Этапы развития искусства Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:50, курс лекций

Краткое описание

Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской
цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии
варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского
моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом
эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги,
зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры.

Файлы: 1 файл

развитие искусства в Древней Греции.doc

— 624.50 Кб (Скачать)

общественных и культовых зданий - все это было свойственно большинству  новых

городов, даже если они возникали  на сложных рельефных участках, на склонах гор,

где вводилась террасная планировка районов (Приена, Селевкия).

Особенно процветали в эллинистическую  эпоху малоазийские города, служившие

центрами оживленной торговли Востока  и Запада, средоточием многих ремесел  и

производств, крупными очагами культуры и искусства. В Приене, Милете, Сардах,

Магнезии на Меандре, Пергаме воздвигались в это время многочисленные и

величественные сооружения.

Бурное строительство шло и  на богатых торговых островах Эгейского  моря - Родосе,

Делосе, Косе, Самофраке. Грандиозные  памятники создавались в построенной

Дейнократом Александрии египетской. Широкие строительные работы велись в

Афинах, уступавших, однако, в размахе  архитектурных замыслов другим

эллинистическим центрам.

В целях защиты эллинистические  города не только имели мощные крепостные

сооружения, но были подчас разделены на кварталы, с собственными

оборонительными стенами (Антиохия, Деметриада). Порой для безопасности

сельского населения города обносились дополнительным многокилометровым03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Эллинистический  период

eada. spb. r u/ ?p=205 3/ 8

сельского населения города обносились дополнительным многокилометровым

кольцом крепостных стен. Акрополи располагались  обычно на возвышенностях,

обеспечивавших возможность обороны, как в Приене и Пергаме.

Строительные материалы использовались в основном те же, что и в классическую

эпоху - мрамор, известняк, дерево, сырцовые кирпичи, несколько чаще привлекался

обожженный кирпич. Важно отметить, что инженерно-строительная сущность

сооружения начинала отодвигать на второй план архитектурно-художественный образ

памятника. Утрачивались постепенно цельность и органичность содержания,

свойственные классическим произведениям, зато памятники начинали

воздействовать более эмоционально, сильными средствами и на большее

количество людей. Сохранилась  в основном ордерная система, в которой, однако,

наметилась тенденция к смешению различных ордеров и их элементов. Усложнялись

и часто обогащались планы эллинистических  сооружений, как гражданских, так  и

культовых. В архитектуре восточных  районов использовались иногда арки (клинчатая

арка на острове Самофраке) и  своды (катакомбы Ком-Эль-Шукафа в  Александрии).

Особенно много сооружалось  в эти века гражданских зданий общественного

назначения - булевтериев и экклезиастериев  для собраний, пританеев для заседаний

должностных лиц, гимнасиев для обучения юношей. Большое внимание уделялось

строительству арсеналов (архитектор Филон), подземных водосборных цистерн

(Александрия), морских гаваней,  доков (Афины), волнорезов, маяков (Фаросский

маяк) и других сооружений, необходимых для жизни огромных городов эллинизма.

Высотное сооружение - Фаросский  маяк - детище этого полного противоречий и

дерзаний периода воспевали  многие поэты древности:

"Башню на Фаросе, грекам спасенье, Сострат Дексифанов,

Зодчий из Книда, воздвиг, о повелитель Протей!

Нет никаких островных сторожей на утесах в Египте,

Но от земли проведен мол для  стоянки судов,

И высоко, рассекая эфир, поднимается  башня,

Всюду за множество верст видная путнику днем,

Ночью же издали видят плывущие морем  все время

Свет от большого огня в самом верху маяка,

И хоть от Таврова Рога готовы идти они, зная,

Что покровитель им есть, гостеприимный  Протей".

