Технология взаимодействия межнационального общения в подготовке и проведении ПХП

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Этика межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3,4 стр.
Глава 1. Теоретические основы межнационального общения…….5стр.
1.1Понятие «межнациональное общение»……………………………………..5 стр.
1.2Методы формирования культуры межнационального общения... 8стр.
Глава 2 . Технология взаимодействия межнационального общения в подготовке и проведении ПХП………………………………………………………17 стр.
2.1 Технология подготовки проведения межнациональных ПХП….. 22стр.
2.2 Особенности механизмов общения в подготовке и проведения ПХП…….25 стр.
Заключение ………………………………………………………………………………39 стр.
Список литературы………………………………………………………………………..40 стр.

Файлы: 1 файл

курсова .docx

— 84.74 Кб (Скачать)

Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. В эпоху среднеазиатской античности (III век н.э.) уже были известны образцы художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном творчестве – в сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других памятниках народной педагогики. 

_____________________________________________________________________  

Виноградов, Г. С. Народная педагогика: (Отрывки и наброски) / Г. С. Виноградов. – 1926. – Вып. 5. – С. 1-28.

 

Великим педагогом разных времен и народов в своих произведениях развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости.

Поскольку в основе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с практически достоверными ценными, полезными знаниями, сведениями содержит искаженные, неточные, а порой под влиянием религии и господствующей идеологии ошибочные и даже вредные идеи. Например, некоторые пословицы и поговорки выражают пренебрежительное отношение к женщине, покорность к проявлениям социальной несправедливости, рекомендуют применять физические наказания в семье и.т.д.

Как и другие произведения фольклора, памятникам народной педагогики присуща также черта синкретизма. В народной педагогике четких и определенных законов, систематизированных знаний, точных научных терминов. Терминология народной мудрости хранит в себе отпечаток листного диалекта, типичных народных примет и выражений. Все это делает язык народной педагогики понятным и близки самым широким слоям трудящихся. Характерно, что многие слова, грамматические формы, уже вышедшие из употребления в живом языке и литературе, продолжают жить в народных афоризмах, причем они не воспринимаются как абсолютно устаревшие, наоборот они успешно выполняют свою функцию. Как отмечает Г.С. Лазутин, «различные факты и явления языка: словаря, синтаксиса, морфологии и фонетики фольклора в своих идейно-эстетических функциях уступают не изолированно друг от друга, а в самом тесном контакте…».

Большая сила убедительности, образности, конкретности, эмоциональности достигается не только при помощи эпитетов, гипербол, аллегорий, риторических вопросов и восклицаний, но и всех средств лексики, синтаксиса, морфологии и фонетики языка. Все это объединяется средствами композиции, ритмики, а в песенных жанрах – и мелодии.

Следующая характерная черта народной педагогики – это коллективность ее творческих основ. Еще В.Г. Белинский писал, что «автором русской народной поэзии является сам русский народ, а не отдельные лица». А.Н. Веселовский, отстаивая коллективное начало народного эпоса, метко заметил, что народные эпопеи анонимны, как средневековые соборы».

 

 

 

_________________________________________________________________________________

Лазутин С.Г. О морфологическом аспекте в изучении языка народной поэзии // Русская литература, 1956 г. №3

 

В памятниках народной педагогики неизвестны имена их творцов. Творческая индивидуальность в фольклоре не свободна в «самовыражении», коллективные и индивидуальные творческие акты здесь разделены временем и пространством, и люди, вложившие свое творчество в то или иное произведение, фактически не знают друг друга.

Каждый творец чем-то дополнял или изменял услышанное, но традиционно передавалось лишь то, что интересно всем, запоминалось то, что творчески наиболее удачно и присуще среде в которой оно бытовало..

Народная педагогика имеет чрезвычайно широкую аудиторию. Художественно народное творчество, памятники народной педагогики заменяли молодежи театр, которого она на знала, школу, куда ее не допускали, книгу, которой она была лишена.

Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике не было и нет необходимости заботится об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом – для народа. Не случайно во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства.

Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Одинаковые условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию сказки, афоризмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________________________________

А.Э Измайлов. Народная педагогика. Москва. "Педагогика" 1991г.

Глава 2. Технология взаимодействия межнационального общения в подготовке и проведении ПХП .

Под культурой межнациональных отношений понимается целостно организованная совокупность ценностей и норм, находящая отражение в стереотипах восприятия людей разной национальности и в шаблонах их поведения по отношению друг к другу.

 Межнациональные  отношения рассматриваются как  экономические, социально-политические, духовные и идеологические отношения, складывающиеся в ходе взаимодействия  национальностей по поводу реализации  ими своих национальных и общенациональных  интересов. В исследовании проанализированы  различные концепции формирования  культуры межнациональных отношений.

В целом кулыура межнациональных отношений в различных источниках рассматривается с позиции межнационального общения, межнационального взаимодействия, межкультурных коммуникаций, толерантности, индивидуальности, сформированное национального менталитета, опыта и навыков доброжелательных взаимодействий с разными народами, уважения и сохранения культурного многообразия, понимания и принятия общенациональных и духовных ценностей разных народов. 
 
культура межнациональных отношений подростков рассматривается нами как интегративное качество, обеспечивающее совокупность норм и правил, выражающихся в знании и способности соблюдения позитивных форм межнационального общения, понимании и принятии другой культуры, уважения к людям других национальностей и желание развивать с ними доброжелательные отношения с позиции толерантности, общечеловеческих и национальных ценностей. 
 
Хореография рассматривается в теории как один из видов невербального коммуникативного искусства, языком которого являются художественно-пластические действия. Так, сегодня хореографическое искусство может выступать средством общения людей, орудием их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, способом воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, источником высоких эстетических радостей. 
 
_____________________________________________________________________________

Абдоков Ю.Б. Музыкальная поэтика хореографии: Дисс.канд.исс.наук -Москва, 2009 . - 176 с. 
 

В процессе формирования культуры межнациональных отношений средствами хореографии большое значение мы придаем народным танцам. Народный танец  рассматривается с различных позиций: методики преподавания хореографии:

(Л.С. Андрусенко, М.С. Боголюбская, Т.Ф. Богданов, В.Н.Нилов, Б.Б.Мануйлов, Т.В. Тарасенко и др.) и как социокультурный  феномен (Т.И. Бакланова, Ю.А. Стрельцов, A.C. Каргин и др.), в котором находят  свое отражение социальные и  национальные ценности, общественные  установки, отражаются социальные  и национальные мотивы, что влияет  на формирование культуры межнациональных  отношений. 
 
Образцы народной хореографии, восстанавливают собственные этнические связи подростка, воспитывают его этническую толерантность. Движения и фигуры народного танца несложны, как правило, несут в себе образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения индивидуальных решений в рамках совместного взаимодействия Тактильный контакт, осуществляемый в танце способствует развитию доброжелательных отношений между подростками позитивному межкультурному взаимодействию в хореографическом объединении . 
 
Формирование культуры межнациональных отношений подростков средствами хореографического искусства зависит от степени включенности подростка в социальную общность, отражающей его мировоззренческую позицию и способностью адекватного восприятия себя в системе отношений со сверстниками в процессе занятий хореографией.

По мере того, как формируются сознание и самосознание подростка, образуется система психических свойств, делающих его способным участвовать в жизни общества, выполнять социальные функции, быть субъектом межнациональных отношений. 
 

 

_______________________________________________________________________________

Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца. Учебное пособие. Издание 2-е— Москва: Издательство Московского государственного университета культуры, 2003. 
 
Нилов В.Н. Хореография коренных малочисленных народов Севера России. Учебное методическое пособие. М., 2004. 

