Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:50, курс лекций
Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской
цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии
варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского
моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом
эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги,
зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры.
Деметрия, описанные древними авторами. Созданием Деметрия из Алопеки считают
изображение Лисимахи, жрицы Афины, в мраморном портрете которой скульптор
показал лицо старой женщины, испещренное глубокими морщинами, тяжелые отеки
под усталыми глазами, впалые щеки. В композиции портрета лежит принцип
противопоставления отдельных элементов. Беспокойна поверхность лица, резка
светотень, глубокими врезами в мрамор показаны глаза, рот, складки на щеках.
Мастер достигает этим особенного
контраста в сопоставлении
затененных участков - Классическому принципу концентричности композиции,
лежавшему с основе гермы Перикла, в портрете Лисимахи противопоставлен
эксцентрический, получивший особенное развитие впоследствии в пластике
эллинизма (илл. 97).
В конце V и особенно в IV веке до н. э. в связи с усилением интереса в искусстве к03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Классический период
eada. spb. r u/ ?p=204 16/ 24
В конце V и особенно в IV веке до н. э. в связи с усилением интереса в искусстве к
переживаниям человека широкое распространение в греческой скульптуре получили
рельефные надгробные изображения (илл. 99, илл. 100). На мраморной стеле,
хранящейся в Афинском национальном музее, умершая гречанка Гегесо показана как
бы в преддверии храма, перекрытого фронтоном, сидящей в кресле с изогнутыми
ножками. Стоящая рядом служанка принесла ей шкатулку, и Гегесо, вынимая наряды,
любуется ими. Общая ритмика движений фигур предельно спокойна, образы
возвышенно благородны, овеяны легкой задумчивой грустью (илл. 98). В силуэтах
склоненных голов, контурах безвольно поникших рук, воплощающих печаль,
прозвучала в мраморных формах поэтичность греческих элегий и эпитафий. Глубокая
сдержанность чувств в подобных греческих надгробиях особенно воспринимается при
сопоставлении их с египетскими рельефами с плакальщиками, где скульптор,
изображая руки, воздетые к небу, фигуры упавших на землю и рвущих на себе волосы,
кричащих и стонущих людей, стремился передать отчаяние. В греческих надгробиях
все внешне спокойно, но внутренне - предельно напряжено; печаль здесь -
просветленная, возвышенная, но в то же время глубоко драматичная. Людей,
изображенных на греческих надгробиях, невозможно представить в экстатическом
состоянии. Было бы неправильно думать, что это вызвано равнодушием греков к
жизни и смерти. Эллины любили жизнь и ненавидели смерть: "Лучше быть
последним человеком на земле, чем царствовать в Аиде",- решает Ахилл. "Смерть
есть зло. Умирали бы и боги, если бы благом смерть была", - говорит Сафо, и она же,
умирая, советует подругам: "Не плачьте, скорбь в доме служителя муз неуместна!" В
бессилии перед смертью
изображать в искусстве победу над отчаянием они вряд ли были кем-либо
превзойдены.
В несколько более позднем
показаны умерший и
чувств, пластически выраженных в рельефе, близок поэтическому произведению
Каллимаха:
"Кто-то сказал мне о смерти твоей, Гераклит, и заставил
Тем меня слезы пролить. Вспомнилось мне, как с тобой
Часто в беседе мы солнца закат провожали. Теперь же
Прахом ты стал уж давно, галикарнасский мой друг!
Но еще живы твои соловьиные песни; жестокий,
Все уносящий Аид рук не наложит на них".
На голове мужчины с копьем, стоящего слева, надета шляпа путешественника - петас.
Скульптор хочет подчеркнуть, что именно он умерший, возможно, еще и фактурой
мрамора. Действительно, поверхность его лица, рук, одежд шероховатая,
неопределенно-зыбкая, будто у призрачного видения, в то время как в трактовке
изображенного справа мрамор обработан с большей тщательностью. Все в
надгробии навевает чувство глубокой, но просветленной грусти. Печально свисают
руки, мерно стекают складки одежд. Рука правого эллина, согнутая в локте и кисти,
особенно выразительна. В пластике руки, как, впрочем, и в любой другой части
рельефа, воплощена скорбь и тоска: греческие мастера умели каждой отдельной
деталью передать основное чувство произведения.
