Технология взаимодействия межнационального общения в подготовке и проведении ПХП

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Этика межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3,4 стр.
Глава 1. Теоретические основы межнационального общения…….5стр.
1.1Понятие «межнациональное общение»……………………………………..5 стр.
1.2Методы формирования культуры межнационального общения... 8стр.
Глава 2 . Технология взаимодействия межнационального общения в подготовке и проведении ПХП………………………………………………………17 стр.
2.1 Технология подготовки проведения межнациональных ПХП….. 22стр.
2.2 Особенности механизмов общения в подготовке и проведения ПХП…….25 стр.
Заключение ………………………………………………………………………………39 стр.
Список литературы………………………………………………………………………..40 стр.

Файлы: 1 файл

курсова .docx

— 84.74 Кб (Скачать)

Мизансцена – это расположение, размещение людей (актеров, исполнителей, участников представления) на сцене или другом каком-либо пространстве в определенных сочетаниях друг с другом и окружающей вещественной сред эй. Мизансцена – это язык режиссуры, средство визуально-образного выявления идейно-художественного замысла драматического произведения. Структуру мизансцены составляют элементы: поза (телоположение человека в пространстве),движение (перемещение во времени), жест, мимика. Но так же, как на основе семи нот рождается масштабное музыкальное произведение, так и на основе этих опорных элементов рождается пластическое многообразие, пластический образ, отражающий быт, уклад жизни той или иной эпохи, манеры общения и поведения людей, образ мышления, стиль ношения одежды и другое.

Искусство мизансценирования за время своей сценической эволюции выработало свои законы и закономерности расположения людей в пространстве сцены. На технику мизансценирования, в первую очередь, влияет фактор сценического пространства, которое имеет трехмерную структуру, определяемую шириной, глубиной, высотой. В этой связи рождаются типы и виды мизансцен – горизонтально-плоскостные, глубинные, вертикальные.

________________________________________________________________

Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства (поэтика мизансцены): Учеб. пос. – М., 1981.

В зависимости от типа сценического произведения мизансцены могут иметь геометрические конфигурации – круг, полукруг, скобка, диагональ, каре, зигзаг, спираль, змейка, симметричные и асимметричные, параллельные и перекрестные линии. Бытовые мизансцены в условиях какого-либо сценического интерьера – кабинета, гостиной, комнаты, как правило, тяготеют к ломаным линиям, не связанным геометрической закономерностью.

В зависимости от жанровой разновидности сценической постановки мизансцены могут быть героическими, трагическими, метафорическими, гиперболическими, юмористическими, романтическими, выражающими во внешнем построении определенную интонацию. Все эти разновидности мизансцены мы находим в произведениях живописи, скульптуры, монументальном искусстве, поэтому так важно специалисту досуга в процессе режиссерско-постановочной деятельности постоянно обращаться к образцам разных видов искусства.

Существенной функциональной характеристикой мизансцены выступает ракурс, определяющий положение исполнителя относительно расположения зрительской аудитории. В этом аспекте мизансцена принимает такие формы, как фас, полуфас, профиль, полупрофиль, частичный или полный разворот спинойк зрителю. Художественность таких мизансцен обеспечивается динамикой сменяемых ракурсов, тональным переходом от одного положения к другому, определяемыми внутренней творческой задачей исполнителя.

Эффективность той или иной мизансценической композиции и ее эстетическое восприятие зрительской аудиторией во многом зависит от масштаба сценической площадки. Так, мизансценическое расположение исполнителей на традиционной театральной сцене требует учета планов сценического планшета – авансцены (действие на “носу” у зрителя, видны “белые нитки”); первого плана сцены, соответствующего первой паре кулис, главной осевой точки, делящей сцену на левую и правую стороны (хорошо воспринимаются мизансцены небольшой группы исполнителей); второго плана сцены – центра (здесь происходит основное сценическое действие, предполагающее групповые мизансценические композиции); третьего плана – глубинной части сцены (чаще используется для мизансценирования массовых сцен).

Восприятие, например, циркового представления определяется комфортным расположением зрительской аудитории по кругу и ареной, находящейся внизу, что дает возможность сверху видеть происходящее действо. Стадион, как сценическая площадка, характеризуется масштабностью пространства, требующего гипермассовых мизансцен. Выступления отдельных исполнителей, как правило, укрупняются с помощью видеоэкранов.

