Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:28, статья
Мы привыкли думать, что человеческое познание развивается от фантастического к все более верному отражению действительности, от "мифа" - такого типа мышления, к которому относятся наряду с первобытными мифами алхимия, астрология и т. п., - к "логосу", т. е. к науке. Однако мы не мыслим исключительно в научных категориях. Мы нередко, когда нужно принять практическое решение, прибегаем к ненаучным способам мышления.
Особенности современной мифологии. Мифы и утопии.
Мы привыкли думать, что человеческое познание развивается от фантастического к все более верному отражению действительности, от "мифа" - такого типа мышления, к которому относятся наряду с первобытными мифами алхимия, астрология и т. п., - к "логосу", т. е. к науке. Однако мы не мыслим исключительно в научных категориях. Мы нередко, когда нужно принять практическое решение, прибегаем к ненаучным способам мышления. Это относится, прежде всего, к социальной сфере жизни человека, к политике, где действуют такие близкие к мифу формы сознания, как утопия и идеология.
Одним из первых сравнительный анализ
утопии и современного — «социального»,
как он его называл, — мифа, предпринял
французский политолог и
Попробуем разобраться, прав ли он, рассматривая их как антиподы. На первый взгляд, для такой оценки есть немало оснований. Нельзя не согласиться с Ф. Полаком, который утверждает, что «утопия может фактически рассматриваться как один из самых старых и чистых примеров демифологизации», что изначально предопределяет ее существенные отличия от мифа.
Но в реальной жизни, в мыслительной практике эти два феномена сознания сплошь и рядом как бы «переливаются» друг в друга: миф обретает черты утопии, утопия мифологизируется.
К различиям утопии и мифа, можно добавить, что миф — порождение массового, коллективного творчества, тогда как утопия — продукт творчества индивидуального; что в мифе находит проявление массовое сознание, тогда как в утопии — сознание групповое или индивидуальное.
Также можно добавить, что миф иррационален, утопия — продукт рациональной деятельности.
Однако при более внимательном сопоставлении утопии и мифа мы не можем не заметить, что наряду с существенными различиями между ними имеются и общие черты.
Например то, что утопия и миф имеют общие корни. В создании и многократном повторном переживании мифа первобытный человек удовлетворял свою потребность в обновлении мира, соприкосновении с «первоосновами» сущего, «возвращении» к подлинному бытию. Но ведь и вступление в Утопию знаменует радикальный разрыв с существующим миром, начало «подлинной» жизни, обновление общества и самого человека — нравственное и даже физическое.
Царство мифа — вневременное царство, там нет развития событий в каком-то определенном направлении, нет исторического времени. Но его нет и в Утопии.
Есть еще одна важная черта, роднящая
утопию и миф. Как известно, в
первобытной мифологии
Это прежде всего мотив катастрофы, широко представленный в утопической литературе разных эпох и народов. Вступление в Утопию связывается нередко с катастрофическими событиями, наиболее характерными формами которых оказываются революция и война.
Опыт истории революций
Наличие в утопиях некоторых общих схем представлений о бытии, зафиксированных первоначально мифом, позволяет сделать вывод, что многие утопические проекты лишь воспроизводят в иной форме устойчивые «формулы» сознания, изначально сложившиеся в мифе и с тех пор не раз находившие воплощение и в других структурах сознания и продуктах культуры. Вырастая из прошлого, из многовекового коллективного опыта, миф переносит с помощью утопии этот опыт в будущее.
Информация о работе Особенности современной мифологии. Мифы и утопии