Техника живописи и живописные материалы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

Техника живописи, подобно прочим наукам, опирается на ряд других наук. Современная техника живописи базируется на физике, химии, технологии красок и связующих веществ и на других современных науках. Старинная техника живописи также использовала современные ей знания, но науки как таковой в ее время или не существовало вовсе, или же она находилась только в зачаточном состоянии; вот почему она должна была базироваться главным образом на длительном, вековом опытном изучении свойств материалов, имевшихся в распоряжении живописи. Знания эти медленно накоплялись в кругах специалистов и, передаваясь из поколения в поколение, создали ту прочную базу, которая дала возможность стать технике живописи прошедших времен на изумительную высоту. Дошедшие до нашего времени памятники живописных произведений прошедших веков с достаточной убедительностью подтверждают сказанное.

Оглавление

1. Введение
2.Основы для живописи
3.Основы под грунтовку
4.Приготовление клея, грунта
5.Особенности различных красок
6.Органические и неорганические пигменты
7. Заключение
8. Литература

Файлы: 1 файл

контр по живописи и живописные материалы.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

 

 

 Техника живописи и живописные материалы

 

 

 

Содержание

 

1. Введение

 

2.Основы для живописи

 

3.Основы под грунтовку

 

4.Приготовление клея, грунта

 

5.Особенности различных красок

 

6.Органические и неорганические пигменты

 

7. Заключение

 

8. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Под техникой живописи в  буквальном значении этого слова  должно подразумевать особую отрасль  знания, предметом изучения которого является рациональное построение живописного 

произведения с точки  зрения его материальной сущности.

Знание техники живописи дает художнику возможность не только создавать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать его живописные материалы и с  художественной точки зрения.

Техника живописи, подобно  прочим наукам, опирается на ряд других наук. Современная техника живописи базируется на физике, химии, технологии красок и связующих веществ и на других современных науках. Старинная техника живописи также использовала современные ей знания, но науки как таковой в ее время или не существовало вовсе, или же она находилась только в зачаточном состоянии; вот почему она должна была базироваться главным образом на длительном, вековом опытном изучении свойств материалов, имевшихся в распоряжении живописи. Знания эти медленно накоплялись в кругах специалистов и, передаваясь из поколения в поколение, создали ту прочную базу, которая дала возможность стать технике живописи прошедших времен на изумительную высоту. Дошедшие до нашего времени памятники живописных произведений прошедших веков с достаточной убедительностью подтверждают сказанное.

Сохранившиеся средневековые  и более поздние по времени  трактаты о технике живописи свидетельствуют  о глубине практического знакомства с материалами живописи, имевшимися у современных им живописцев. Во многих случаях их опыт и наблюдения были так верны и глубоки, что они не расходятся с заключениями современной науки.

          В известном трактате о живописи  итальянского живописца XV столетия  Ченнино Ченнини в главе, посвященной  описанию красок, мы находим, например, весьма интересное замечание о черной краске: «если ты будешь тереть ее целый год, то она будет только лучше и чернее». Значение этого замечания получает должное разъяснение только в наше и притом самое последнее время. Ученые приходят к тому заключению, что все мощные краски, к каковым относится, между прочим, и черная краска, должны подвергаться возможно тонкому размельчению, т. е. обращаться в коллоидальное состояние, так как в этом лишь случае они проявляют все присущие им качества. Как на один из примеров подобного вида красок они указывают на китайскую тушь, достоинства которой объясняются тончайшим размельчением краски.

Из сказанного нельзя не видеть, что  китайцы (так же как и современники Ченнини) уже задолго до нашей  эры исключительно опытным путем пришли к разрешению одного из важных технических вопросов, правильность решения которого подтверждается современной наукой.