Виды и способы сценического мизансценирования не знают ограничений, поэтому все сложившиеся традиции условны и творчески подвижны, однако такие критерии, как жизненная основа мизансцены, ее действенность, лучшее движение на сцене – минимальное, все в мизансцене плохо, что не оправданно – остаются незыблемыми. Мизансценирование – это пластическое воплощение драматургического материала. “Пластика – это энергия, согретая чувством, начиненная волей, направленная умом.... Такая энергия выявляется в сознательном, прочувствованном продуктивном действии, которое не может совершаться механически, а должно выполняться в соответствии с душевными побуждениями” Мизансценирование тесно связано с декоративно-художественными элементами сценического пространства, которые являются опорными точками и вокруг которых строятся мизансцены. Художественно-декоративное оформление – сценография, является неотъемлемой составной частью практического этапа режиссерско-постановочной деятельности. Искусство художественного декорирования зрелищно-сценических представлений прошло большой путь – от буквальной изобразительности до искусной художественной условности. Современная сценография тяготеет к принципу минимализма – к лаконичности, предельной лапидарности создания пространственного образа, его раскрытия с помощью художественных деталей, стилизующих социально-культурный контекст среды. Режиссеру-постановщику совместно с художником важно найти такое изобразительное решение, которое бы в полной мере отвечало цели и сверхзадаче сценического представления.

 

 

______________________________________________________

Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 т. – М., 1954-1961. T. 3. – С. 42

Организовать сценическое пространство – это значит очертить художественно-декоративным контуром его границы, создать условное художественное пространство, визуально отражающее образ времени исторической эпохи, быт и ее традиции. В технологии сценографии сложились такие формы декоративного оформления:

– живописные декорации – плоскостное изображение какого-либо сюжета, пейзажа, написанного на холсте;

– конструктивные декорации – объемные инженерно-технические сооружения, устанавливающиеся на планшете сцены, представляющие различные образные формы окружающей среды – городской, сельской, производственной, природной;

– динамические декорации – основанные на движении, перемещении и трансформации, приобретающие разный семантический смысл в тех или иных эпизодах и блоках сценического представления;

– игровые декорации – художественные детали (реквизит, атрибутика), используемые исполнителям и имеющие функциональное значение в сценическом действии;

– световые декорации – эффекты, создающие атмосферу сценического действия – дождя, снега, ночь, сумерек, утреннего восхода;

– фото-видеодекорации – современный эффективный способ оформления сценического пространства с помощью проекционной аппаратуры;

– внерамповые декорации – декоративные элементы, вынесенные за пределы традиционного сценического пространства. Это декоративное оформление клубных залов и гостиных, пространственной среды улиц, двориков, площадей, парков.

В условиях культурно-досуговой деятельности местом проведения программы может быть сцена, площадка на открытом воздухе – парк, стадион, улица, дворик, а также нетрадиционные площадки – зал музея, кафе и другое. При организации пространства и мизансценического расположения участников программы необходимо учитывать и расположение зрительской аудитории, создающее вместе досуговое действо, основным критерием которого выступает комфортность всех элементов взаимодействия – восприятия, общения и активного участия.

 

Свет – одно из эффективнейших художественно-постановочных средств, тесно связанное с декоративным оформлением сценического представления. Современная светопроекционная аппаратура значительно расширяет возможности создания сценических эффектов от иллюстративного декорирования, создания общего зрелищного фона до самоценного, самостоятельного светодействия, дополняющего и раскрывающего отдельные элементы содержания представления и его целостный художественный образ. Свет, соединенный с музыкой, создает уникальный образный эффект, органично синтезирующий визуально-зрелищную и звуковую выразительность. Современная проекционная аппаратура позволяет создавать динамические светоэффекты – движение облаков, падающего снега, летящих птиц, игры цвета и многое другое, что значительно дополняет и углубляет темпоритмическую основу и общую эмоциональную атмосферу сценического представления. Технология использования света требует наличия современной светоаппаратуры, гибкой системы централизованного управления, специалистов-светотехников и создания в процессе режиссерско-постановочной деятельности светопартитуры – организационно-постановочного документа, отражающего использование световых эффектов во времени и пространстве сценического представления.

Особыми художественно-декоративными свойствами обладает костюм. Костюм всегда был частью вещественного окружения человека, отражая его бытие, национальный характер, городскую или деревенскую среду, сословные различия. Костюм, как явление стремительно меняющейся моды, выступал идеалом красоты, проявляющейся в восприятии человеческого тела, в манере одеваться, двигаться, танцевать. Древние греки в костюме стремились отразить совершенство человеческого тела – пропорциональность, гармонию соотношения частей и целого.

