Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:01, реферат
В статье раскрывается значение овладения детьми живописными и графическими средствами для создания художественного образа в рисунке, а также значение организованного обучения детей техникам рисования.
Техническую лёгкость процесса изображения Е.И.Чарушин считал одним из побудителей создания образа. Он указывает, что если ребёнок неправильно держит карандаш или кисть, то рука быстро утомляется, изображение затрудняется и ребёнок лишается радости творчества. Художник считает необходимым показывать детям правильные способы пользования карандашом и кистью, отдельные приёмы изображения.
Необходимость чуткого и внимательного руководства рисованием детей как единственно правильного пути их художественно-творческого развития подчёркивала на протяжении всей педагогической о исследовательской деятельности Н.П.Сакулина. Она отмечает большое значение формирования способности к изображению, овладения графическими навыками.
Необходимость обучения рисованию, и в частности, техническим навыкам, подчёркивается и советской психологией, которая утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребёнка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого.
Но педагоги и психологи
утверждают, что полноценное развитие
ребёнка возможно только в условиях
его планомерного воспитания и развития.
В области рисования
Отечественная педагогика, как правило, утверждает необходимость активного руководства детской изобразительной деятельностью вообще и процессом формирования техники рисования в частности. С самого начала приобщения детей к рисованию надо научить его правильно держать карандаш, кисть, мелок, пользоваться разными материалами.
Учёные всего мира солидарны
в том, что рисование – это
деятельность, в которой находит
отражение личность ребёнка, проявляется
уровень его психических
Замечено, что доминирование в рисунках светлых и насыщенных тонов указывает на высокий жизненный статус и оптимизм. Широкие мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих сюжет дорисовок часто говорит об уверенности и решительности. Если ребёнок отстаёт от сверстников в умственном развитии, то но обычно затрудняется в выборе темы изображения, рисует одни и те же предметы, не создавая сюжет. В рисунках на свободную тему у него нет общего замысла, фантазии, творчества. Бедность и нечёткость представлений об окружающем мире ярко проявляются в несоблюдении форм, пропорций частей предмета, в неполном изображении. Цветовая гамма невыразительна. Особую трудность для умственно отсталого ребёнка представляет объяснение своего рисунка. В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки проявляются в большей или меньшей степени.
По рисункам можно определить
уровень общего развития ребёнка, его
социальной осведомлённости, состояние
графических навыков, наличие умения
осуществлять поставленную цель. Рисование
фигуры человека входит во многие диагностические
методики определения школьной зрелости
ребёнка. Созданы целые «наборы»
возможных вариантов
Все виды искусства (живопись,
графика, скульптура) отражают действительность
через образное, наглядное воспроизведение
зримых форм, передают облик предметов
и явлений объективного мира, всё
многообразие воспринимаемых зрением
событий и жизненных процессов.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство не только изображает окружающий мир, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к изображаемому. Это единство изображения и выражения, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа. Выразительные средства художественного произведения – рисунок, композиция, колорит – «работают» на воплощение идейно-эстетического замысла художника, на создание целостной картины жизни, позволяющей выделить главное, типичное, существенное в изображаемой действительности.
Наряду с общими свойствами каждый вид изобразительных искусств имеет свои специфические особенности.
Живопись (живо писать) – вид изобразительного искусства – создание картин, наиболее полно и убедительно отражающих действительность. Язык, которым пользуется изобразительное искусство (изобразительно-выразительные средства),-- система исторически сложившихся материальных средств и приёмов создания художественного образа.
Основными средствами выразительности
в живописи являются: колорит –
цветовая, живописная согласованность;
рисунок – изображение форм окружающего
нас предметного мира, их характерных
особенностей; композиция – организация
картины, составление, сочетание в
ней элементов в единое целое,
вычленение главного. От композиции зависит
общее впечатление, последовательность
восприятия произведения. Эти средства
выразительности в любой
Одним из средств выразительности в живописи является и то, как художник накладывает цветовое пятно на полотно, т.е. техника живописи.
Графика – более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, т.к. важным её графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесёнными на неё линиями, точками, штрихами и пятнами. Англичане считают, что искусство графики – это «искусство чёрно0белого». Графика делится на два вида: рисовальную, где художник создаёт изображение непосредственно на листе бумаги, и печатную гравюру, литографию.
Графика близка живописи, но если там цвет является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда отчётлива, может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством.
Если мазок стремится перейти к чувственно осязаемой форме, то линия, штрих, рисунок готовы порой перерасти в геометрическую схему. Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве. В графике яснее, чем в живописи, подчёркнута её «сделанность».
Живопись создаёт убедительную
иллюзию непосредственно
Если в живописи пространство передаётся с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передаётся обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.
