Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:01, реферат
В статье раскрывается значение овладения детьми живописными и графическими средствами для создания художественного образа в рисунке, а также значение организованного обучения детей техникам рисования.
Таким образом, овладение детьми живописными и графическими техниками способствует созданию художественного образа детьми в рисунке.
Литература:
1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - Москва. 1925.
2. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2.
3. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. Москва: Педагогика, 1984. – 120 с.
4. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Учебное пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Москва: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.
5. Сакулина Н.П. Роль наблюдений в развитии детского рисунка. – Дисс.канд.пед.н. - М., 1945. – 159 л.
6. Флёрина Е.А. Основные принципы художественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С.8-13.
Список литературы
1. Шайдурова Н.В. Методика
обучения рисования детей дошкольного
возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера,
2008. – 160 с. (Учебное пособие).
2. Рисование с детьми дошкольного возраста:
Нетрадиционные техники, планирование,
конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой
– М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Серия “Вместе
с детьми”.)
3. Методика обучения изобразительной
деятельности и конструированию: Учеб.
Пособие для учащихся пед. Училищ по спец.
2002 и 2010/Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой.
- М., Просвещение, 1979. – 272 с., 4 л. ил.
4. Логинова В.И., Бабаева Т.И. Детство: Программа
развития и воспитания детей в детском
саду. Изд. 3-е,-СПб.: Детство-Пресс, 2004.
5. Комарова Т.С. Обучение детей технике
рисования. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., “Просвещение”,
1976.
6. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное
рисование методом тычка с детьми 3-7 лет:
Рисуем и познаем окружающий мир. – М.:
“Издательство ГНОМ и Д”, 2004. – 64 с. (Опыт
работы практического педагога)
7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники
рисования в детском саду. Планирование,
конспекты занятий: Пособие для воспитателей
и заинтересованных родителей. – Спб.:
КАРО, 2008. 96 с. + 16с. цв. вкл.
8. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики
играют (Развитие мелкой моторики). – Спб.:
“Паритет”, 2005. – 144 с. –(Серия “Рождаюсь.
Расту. Развиваюсь”)
9. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование
представлений о цвете у дошкольников
4-5 лет: Методика. – М.: Школьная Пресса,
2004. – 96 с. (“Дошкольное воспитание и обучение
– приложение к журналу” Воспитание школьников.
Вып. 71.)
10. Вербенец А.М., Вершинина Н.А., Горбова
О.В., Немченко Л.В. Теории и технологии
художественного развития детей дошкольного
возраста. Программа учебного курса и
методические рекомендации. - М. : Центр
пед. образования, 2008. - 112 с.
11. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в
детском изобразительном творчестве дошкольников.
-М.: Педагогическое общество России, 2005.
-144 с.
12. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук
в нетрадиционной изобразительной деятельности:
Техники выполнения работ, планирование,
упражнения для физкультминуток. – Спб.:
КАРО, 2007- 160 с. + 16с. цв. вкл.
13. П. И. Третьяков, К. Ю. Белая Педагогическая
диагностика - основа конструирования
воспитателем ДОУ педагогического процесса.
– Спб.: Издательство: Детство-Пресс, 2010
– 160 с.
Список литературы
1. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с. (Учебное пособие).
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
3. Методика обучения
изобразительной деятельности
4. Логинова В.И., Бабаева
Т.И. Детство: Программа
5. Комарова Т.С.
Обучение детей технике
6. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2004. – 64 с. (Опыт работы практического педагога)
7. Никитина А.В.
Нетрадиционные техники
8. Борисенко М.Г.,
Лукина Н.А. Наши пальчики
9. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: Методика. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с. (“Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу” Воспитание школьников. Вып. 71.)
10. Вербенец А.М., Вершинина Н.А., Горбова О.В., Немченко Л.В. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. - М. : Центр пед. образования, 2008. - 112 с.
11. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. -М.: Педагогическое общество России, 2005. -144 с.
12. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – Спб.: КАРО, 2007- 160 с. + 16с. цв. вкл.