Достойно внимания также, что масляная живопись, начиная со времени Я. Ван-Эйка, пользовалась сложным связующим  веществом, которое состояло из жирных эфирных масел и смол. Этому связующему веществу, умело использованному, старинная масляная живопись и обязана своей свежестью и сохранностью. Современная наука, подвергнув разностороннему исследованию связующее вещество подобного состава, не могла не признать, что и с теоретической точки зрения оно является наиболее целесообразным. Вот почему все позднейшие усовершенствования наших дней в области приготовления масляных красок основываются на том же принципе. То же можно сказать о средневековой темпере, являющейся прототипом современной.

Итак, опираясь на собственный  опыт и наблюдение, живописцы прошедших  времен сумели создать образцовую технику  живописи, многие из принципов которой  вошли и в современную технику.

 

 

 

 

 

 

 

1. Основы для живописи

 

Живопись холст  грунтовка  краска  пигмент

 

Основа для живописи - это любой физически существующий материал или поверхность, на которую  наносятся краски: металл,  дерево,  ткань,  бумага,  кирпич,  камень,  пластик, веленевая бумага (тонкий пергамент, восковка, калька),  пергамент,  штукатурка,  стекло.

 

 

 

Приводим краткое описание основ, используемых сегодня в живописи маслом наиболее часто.

 

Льняные основы

 

Что же делает льняное  полотно привлекательным? Это - его  прочность и главным образом красота. По сравнению с другими тканями, льняное полотно не обладает механически правильным и ровным тканым рисунком, благодаря особенностям плетения нити. Лен всегда проступает "живой" фактурой сквозь нанесенные слои краски. Эта органичная красота наиболее четко проявляется при использовании льняного полотна стандартной и более грубых разновидностей фактуры; однако холст даже более мелкий тонкий - так называемого "портретного" качества, обнаруживает изысканную неровность и шероховатость поверхности ткани.

 

Хлопок

 

В отличие от льняного хлопчатобумажный холст не занял  столь престижной позиции, мало того, он получил негативные отзывы в печати. Некоторые авторы даже сочли хлопчатобумажный холст абсолютно непригодным  в качестве основы. Подобный взгляд нельзя назвать полностью справедливым, поскольку хлопок обладает определенными преимуществами. Это прочный и недорогой материал. Так же, как и лен, он имеет в структуре ту же молекулу целлюлозы. По сравнению с льняной нить хлопчатника несколько тоньше и значительно ровнее, что сказывается на фактурном рисунке ткани. Поэтому в сравнении с льняным холстом хлопок не обладает столь же интересной поверхностью. С другой стороны, ткань из хлопка более устойчива, чем лен, который имеет тенденцию к расширению и сжатию в зависимости от влажности, вызывая тем самым появление характерных "волн" вдоль границ холста.

 

Хлопчатобумажный  холст - соответствующим образом подготовленный, проклеенный и загрунтованный - превосходная основа для серьезной живописи маслом. "Ровная" или "правильная" фактура не является главным фактором, если краска наносится густым пастозным слоем.

 

Сложный полиэстер

 

Синтетическая ткань, созданная  в ХХ веке, во многих отношениях превосходит  как льняные, так и хлопчатобумажные холсты. Сложный полиэстер - прочный и весьма стойкий материал. Он более стабилен в отношении размеров, чем лен и менее чувствителен к кислотному воздействию масляных красок. Он не подвержен гниению, не имеет тенденции к расширению или сжатию в зависимости от влажности среды, в которой находится. На сложнополиэстерной основе могут использоваться те же грунтовки и клеевые растворы, применяемые с льняным или хлопчатобумажным полотнами. Одной из основных характеристик сложного полиэстера является полное отсутствие фактуры. Это совершенно гладкий материал.

 

Джут (мешковина)

 

Джут изготавливается  из конопли - материала, из которого производят крепкие веревки и канаты. Холст  из этого прочного натурального волокна  обладает однородным тканым рисунком с ярко выраженной фактурой. Она  заметно доминирует над другими элементами живописи. Это идеальная основа для работы в стиле энергичного и пастозного нанесения красок. Просветы между нитями джутового холста широкие, поэтому грунтовать его приходится иногда дважды.