Сценический костюм – это одновременно и элемент пластики, и зрелищно-декоративный элемент, отражающий целостный образ действующего персонажа, сообщающий ему и предопределяющий его характер, манеры общения и поведения. Костюмы, используемые в сценической постановке, можно условно представить такими видами – исторический костюм, современный, народный (национальный), ретро-костюм, официальный, вечерний, повседневный, праздничный, клубный костюм, маскарадный, костюм-техно, костюм-трансформер, сказочно-фантастический и другие.

Данная “классификация” костюма, не основываясь на каком-либо определенном признаке, все же содержит некий набор правил, которые должен учитывать режиссер-постановщик, отбирая костюмы для своего сценического представления. Так, например, исторический или национальный костюмы могут быть аутентичными (подлинными) или стилизованными, отражающими общие, но типичные черты костюма того или иного времени; ретро-костюм отражает относительно недавно ушедшее историческое время и может быть подлинным или стилизованным отдельными деталями; парадный (официальный) костюм требует строгого соблюдения цветовой гаммы; вечернему костюму свойственна романтичность и некая раскованность формы; маскарадный – полная замена имиджа действующего лица; костюмы для постановки представлений-сказок определяются жанром сказки и могут быть смоделированы художником-дизайнером на основе своих творческих представлений о персонажах сказки в тех или иных предлагаемых, обстоятельствах.

Музыку формально можно считать вторым, после живого слова, значимым выразительным средством, обеспечивающим художественную направленность культурно-досуговой программы. Однако музыка в драматургии программы занимает практически все ее “пространство”, выполняя при этом важные смысловые и композиционные функции, часто отводя другим выразительным средствам фрагментарное место.

Музыка дает возможность более глубоко вскрыть эмоционально-смысловой подтекст содержания программы, акцентировать внимание зрительской аудитории на ее узловых событийных моментах, подчеркнуть эмоциональную природу социального конфликта отражаемого события, сформировать необходимый, в соответствии с поставленной режиссерской задачей, эмоциональный фон атмосферы программы.

Музыка сообщает содержанию программы стилистическую и интонационную окраску – торжественную, остро-публицистическую, лирико-романтическую, празднично-развлекательную, определяет ее темпо-ритмическую основу. В театрализованных формах досуга музыка служит характеристикой персонажей, времени и места действия, представляя собой образную систему, определяемую жанром того или иного театрализованного представления – шоу, ревю, представление-сказка, представление-игра, фольклорное представление.

Специфика использования музыки проявляется в многообразии функций, которые она может выполнять в контексте культурно-досуговой программы. Музыка может находиться в синтезе со словом, танцем, видеорядом, светом, являться самостоятельным фрагментом – инструментальным или вокальным номером. Так, музыка, соединенная со словом углубляет его эмоционально-образное содержание, окрашивает его поэтическим звучанием; музыка, соединенная с танцем или пантомимой рождает пластический образ, обладающий эмоционально-зрелищным эффектом; музыка, соединенная со светом образует декоративно-изобразительный эффект, активизирующий визуальное восприятие зрительской аудитории.

Музыка выявляет и иллюстрирует авторское эмоциональное отношение режиссера-постановщика к идее программы, к освещаемому событию, поэтому отбор музыкального материала определяется не только его соответствием идейно-тематическому замыслу, но и личностно творческим концептуальным решением музыкальной основы культурно-досуговой программы.

Музыкальные фрагменты в культурно-досуговой программе могут быть представлены:

– музыкальным вступлением – увертюрой (с фр. – открытие, начало) – торжественным, лирическим, предопределяющим характер идейно-тематической основы программы, служащим приемом активизации зрительского внимания, настроя на восприятие ее содержания;

– музыкой действия – включением музыкальных фрагментов в сюжетную ткань программы, выполняющих функцию реализации действенно-смысловой основы, ее логического развития, которые могут быть представлены художественным номером – инструментальным, вокальным, пластико-хореографическим, в сочетании со словом или видеорядом;

– лейтмотивом (ведущий мотив) – напоминанием, периодически повторяющимся музыкальным фрагментом, выполняющим функцию реализации сквозного действия программы, служащим приемом формирования устойчивого эмоционального отношения зрительской аудитории к освещаемому событию;

– музыкальным финалом – апофеозно-торжественным завершением программы, сопровождающимся различными зрелищными эффектами;

– художественным номером – инструментальным, вокальным, пластическим, оригинальным, сюжетным и внесюжетным, раскрывающим идею отдельных эпизодов и фрагментов программы;

Информация о работе Технология взаимодействия межнационального общения в подготовке и проведении ПХП