Общение как взаимодействие

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 11:32, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение общения как взаимодействие.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

Рассмотреть психологию общения как взаимодействия,
Выявить место взаимодействия в структуре общения,
Проанализировать взаимодействие как организацию совместной деятельности,
Рассмотреть приемы интерактивного общения.

Оглавление

Введение 2

1. Психология общения как взаимодействия. 3

2. Место взаимодействия в структуре общения 8

3. Взаимодействие как организация совместной деятельности 13

4. Приемы интерактивного общения 14

Заключение 20

Список литературы: 22

Файлы: 1 файл

общение как интеракция.docx

— 49.33 Кб (Скачать)

     В проведенном эксперименте учащиеся с воодушевлением отнеслись к  этому предложению, выбрали судейскую  коллегию, но... заявок не поступило. Драться с равным — перспектива не из приятных. А вопреки решению коллектива избить слабого, как это делалось раньше, еще хуже. Можно вызвать осуждение группы, а то и всего коллектива, ухудшить свое положение в среде товарищей.

     Инсценировка. В этом приеме школьник самостоятельно прорабатывает рекомендованный педагогом материал и готовит выступление перед товарищами или разыгрывает сценку, показывающую, как выглядит нарушение моральных норм и, в сравнении, образцовое поведение в обществе.

     Классный  руководитель n-техникума после неудачной попытки изменить поведение вспыльчивого и грубого И. Кунчева путем беседы провела классный час на тему «Путешествие в страну вежливости». Демонстрировать, как нужно и как нельзя вести себя в обществе, в числе других предложили и Ивану. Он любил обращать на себя внимание и охотно взялся подготовить роль. Группа хохотала над неловким, неумелым, не знающим правил вежливого поведения героем Кунчева и аплодировала, когда он изящно демонстрировал правила этикета.

     Тщательно подготовленная инсценировка принесла плоды. Юноша стал следить за своим  поведением. Преподаватели и учащиеся отметили, что он стал аккуратнее одеваться, внимательнее относиться к товарищам, перестал грубить старшим, хотя отдельные рецидивы еще имели место.

     Инсценировка  — один из эффективнейших приемов. Чувства, возникающие у подростка в созданной педагогом психологической ситуации, подталкивают его на осмысление и правильную оценку, а значит и перестройку своего поведения. Процесс идет особенно интенсивно, когда учащийся не только осознает аморальность своего поступка, но поставлен, как в рассказанных случаях, в такое положение, когда своей игрой, выступлением учит правильно вести себя других.

     Переключение. С целью установления высокой дисциплины на занятиях и правильных взаимоотношений со школьниками необходима высокая требовательность педагога, ни в коем случае не переходящая в педантизм. В случае нарушений дисциплины, нежелания выполнять задание старшего часто целесообразно отвлечь ученика, переключить его внимание и деятельность на новое занятие, другую работу и, таким образом, побороть негативизм, добиться нормальных взаимоотношений с учащимися или учебной группой.

     В n-политехникуме группа A-II записывала задание по математике. Демонстративно отказался работать учащийся К. — Я не записал предыдущий урок. Потом перепишу все сразу. Предложение преподавателя С. С. Морозкиной пропустить страницу и писать дальше осталось без внимания. Мало того, К. достал кроссворд и стал решать его, отвлекая вопросами товарищей.

     Как часто в таких случаях преподаватель  повышает голос, создает нервозную  обстановку в группе, страдает сам, нанося урон своему здоровью, теряя  время на уроке. Но в данном случае педагог поступила иначе. Светлана Степановна, зная, что К. прекрасный график и охотно работает у доски, попросила его показать группе графическое решение задачи. Подросток с удовольствием занялся любимым делом. Группа продолжила работу.

     Педагогическое  подключение. Опытный педагог часто опирается на помощь активистов из своего класса, лучших выпускников школы, известных достижениями в труде родителей учащихся, героев художественной литературы и т.п. Воспитывает занимающихся на их положительном примере.

     Применяя  педагогическое подключение, надо помнить, что пример рассказанный действеннее, чем прочитанный. Эмоциональная  передача приближает героя к ребятам, делает его пример ярче, усиливает желание вести себя так же, как он. В воспитательной работе всегда целесообразно опираться на группы старших ребят, помогающих педагогу руководить своими младшими товарищами. В этом случае с помощью педагогического подключения мы убиваем сразу двух зайцев: «Лучший способ вылечиться, — говорят психологи, — начать самому кого-нибудь лечить». Учащиеся охотно шефствуют над отстающими в учебе, над новичками — это позволяет им чувствовать себя взрослыми. Они невольно подтягиваются, стремясь быть примером для опекаемых.