13. П. И. Третьяков,
К. Ю. Белая Педагогическая
диагностика - основа конструирования
воспитателем ДОУ
Нетрадиционные художественно-
В дошкольных образовательных
учреждениях педагоги активно используют нетрадицион
Применение нетрадиционных техник рисования
способствует обогащению знаний и представлений
детей о предметах и их использовании,
материалах, их свойствах, способах применения.
Детей учат рисовать не только красками,
карандашами, фломастерами, но и подкрашенной
мыльной пеной, свечой, показывают, как
использовать для рисования клей и т.д.
Дети знакомятся с разными способами окрашивания
бумаги, в том числе цветным клейстером,
методом набрызгивания краски, узнают,
что рисовать можно не только на бумаге,
но и на специальном стекле. Они пробуют
рисовать ладошкой, пальцами, кулачком,
ребром ладони, получать изображения с
помощью подручных средств (ниток, веревок,
полых трубочек) и природного материала
(листьев деревьев).
На занятиях с использованием нетрадиционной
техники изображения дошкольникам предоставляется
возможность экспериментировать — смешивать
краску с мыльной пеной, клейстером, на
изображение, сделанное цветными мелками,
наносить гуашь или акварель.
При непосредственном контакте пальцев
рук с краской дети познают ее свойства
(густоту, твердость, вязкость), а при добавлении
разного количества воды в акварель получают
различные оттенки цвета. Таким образом,
развиваются тактильная чувствительность,
цветоразличение.
Все необычное привлекает внимание детей,
заставляет их удивляться. У ребят развивается
вкус к познанию нового, исследованиям,
эксперименту. Дети начинают задавать
вопросы педагогу, друг другу, обогащается
и активизируется их словарный запас.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый
им образец. Нетрадиционные техники изображения
позволяют избежать этого, так как педагог
вместо готового образца демонстрирует
лишь способ действия с нетрадиционными
материалами, инструментами. Это дает
толчок развитию воображения, творчества,
проявлению самостоятельности, инициативы,
выражению индивидуальности. Применяя
и комбинируя разные способы изображения
в одном рисунке, дошкольники учатся думать,
самостоятельно решать, какую технику
использовать, чтобы тот или иной образ
получился наиболее выразительным. Затем
они анализируют результат, сравнивают
свои работы, учатся высказывать собственное
мнение, у них появляется желание в следующий
раз сделать свой рисунок более интересным,
непохожим на другие.
Нетрадиционные техники изображения требуют
соблюдения последовательности производимых
действий. Так, дети учатся планировать
процесс рисования.
Работа с нетрадиционными техниками изображения
стимулирует положительную мотивацию
у ребенка, вызывает радостное настроение,
снимает страх перед процессом рисования.
Многие виды нетрадиционного рисования
способствуют повышению уровня развития
зрительно-моторной координации (например,
рисование по стеклу, роспись ткани, рисование
мелом по бархатной бумаге и т.д.). Коррекции
мелкой моторики пальцев рук способствует,
например, такая нетрадиционная техника
изображения, как рисование по клейстеру
руками. Эта и другие техники требуют точности
и быстроты движений (нужно выполнить
очередное действие, пока краска не высохла),
умения правильно определять силу нажима
на материал или инструмент (чтобы не порвалась
бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности,
внимания (иначе результата можно и не
достигнуть).
Рисование с использованием нетрадиционных
техник изображения не утомляет дошкольников,
у них сохраняются высокая активность,
работоспособность на протяжении всего
времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционные техники позволяют педагогу
осуществлять индивидуальный подход к
детям, учитывать их желания, интерес.
Рисование же в несколько рук, как коллективная
форма творчества, сближает детей. У них
развиваются навыки культуры общения,
возникают эмоционально теплые отношения
со сверстниками. Дети легко усваивают
нравственные нормы, правила поведения.
М.В. Ермолаева пишет: «Вовлекая проблемного
ребенка в подлинно творческую работу,
мы способствуем коррекции его мотивационной
сферы — основы его поведения, чувствования,
эмоционального реагирования. Коллективное
детское творчество рождает особую эмоциональную
атмосферу, благотворно действующую на
психику ребенка, поскольку в творчестве
всегда есть желание заразить своим чувством
другого человека».