Проблема формирования культуры межнациональных отношений у подростков в последнее время актуализируется еще в связи с тем, что происходит чрезмерное увлечение педагогами-хореографами современными жанрами хореографического искусства, не вполне соответствующим воспитательным задачам формирования качеств личности подростка; одновременно эту негативную тенденцию дополнительно усугубляют и использование популярной музыки, не отвечающей возрастным и психологическим особенностям подростков;

 

 а так же  слабое концептуальное или композиционное  решение хореографического этюда  и т.п. Так же необходимо отметить, что сами педагоги-хореографы  зачастую не стремятся к обогащению  репертуара самодеятельных хореографических  объединений народными танцами  как своего региоиа, так и мира  в целом. 
Теоретический компонент модели определяется построением структуры межличностных отношений в процессе занятия хореографией, которая имеет три уровня:

- первый уровень образует  совокупность межличностных отношений  непосредственной зависимости участников  хореографического объединения  друг от Друга;

- второй уровень образует  совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием совместной  деятельности и ее ценностями;

- третий уровень является  основой собственно деятельностных  отношений в процессе занятия  хореографией.

Социальный аспект модели основан на создании условий для социализации подростков в процессе хореографической деятельности, предоставление им проявления социальной инициативы. Социализация подростков в хореографическом объединении осуществляется как процесс целенаправленного взаимодействия подростка, сверстников и руководителя в условиях формирования их социальной и культурной значимой позиции.

.

____________________________________________________________________________________

Мустафаев М.Б., Мустафаева М.Г. Культура межнационального общения. Программа и учебно-методические материалы для студентов Даггоспедуниверситета. Махачкала, 2000. 

Формирование культуры межнациональных отношений с позиции социализации, обеспечивается также за счет развития общей сензйтивности к социальным переживаниям подростков, их мотивам, что способствует формированию уважения и соблюдения морального такта по отношению к другим нациям.

 
Репетиционно-постановочная деятельность включает партерный экзерсис

(музыкальное сопровождение  с учетом возрастных особенностей  подростков и в целях формирования  культуры межнациональных отношений-это  аранжировки народных песен; современные  этнонаправления — а отсюда  высокая эмоциональная отзывчивость  и интерес к танцевальной и  музыкальной культуре народов  Среднего Поволжья и др.; классический  экзерсис сопровождает специально  подобранный музыкальный материал: акцентируя внимание на национальности  автора музыкального произведения, диссертант пополняла знания  подростков о родине композитора; ее культурных особенностях, традициях, обычаях, географическом месторасположении, климатических особенностях и  др.;

Концертно-исполнительская деятельность активизирует процесс сплочения участников многонационального объединения: заметно стремление подростков к взаимоподдержке, взаимопомощи, взаимопониманию, что несомненно важно для формирования культуры межнациональных отношений, при этом улучшается творческая дисциплина у участников, интенсифицируется воспитательный процесс. 

Не менее важным являлась реализация методов формирования культуры межнациональных отношений в процессе социокультурной деятельности в условиях хореографического объединения. В исследовании, в целях формирования культуры межнациональных отношений использовалась структура методов социально-культурной деятельности, предложенная В.Е.Новаторовым: методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности (предполагают работу с литературными источниками, изучение материалов прессы, просмотр слайдов, видеофильмов, кинофильмов).

 

_______________________________________________________________________________

Новаторов, В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник В.Е. Новаторов., Омск, 1992.-182 с. 

В рамках заседания любительского объединения данные методы применялись особенно активно - ребята просмотрели цикл видеофильмов, освещающих этапы становления и развития хореографического искусства; особенности развития современного танца в начале 20 века; фильмы об истории культуры разных народов России, зарубежья; любительские фильмы с фестивалей хореографического искусства - по брейк-дансу; с чемпионата по народному турецкому танцу, с концерта профессионального хореографического ансамбля им. И.Моисеева. Таким образом, у подростков формировалась познавательная активность в отношении как народного танца, так и других направлений хореографического искусства; кроме того использовались: метод

Информация о работе Технология взаимодействия межнационального общения в подготовке и проведении ПХП