 

Бумага

 

Бумага - довольно интересная мягкая основа: она разнообразна, удобна в работе и привлекательна. Бумага обладает той непосредственностью и степенью интимности, которых художники не в состоянии обнаружить у других, более привычных основ. Благодаря свойственной бумаге способности к абсорбции, краски на ней высыхают быстрее и становятся матовыми. Многообразие фактур бумаги делают ее еще более привлекательной для живописцев.

 

Однако, как правило, бумага не рекомендуется для серьезной  масляной живописи, поскольку считается  не прочной. Это, безусловно, верное замечание. Но, тем не менее, работы небольших размеров не бумажной основе могут производить хорошее впечатление. Конечно, при использовании бумаги необходимо соблюдать элементарные меры предосторожности. Выбирайте только высококачественные сорта художественной бумаги. Пользуйтесь лишь 100% ветошной бумагой без содержания кислот и обращайте внимание на ее плотность. Чем плотнее будет бумага, тем лучше. Ветошный (тряпичный) картон дает наилучшие результаты. Перед живописью на бумаге или картоне, их поверхность следует загрунтовать клеевым раствором. Проклеиватель, на основе животного клея, нанесенный на необработанную бумагу, надежно защитит ее от кислотности высыхающей краски. Существует и другой способ защиты: покройте бумагу слоем разбавленного акрилового средства или грунтовки gesso. Бумага абсорбирует оба грунта, а содержащиеся в ней вода вызовет деформацию бумаги и образование на ее поверхности морщинок. Для того чтобы предотвратить этот эффект, можно прикрепить края бумаги к картону клейкой лентой или степлером. Или после высыхания клеевого раствора можно смочить обратную сторону бумаги и расположить ее под несколькими листами промокаемой бумаги под грузом. Есть и третья альтернатива: покройте бумагу тонким слоем шеллака, который растворяется спиртом, и таким образом не будет подвергаться воздействию разбавителей или масла. Кроме того, существуют специальные и предварительно проклеенные виды бумаги, предназначенные в качестве основ для масляной живописи.

      

         Проклеивание - это индивидуальный процесс, он не является обязательным, если во главу угла ставится забота о прочности бумаги, поскольку эпоксидная смола предохраняет ее от гниения. Этот вид картона применим практически в любой техники - энкаустике, пастельной, акриловой, гуашевой, темперной и особенно в масляной и алкидной живописи.

 

 

Доски из древесины  твердых пород

 

В ранние периоды развития живописи художники писали на деревянных досках-панелях. Вспомните иконы, а  также магические и религиозные  запрестольные образы в церквях.

 

Опыт работы на деревянных основах значительно отличается от опыта работы на холсте. Живопись на досках, как правило, характеризуется  малым форматом и более внушительной массой, по сравнению с холстом; она, определенно, создает ощущение прочности  и весомости. Практически любой вид натуральной твердой древесины может стать основной для живописи - дуб, кедр, тополь, береза, грецкий орех или, например, красное дерево (сосна - менее пригодна, так как содержит много смол и обладает слабой водостойкостью). Дерево может расширяться и сокращаться. Самое уязвимое свойство древесины в том, что она имеет тенденцию к деформации вновь выровнять ее крайне сложно. Преимущество более тонких красок в том, что их деформация легче корректируется при помощи укрепления задних стенок.

 

Фанера (многослойная доска)

 

Качественная фанера изготавливается из березы, красного дерева и тополя, древесина которых  представляет собой гладкий и  прочный материал. Одна сторона фанеры имеет грубую фактуру, а другая гладкую - эту сторону можно зачистить наждачной бумагой до превосходного состояния, подготовив ее для грунтовки клеевым раствором. Фанера обычно имеет толщину от 0,7 до 1,3 см. Если какой-либо из размеров превышает 45 см, ее, как показывает практика, следует укрепить деревянным каркасом.