Исследователи указывают на то, что использование
нетрадиционных техник для рисования
способствует ослаблению возбуждения
у слишком эмоционально расторможенных
детей. Так, М.И. Чистякова отмечает, что
нетрадиционное рисование (например, игра
в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее
ребенок увлечен, тем больше он сосредоточивается.
Если чрезмерно активный ребенок нуждается
в обширном поле деятельности, а его внимание
рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе
игры в кляксы зона его активности сужается,
уменьшается амплитуда движений. Размашистые
и неточные движения руками постепенно
становятся более сдержанными и точными.
Ребенок уже способен сосредоточиться
на малой зоне. У детей с трудностями поведения
и характера сюжеты рисунков, выполненных
с помощью клякс, становятся менее агрессивными
по содержанию и более сочными, яркими
и чистыми по цвету.
Таким образом, использование нетрадиционных
техник изображения способствует интеллектуальному
развитию ребенка, коррекции психических
процессов и личностной сферы дошкольников.
Важное условие, обеспечивающее творческое
решение изобразительной задачи, — овладение
графическими навыками. Исследователи
указывают, что плохое владение инструментом,
собственной рукой, незнание выразительных
возможностей материалов, способов рисования
ими, различного рода затруднения при
решении изобразительных задач мешают
ребенку передать в рисунке задуманное,
порождают неудовольствие собой, что может
спровоцировать отказ от рисования вообще.
Поэтому одна из самостоятельных и важных
задач, стоящих перед преподавателем —
помочь ребенку освоить технику рисования.
В изобразительном искусстве под техникой
(от греч. technike — искусная и techne — искусство,
мастерство) понимается совокупность
специальных навыков, способов и приемов,
посредством которых исполняется художественное
произведение. Понятию техники в узком
смысле слова соответствует прямой, непосредственный
результат работы художника специальным
материалом и инструментом (отсюда техника
масляной живописи, акварели, гуаши и т.д.),
умение использовать художественные возможности
этого материала; в более широком значении
это понятие охватывает и соответствующие
элементы изобразительного характера
— передачу вещественности предметов.
Таким образом, под техникой рисунка понимается
владение материалами и инструментами,
способами их использования. В понятие
техники включаются развитие глаза и руки,
их согласованная деятельность. Особое
значение придается умелому, правильному
изображению контура, формы предмета.
Т.С. Комарова пишет, что исходя из разнообразия
видов рисовательной техники в изобразительном
искусстве и учитывая возможности детей
дошкольного возраста, целесообразно
обогатить техническую сторону детского
рисования. Этого можно достигнуть, разнообразив
способы работы уже известными в широкой
практике красками и карандашами и используя
новые материалы (цветные восковые мелки,
акварель и др.), а также сочетая в одном
рисунке разные материалы и технику.
С детьми младшего дошкольного возраста
можно использовать: рисование пальчиками,
оттиск печатками из картофеля, тычок
жесткой полусухой кистью. Детей среднего
дошкольного возраста можно знакомить
с более сложными техниками: оттиск поролоном,
оттиск печатками из ластика, восковые
мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки
листьев, рисунки из ладошки, волшебные
веревочки. В старшем дошкольном возрасте
осваиваются еще более трудные методы
и техники: кляксографии, монотипии, печать
по трафарету, гратаж, тиснение. (Описание
нетрадиционных художественно-графических
техник см. Приложение 1)
Виды и техники
нетрадиционного рисования худо
материалами.
Сегодня есть выбор вариантов
художественного дошкольного
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск пробкой.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Оттиск печатками из картофеля.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая
коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого
поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, печатки
из картофеля. Способ получения изображения:
ребенок прижимает печатку к
штемпельной подушке с краской
и наносит оттиск на бумагу. Для
получения другого цвета
Оттиск поролоном.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
Оттиск печатками из ластика.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
Оттиск смятой бумагой.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения:
ребенок прижимает смятую бумагу
к штемпельной подушке с
Восковые мелки + акварель.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Печать по трафарету.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
Монотипия предметная.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.