Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 11:32, контрольная работа
Целью работы является изучение общения как взаимодействие.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
Рассмотреть психологию общения как взаимодействия,
Выявить место взаимодействия в структуре общения,
Проанализировать взаимодействие как организацию совместной деятельности,
Рассмотреть приемы интерактивного общения.
Введение 2
1. Психология общения как взаимодействия. 3
2. Место взаимодействия в структуре общения 8
3. Взаимодействие как организация совместной деятельности 13
4. Приемы интерактивного общения 14
Заключение 20
Список литературы: 22
Оглавление
Введение 2
1. Психология общения как взаимодействия. 3
2. Место взаимодействия в структуре общения 8
3. Взаимодействие как организация совместной деятельности 13
4. Приемы интерактивного общения 14
Заключение 20
Список
литературы: 22
Введение
Интерактивная
сторона общения - это условный термин,
обозначающий характеристику тех компонентов
общения, которые связаны с
Исследование
проблемы взаимодействия в психологии
управления имеет давнюю традицию.
Одни ученые просто отождествляют общение
и взаимодействие, интерпретируя
и то и другое как коммуникацию
в узком смысле слова (т.е. как
обмен информацией), другие рассматривают
отношения между
В
процессе общения в коллективе формируется
общность взглядов на принципиальные
вопросы, что определяет все последующее
взаимодействие субъектов совместной
деятельности, их стратегию поведения,
т.е. формируется общая позиция, что
способствует интеграции сотрудников
в единое социальное целое. Только в
таких случаях коллектив
Целью работы является изучение общения как взаимодействие.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
Интерактивная
сторона общения чаще всего проявляется
при организации совместной деятельности
людей. Обмен знаниями и идеями по
поводу этой деятельности неизбежно
предполагает, что достигнутое
В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт).
Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели.
Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия1. Традиционно конфликт рассматривался как негативный тип взаимодействия. В настоящее время в психологии проведено много исследований, обнаруживающих позитивные стороны конфликта. Их общий лозунг: "Конфликт - какая прекрасная возможность!"
В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять мотивы его поступков, основанная на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии собственного поведения и т.п. Однако в эти процессы включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом.
Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы, установки своего собеседника. Иными словами, восприятие человека человеком предполагает особые процессы: идентификацию и рефлексию.
Термин
"идентификация" буквально означает
уподобление другому. Это один из
самых простых способов понимания
другого человека. В реальных ситуациях
взаимодействия люди пользуются таким
приемом, когда предположение о
внутреннем состоянии партнера по общению
строится на основе попытки поставить
себя на его место. И в этом плане
идентификация выступает в
Близким по значению к идентификации выступает другой механизм познания другого - эмпатия. В отличие от идентификации при эмпатии происходит не рациональное осмысление проблем другого человека, а скорее стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия - это эмоциональное понимание другого. Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько "продумывается", сколько "прочувствуется".
При характеристике общения как познания особое значении имеет и другой механизм - рефлексия. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого или понимание его, но и знание того, как этот другой понимает тебя.
В
процессе восприятия и понимания
человека человеком важную роль играют
установки, приводящие к возникновению
различных социально-
Эффект
ореола заключается в том, что
информация, получаемая о каком-то человеке,
"прочитывается" определенным образом,
она накладывается на то представление
о нем, которое было создано заранее.
Ранее выработанное представление
выполняет роль ореола, мешающего
видеть действительные черты и проявления
объекта восприятия. Эффект ореола
ярко проявляется при формировании
первого впечатления о
И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.
В психологии было установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.
С этим эффектом тесно связаны и эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.
В
более широком плане все эти
эффекты можно рассматривать
как проявления особого процесса,
сопровождающего восприятие человека
человеком, - явления стереотипизации.
Стереотип - это некоторый устойчивый
образ какого-либо явления или
человека, которым пользуются в общении
как средством "сокращения" процесса
узнавания. Стереотипы в общении
имеют специфические
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. В первом случае, это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит "сдвига" в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в определенном смысле необходим, поскольку помогает сокращать процесс познания.
Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.
Предубеждения особенно отрицательно проявляются в жизни, когда могут нанести серьезный вред взаимоотношению людей между собой. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.
Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них - это заражение, внушение, подражание.
Заражение
- это бессознательная, невольная
подверженность индивида определенным
психическим состояниям. Заражение
выступает как форма спонтанно
проявляющегося внутреннего механизма
поведения человека. Механизм социально-психологического
заражения сводится к эффекту
многократного взаимного
Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.
Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации.
В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (музыка, эмоции и т.п.), внушение носит, напротив, вербальный характер, т.е. осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.
Подражание
как способ воздействия проявляется
в следовании какому-либо примеру, образцу
посредством его
2. Место взаимодействия в структуре общения
Интерактивная
сторона общения - это условный термин,
обозначающий характеристику тех компонентов
общения, которые связаны с
В ходе такой деятельности для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого»3, которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.
В
истории социальной психологии существовало
несколько попыток описать