Широкое развитие получала архитектура  жилых домов (Делос, Приена), дворцов

(Пергам, Пелла) и вилл, иногда  плавучих, воздвигавшихся на огромных баржах

(корабль Филопатора). В строительстве  культовых зданий, хотя и уступавшем

гражданскому, создавались величественные огромные храмы и алтари. В городах

появилось огромное количество портиков-стой для отдыха в жаркие дни.

В характере многих крупных эллинистических центров архитекторами обыгрывалась

грандиозность размаха городских  кварталов, протяженность портиков-стой вширь и

величественность уходящих ввысь  сооружений акрополей, располагавшихся

преимущественно на высоких скалистых  холмах. В художественной компоновке

зданий эллинистических акрополей  после величаво спокойных классических

ансамблей звучала новая тема - напряжение. Посещение Пергама связано  с крутым

подъемом в гору. Усложнение композиции построек, размещенных на склонах  крутой

возвышенности, человек испытывает физически, поднимаясь по священной дороге

пергамского кремля, с которого открываются  виды на холмы северной части Малой

Азии.

Во многих памятниках пергамского  акрополя можно заметить новизну

художественных форм эллинизма. Театр Пергама имеет особенно крутые склоны

зрительских мест. Орхестра кажется  маленькой с верхних рядов  этого

фантастического по своей архитектуре  эллинистического сооружения. Человек,

который должен снизу подняться  на верхние ряды, затрачивает немало усилий.

Напряжение выступает везде  и во всем.

Динамика эллинистических архитектурных  форм нашла отражение и в алтарях

крупных малоазийских центров. Уже  в алтаре храма Афины в Приене (III в. до н. э.)

заметно выдвижение вперед боковых  крыльев, украшенных колоннадами, чувствуется

эффект захватывания ими пространства и человека, воздействие втягивающей  его и

влекущей наверх лестницы. Продолженный в алтаре храма Артемиды в Магнесии на

Меандре (II в. до н. э.), этот эллинистический  принцип взаимодействия архитектуры  с

человеком особенно ярко выступил в  алтаре Зевса в Пергаме (180 г. до н. э.).

Величественная ионическая колоннада  алтаря Зевса, будто воплощающая

совершенство и могущество олимпийского пантеона, вырастает из хаотического

потока фигур гигантомахии на фризе  цоколя. Необычная для классического

памятника система расположения рельефа  не над колоннадой, а под нею

воспринимается в этом сооружении оправданной и, более того, связанной  с

символикой архитектурно-пластического  образа. Короткие и высокие ступени

лестницы алтаря Зевса, сильно отличавшиеся от широких и невысоких классических03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Эллинистический период

eada. spb. r u/ ?p=205 4/ 8

лестницы алтаря Зевса, сильно отличавшиеся от широких и невысоких классических

ступеней, давали чувствам человека возможность ощутить пульсацию напряженной

жизни эллинистических городов.

Зодчие эллинизма, не оставившие потомкам художественных образов, по глубине

подобных Парфенону или Эрехтейону, превзошли классических мастеров в  создании

огромных строительных комплексов, стремились решить проблему размещения

крупных ансамблей в пространстве, дали возможность в формах архитектуры

почувствовать свойственную эллинизму  динамику мировых просторов, подготовив в

этом отношении почву для  зодчих императорского Рима. В грандиозных  ансамблях и

величественных высотных сооружениях  эллинизма находили отражение чувства,

вырвавшиеся из тесных рамок полисной уравновешенности в бурный,

дисгармоничный мир огромныхмонархий.

В эпоху эллинизма в связи  с расцветом архитектуры широкое  распространение

получили фрески и особенно мозаики, плохо сохранившиеся до наших  дней, о которых

сообщают древние авторы, а также дают представление римские, помпеянские и

геркуланумские копии. В Александрии, в работах художников Антифила, Эванта и

Галатона возникали иногда сатирические образы, являвшиеся своеобразной

живописной параллелью гротеску в  скульптуре и терракотах. В произведениях

художников Пергамского царства  преобладали в возвышенно-героических  сюжетах

темы узнавания (Геракл и Телеф) или чудесного воспитания (Ахилл  и кентавр Хирон).

