формирования сознания личности,
к которым относят убеждение, внушение,
пример; методы включения в социально-культурную
деятельность и формирования опыта общественного
поведения, методы стимулирования социально-культурной
активности - моральное поощрение (награждение
грамотами, благодарственными письмами),
материальное поощрение (награждение
памятными подарками, призами), общественное
порицание.
Бабаков
В.Г., Семенов В.М. Национальное самосознание
и национальная культура., М.: Ифран, 1996.
2.1 Технология
подготовки проведения межнациональных
ПХП
Используя в планах
своей деятельности такую форму культурно
- просветительной работы как фестивали,
работники культуры получают универсальное
средство для пропаганды и развития различных
жанров народного творчества. Фестиваль
- синтетический вид массовых мероприятий.
Он может включать в себя как концертные
номера песен, танцев, инструментальных
произведений, так и сопутствующие формы
– различные выставки художественно-прикладного
вида; в программу фестивалей могут быть
включены мастер - классы, семинары, круглые
столы, встречи, конкурсы и др.
Подготовка
к фестивалю ведется заранее, то есть планируется
во времени теми организациями и учреждениями,
которые курируют, руководят и организуют
культурно - досуговую деятельность. Органы
управления принимают Постановление о
проведении фестиваля.
Завершается
вся подготовительная работа одной –
двумя генеральными репетициями. После
проведения фестиваля проводится анализ
и обсуждение, чтобы избежать повторения
ошибок и закрепить наиболее удавшиеся
моменты.
Руководство
фестивалем осуществляет Оргкомитет (Организационный
комитет). В состав Оргкомитета входят
представители организаций-партнеров,
организаторов и спонсоров фестиваля.
Оргкомитет
фестиваля до начала мероприятий формирует
и утверждает состав Исполнительной Дирекции
по подготовке и проведению мероприятий
фестиваля.
Оргкомитет
решает вопросы кадрового обеспечения
фестиваля, финансирования, формирует
имидж фестиваля и т. п.
______________________________________________________________________________
Ариарский М.А. Прикладная культурология
как область научного знания и социальной
практики СПБ., Олимп, 1999.
Исполнительная Дирекция
фестиваля утверждает персональный состав
рабочих групп, состав жюри, атрибутику
фестиваля, а также решает другие вопросы,
связанные с подготовкой и проведением
фестиваля.
Рабочие
группы фестиваля осуществляют руководство
по подготовке мероприятий фестиваля
на местах, формируются и подчиняются
Исполнительной Дирекции фестиваля.
Оргкомитет
разрабатывает Положение о фестивале.
Положение – это документ, в котором регламентируются
организационные моменты фестиваля.
Реквизит
организаторов для решения организационных
вопросов или оказания методической помощи.
Положение
утверждается советом, администрацией
или директором в зависимости от уровня
конкурса, фестиваля, смотра (областной,
открытый, районный и т. д.).
Для
оценки качества представленных номеров,
программ, работ создаётся компетентное
жюри. В состав жюри включаются специалисты
по номинациям и конкурсам, представленным
в Положении о фестивале, пользующиеся
авторитетом в соответствующих областях
культуры. Его заключения по просмотренным
номерам кладутся в основу решения оргкомитета
о распределении призовых мест и награждении
победителей.
Для
оценки выступлений участников фестиваля
разрабатывают соответственные фестивалю
критерии и оценки, например критерии
музыкального фестиваля могут быть.
Для
участия в фестивале разрабатывается
специальная заявка-анкета, в которой
предусматриваются графы необходимые
при организации фестиваля и сроки подачи
в оргкомитет, например:
__________________________________________________________________________
Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной
культурной политики и формирование культурно-досуговых
программ. СПБ., 1999
В представленной работе
рассматривается фестиваль как форма
художественного творчества. Мы выяснили,
что фестиваль – явление художественной
жизни, он имеет свою специфику по форме,
содержанию, организации и проведения.
По
своим масштабам, географии и культурной
ценности фестивали подразделяются на
Всемирные, Международные, Республиканские,
Областные (Краевые), региональные, районные.
По
продолжительности: краткосрочные, среднесрочные,
долгосрочные. Встречаются фестивали
как единовременные акции и как традиционные,
имеющие свою символику, фестивали подразделяются
по видовой направленности – музыкальные,
театральные, многопрофильные.
Фестивали
имеют свое построение. Руководство фестивалем
осуществляет Оргкомитет и Исполнительная
Дирекция. В их компетенции находятся
разработка Положения о фестивале, атрибутика,
финансирование.
_______________________________________________________________________________
Туманов, И.М. Режиссура массового праздника
и театрализованного концерта. Учеб. Пособие
для ин-тов культуры. М., «Просвещение»,
1976. 87 с.
