Технология взаимодействия межнационального общения в подготовке и проведении ПХП

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Этика межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3,4 стр.
Глава 1. Теоретические основы межнационального общения…….5стр.
1.1Понятие «межнациональное общение»……………………………………..5 стр.
1.2Методы формирования культуры межнационального общения... 8стр.
Глава 2 . Технология взаимодействия межнационального общения в подготовке и проведении ПХП………………………………………………………17 стр.
2.1 Технология подготовки проведения межнациональных ПХП….. 22стр.
2.2 Особенности механизмов общения в подготовке и проведения ПХП…….25 стр.
Заключение ………………………………………………………………………………39 стр.
Список литературы………………………………………………………………………..40 стр.

Файлы: 1 файл

курсова .docx

— 84.74 Кб (Скачать)

Московский государственный институт культуры

Факультет: социально-культурной деятельности

Кафедра:  культурно-досуговой деятельности

 

                                                            Заведующий кафедрой КДД

                                                              доктор педагогических наук,

                                                       профессор  Жарков А.Д.

 

 

Курсовая работа

по предмету: «Технологический практикум КДД»

На тему : «Технология взаимодействия межнационального общения  в подготовке и проведении ПХП».

 

 

 

 

                                          Выполнила :

Студентка 4 курса 03403группы

                                                    очного  отделения

                                                                               Гассиева Кристина Романовна.

                                                                     

                                                                      Научный руководитель :

                                                                            доктор педагогических наук,

                                                                       профессор Жаркова А.А.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3,4 стр.

 Глава 1. Теоретические основы межнационального общения…….5стр.

1.1Понятие «межнациональное общение»……………………………………..5 стр.

1.2Методы формирования культуры межнационального общения... 8стр.

Глава 2 . Технология взаимодействия межнационального общения в подготовке и проведении ПХП………………………………………………………17 стр.

2.1 Технология подготовки проведения межнациональных ПХП….. 22стр.

2.2 Особенности механизмов общения в подготовке и проведения  ПХП…….25 стр.

Заключение ………………………………………………………………………………39 стр.

Список литературы………………………………………………………………………..40 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность темы иследования. Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.

Этика межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.

Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

 

Степень научной разработанности. Теоретико-методологическая основа исследования: общетеоретические основы межнациональных отношений изложены : Р.Г.Абдулатинова, Э.Н.Аллахвердянц, Э.А.Баграмова, Н.И.Белова, Ю.В.Бромлея, Т.Ю.Бурмистровой, Ж.Г.Головина, М.С.Джунусова, О.А.Дмитриева, Л.М.Дробижевой, Н.И.Хмары и др.; психологические аспекты развития межнационального восприятия Л.И.Алексеевой, Л.А.Альшевской, А.П.Оконешниковой, В.Ю.Хотинец.

 

Объект исследования - Межнациональное общение .

 

Предмет исследования - Технология взаимодействия межнационального общения  в подготовке и проведении ПХП .

 

Цель исследования - Выявить особенности МО в проведении пхп и, основываясь на них, выстроить концепцию проведения данной программы.

 

Задачи исследования :

  1. Рассмотреть понятие «Межнациональное общение»
  2.   Выявить методы воспитания культуры межнационального общения
  3.   Понять технологию создания межнациональных пхп
  4. Механизмы воспитания межнационального общения при подготовки и проведения ПХП

 

Метод исследования -Первый этап – постановочный  выбор и осмысление темы. Изучение педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования.

Второй этап – собственно-исследовательский – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов.

Третий этап – интерпретационно-оформительский – обработка и систематизация материала.

Исследования состоит в том, что  межнационального общения  впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена эффективность средств воспитания этики межнационального общения .

 

Структура курсовой работы – состоит из введения ,2-х глав, заключения и списка литературы .

 

 

 

 

1 Глава. Теоретические основы межнационального общения.

 1.1Понятие «межнациональное общение»

 

Общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.

Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Общение - взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных отношений общение - форма их реализации, обеспечивающая - наряду с предметными опосредованиями - воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и разделение человеческой деятельности.

 Понятие "общение" используется  и для характеристики взаимодействий  между различными социальными  и культурными системами ("межнациональное  общение", "общение культур"), т. е. в плане более широком, нежели  межличностная связь между людьми. В любом случае общение не  может осуществиться, минуя межиндивидуальные  контакты .

