Живописные и графические техники как средства создания художественного образа детьми в рисунке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:01, реферат

Краткое описание

В статье раскрывается значение овладения детьми живописными и графическими средствами для создания художественного образа в рисунке, а также значение организованного обучения детей техникам рисования.

Файлы: 1 файл

Живописные и графические техники как средства создания художественного образа детьми в рисунке.docx

— 55.48 Кб (Скачать)

Живописные и графические техники как средства создания художественного образа детьми в рисунке 

 

В статье раскрывается значение овладения детьми живописными и  графическими средствами для создания художественного образа в рисунке, а также значение организованного  обучения детей техникам рисования.  

 

Желание передать линиями и красками окружающий мир, появилось у человека очень давно. Тридцать тысяч лет  тому назад в древнем каменном веке люди не умели ни читать, ни писать, но они умели рисовать. Они рисовали то, что их интересовало: животных, охотников, стреляющих из лука, а иногда танцующих  людей. На протяжении всей истории рядом  с человеком шло искусство. Проходили  века, преображалась жизнь, но люди продолжали создавать статуи и картины, искусные изделия из кости и дерева.

Мы привыкли к миру, в котором  живём, и многое перестаём замечать. А художник видит то, что нам, может  быть, и не бросится в глаза, но очень  характерно и важно. Художник помогает нам постигать мир. В самых  простых вещах, в природе художник открывает перед нами новую красоту.

Искусство – это мир  человеческих чувств и мыслей, и  поэтому оно волнует и трогает  людей. Произведения искусства раскрывают не только красоту природы и человека. Они заставляют нас думать о правде, о добре и зле, о несправедливости. Умение наслаждаться искусством приходит не сразу. Не сразу открывается неопытному глазу красота картины. Для того, чтобы лучше почувствовать произведение живописи, надо научиться понимать язык красок и линий. Ведь художнику одного вдохновения мало, чтобы создать произведение искусства. Многие годы он учится рисовать и писать красками.

Как приобщить дошкольников к изобразительному искусству? Система  занятий, экскурсии в музеи способствуют формированию у них первоначальных представлений о живописи, позволяют  дать элементарный зрительский опыт. А интересно подготовленные встречи  вызывают у ребёнка большое желание  взять карандаш и краски, попробовать  самому что-нибудь изобразить. Но неловкие движения, неудачи, порой приводят к  потере интереса. Воспитатель себе задаёт вопрос – чему надо учить, как  надо учить, чтобы развить интерес  у ребёнка, сформировать творческую активность. (А ведь, как известно, творчество – наивысший показатель развития личности, проявления самостоятельности.)

Одним из важнейших условий развития детского творчества является разнообразие и вариативность проведения непосредственно  образовательной деятельности в  художественно-эстетическом направлении. Изобразительная деятельность должны протекать живо и непосредственно, педагог должен создавать ситуацию, требующую от детей поиска новых  решений. Изобразительная деятельность не терпит шаблона. Если речь идёт о  младших группах, то в одном случае создаётся игровая ситуация, в  которую дети включаются с интересом и с удовольствием. В другом случае – это выставка рисунков (в старших группах). Воспитатель обращает внимание на то, как красиво они смотрятся.

Научить детей изображать предметы той или иной формы можно  на разном содержании. Воспитатель  из всего разнообразия выбирает, прежде всего то, что ближе всего, более знакомо ребёнку, с чем он чаще сталкивается.

Как рисуют дети – крупно или мелко – это их авторское  видение. Педагог никого не ограничивает рамками задания. Кто справился  с заданием и хочет продолжить работу, предоставляет эту возможность. На занятии можно использовать разные материалы: краски, цветные карандаши, мелки. Это даёт возможность ребёнку  выбрать нужный материал, развивает  самостоятельность в работе, развивается  познавательная и экспериментальная  активность, развивается творчество. Законченные работы обязательно  выставляются на доске. По-разному можно  проводить анализ рисунков. Тема эта  важна для развития детского творчества, прежде всего тем, что дети видят  результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные задачи. Дети с удовольствием любят рассматривать  свои работы, говорить о них. Эту  активность педагог должен поддерживать, развивать. Анализ работ обязательно  связывается с изобразительной  задачей. Чтобы заинтересовать детей, педагог может предложить им показать понравившиеся работы, рассказать, почему они нравятся. В другом случае, педагог обращается к самому автору с тем, чтобы он объяснил, почему избрал такую форму, в третьем  – предлагает каждому исполнителю  оценить свою работу. Итог подводит вся группа.

