Живописные и графические техники как средства создания художественного образа детьми в рисунке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:01, реферат

Краткое описание

В статье раскрывается значение овладения детьми живописными и графическими средствами для создания художественного образа в рисунке, а также значение организованного обучения детей техникам рисования.

Файлы: 1 файл

Живописные и графические техники как средства создания художественного образа детьми в рисунке.docx

— 55.48 Кб (Скачать)

Кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в  мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок  зачерпывает гуашь пластиковой  ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается  другим листом и прижимается (можно  согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой.

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в  мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой  ложкой краску, выливает ее на лист, делая  небольшое пятно (капельку). Затем  на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура  повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой.

Возраст: от пяти лет, Средства выразительности: пятно.

Материалы:   бумага,   тушь   или   жидко   разведенная   гуашь   в   мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После  этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие  детали дорисовываются.

Набрызг.

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая  кисть, кусочек плотного картона  либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть  и ударяет кистью о картон, который  держит над бумагой. Краска разбрызгивается  на бумагу.

Отпечатки листьев.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ  получения  изображения:  ребенок  покрывает листок дерева красками  разных  цветов,  затем  прикладывает  его  к  бумаге  окрашенной стороной  для  получения  отпечатка.   Каждый  раз  берется  новый  листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Акварельные мелки.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в  блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой  с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и  плашмя. При высыхании бумага снова  смачивается.

Тычкование.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной  двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА  в мисочке, плотная бумага или  цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша  в середину квадратика из бумаги и  заворачивает вращательным движением  края квадрата на карандаш. Придерживая  пальцем край квадрата, чтобы тот  не соскользнул с карандаша, ребенок  опускает его в клей. Затем приклеивает  квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

Монотипия пейзажная.

Возраст: от шести лет.

Средства   выразительности:    пятно,   тон,   вертикальная   симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь  либо акварель, влажная губка, кафельная  плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение  в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется  быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для  отпечатка, протирается влажной  губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался  от отпечатка. Для монотипии также  можно использовать лист бумаги и  кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. 

 

 

 

 

 

Дети  в мире творчества. 

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей  деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности  в этом отношении представляет изобразительная  деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий  и созидательный характер.

Ребенок получает возможность  отразить свои впечатления от окружающего  мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Творчество дошкольника  неразрывно связано с работой  воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого  выражения дошкольника определяется не только образными представлениями  и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Художественное творчество - один из любимых видов детской  деятельности.

Чтобы не ограничивать возможности  малышей в выражении впечатлений  от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных  средств и материалов.

Нетрадиционные материалы  и средства изображения: пробки от пластиковых  бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; ягель; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки любопытны  детям как игра с неизвестным. Это и занимает их, и вовлекает  в творческий процесс.

Во время рисования  пальцами рук и ног ребенок  получает необыкновенно чувственное  наслаждение при тактильных контактах  с краской, бумагой, водой.

 

 

Существует много техник нетрадиционного рисования, для  каждого возраста они разные. С  детьми младшего дошкольного возраста на занятиях я использую такие  приемы нетрадиционного рисования  как: рисование пальчиками, оттиском печаткой из овощей: картофеля, моркови, свеклы. Детей среднего дошкольного  возраста можно знакомить с более  сложными техниками: оттиск поролоном, оттиск печаткой из ластика, техника  восковых мелков + акварель, свеча + акварель, отпечатки из листьев, рисунки из ладошки, волшебные веревочки. Для  детей старшего дошкольного возраста мною разработана программа кружка «Цветные ладошки» по нетрадиционному  рисованию, где дети могут освоить  уже более сложные техники  выполнения: кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, монотипия предметная, печать по трафарету, кляксография обыкновенная, набрызг кистью, или зубной щеткой и др... Каждая техника по своему интересна. Например, применение различного вида печаток не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных красками. Печатку обмакивают в краску или прижимают к окрашенной «штемпельной подушечке»- плоскому куску поролона. Печатку можно сделать из ватной палочки, пробки, кусочка сырой картофелины, свеклы, моркови, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги, подойдет и жесткая сухая клеевая кисть, которую обмакивают в густую гуашь и рисуют методом «полусухого тычка». Кроме «печатания», «тычка», можно рекомендовать «растяжку», либо технику «расчесывания краски»: которая выполняется скольжением печаткой по листу, зубной щеткой или расческой с мелкими зубцами. Таким образом, получаются красивые перистые облака, дождевые струи, морские волны, колючки у ежа, травинки…

 


Информация о работе Живописные и графические техники как средства создания художественного образа детьми в рисунке