Этика межнационального общения – это органическая составная часть духовной жизни общества, его культуры, в частности, культуры человеческих отношений. Понятие "этики межнационального общения" вошло в научный оборот в начале 80-х гг.

 И теоретическая, и  практическая функции этики межнационального  общения — способствовать интеграции  наций, народностей страны, укреплению  их дружбы и сотрудничества, воспитывая  такт и взаимоуважение людей  разных национальностей

 

___________________________________________________________________________

Дерманова, И.Б. Психологический практикум. Межличностные отношения: метод. рекомендации [Текст]/ И.Б.Дерманова, Е.В.Сидоренко. – СПб.:Питер, 2001.

Основными чертами и критериями этики межнационального общения являются: осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизации общечеловеческих и национальных интересов; нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому; чувство дружбы между народами страны проживания, единства семьи человеческой; забота о судьбах "малой родины", большой родины, всей планеты Земля; понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества; стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира; неразрывный и постоянный интерес к культуре своего народа, народов страны проживания, мировой демократической культуре; знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов; национальная скромность и забота о достоинстве своей нации, народов стран проживания, всего человечества; глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях, а в перспективе отказ от привычки различать людей по их национальному и расовому происхождению; правильное понимание национализма как исключительно сложного, неоднозначного и противоречивого феномена; нетерпимость к проявлениям шовинизма и расизма, стремление к овладению и повышению этики межнационального общения .

Человеку с развитой этикой межнаионального общения присущи следующие наиболее типичные черты личности: навыки общения в многонациональном трудовом коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, к прогрессивным национальным традициям, национальным обычаям; непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма; умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах; уважительное к языку народа, на территории которого он проживает.

 

 

__________________________________________________________   

Абсалямова, А.Г. Этика межнационального общения .А.Г.Абсалямова, Ю.С.Горбачева. - Уфа: Творчество, 1997

Способность к межнациональному общению можно считать врожденной, но и как другие способности ее надо развивать в процессе воспитания . Сегодня можно говорить о двух источниках, питающих национализм: национальная ограниченность, эгоцентризм. Первый связан с культурным консерватизмом, недостатком знаний о других народах, отсутствием опыта

межнационального общения. Второй исходит из конкретных социальных ситуаций, вызывающих психологическую неудовлетворенность людей, которая переносится на национальную почву. Зачастую второй источник определяется первым, который можно нейтрализовать путем эффективного воспитания, профилактики и перевоспитания. Задача состоит в том, чтобы с малолетства открыть нравственно-эстетические, национальные черты представлений разных народов, преодолеть их взаимное отчуждение. Повсеместное стремление к национальному возрождению создает благоприятную почву для диалога культур, для воспитания молодых в духе национально-религиозных ценностей. Формированию этики межнационального общения препятствует старая антитеза "Восток - Запад", отождествляемая с противопоставлением ислама христианству. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть прекрасное в инонациональном, инорелигиозном . В обществоведческой литературе понятия "этика межнационального общения", "межкультурная коммуникация" в основном стали употребляться, как сказано выше, с начала 80-х годов ХХ века.

 Так, например, проблема общения в этнической сфере и попытка определения критериев этики межнационального общения, а также типология межнационального общения в условиях различных социально-политических систем находит отражение в работах Авксентьева А.В. Авксентьева В.А., Дробижевой Л.М. Так, Дробижева Л.М. анализирует роль социально-психологических аспектов межнационального общения, рассматривая при этом структуру общения в целом. А в работах Бурмистровой Т.Ю. и Дмитриева О.А. выявляется сущность и сам процесс воспитание и функционирования этики межнационального общения в рзличных сферах общественной жизни .

 

 


Дробижева, Л.М. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества [Текст]/Л.М.Дробижева. – М.: Педагогика,1994

1.2 Методы формирования  культуры межнационального общения.

Методы применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым.. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности: а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформато-ра, просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; Упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование введений искусства или их фрагментов при проведении мас- совых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

б) методы формирования сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

г) методы стимулирования общественного поведения и культурно-досуговой деятельности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение, (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.

 

_____________________________________________________________________________________

Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998.

Приведенная классификация методов довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей. 

Информация о работе Технология взаимодействия межнационального общения в подготовке и проведении ПХП