Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:50, курс лекций
Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской
цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии
варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского
моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом
эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги,
зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры.
физическая природа человека прекрасна, утверждает мастер Афродиты Мелосской. В
идеальности пластических форм он воплощает то интуитивно понятое духовное03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Эллинистический период
eada. spb. r u/ ?p=205 8/ 8
идеальности пластических форм он воплощает то интуитивно понятое духовное
совершенство, поискам которого человечество посвятит долгие последующие века.
Великая мысль древнего скульптора дошла через тысячелетия до нашего времени.
Сознание ее глубины и возвышенности потрясло Гейне. Глеб Успенский видел в этой
статуе чудесный источник чувств, пробуждающих веру в возможности человека, поэты
различных эпох писали о ней восторженные стихи. В изваянии скульптора
Александра, а может быть Агесандра (часть букв его имени, высеченного на
постаменте, оказалась сбитой), творившего в особенно трагические годы эллинской
истории, гениальным озарением воспринимается уверенность в силе гармонии и
красоты (илл. 144).
В годы, когда ваятель создавал статую Афродиты Мелосской, в эллинский мир
вторгалась новая сила - римляне. Горели покоренные города, завоеватели несли
гибель той великой культуре, которая в формах искусства, в поэтическом, порой
сказочном облике мифа умела воплотить всеобъемлющие, общечеловеческие идеи.
На смену метафорическому
практическая оценка явлений.
Некогда цветущие города Эллады были разрушены (илл. 145), но скоро они вновь
восстали из руин, и еще несколько веков, вплоть до варварских нашествий, в них
кипела жизнь. Но никогда Солее после римских разгромов не возродились чувства,
питавшие эллинских зодчих, скульпторов, художников, о которых скорбел на
развалинах Коринфа поэт Антипатр Сидонский:
"Где красота твоя, город дорийцев, Коринф величавый,
Где твоих башен венцы, прежняя роскошь твоя,
Храмы блаженных богов, и дома, и потомки Сизифа -
Славные жены твои и мириады мужей?
Даже следов от тебя не осталось теперь, злополучный,
Все разорила вконец, все поглотила война.
Только лишь мы. Нереиды, бессмертные дочери моря,
Как алькионы, одни плачем о доле твоей".
Искусство эллинизма ярко и полно отражало идеи, волновавшие людей той бурной
эпохи. Мастера чутко реагировали на настроения общества, несмотря на все
возраставшую в условиях монархических режимов официозность, сохраняя в своих
произведениях искренность и острую злободневность господствовавших настроений и
чувств. Эллинистическое искусство оказало огромное влияние не только на характер
много взявшего из его наследия римского искусства, но было основой дальнейшего
художественного развития в таких областях Средиземноморья, как Египет, Сирия,
Малая Азия, Балканский полуостров. В длительный период четырех столетий, когда
эти земли были римскими провинциями, у населения их не угасало стремление
выражать в произведениях искусства свои чувства и настроения. Не случайно именно
в этих районах пышно расцвело впоследствии новаторское образами и формами,
глубокое содержанием памятников византийское искусство.