 

Доска MASONITE (оргалит)

 

Это синтетический материал, изготовленный из смеси измельченных в опилки волокон древесины и  клея. Смесь формируется, в результате чего образуется плоский лист. Masonite (оргалит) производится в диапазоне  от темно-коричневого цвета до оттенка кофейного загара, имеет как специально обработанную (закаленную), так и необработанную поверхности. Обработанная сторона имеет значительную твердость и, возможно, перед грунтованием потребуется ее зачистка наждачной бумагой. Необработанная поверхность содержит больше волокон и характеризуется меньшей твердостью; поэтому, - из двух видов - именно такая поверхность наиболее подходит для живописи, благодаря способности абсорбировать.(оргалит) имеет и свои недостатки. Первая проблема при работе с ними - доска очень легко изгибается, но не в соответствии с направлением волокон, а подчиняясь силе тяжести. Это означает, что подвешенный под углом к стене кусок оргалита станет прогибаться по направлению к центру тяжести. Для предотвращения подобного эффекта лист следует вставить в раму плотно и совершенно прямо, или поместить его плоско в лежачем положении либо усилить заднюю сторону при помощи деревянных соединительных скоб. Деформированную деревянную раму очень сложно выровнять, поэтому для укрепления задней стороны доски используйте древесину хорошего качества и солидной выдержки.

 

Еще одна проблема, связанная  с использованием оргалита, заключается  в значительном весе листов крупного размера. Если вы действительно желаете  работать в крупном формате, используйте вместо оргалита многослойную фанеру, так как последняя несколько легче.

 

Листы оргалита недороги и продаются практически повсюду. Кроме того, они очень прочны и  долговечны - срок их хранения сравним  со сроком хранения твердых пород  древесины; это, безусловно, очень стойка и одна из лучших доступных жестких основ художественного качества.

 

Металл

 

Художники, как правило, выбирали медь. Однако есть и другие химически устойчивые металлы - такие, как железо, нержавеющая сталь, олово (белая жесть) и алюминий. Поскольку металл - тяжелый материал, выполненные на нем живописные работы традиционно отличаются небольшим размером. В наши дни художники могут использовать "Алюминиевые соты" , они представляют собой два тонких листа алюминия, расположенных поверх сердцевины из волокнистого (профилированного) алюминия, напоминая, таким образом, гофрированный картон.

 

Важнейшее качество металла  заключается в его гладкой, как  стекло, поверхности. Он не изгибается и не деформируется в результате воздействия высыхающей краски. Однако перед началом работы металлическую основу следует очистить от ржавчины и покрыть ее грунтовкой для металла, которая отличается от других грунтовок тем, что слегка протравливает гладкую поверхность металла и обеспечивает надежное сцепление между ней и красками. Не будь слоя грунтовки, масляные краски не смогли бы закрепиться на поверхности металла.

 

 

 

 

 

 

Картон

 

В торговле имеется тряпичный  картон серого цвета и древесный  светло-желтого цвета. Первый из них, благодаря своему происхождению, обладает плотностью и эластичностью, второй же - ломок и рыхл.

 

Хороший прессованный тряпичный картон при соответствующем грунте с  успехом может заменить дерево. Картон служит для масляной живописи и темперы, причем в первом случае можно пользоваться им и без всякой подготовки, во втором же случае картон должен быть, по меньшей мере, проклеен, иначе получится рыхлая темпера, сильно изменяющаяся в тоне при высыхании. Грунтовать картон необходимо с двух сторон во избежание его искривления. Кроме того, его следует прикреплять к подрамнику. Иногда на картон наклеивается холст.

 

Линолеум

 

Линолеум состоит из ткани, покрытой толстым слоем смеси из вареного льняного масла и измельченной в  муку пробки. Он приготовляется в различных  размерах с поверхностью более или менее зернистой и имеет обыкновенно коричневый цвет.

 

Линолеум очень пригоден для  декоративной масляной живописи, если прикреплять его или непосредственно  к стене, или же к металлической  рамке, вставленной в стену таким  образом, чтобы линолеум не прикасался к стене.

Информация о работе Техника живописи и живописные материалы