Форма в графике часто выступает как рельеф на белом фоне, а белый фон приобретает глубину, и форма должна что-то сказать об этой глубине. Цвет в графическом изображении используется, но он ограничен, условен. Особенностью графики является её мобильность и повседневность. Она способна уловить мгновения современности, проникнуть в быт, в нашу жизнь. В зависимости от своего назначения и содержания графика подразделяется на виды – станковую графику, книжную графику, прикладную графику, плакат.
Мы видим, что среди
различных видов
Рисунок выполняет и другую
роль, которая также определяет необходимость
овладения карандашом. «Рисунок –
интереснейшая область
В этом смысле карандаш нужен не только представителям изобразительного искусства: он необходим ученику для создания учебного рисунка по многим школьным предметам, конструктору, инженеру, рабочему-изобретателю, чтобы сделать набросок нужной машины, детали, и людям многих других профессий. Но для этого нужно уметь правильно и свободно владеть карандашом. Поэтому важно, чтобы такое умение формировалось уже в дошкольном возрасте, когда тети впервые берут в руку карандаш и начинают рисовать.
Конечно, яркое красочное пятно, сочная широкая линия, получающаяся от работы мягкой кистью, вызывают большую эмоциональную отзывчивость у ребёнка; приёмы рисования краской усваиваются детьми легче. Но несмотря на определённые преимущества краски, задача обучения технике рисования карандашом не может быть снята. Учитывая последующую графическую деятельность ребёнка в школе – рисование, письмо, черчение, необходимо уделить внимание отработке карандашной техники. Овладение карандашной техникой рисования необходимы и потому, что контурный линейный рисунок – основа изображения.
Художники отмечают, что линия
в рисунке едва ли не самый главный
элемент изображения. Линия передаёт
контур предмета; она призвана определять
границы формы. Не умея нарисовать линию,
ребёнок не сможет овладеть всей контурной
частью рисунка, а значит, не сможет
и правильно передать форму предмета.
Сходство же изображения с реальным
предметом достигается в
С этими особенностями
живописи и графики, их основными
средствами выразительности в создании
художественного образа нужно знакомить
дошкольников, тогда их работы будут
более глубокими, яркими, эмоциональными,
а правильно выбранные техники
и материалы помогут
Несмотря на одинаковость
изобразительных задач, решаемых детьми,
выделяются особенности манеры выполнения
у разных детей. Индивидуальные различия
сказываются в изображении
На что нужно обращать внимание при изучении детских работ с точки зрения их выразительности?
1. Творческий замысел ребёнка,
эмоциональная и волевая
2. Подбор, владение и использование
различных техник и приёмов
рисования для создания ярких
художественных образов, для
3. Выбор и использование
различных материалов, способы работы
с н6ими, понимание их
4. Свободное изображение
предметов и явлений
5. Величина изображения;
умение выделить главное в
работе, используя разные способы
выразительности, передача
6. Цветовая гамма, построение композиции, заполнение пространства листа.
7. Использование в работе
мелких деталей (прорисовка
Надо ли обучать детей технике рисования? Нет! Считали А.Бакушинский и его сторонники, считавшие, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. Да! Утверждали другие, подчёркивавшие особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т.Комарова, которая не только подчёркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования. Использование нетрадиционных художественных техник является эффективным средством для создания выразительности образов, т.е. для проявления и развития детской одарённости в рисовании. Образы получаются яркими, живыми, разнообразными, смелыми, неповторимыми.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.
Начинать работу следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п. Использование на занятиях по изодеятельности музыкального сопровождения способствует созданию ребёнком выразительного художественного образа. Вот некоторые нетрадиционных художественно-графических техники, используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста.: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой.
В более старшем возрасте полезно и интересно включать в работу рисунки, спрятанные в пальчиках. Кто-то из ребят замечает, что контур руки, обведённый на листе бумаги. Напоминает что-то знакомое. Обычно ассоциации ребёнка разнообразны, в одном и том же контурном рисунке он может увидеть разные предметы. В контуре ладошки можно увидеть птицу, бабочку, рыбу или листок, дерево, ёжика. Добавляя к этому контуру какие-либо детали, можно получить совершенно различные результаты. Безусловно, ведущая роль в этом процессе принадлежит взрослому, который своими наводящими вопросами помогает ребёнку. Цель этой деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приёмов изображения. Ребёнок не только творчески обдумывает тему, но и самостоятельно работает над её реализацией в рисунке. В работе от 3до 7 лет можно использовать: скатывание бумаги, оттиск поролоном, восковые мелки + акварель; свеча + акварель, монотипия предметная, «знакомая форма – новый образ» (ребёнок обводит карандашом выбранный предмет, затем превращает его во что-то другое путём дорисовывания и раскрашивания любыми подходящими материалами), кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, цветной граттаж, монотипия пейзажная (Ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.).