2.2 Особенности
механизмов общения в подготовке и проведения
ПХП
Сценарий культурно-досуговой программы
как драматическое произведение получает
свою окончательную форму завершения
в сценической постановке или же любой
другой публичной организации – туристической
поездке, танцевальном клубе, корпоративной
праздничной вечеринке и других объектах,
где возникает ситуация отдыха и развлечений.
И здесь в силу вступают режиссерско-постановочные
технологии, реализующие сценарный замысел
культурно-досуговой программы.
Режиссерско-постановочная деятельность
является неотъемлемой частью профессиональной
культурно-досуговой деятельности, составляющее
звено целостного технологического процесса
создания культурно-досуговой программы
и ее реализации. Однако при этом следует
учитывать прикладную функцию режиссуры
в системе технологий культурно-досуговой
деятельности, предусматривающую создание
культурно-досуговой программы не как
самоценное сценическое произведение,
а как форму общения, социально-культурного
взаимодействия людей в той или иной досуговой
ситуации.
Анализируя роль режиссуры в текущем
социокультурном процессе, современные исследователи отмечают
расширение функций режиссуры, проникновение
режиссерских технологий во многие сферы
жизнедеятельности общества. Так, режиссерские
технологии используются в мультимедиа
– в конструировании и формообразовании
информационной среды в образах и действиях
с целью сделать ее максимально привлекательной,
комфортной для восприятия; в практике
психотерапии – в использовании методов
психодрамы, драматерапии, драматической
психоэлевации и других методов психокоррекции
с целью вызвать у пациента целительный
катарсис,
_____________________________________________________________
(Московская Н.В. Режиссура в системе
педагогики. // Мир образования – образование
в мире. Научно-методический журнал. –
М., 2007. № 2. – С. 41)
подготовленный на стыке психологии
и режиссуры; в организации музейного
и выставочного дела, фестивалей и программ
клубов исторической реконструкции; в
художественных видах спорта и модельном
бизнесе; в разработке туристических маршрутов
(событийный туризм); в организации спецмероприятий
(Ивентмаркетинг) от корпоративных вечеринок
до рекламных фестивалей и юбилеев.
“Высокая” режиссура – это институциональное
искусство театра, кино и других профессиональных
сценическо-зрелищных искусств, где вырабатывается
эстетическая ценность художественной
информации как самоцель элитарного искусства;
“Социальная” (или “политическая”)
режиссура используется в сфере идеологии
(политика, бизнес), где эстетическая ценность
информации подчинена прагматической
цели в корпоративных интересах;
“Прикладная” режиссура получает распространение
в пограничных с искусством сферах художественно-творческой
деятельности, сущность которой заключается
в обслуживании социальных потребностей
общества и человека. Будучи включенной
в повседневную жизнь людей такая режиссура
является фактором эстетической организации
социально-культурной среды, наполнения
ее особым художественным смыслом. Прикладная
режиссура не является какой-либо вторичной
или периферийной деятельностью, напротив,
такая режиссура требует высоких творческих
технологий, опоры на фундамент научно-теоретических
знаний по режиссуре, профессионально
сформированных практических навыков
и умений, позволяющих в специфических
условиях культурно- досуговой деятельности
организовывать в художественной форме
живое досуговое действо и общение людей. Как
представитель самостоятельной творческой
профессии, был признан в конце XIX в., хотя
элементы творческой и организационной
деятельности, входящие в современное
понимание профессии режиссера, были известны
гораздо раньше.
________________________________________________________________
Режиссер
(Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. /
Гл.ред. и авт. проекта С.Я. Левит. – М., 2007.
Т. 2. – С. 353-355)
Истоки режиссерской профессии лежат
в работе драматургов Древнего мира, которые
не только создавали свои драматические
произведения, но и закладывали в них принципы
организации зрелищ, вводя в драматургический
текст авторские указания как осуществлять
действие на сцене. Со временем такие указания
драматургов приобрели форму ремарки
– специальных поясняющих текстов организации
действия на сцене – места, времени, а
также описание жестов, мимики, характера
эмоционального поведения персонажей-исполнителей.
Так рождалось художественное единство
драматурга и режиссера, примером которого
может быть творческая деятельность французского
комедиографа XVII в. Мольера, который органично
сочетал драматургическую, режиссерскую
и актерскую деятельность.
В российской театральной практике такое
творческое единство определяло деятельность
поэта и переводчика западноевропейской
драматургии Н.И. Гнедича, который разъяснял
русским актерам особенности поведения
и речи персонажей в различных пьесах.
Особую роль сыграл русский драматург
А.Н. Островский, который ввел застольные
репетиции как необходимое условие целенаправленного
творческого процесса, подсказывая актерам
верное исполнение всех ролей, одновременно
приучая к созданию творческого ансамбля,
к выверенности общего идейно-художественного
строя спектакля.
Целостная структура режиссерско-постановочной
деятельности сложилась окончательно
в творческой практике великого реформатора
театра К.С. Станиславского, утвердившего
системный подход к созданию сценического
произведения театрального искусства.