В сюжетном и декоративном рисовании  развивается ценная способность  к творческому воплощению художественного  образа. Умение ребёнка определить свой художественный замысел и воплотить  его в оригинальном рисунке, способствует эмоционально-эстетическому развитию его личности.

Участие детей в коллективной изобразительной деятельности создаёт  творческую атмосферу в группе, объединяет ребят общими эстетическими переживаниями, углубляет замысел и воображение.

Овладение разными техниками изображения  даёт чувство уверенности ребёнка  в своих силах, развивает его  познавательную активность и самостоятельность  в выборе и выполнении работы. Ребёнок  себя чувствует свободным в изображении  задуманного и выражении своего отношения к изображаемому, не боится экспериментировать с материалами. Художественные образы становятся яркими, насыщенными, что говорит о развитии ребёнка как творческой личности. Что же такое техника рисования, и какова её роль в создании образа?

Изобразительная деятельность приобретает художественно-творческий характер по мере овладения им способами  изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный  образ.

Основная цель обучения в детском  саду – научить детей изображению  предметов и явлений как средству образного отражения жизненных  впечатлений. Для изображения нужны  ясные, отчётливые представления, а  также умение выразить их в графической  форме. Создавая рисунок, ребёнок контролирует свои действия представлением изображаемого  предмета и оценивает их.

Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Необходимо учить детей определённому  способу восприятия предмета, его  обследованию. В процессе восприятия педагог учит детей выделять свойства предмета, которые затем будут  переданы в изображении. Очень важно, чтобы зрительное восприятие включало движение обеих рук по контуру  формы предмета и его частей. При  этом рука ощущает движение, его  характер. Однако для того, чтобы  нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

Технике рисунка детей следует  обязательно учить. Освоение техники  – самостоятельная и важная для  ребенка задача.

Наблюдения процесса рисования  показывают, что дети испытывают большие  затруднения в создании изображении, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, эмоционально отрицательное  отношение к этой деятельности, отказ  от рисования вообще. Не зная технических  приёмов рисования, дети сами пытаются их найти. Чаще всего это бывают неправильные приёмы. В результате форма предмета в рисунке искажается, вызывая  огорчение маленького художника.

Техника, по образному выражению  П.П.Чистякова,-- это язык художника. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения.

Техника рисования художниками  понимается широко: сюда включается техника  линии, тушевки, определённая манера рисунка  и письма и способ использования  тех или иных материалов (бумаги, холста, гуаши, акварели и пр.) в соответствии с их изобразительными возможностями.

В изобразительном искусстве  под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и  приёмов, посредством которых исполняется  художественное произведение. Понятию  «техника» в узком смысле слова  обычно соответствует прямой, непосредственный результат художника специальным  материалом и инструментом (техника  масляной живописи, акварели и др.), умение использовать художественные возможности  этого материала; в более широком  значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.

Таким образом, под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы  их использования для целей изображения  и художественного выражения. В  понятие техники включается развитие глаз и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придаётся умелому,  правильному изображению контура, формы предмета. Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.

Хочется научить детей технике  рисования, чтобы они могли свободно использовать её при решении любой  изобразительной задачи, наиболее полно  выразить в рисунке свои впечатления  об окружающей жизни.

Определение техники рисунка, которое  принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике  детского рисунка. Различие заключается  в том, что у ребёнка дошкольного  возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования  и которые можно назвать рисовальными движениями. Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребёнка специальную задачу, решить которую ребёнок самостоятельно не может.

В рисовании, как и во всякой орудийной деятельности, закреплён  общественно-исторический опыт людей. Нужно, чтобы ребёнок правильно  воспринял способы действия с  инструментом в рисовании от взрослого, который раскрывает перед ним  этот опыт. Показ взрослого выступает  перед ребёнком как образец действия, которому нужно следовать и усвоить который дети могут только благодаря обучению.

