть поступательным, прогрессивным, или по нисходящей, т.е. регрессивным, может усложняться, упрощаться, идти по кругу. Источником всех его конкретных видов диалектический материализм считает борьбу внутренних противоположностей — противоположных сторон, тенденций, процессов, присущих всем без исключения объектам действительности. Движение материи является, следовательно, ее «самодвижением».
Энгельс показал, что движение, будучи коренным свойством материи, не существует без нее, но и материя без движения также немыслима. Движение не может исчезнуть, оно может лишь переходить из одной формы в другую.
Движение есть единство противоположностей: абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, прерывного и непрерывного. Оно абсолютно, поскольку представляет собой основную форму, способ существования материи, которая без движения не существует. Но абсолютность движения не следует доводить до крайности, В потоке никогда не прекращающихся изменений материи существуют моменты покоя. Они проявляются прежде всего в сохранении самого состояния движения. Покой — это форма движения, или движение в равновесии.
Относительный характер покоя состоит и в том, что он и равновесие могут иметь место лишь по отношению к тем или иным материальным объектам, но не ко всей материи.
Таким образом, движение и покой, изменчивость и устойчивость неразрывно связаны друг с другом. Каждая из этих противоположностей утверждает и в то же время отрицает друг друга, переходит друг в друга.
Движение представляет собой единство прерывности и непрерывности. Эта двуединая природа движения была вскрыта уже философами древности. Мысль о противоречивости движения особенно четко сформулирована Зеноном Элейским в его апориях: «Дихотомия», «Ахиллес и Черепаха» - «тело движется — значит, оно находится в данной точке и одновременно не находится в ней». Таким образом, движение есть противоречие, есть единство изменчивости и устойчивости.
Материя бесконечна, бесконечны и формы ее проявления. Следовательно, мы можем говорить о бесконечности форм ее движения.
Из древних философов Аристотель различал шесть видов движения: возникновение, уничтожение, изменение по качеству, увеличение, уменьшение, перемещение, или изменение по положению.