Подготовка и проведение нововведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 10:14, реферат

Краткое описание

Мы живем среди изменений и вынуждены меняться сами. Чтобы выжить, люди вынуждены меняться ради приспособления к обстоятельствам и событиям вокруг них и в них самих. Организации также постоянно приспосабливаются и совершенствуются. Чтобы не просто выжить, а расти и развиваться, они вынуждены очень серьезно изменять себя с целью достижения поставленных целей.

Файлы: 1 файл

Инновация.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Инновация —  это нововведение, изменение.   Любая инновация – результат  принятия решения или целой серии  решений. Некоторые   изменения  навязываются извне, инициаторами других являемся мы сами. Изменение   курса  доллара или экономической обстановки в целом навязано вашей организации   извне, и она вынуждена предпринимать ответные меры, чтобы сократить убытки.   Переезд на другую квартиру, смена места работы, свадьба — изменения, инициаторами   которых являетесь вы сами. Большое влияние инноваций на хозяйственную деятельность,   на производство, поставщиков и потребителей вызывает необходимость управления   изменениями. Это и есть инновационный менеджмент.   

2.2.1. Подготовка  и проведение нововведений —  часть работы     менеджера 

Мы живем среди  изменений и вынуждены меняться сами. Чтобы выжить, люди вынуждены меняться ради приспособления   к обстоятельствам и событиям вокруг них и в них самих. Организации также постоянно   приспосабливаются и совершенствуются. Чтобы не просто выжить, а расти и развиваться,   они вынуждены очень серьезно изменять себя с целью достижения поставленных целей. 

  Причины  изменений   могут быть разнообразны. Например, снижение спроса на  какие-то конкретные виды   продукции или услуг, скажем, на  черно-белые телевизоры. Слияние  компаний, занимающихся   розничной торговлей (что может привести к монополизации и повышению цен). Общий   спад активности в компаниях, занимающихся розничной продажей, что в свою очередь   может быть связано с изменением курсов валют. Изменение предпочтений потребителей,   например, общественно значимое увеличение заботы о здоровье; появление новых   технологий, новых видов товаров и услуг (например, домашних персональных компьютеров   и аксессуаров к ним). Смена местного или общенационального руководства. Стихийные   бедствия как естественного (землетрясения, пожары, наводнения, ураганы и др.),   так и техногенного (аварии на производстве или в жилищно-коммунальной сфере)   происхождения. 

 Термин «инновация»  происходит от латинского слова  «innovato», что означает обновление   или улучшение. В самом общем плане этот термин можно понимать как особую культурную   ценность (материальную или нематериальную), которая в данное время и в данном   месте воспринимается людьми как новая. Только в начале ХХ века стали изучаться   закономерности технических нововведений. 

  Принято  считать,   что понятие «нововведение»  является русским вариантом английского   слова innovation. Буквальный перевод  с английского   означает «введение  новаций» или в нашем понимании  этого слова «введение   новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый   метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение»   в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования   новшества. 

   В мировой  экономической   литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального   научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся   в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на   протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических   исследований НТП. 

  В литературе  насчитывается   множество определений  понятия «инновация». Будем понимать  под инновацией любое   нововведение  или изменение. Естественно выделять  научно-технические и управленческие  инновации. Первые основаны на новых научных и технических решениях, а вторые   — на новых организационных решениях. 

  Уровни изменения.   Целесообразно разделять изменения  на индивидуальном уровне, на  уровне группы   (например, отдела  или цеха), на уровне организации в целом, на более высоком   уровне (отрасли, региона или всего государства). При возрастании уровня изменения   увеличиваются сроки и сложность его осуществления. 

  На индивидуальном   уровне решение об осуществлении  нововведения может быть принято мгновенно. Иногда   и сама инновация может быть осуществлена мгновенно. Например, бросить (или начать)   курить можно мгновенно. На другие изменения — скажем, места работы, — может   понадобиться несколько месяцев. Отметим, что вся борьба вокруг нововведения,   перебор аргументов «за» и «против» происходит внутри вас самих, а потому может   быть ограничен во времени. 