Положительное отношение  к обучению детей технике рисования  сформировалось не сразу. Первые исследователи  детского рисунка (начало 20 века), русские  и зарубежные (В.М.Бехтерев, Коррадо Риччи, Либерти Тэдд), отмечая своеобразие развития детского творчества, признавали необходимость обучения детей рисованию и, в частности, вооружения детей техническими навыками. Большое значение обучению технике рисования придавал итальянский искусствовед Коррадо Риччи, который подчёркивал, что без обучения технике рисования даже взрослые остаются почти на том же уровне исполнения рисунка, что и дети. Американский педагог Либерти Тэдд считал развитие ловкости руки, её подвижности важным условием выражения содержания изображения. Он считал, что владение техникой рисования нужно не только для передачи изображения. Отработка техники в рисовании способствует формированию умелости рук, необходимой для осуществления многих других видов деятельности. Либерти Тэдд разработал систему упражнений для развития рисовальных движений руки. Его упражнения начинаются с развития широких движений руки: эти движения свойственны детскому возрасту, и дети с удовольствием их повторяют. Он предлагал строить упражнения не на прорисовке геометрических форм, как было принято в то время, а на рисовании элементов природы, подчёркивая необходимость развития наблюдательности и любви к природе.

Русский учёный В.М.Бехтерев относился к детскому рисунку как к «объективному свидетелю проявлений и развития детской психики» и большое значение в связи с этим придавал изучению характера детских рисунков. При анализе детских рисунков, по мнению учёного, должно быть принято во внимание развитие координации пальцев руки ребёнка.

Большую роль он отводил обучению маленького ребёнка умениям правильно  держать карандаш и пользоваться им. В.М.Бехтерев подчёркивал, что усвоение ребёнком неправильных приёмов с трудом преодолевается впоследствии и вредным образом отражается на рисовании и письме. Он предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до двух лет, иначе, по его мнению, мог закрепиться неправильный навык.

Мы видим, что уже в  то время многие исследователи придавали  большое значение овладению маленькими детьми техникой рисунка, подчёркивая  важность этого для создания изображения.

Но к началу 20-х годов 20 столетия, преобладающим становится мнение, отрицающее необходимость обучения детей рисованию в целом и  технике рисунка в частности. Предоставленные самим себе, дети-рисовальщики остановятся на известной ступени, на определённых излюбленных темах  и схемах и дольше не двинутся. Также  они не получат графической грамотности. Руководитель должен оказывать помощь в овладении различными материалами, в приобретении навыка обращения  с ним.

Интересно проследить отношение  к обучению рисования видного  педагога в области художественного  воспитания, как Е.А.Флерина. Вначале (1924 г.) она высказывалась против любого вмешательства взрослого в творческий процесс ребёнка. В более поздней её работе (1934 г.) уже говорится о необходимости руководства изобразительной деятельностью детей со стороны взрослых.  Е.А.Флерина пока ещё очень осторожно ставит вопрос о внимании к техническим навыкам и правильному пользованию материалами. Она рекомендует показывать правильные приёмы только в крайних случаях, в основном предоставив детям возможность самим находить эти способы и приёмы, приспособиться к инструменту. Далее она подчёркивает, что скорость овладения детьми инструментом при показе – лишь кажущееся достижение: гораздо полезнее для ребёнка самостоятельное приспособление к инструменту, приобретённое им в результат ряда проб. В работах 40-х годов Е.А.Флерина уже признаёт желательным оснастить детей навыками в области техники рисования, убедившись в процессе опытной работы, что самостоятельно овладеть ими ребёнок не может.

Таким образом, мы видим, что  в своих последних работах  Е.А.Флерина высказывалась за обучение технике рисования.

Большое внимание детскому изобразительному творчеству уделяет Е.И.Чарушин. Он придавал огромное значение руководству детским творчеством со стороны взрослого, предлагая направлять содержание детских рисунков, оказывать помощь детям в формировании образа, в поисках средств выразительности. Он проявлял заботу о том, чтобы техника работы карандашами и красками не затрудняла, а облегчала детям создание изображения.

Информация о работе Живописные и графические техники как средства создания художественного образа детьми в рисунке