Основными слагаемыми этой системы явились
учения о действенном анализе пьесы и
роли, методике воспитания мастерства
актера, организационно-педагогических
принципах режиссерской деятельности.
“Станиславский всегда стремился конкретно
определить технологию практического
овладения данными принципами, дать в
руки актеру и режиссеру оружие, при помощи
которого можно было бы раскрыть произведение
сценического искусства как целостное
непрерывное течение жизни, как живое
эмоционально-смысловое единство”
______________________________________________________________________________
(Гурьев Г. Темпо-ритм в
оперном исполнительстве. // Вопросы
оперной драматургии. Сб. статей. –
М., 1975. С. 41).
Сам же Станиславский о своем творческом
методе писал: “Вся сила этого метода
в том, что его никто не придумывал, никто
не изобретал. Система принадлежит самой
нашей органической природе. Систему нельзя
играть... Это целая культура, на которой
надо расти и воспитываться долгие годы”
Традиционно режиссерско-постановочная
деятельность включает два периода практической
работы: – аналитический и организационно-постановочный.
Сценическая материализация драматического
замысла предполагает подготовительную
работу, заключающуюся в аналитическом
разборе драматического произведения.
Ю. Мочалов так характеризует этот этап
работы: “Аналитический процесс в искусстве
очень увлекателен. Особенно для начинающего
режиссера, обладающего исследовательским
умом. И чем дальше он разнимает скальпелем
пьесу, события, образы, технологию творчества
драматурга, чем пристальнее всматривается
во все это через микроскоп, тем в большие
проникает глубины” Главная задача
аналитического этапа работы состоит
в переводе драматического произведения
с языка литературного на язык сценического
действия, и конечной целью которого является
создание режиссерского замысла – режиссерского
решения целостного сценического воплощения
данного драматического произведения.
В этой связи аналитический этап работы
включает технологические операции: изучение
предлагаемых обстоятельств, заложенных
в драматическом произведении – его фабулу,
факты, события, эпоху, время и место действия,
условия жизни; определение главной идеи
и перевод ее в сценическую сверхзадачу,
определение событийных кусков и эпизодов
их основного содержания и смысла, сквозного
действия, бытовую и социальную сущность
драматического конфликта, выявление
ассоциативных связей текста и подтекста,
мотивации поступков действующих персонажей
и другое.
____________________________________________________________________
Станиславский К.С. Собр. соч.
В 8 т. – М, 1954-1961. – Т. 3. – С. 309-310.
Поэтика мизансцены): Учеб. пособие
для учеб. заведений культуры. – М., 1981.
– С. 104.
(Мочалов Ю. Композиция
сценического пространства.
В практике создания культурно-досуговых
программ аналитический этап режиссерско-постановочной
деятельности в полной мере реализуется,
в первую очередь, в том случае, если специалист
досуга при организации культурно-досуговых
программ использует готовые сценарные
разработки, которых в настоящее время
достаточно много публикуется в методической
литературе, журналах данного профиля,
а также предлагается в Интернете. Приступая
к воплощению такого сценария, специалисту
досуга необходимо провести его тщательный
анализ в соответствии с теми параметрами,
которые изложены выше, с целью приспособления
его к конкретным условиям реализации.
Такой сценарий может выступать в качестве
идеи или замысла, на основе которых осуществляются
переработки и изменения, вариативные
дополнения, включение новых оригинальных
эпизодов и блоков.
В условиях, когда специалист досуга
является одновременно и сценаристом,
и постановщиком культурно-досуговой
программы, аналитическая функция режиссерской
деятельности реализуется на этапе сценарного
моделирования, в результате которого
возникает оригинальный сценарный проект
– развернутый документ, органично сочетающий
литературные и режиссерско-постановочные
основы будущей программы. В этом художественном
единстве двух видов творческой деятельности
заключается специфика профессии специалиста
культурно-досуговой деятельности.
Практический этап режиссерско-постановочной
деятельности включает следующие виды
технологических операций:
– мизансценирование – пластическое
решение сценической постановки;
– сценографическое оформление;
– музыкальное обеспечение;
– светотехническое решение.
______________________________________________________________
Поэтика мизансцены): Учеб. пособие
для учеб. заведений культуры. – М., 1981..
(Мочалов
Ю. Композиция сценического пространства
Мизансценирование – самая существенная
часть режиссерско-постановочной деятельности,
направленная, по выражению Станиславского,
на “создание и оживление внутренних
предлагаемых обстоятельств”, заложенных
в драматическом произведении, на “воссоздание
жизни человеческого духа”. Мизансценирование,
по суждению Ю. Мочалова, – это суверенный
участок режиссерского авторства. В мизансценир
звании, как в зеркале, отражаются все
грани творческой индивидуальности режиссера
– художественное мышление и художественный
вкус, методы художественного освоения
драматургического материала, уровень
авторского подхода к созданию сценического
произведения, степень сформированности
профессионального опыта.