Художественный образ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:22, реферат

Краткое описание

Художественный образ – это выражение авторского ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это форма отражения объективной реальности с позиций определенного эстетического идеала в искусстве и культуре. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, части и целого, сущности и явления, содержания и формы. С художественным образом связана способность искусства доставлять человеку глубокое эстетическое наслаждение.

Оглавление

1. Характеристика формы, фактуры и цвета…………………………………..3
2 Что такое форэскиз?...........................................................................................5
3.Список литературы…………………………………………………………….8

Файлы: 1 файл

Художественный образ.docx

— 20.24 Кб (Скачать)

                                         Содержание.

1. Характеристика формы, фактуры и цвета…………………………………..3

2 Что такое форэскиз?...........................................................................................5

3.Список литературы…………………………………………………………….8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Характеристика формы, фактуры и цвета.

Художественный образ  – это выражение авторского ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это форма отражения  объективной реальности с позиций  определенного эстетического идеала в искусстве и культуре. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и  чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и  случайного, части и целого, сущности и явления, содержания и формы. С  художественным образом связана  способность искусства доставлять человеку глубокое эстетическое наслаждение. Мыслить образами – это значит конкретно воспроизводить содержание предметов, понятий, мыслей с живостью и яркостью, свойственным представлению, возникшему в результате ассоциаций, в которых используется жизненный  опыт, накопленный графический опыт и творческий дар художника.

Основное средство выражения  художественного образа – форма. Совокупность тех или иных форм обогащает  художественный образ, дает ему разностороннюю эмоциональную характеристику, усложняет  ассоциативный строй. На выразительности  формы держится художественный образ. Стилизация – один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и  отбрасываются ненужные детали. Трансформация  – это изменение формы предмета в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание  угловатости и т.д. Особое значение для придания выразительности художественному  образу имеют пропорции. Пропорциональное соотношение частей с целым дает различные вариации его трактовки.

Цвет в совокупности с  формой дает богатые по своему содержанию произведения. Форма выражается через  цвет, фактуру и свет. Используя  цвет в качестве средства выражения  художественного образа, следует  учитывать характер физиологического воздействия цвета на человека, физические и эмоциональные ассоциации, вызываемые цветом. Цвета имеют субъективные и объективные свойства восприятия.

Фактура имеет физические характеристики и обладает эстетической выразительностью. Фактура по разному  взаимодействует с формой, влияет на субъективную оценку при восприятии формы. Учитываются факторы восприятия фактуры связанные с освещением.

Разнообразие и неповторимость фактур дают широкие возможности  для создания художественного образа. Правильный выбор фактуры, а значит, правильный выбор материала и  его обработки, поможет в создании образа. Фактура, как и цвет, не может  существовать без формы. Трудно представить  себе форму без цвета, но фактуру  вне конкретного материала и  формы представить просто невозможно.

 Соответствие формы  и фактуры, их единство –  одна из важнейших проблем,  которую необходимо решить художнику.  Например, автору нужна для решения  определенного образа тяжелая,  неподвижная форма. И фактура  должна отвечать этой задаче: рваный камень, железобетон с  отпечатавшейся опалубкой, неполированный  металл и т. д. Если же  необходимо выразить легкий, романтичный  образ, то выбор материала или  сочетания нескольких материалов  и уровень их обработки должны  соответствовать данному образу  и форме: шелковые ткани, стеклянные  нити, отражение зеркал и т.  д.

Фактура – это такое  средство выражения художественного  образа, влияние которого сказывается  при непосредственном восприятии произведения. Только тогда ощущается вся значимость фактуры в формировании и раскрытии  образа. Поэтому многие произведения искусства, которые мы видим не в  оригинале, не могут произвести на нас  должного впечатления и передать все то, что волновало автора. Ни цветные фотографии, ни кинодокументы, ни голография не в состоянии заменить непосредственного общения зрителя с произведением.

 Но фактуру, так  же как цвет и форму, по-разному  заставляют зазвучать свет и  освещение. Освещение – это  еще одно из средств выражения  художественного образа. При различном  освещении неодинаково будут  работать не только объемная  форма, но и фактура. Прямое, яркое освещение четко выявит объем, резко подчеркнет все неровности поверхности, заставит бликовать гладкие фактуры. Для создания другого образа потребуется рассеянное освещение, смягчающее форму и ее угловатость, дающее фактуре глубину, подчеркивающее ее естественность. Так, применяя различную степень освещенности, меняя количество источников света, их направления, можно углубить характеристику созданного художественного образа, обогатить его.

 

 

2.Что такое форэскиз?

Поиск композиционного решения  живописной работы осуществляется посредством  работы над форэскизами – предварительными эскизами небольшого размера .

Задачей работы над форэскизами  является поиск композиционной, колористической  и тональной организации элементов  изображения на плоскости изображения  в соответствии с творческим замыслом. При работе над форэскизами практически  решается совокупность следующих проблем.

Учебная постановка по живописи создается так, что она имеет  не одну, а несколько возможных  для работы точек зрения, иногда существенно отличающихся друг от друга  освещенностью, расположением отдельных  элементов, ракурсами и заходами форм.

