Этапы развития искусства Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:50, курс лекций

Краткое описание

Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской
цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии
варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского
моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом
эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги,
зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры.

Файлы: 1 файл

развитие искусства в Древней Греции.doc

— 624.50 Кб (Скачать)

Деметрия, описанные древними авторами. Созданием Деметрия из Алопеки считают

изображение Лисимахи, жрицы Афины, в мраморном портрете которой скульптор

показал лицо старой женщины, испещренное  глубокими морщинами, тяжелые отеки

под усталыми глазами, впалые щеки. В  композиции портрета лежит принцип

противопоставления отдельных  элементов. Беспокойна поверхность лица, резка

светотень, глубокими врезами в  мрамор показаны глаза, рот, складки  на щеках.

Мастер достигает этим особенного контраста в сопоставлении освещенных и

затененных участков - Классическому  принципу концентричности композиции,

лежавшему с основе гермы Перикла, в портрете Лисимахи противопоставлен

эксцентрический, получивший особенное  развитие впоследствии в пластике

эллинизма (илл. 97).

В конце V и особенно в IV веке до н. э. в связи с усилением интереса в искусстве к03. 11. 12 Искусство  Древней Греции. Классический период

eada. spb. r u/ ?p=204 16/ 24

В конце V и особенно в IV веке до н. э. в связи с усилением интереса в искусстве к

переживаниям человека широкое  распространение в греческой  скульптуре получили

рельефные надгробные изображения (илл. 99, илл. 100). На мраморной стеле,

хранящейся в Афинском национальном музее, умершая гречанка Гегесо показана как

бы в преддверии храма, перекрытого  фронтоном, сидящей в кресле с  изогнутыми

ножками. Стоящая рядом служанка принесла ей шкатулку, и Гегесо, вынимая наряды,

любуется ими. Общая ритмика  движений фигур предельно спокойна, образы

возвышенно благородны, овеяны легкой задумчивой грустью (илл. 98). В силуэтах

склоненных голов, контурах безвольно  поникших рук, воплощающих печаль,

прозвучала в мраморных формах поэтичность греческих элегий и эпитафий. Глубокая

сдержанность чувств в подобных греческих надгробиях особенно воспринимается при

сопоставлении их с египетскими  рельефами с плакальщиками, где  скульптор,

изображая руки, воздетые к небу, фигуры упавших на землю и рвущих на себе волосы,

кричащих и стонущих людей, стремился  передать отчаяние. В греческих надгробиях

все внешне спокойно, но внутренне - предельно  напряжено; печаль здесь -

просветленная, возвышенная, но в то же время глубоко драматичная. Людей,

изображенных на греческих надгробиях, невозможно представить в экстатическом

состоянии. Было бы неправильно думать, что это вызвано равнодушием  греков к

жизни и смерти. Эллины любили жизнь  и ненавидели смерть: "Лучше быть

последним человеком на земле, чем царствовать в Аиде",- решает Ахилл. "Смерть

есть зло. Умирали бы и боги, если бы благом смерть была", - говорит  Сафо, и она же,

умирая, советует подругам: "Не плачьте, скорбь в доме служителя муз неуместна!" В

бессилии перед смертью древние  греки были подобны остальным людям. В умении

изображать в искусстве победу над отчаянием они вряд ли были кем-либо

превзойдены.

В несколько более позднем надгробии  афинского всадника из собрания ГМИИ

показаны умерший и родственник, пришедший с ним проститься (илл. 106). Характер

чувств, пластически выраженных в  рельефе, близок поэтическому произведению

Каллимаха:

"Кто-то сказал мне о смерти  твоей, Гераклит, и заставил

Тем меня слезы пролить. Вспомнилось  мне, как с тобой

Часто в беседе мы солнца закат  провожали. Теперь же

Прахом ты стал уж давно, галикарнасский мой друг!

Но еще живы твои соловьиные песни; жестокий,

Все уносящий Аид рук не наложит  на них".

На голове мужчины с копьем, стоящего слева, надета шляпа путешественника - петас.

Скульптор хочет подчеркнуть, что  именно он умерший, возможно, еще и фактурой

мрамора. Действительно, поверхность  его лица, рук, одежд шероховатая,

неопределенно-зыбкая, будто у призрачного  видения, в то время как в трактовке

изображенного справа мрамор обработан  с большей тщательностью. Все в

надгробии навевает чувство глубокой, но просветленной грусти. Печально свисают

руки, мерно стекают складки  одежд. Рука правого эллина, согнутая в локте и кисти,

особенно выразительна. В пластике руки, как, впрочем, и в любой другой части

рельефа, воплощена скорбь и тоска: греческие мастера умели каждой отдельной

деталью передать основное чувство  произведения.