  На уровне  малой группы   (так называют  группу, все члены которой друг  друга хорошо знают) возникают  новые   аспекты, связанные  с борьбой отдельных членов группы за или против инновации.   Достичь единства действий можно либо приказом (тогда будут недовольные, возможен   явный или тайный саботаж), либо убеждением в личной пользе нововведения для   каждого, либо дискуссией с приходом к компромиссу (оппоненты поддержат данное   нововведение в обмен на уступки в иных направлениях). Мгновенно решение не может   быть принято, понадобится обсуждение, как организованное (в виде собраний),   так и в кулуарах. Возможно, что некоторые сотрудники покинут группу, либо по   своей воле, либо под давлением руководства и/или коллектива. 

  На уровне  организации   в целом процесс  осуществления изменения еще  более сложен и продолжителен,  поскольку   его идея должна  овладеть не только высшим  руководством, но и всеми малыми группами,   из которых состоит организация. Возможны противостояния различных частей организации,   вплоть до забастовок и раскола организации на несколько. 

  Преобразования  на   уровне государства могут  занимать годы и десятки лет,  а решение конфликтов может   осуществляться в вооруженной борьбе, вплоть до гражданской войны. 

Пример инновации  — персональный компьютер.   Обсудим  такое нововведение, как появление   персональных компьютеров. Чтобы понять значение этого явления, надо начать с   краткой истории развития компьютерной отрасли [1]. 

  С 40-х годов  ХХ в.   развитие вычислительной  техники шло в направлении  создания все более и более   мощных компьютеров. Они занимали  большие залы, потребляли массу  электроэнергии.   Между пользователем и ЭВМ, как правило, стоял посредник — программист. Для расширения   доступа к ЭВМ к одному системному блоку присоединяли несколько мониторов. В   70-х годах начались разговоры о сетях ЭВМ, об объединении вычислительных ресурсов.   Реальная ситуация была иной: даже общение с «материнской» ЭВМ зачастую   было затруднено из-за несовершенства технического и программного обеспечения.   Например, приходилось, сидя у монитора, долго ждать ответа на простейшие вопросы,   поскольку ресурсы центральной ЭВМ тратились в это время на работу с другими   мониторами, в основном на перекачку из ЭВМ на монитор и обратно больших массивов   данных и программного обеспечения. 

  Первые экземпляры   персональных компьютеров появились  в 1973 г. К ним вначале относились  как к   редким дорогостоящим игрушкам. Однако уже в 1976 г. было продано более 20 тысяч   персональных компьютеров, причем три четверти из них купили те, кто собирался   применять новый вид ЭВМ в своей профессиональной деятельности, а не только в   сфере досуга. И начался бум. В 1977 г. использовалось 50 тысяч персональных   компьютеров, а через 5 лет — в 1982 г. — уже 5 миллионов. Рост в 100 раз! 

  Фирмы, подхватившие   поддержанное потребителями нововведение, стремительно росли. Основанная  в 1977   г. фирма «Эппл компьютер» с общим капиталом в 2500 долларов за 6 лет   достигла годового объема продаж в 1 миллиард долларов. 

  Фирмы, выпускавшие   большие ЭВМ, не предвидели  появления и бурного успеха  персональных компьютеров   и  не смогли сразу перестроиться.  Экономические последствия ошибочного прогноза   тенденций развития компьютерной индустрии измерялись к началу 80-х ХХ в. годов   сотнями миллионов долларов США ущерба (фирмы «Айтел», «Ай-си-эл»)   или миллиардами долларов упущенной прибыли (фирма «ИБМ»). В результате   в сентябре 1980 г. одна из крупнейших компьютерных фирм «Айтел» была   объявлена банкротом. Общая сумма задолженности составляла к этому времени 1,2   миллиарда долларов. И это при том, что с 1974 по 1978 г. валовой доход «Айтел»   вырос в 4 раза и достиг 690 миллионов долларов США. 