Утрата гражданственных
индивидуалистических
конца V века до н. э. На вазах величавый покой и элегия классических образов
уступали место динамике красивого сложного рисунка. Художники предпочитали
изображать сюжеты из мифологии, связанные с борьбой, похищениями,
вакхическими праздниками, бегством. Преобладали сцены бурные, дававшие
возможность ввести в действие подвижную гибкую линию. Мастера любили
расписывать многофигурными сценами огромные плоскости больших сосудов. Это
было связано со стремлением вазописцев подражать монументалистам, имевшим з
распоряжении большие поверхности и не стесненным формами и границами вазы. В
композициях повсеместна многоплановость. Вводились пейзажные элементы - горки,
оливковые деревья с плодами, скалы. Изображались птицы, рыбы, дельфины. Линии
складок развевающихся одежд настолько выразительны, и так умело проведены, что
ощущаются порывы ветра. Особенная роль принадлежала снова орнаменту. Иногда
он был незначителен и располагался на второстепенных участках вазы - ручках,
ножке, горлышке. Но на многих сосудах он соперничает с сюжетным рисунком.
Любовь мастеров к динамическим сценам выступает в рисунке амфоры из Ареццо,
где показан Пелопс, мчащийся с Гипподамией в колеснице. В выразительной, полной
напряжения композиции, слева, как начало отсчета движения, показана вертикаль
дерева. Мастер, возможно Мидий, изображает откинувшегося назад Пелопса,
сдерживающего бешеный порыв лошадей. В центре же волнующихся, спорящих,
перебивающих друг друга линий возвышается спокойная фигура героини события -
юной и прекрасной Гипподамии (илл. 105).
После двухцветных росписей VI-V веков мастера, усложняя цветовую гамму,03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Классический период
eada. spb. r u/ ?p=204 17/ 24
После двухцветных росписей VI-V веков мастера, усложняя цветовую гамму,
возвращаются к красочным композициям, характерным для VII века. Только теперь, в
отличие от сочных резких тонов черного лака, пурпура, оранжевой глины и белой
краски, преобладают нежные оттенки голубого, розового, зеленого. Яркими
радужными вспышками осветились поверхности греческих сосудов в последние
десятилетия V века, нужно думать, не без воздействия монументальной живописи.
Нередко наряду с живописными использовались и рельефные изображения, как,
например, в гидрии из Эрмитажа со спором Афины и Посейдона (илл. 104) и в
лекифах мастера Ксенофанта того же собрания (илл. 103). Любили создавать
керамисты и изящные фигурные сосуды для душистыхмасел (илл. 101).
Постепенно вазописцы
к узорам. Мастерам была важна не столько сюжетная выразительность фигуры,
сколько ее роль как цветового пятна на поверхности сосуда. В рисунках IV века
предметы часто не очерчивались с той тщательностью, как раньше. Небрежность, в
полном смысле слова, беглость рисунка характеризуют поздние росписи.
Расплываются контуры
пятна с размытыми краями. Мастера чаще пользовались кистью, а не пером, как их
предшественники, проводившие где нужно тонкие, изящные линии. Возможно,
вазописцы, отходя от своих графических принципов, пытались сблизиться с
живописцами, исчерпывая постепенно свои возможности после безуспешного с ними
соперничества. Дольше других сохраняли высокое качество исполнения рисунков
луканские, кампанские, апулийские керамические мастерские в греческих городах
Апеннинского полуострова, создававшие в IV веке свои яркие красочные росписи
(илл. 102).
Поздняя классика
С утратой гражданственных основ высокой классики в искусстве IV века до н. э.
появляются новые черты. Нарушение гармонии в жизни города-полиса вызывает
перемены в художественном отражении мира. Частный заказчик становится сильнее
общественного. У мастеров преобладает интерес к человеческим, а не божественным
образам. Их больше привлекают идеи чувственности, нежели рационализма.
Архитектура и скульптура продолжают играть большую роль в то время, как вазопись
утрачивает свое былое значение.