Утрата гражданственных идеалов, кризис полисной системы, рост

индивидуалистических настроений привели к общему изменению вкусов в искусстве

конца V века до н. э. На вазах величавый покой и элегия классических образов

уступали место динамике красивого  сложного рисунка. Художники предпочитали

изображать сюжеты из мифологии, связанные  с борьбой, похищениями,

вакхическими праздниками, бегством. Преобладали сцены бурные, дававшие

возможность ввести в действие подвижную  гибкую линию. Мастера любили

расписывать многофигурными сценами  огромные плоскости больших сосудов. Это

было связано со стремлением  вазописцев подражать монументалистам, имевшим з

распоряжении большие поверхности и не стесненным формами и границами вазы. В

композициях повсеместна многоплановость. Вводились пейзажные элементы - горки,

оливковые деревья с плодами, скалы. Изображались птицы, рыбы, дельфины. Линии

складок развевающихся одежд настолько выразительны, и так умело проведены, что

ощущаются порывы ветра. Особенная  роль принадлежала снова орнаменту. Иногда

он был незначителен и располагался на второстепенных участках вазы - ручках,

ножке, горлышке. Но на многих сосудах  он соперничает с сюжетным рисунком.

Любовь мастеров к динамическим сценам выступает в рисунке амфоры из Ареццо,

где показан Пелопс, мчащийся с  Гипподамией в колеснице. В выразительной, полной

напряжения композиции, слева, как  начало отсчета движения, показана вертикаль

дерева. Мастер, возможно Мидий, изображает откинувшегося назад Пелопса,

сдерживающего бешеный порыв лошадей. В центре же волнующихся, спорящих,

перебивающих друг друга линий  возвышается спокойная фигура героини  события -

юной и прекрасной Гипподамии (илл. 105).

После двухцветных росписей VI-V веков  мастера, усложняя цветовую гамму,03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Классический период

eada. spb. r u/ ?p=204 17/ 24

После двухцветных росписей VI-V веков  мастера, усложняя цветовую гамму,

возвращаются к красочным композициям, характерным для VII века. Только теперь, в

отличие от сочных резких тонов черного  лака, пурпура, оранжевой глины и  белой

краски, преобладают нежные оттенки  голубого, розового, зеленого. Яркими

радужными вспышками осветились поверхности  греческих сосудов в последние

десятилетия V века, нужно думать, не без воздействия монументальной живописи.

Нередко наряду с живописными использовались и рельефные изображения, как,

например, в гидрии из Эрмитажа со спором Афины и Посейдона (илл. 104) и в

лекифах мастера Ксенофанта того же собрания (илл. 103). Любили создавать

керамисты и изящные фигурные сосуды для душистыхмасел (илл. 101).

Постепенно вазописцы переходили к беглой манере, и изображения  сводились вновь

к узорам. Мастерам была важна не столько  сюжетная выразительность фигуры,

сколько ее роль как цветового пятна  на поверхности сосуда. В рисунках IV века

предметы часто не очерчивались с той тщательностью, как раньше. Небрежность, в

полном смысле слова, беглость рисунка  характеризуют поздние росписи.

Расплываются контуры изображений, на поверхности ваз появляются живописные

пятна с размытыми краями. Мастера  чаще пользовались кистью, а не пером, как их

предшественники, проводившие где  нужно тонкие, изящные линии. Возможно,

вазописцы, отходя от своих графических принципов, пытались сблизиться с

живописцами, исчерпывая постепенно свои возможности после безуспешного с ними

соперничества. Дольше других сохраняли  высокое качество исполнения рисунков

луканские, кампанские, апулийские керамические мастерские в греческих городах

Апеннинского полуострова, создававшие  в IV веке свои яркие красочные росписи

(илл. 102).

Поздняя классика

С утратой гражданственных основ  высокой классики в искусстве IV века до н. э.

появляются новые черты. Нарушение  гармонии в жизни города-полиса вызывает

перемены в художественном отражении  мира. Частный заказчик становится сильнее

общественного. У мастеров преобладает  интерес к человеческим, а не божественным

образам. Их больше привлекают идеи чувственности, нежели рационализма.

Архитектура и скульптура продолжают играть большую роль в то время, как вазопись

утрачивает свое былое значение.