     Применять педагогическое подключение следует  осторожно, деликатно. Используя прием, следует избегать сравнения подростков с их более сильными товарищами. Нельзя забывать об индивидуальных различиях воспитуемых. Мы ставим одного из них в пример, подключаем к нему более слабого товарища, а у него хорошая математическая подготовка, склонность к точным наукам. Догнать его очень трудно, а иногда и невозможно тому, у кого гуманитарный склад ума, перегруженность работой, домашними делами. В этом случае мы можем подорвать веру учащегося в собственные силы, жестоко обидеть его.

     Эффективный прием интерактивного общения —  осуждение поступка в коллективе. Вынесение на обсуждение актива класса (группы), а в отдельных случаях и на общее собрание неблаговидных поступков членов коллектива — эпизодически применяемая мера воздействия к нарушителям дисциплины, грубиянам, неуспевающим учащимся.

     Но  для того, чтобы обсуждение провинившегося принесло пользу и ему, и остальным, собрание надо хорошо подготовить: договориться с активом о так называемых забойных выступлениях; помочь подготовить и принять правильное решение; сделать выводы из случившегося.

     К сожалению, к этому приему педагоги часто прибегают, не задумываясь  над тем, что он один из самых сложных  и трудных по организации. Очень тонко подметил А, Крон в романе «Дом и корабль», что нет ничего могущественнее, чем человеческий коллектив, и ничего гнуснее, чем человеческое стадо. Коллектив всегда умнее и чище отдельного человека. Стадо всегда не только глупее, но и подлее. Учащиеся при неумелом руководстве могут жестоко, беспощадно обойтись со своим товарищем. В этом случае обсуждаемый будет противопоставлен коллективу. А прием превратится из меры воспитания в средство расправы.

     Общественное  мнение, направляемое неверно, дает учащимся почувствовать свою коллективную власть, нередко воспитывает жестокость по отношению к товарищам. Так, например, случается, Когда педагог призывает объявить молодому человеку бойкот. Гуманный принцип «Один за всех, все за одного» заменяется в этом случае безжалостным «Все против одного».

     Применяя  прием, необходимо помнить, что школьники  очень болезненно переносят потерю авторитета у товарищей.  
 
 
 
 

     Заключение

     Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению  психического контакта. Психический  контакт обеспечивает в общении  взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует  общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

     Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется  при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно  предполагает, что достигнутое взаимопонимание  реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей  в этой деятельности означает, что  каждый должен внести свой особый вклад  в нее. Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию  совместной деятельности.

     Общественные  отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой (или формой организации  которой) взаимодействие является. Межличностные  отношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это  сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого  типа (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество)7.

     Присущая  системе межличностных отношений  эмоциональная основа, порождающая  различные оценки, ориентации, установки  партнеров, определенным образом «окрашивает» взаимодействие. Но вместе с тем такая эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия: даже в условиях «плохих» межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельностью, взаимодействие обязательно существует. В какой мере оно определяется межличностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно «подчинено» выполняемой группой деятельности, зависит как от уровня развития данной группы, так и от той системы социальных отношений, в которой эта группа существует. Поэтому рассмотрение вырванного из контекста деятельности взаимодействия лишено смысла. Мотивация участников взаимодействия в каждом конкретном акте выявлена быть не может именно потому, что порождается более широкой системой деятельности, в условиях которой оно развертывается8.

     При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен». Причем, если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.

     Таким образом, для познания механизма  взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки  одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как-то и другое проявляется в принятии совместного решения. 
 
 

     Список  литературы:

  1. Андриенко, Е. В. Социальная психология/ Е. В. Андриенко. - М. : Академия, 2008. 
  2. Андреева, Г. М. Социальная психология/ Г.М. Андреева. -  М. : Аспект Пресс, 2003.
  3. Бородкин Ф. М., Каряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 2003.
  4. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.
  5. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001.
  6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  7. Ломов Б. Ф. Общение как проблема психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1995.
  8. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  9. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 2005.
  10. Петровский, А.В. Введение в психологию/ А.В. Петровский. -  М. : Академия, 2003.
  11. Резников, Е. Н. Межличностные отношения  // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н.   Дружинина. - М.: Инфра - М, 2000.
  12. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии/ Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. - М. : Академия, 2000.
  13. Шибутани, Т. Социальная психология/Т. Шибутани. - М. : Феникс, 2002.

Информация о работе Общение как взаимодействие