В архитектуре IV века заметнее крайности: громадные храм Артемиды Эфесской,
Мавзолей в Галикарнассе и небольшие постройки с декоративным решением форм
типа памятника Лисикрата. Могучими кажутся воздвигнутые в то время крепостные
стены и башни (илл. 107), разнообразными по сравнению с прошлыми веками
становятся гражданские
гимнасии, мемориальные памятники. Количество зданий светского назначения
растет. Заметно увлечение зодчих различными планами: квадратными, круглыми,
прямоугольными. Чаще встречается совмещение различных ордеров, вызванное той
же нивелировкой локальных особенностей, какое позже приведет к появлению
общегреческого языка - койне.
Оживленное строительство
врачевания душевных и телесных ран, особенно почитавшегося в IV веке. Святилище
сына Аполлона - Асклепия - расположено в живописном месте, где, казалось бы,
существует полное гармоническое единство разнообразных форм природы.
Утопающие в зелени оливковых рощ долины прекрасны и одним своим видом
успокаивают уставшего и больного человека.
Важным местом "госпиталя" был портик семидесяти метров длиной, где спали
желающие исцелиться и близ которого находился источник для омовения. В
Эпидавре были построены пропилеи, храмы Асклепию и Артемиде, куда после
выздоровления приносили сделанные из гипса изображения больных частей тела, а
также фимела-круглое помещение, очевидно, для концертов, огромный театр и много
красивых портиков. Здесь имелся квадратный в плане гимнасий, с площадкой для игр
и тренировок, классами для занятий словесностью и музыкой и стадион.
Фблос, или фимела, концертный зал - был выстроен видным архитектором того
времени Поликлетом Младшим. Его круглое в плане здание из пентеллийского и
паросского мрамора украшали двадцать дорических колонн снаружи и четырнадцать
коринфских - внутри. Центральный зал гармоничной красотой форм создавал
настроение покоя и умиротворенности, замкнутости и отрешенности человека от
суетности мира. Древние недаром считали круг выражением совершенства и покоя.
Такая архитектура способствовала лучшему проникновению в мир музыкальных
чувств, помогала отвлечься от докучныхмелочей и забот.
Выстроенный Поликлетом Младшим театр в Эпидавре - один из лучших в Греции,
поражает акустикой, позволяющей даже в последних рядах слышать шепотом
сказанное слово. Здесь играл роль и особенный рельеф, и угол наклона скамей03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Классический период
eada. spb. r u/ ?p=204 18/ 24
театрона, и профилировка сидений, так как место для театра древние выбирали с
особой тщательностью. Реальная природа, на фоне которой развертывалось
представление, заменяла искусственные декорации. Высокие горы или широкие
зеленые долины, небо, то безоблачное, то в тучах, оттеняли своей реальностью
условность шедшего с
символикой и обобщенностью (илл. 108).
В IV веке бурное строительство велось в малоазийских городах, предпочитавших
здания ионического ордера. В это время создаются Львиная гробница в Книде, храм
Артемиды Эфесской, восстановленный на месте сгоревшего в 356 году, храмы
Артемиды в Сардах, Афины в Приене, Аполлона в Дидимах. Грандиозным
сооружением, одним из семи чудес света, был и Галикарнасский мавзолей, о котором
Павсаний писал:
"Я знаю много замечательных гробниц... Та, что находится в Галикарнассе,
сооружена в честь галикарнасского царя Мавзола. По размерам она так велика и
так замечательно украшена, что даже римляне, если хотят выразить свое
великое удивление, свои великие памятники называют мавзолеями".
Усыпальницу начали строить Пифей и Сатир еще при жизни царя, но окончили после
его смерти. Скульптурные украшения исполняли Скопас, Бриаксид, Тимофей и
Леохар. В XV веке это чудо древнего
зодчества разрушили рыцари-
Мавзолей - прямоугольное в плане здание - имел усыпальницу на первом этаже. Над
квадрами огромного цоколя располагались фризы с рельефами, затем ионическая
колоннада со статуями и ступенчатая пирамида с колесницей Артемисии и Мавзола;
так сочетались здесь формы греческие в колоннаде и ордерах и восточные - в
использовании пирамиды.
В IV веке создается также много строгих по архитектурным формам саркофагов,
нередко расписанных краской (илл. 109).
Грандиозности и давящей силе малоазийских сооружений аттические мастера
нередко противопоставляли стройную гармонию пропорций. Из афинских построек