В архитектуре IV века заметнее крайности: громадные храм Артемиды Эфесской,

Мавзолей в Галикарнассе и небольшие  постройки с декоративным решением форм

типа памятника Лисикрата. Могучими кажутся воздвигнутые в то время  крепостные

стены и башни (илл. 107), разнообразными по сравнению с прошлыми веками

становятся гражданские сооружения: театры, булевтерии, пританеи, стадионы,

гимнасии, мемориальные памятники. Количество зданий светского назначения

растет. Заметно увлечение зодчих различными планами: квадратными, круглыми,

прямоугольными. Чаще встречается  совмещение различных ордеров, вызванное  той

же нивелировкой локальных особенностей, какое позже приведет к появлению

общегреческого языка - койне.

Оживленное строительство ведется  в Эпидавре, в святилище Асклепия, бога

врачевания душевных и телесных ран, особенно почитавшегося в IV веке. Святилище

сына Аполлона - Асклепия - расположено  в живописном месте, где, казалось бы,

существует полное гармоническое  единство разнообразных форм природы.

Утопающие в зелени оливковых рощ  долины прекрасны и одним своим  видом

успокаивают уставшего и больного человека.

Важным местом "госпиталя" был  портик семидесяти метров длиной, где спали

желающие исцелиться и близ которого находился источник для омовения. В

Эпидавре были построены пропилеи, храмы Асклепию и Артемиде, куда после

выздоровления приносили сделанные  из гипса изображения больных  частей тела, а

также фимела-круглое помещение, очевидно, для концертов, огромный театр и много

красивых портиков. Здесь имелся квадратный в плане гимнасий, с  площадкой для игр

и тренировок, классами для занятий  словесностью и музыкой и стадион.

Фблос, или фимела, концертный зал - был выстроен видным архитектором того

времени Поликлетом Младшим. Его круглое  в плане здание из пентеллийского и

паросского мрамора украшали двадцать дорических колонн снаружи и четырнадцать

коринфских - внутри. Центральный зал  гармоничной красотой форм создавал

настроение покоя и умиротворенности, замкнутости и отрешенности человека от

суетности мира. Древние недаром  считали круг выражением совершенства и покоя.

Такая архитектура способствовала лучшему проникновению в мир  музыкальных

чувств, помогала отвлечься от докучныхмелочей и забот.

Выстроенный Поликлетом Младшим театр  в Эпидавре - один из лучших в Греции,

поражает акустикой, позволяющей  даже в последних рядах слышать  шепотом

сказанное слово. Здесь играл роль и особенный рельеф, и угол наклона  скамей03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Классический период

eada. spb. r u/ ?p=204 18/ 24

театрона, и профилировка сидений, так как место для театра древние  выбирали с

особой тщательностью. Реальная природа, на фоне которой развертывалось

представление, заменяла искусственные декорации. Высокие горы или широкие

зеленые долины, небо, то безоблачное, то в тучах, оттеняли своей реальностью

условность шедшего с использованием масок и котурн театрального действия с его

символикой и обобщенностью (илл. 108).

В IV веке бурное строительство велось в малоазийских городах, предпочитавших

здания ионического ордера. В  это время создаются Львиная  гробница в Книде, храм

Артемиды Эфесской, восстановленный  на месте сгоревшего в 356 году, храмы

Артемиды в Сардах, Афины в  Приене, Аполлона в Дидимах. Грандиозным

сооружением, одним из семи чудес  света, был и Галикарнасский мавзолей, о котором

Павсаний писал:

"Я знаю много замечательных  гробниц... Та, что находится в  Галикарнассе,

сооружена в честь галикарнасского  царя Мавзола. По размерам она так велика и

так замечательно украшена, что даже римляне, если хотят выразить свое

великое удивление, свои великие памятники  называют мавзолеями".

Усыпальницу начали строить Пифей  и Сатир еще при жизни царя, но окончили после

его смерти. Скульптурные украшения исполняли Скопас, Бриаксид, Тимофей и

Леохар. В XV веке это чудо древнего зодчества разрушили рыцари-иоанниты.

Мавзолей - прямоугольное в плане  здание - имел усыпальницу на первом этаже. Над

квадрами огромного цоколя располагались  фризы с рельефами, затем ионическая

колоннада со статуями и ступенчатая  пирамида с колесницей Артемисии  и Мавзола;

так сочетались здесь формы греческие  в колоннаде и ордерах и  восточные - в

использовании пирамиды.

В IV веке создается также много  строгих по архитектурным формам саркофагов,

нередко расписанных краской (илл. 109).

Грандиозности и давящей силе малоазийских сооружений аттические мастера

нередко противопоставляли стройную гармонию пропорций. Из афинских построек

Информация о работе Этапы развития искусства Древней Греции