Первая проблема заключается  в выборе точки зрения на учебную  постановку, т.е. места работы, с которого, по мнению выполняющего форэскиз, лучше  видна взаимосвязь элементов  постановки, лучше видно освещение  и колористическое решение будущей  работы. Для выбора точки зрения, как правило, нужно обойти учебную  постановку и иногда сделать форэскизы  с различных точек зрения с  целью нахождения лучшего композиционного  решения.

После выбора точки зрения на учебную постановку нужно решить проблему выбора уровня зрения. На практике это означает работу на высоком мольберте (уровень горизонта выше учебной  постановки), среднем по высоте (уровень  горизонта на уровне учебной постановки) или низком мольберте (уровень горизонта  ниже уровня учебной постановки), что  обусловлено творческим композиционным замыслом.

Выбрав точку зрения и  уровень зрения для работы, необходимо выбрать формат работы. Выбор формата  работы, как правило, обусловлен характером постановки, которая скомпонована по схемам горизонтальной, вертикальной или квадратной композиции. Однако немаловажное значение уделяется нахождению пропорций сторон горизонтальных или  вертикальных прямоугольных форма­тов.

При расположении изображения  постановки на выбранном формате  важно угадать соотношение масштаба изображения элементов постановки с масштабом выбранного формата. Иногда берут слишком большой  масштаб листа, и изображение  практически не связано с таким  большим масштабом плоскости изображения, или, наоборот, берут слишком маленький масштаб листа, где предметам и элементам изображения «слишком тесно*. При распределении изображения на изобразительной плоскости выбранного формата одной из главных композиционных задач является расположение композиционного центра изображения, а также нахождение конструктивных пластических связей, соединяющих композиционный центр и второстепенные части и детали изобра­жения в единое целое.

Важнейшая задача при работе над форэскизами заключается  в нахождении композиционной конструктивно-пластической структуры живописной работы с использованием законов Витма, симметрии и асимметрии.

Уже в форэскизе намечается стилистика изображения пространства, которое может быть иллюзорно  очень глубоким, уплощенным или практически  отсутствовать, как, например, в декоративной живописи или стенных росписях, фресках, вазописи и т.д.

При определении формата  работы и ее конструктивно-пластической структуры важен поиск колористической, цветовой и тональной организации  живописной работы. При работе с  цветом необходимо проанализировать тип  колористической гармонии, колористический  ключ постановки, определить основные цветовые и тональные контрасты.

Кроме того, при работе над  форэскизами нескольких натюрмортов  нужно найти отличие колористической  и тональной организации одного натюрморта от другого. Один натюрморт  в целом может быть построен на темных и контрастных цветовых отношениях, а другой – на более светлых  по тону цветовых отношениях.

Необходимо развивать  умение видеть колористическую гармонию элементов постановки как систему, понимать взаимодействие цветов в системе, представлять себе, что изменится  в колористической системе, если какой-нибудь цвет изъять или добавить. Обычно в постановке какие-то цвета  преобладают или являются ключом колористического контраста. При этом мы говорим, например, о серо-зеленом  колорите, серо-голубом или бежево-коричневом, другие же цвета занимают по масштабу меньше площади, но необходимы для оттенения  и обогащения колористической гаммы  постановки.

В плане организации колорита живописной работы целесообразно проследить, как в учебной постановке развиваются  отдельные колористические «темы», например «тема серого цвета», «тема красного цвета» или «тема зеленого цвета», как они взаимодействуют и влияют друг на друга. На форэскизе необходимо угадать количество каждого цвета для достижения    ощущения    колористической гармонии, когда все цвета дополняют и уравновешивают друг друга.

Важнейшая проблема работы над форэскизами – организация  изображения по тону. В начале работы нужно определить, что является самым  темным в постановке, что самым  светлым, а также несколько градаций элементов изображения среднего тона, но различной тональности. Тональная  организация изображения также  должна быть приведена в систему. Четкое деление элементов изображения  по  тону  придает   форэскизу  ясность, хорошую «читаемость», облегчает  восприятие живописного произведения, «собирает» композицию изображения.

При работе над форэскизами  не требуется детальная проработка форм элементов изображения, однако принципиальное деление на освещенные и затемненные участки допускается. Форэскиз не должен выглядеть миниатюрной  живописью. Это творческий поиск, развивающий  воображение, фантазию, формирующий  творческое мышление, определяющий лишь принципиально композиционное, колористическое  и тональное решение будущей  живописной работы.

Работа над форэскизами  развивает «режиссерское» мышление – умение акцентировать главное, существенное в постановке и подчинять  ему второстепенное, что обеспечивает выразительность композиции учебной  живописной работы. Работа над форэскизом является как бы планом работы над  большой учебной живописной работой.

 

 

 

 

 

 

                                 

 

                                  Список литературы.

 

1.Основы теории проектирования костюма: Учеб. Для вузов / ред. Козловой. Т.В. – М.: Легпромбытиздат, 1998. – 352 с.

2.Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Издательский дом «Искусство», 2004. – 120 с.

3.Пармон Ф.М. Композиция  костюма: Учебник для вузов  – М Легпромбытиздат, 1985. – 264 с.

 


Информация о работе Художественный образ