  В 1979 г.  валовой   доход фирмы «ИБМ»,  измеренный в постоянных ценах,  впервые (за все   время ее  занятий компьютерным бизнесом) уменьшился. Но гигант устоял, перехватив   инициативу у первооткрывателей. 12 августа 1981 г. фирма «ИБМ» выпустила   свой собственный персональный компьютер. И в настоящее время 99% используемых   в России персональных компьютеров выпущены либо непосредственно этой фирмой,   либо фирмами, чья продукция совместима с компьютерами фирмы «ИБМ». 

  Другие виды  компьютеров,   например, семейство  «Макинтошей» фирмы-первооткрывателя  персональных   компьютеров «Эппл  компьютер», выглядят в России  экзотикой. Связано   это с  особенностями экономической истории  России. Общепризнанные к настоящему   времени ошибки в технической политике отечественных товаропроизводителей в области   компьютерной техники привели к тому, что российский рынок во второй половине   80-х годов ХХ в. оказался практически полностью свободным для импортных компьютеров.   Первым ворвались на этот рынок и практически полностью захватили его фирмы,   производящие совместимые с ИБМ компьютеры. Перед «Эппл компьютер»   стоял запрет, наложенный правительством США в годы «холодной войны»   на поставки в СССР продукции высокотехнологичных отраслей. Когда запрет сняли   — было уже поздно — рынок захватили конкуренты. И «Макинтоши» с трудом   отвоевали 1% рынка. 

  Между тем  «Эппл   компьютер» выпускает  больше компьютеров, чем любая  иная фирма, больше,   чем  даже «ИБМ». В целом 10-12 % машин  от мирового выпуска. Но «ИБМ»   работает вместе с партнерами, чья продукция совместима с персональными компьютерами   «ИБМ», а «Эппл компьютер» — в гордом одиночестве. Поэтому,   несмотря на ряд технических и программных преимуществ продукции фирмы «Эппл   компьютер», позиции «ИБМ» выглядят более предпочтительно. Для   «Эппл компьютер» вырваться вперед оказалось легче, чем удержаться   на первых ролях. 

     

  Новшества  и инновации. В 1911 г. И. Шумпетер  выделил пять типичных     изменений [2], с которыми имеет дело менеджер:

     1) использование новой техники,  новых технологических процессов  или нового рыночного обеспечения  производства     (в процессе  купли — продажи);

     2) внедрение продукции с новыми  свойствами;

     3) использование нового сырья;

     4) изменения в организации производства и     его материально-технического обеспечения;

     5) появление новых рынков     сбыта. 

  Позднее,  в 1930-е   годы, он рассматривал  инновацию как изменение с  целью внедрения и использования   новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств,   рынков и форм организации в промышленности. 

    В  конце ХХ в. инновация иногда  определяется как конечный результат  инновационной деятельности, получивший   воплощение в виде нового или  усовершенствованного продукта, внедренного на рынке,   нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической   деятельности, либо в новом подходе к социальным   услугам. 

  Научно-технические   разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного   цикла и по мере практического применения превращаются   в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются   приложением нового знания с целью его практического   применения, а научно-технические инновации — это   материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок   в процессе производства с целью их коммерческой   реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей.   С этой точки зрения непременными свойствами инновации являются научно-техническая   новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по   отношению к инновации выступает как потенциальное   свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. 

  Из сказанного  следует,   что инновацию —  результат — нужно рассматривать  неразрывно с инновационным процессом.   Термины «инновация» и «инновационный  процесс» близки,   но не  однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением   инноваций. 

  Понятия  «новшество»   и «нововведение»  нередко отождествляется, хотя  между   ними есть и некоторые  различия. Новшество — это новый  порядок действий,   новый метод,  оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или   экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности   по повышению его эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий,   изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации   на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий   или производственный процесс. Новшества могут быть зафиксированы в головах людей,   на бумажных или электронных носителях. Информация о новшествах содержится в   научной и технической литературе. А также в нормативных и методических документах   (стандартах, рекомендациях, методиках, инструкциях и т. п.), отчетах о маркетинговых   исследований и т. д. 

Информация о работе Подготовка и проведение нововведений