В работах мастера Тимомаха из Кизика звучала то любимая в эллинизме  тема

узнавания, драматизированная предполагавшимся жертвоприношением (Ифигения в

Тавриде находит в приготовленном к жертве чужестранце брата Ореста), то

изображение жестоких страданий Медеи  перед убийством детей. Эллинистические

мастера и в живописи предпочитали необычные, возбуждавшие, тревожившие

сюжеты и темы.

В мозаиках, украшавших полы жилых  домов и общественных зданий в  Делосе,

Приене, Херсонесе (мозаика с моющимися  женщинами, илл. 132), дворцов в Пелле, в

произведениях мастеров Сосия (неподметенный  пол, голуби у чаши) и Диоскуриада с

Самоса (уличные музыканты) мозаичисты обращались к бытовым сценкам  из жизни

и мифологическим образам, а также  сюжетам, почерпнутым из современных  им

комедий или романов. В мозаиках находили выражение разные тенденции:

свободная, живописная манера трактовки сюжета или подчеркнуто

гармонизированная, тяготевшая к классической продуманности композиции и

сдержанности в передаче любимых  эллинизмом драматических сцен.

В расписной керамике эллинистические  мастера преследовали преимущественно

декоративные цели, используя не только живопись и рисунок, но чаще рельеф для

украшения поверхности. Нарастало  в то же время ремесленное отношение  к форме и

росписям. Достоинство видели в  усложнении форм (лагиносы, эпихизисы), в

изысканности цветовых решений (чернолаковые и краснолаковые сосуды),

многофигурности мелких рельефных  композиций ("мегарские чаши").

Распространение в III веке до н. э. получила черно-лаковая посуда с накладными

росписями белой, золотисто-желтой, пурпуровой красками, так называемая "гнафия".

Проявлением своеобразной архаизации явилось некоторое возрождение

чернофигурной техники в пределах III века до н. э. в вазах группы Гадры  из

Александрии, служивших пеплохранильницами в эллинистических некрополях.

Своеобразные керамические памятники возникали в эллинистических центрах

Великой Греции и Сицилии в III веке до н. э. перед завоеванием их римлянами. В

Чентуриппе (Сицилия) создавались  большие, до полуметра высотой, сосуды,

украшенные многокрасочными росписями, не подвергавшимися обжигу и плохо

сохранившимися (илл. 131). В Канозе (юг Апеннинского полуострова) керамисты

изготавливали огромные вазы с сильно выступающими рельефными изображениями

голов горгоны Медузы или протом лошадей.

В эпоху эллинизма широкое распространение  получили стеклянные чаши. В

александрийских мастерских появлялись кубки с двойными стенками, между

которыми вставлялись тончайшие  узоры из золотой фольги, придававшие  изделиям

красивый и дорогой вид. Создавались  чаши из так называемого "мозаичного стекла",

исключительно богатые по красочной гамме использованных токов.

На широко распространенных в эллинистических  монархиях резных камнях из

драгоценных и полудрагоценных  пород (геммах и камеях) изображались

многофигурные мифологические сцены  и портреты. Преобладали сюжеты, связанные

с неожиданными счастливыми концовками, с изображениями дионисийских

празднеств, нимф, сатиров. В портретных геммах и камеях часто воспроизводились

лица эллинистических монархов, определению имен которых сейчас помогают не

менее точные и художественные их изображения на монетах (монеты Македонии,

Пергама, Бактрии, Афин). В ряде камей  эллинистические резчики по камню  достигали

высокого совершенства как в  передаче портретных черт лица, так  и в использовании

природных качеств красивых многослойных сардониксов (камея Гонзага, Ленинград,

Эрмитаж, III в. до н. э.) (илл. 133).03. 11. 12 Искусство  Древней Греции. Эллинистический  период

eada. spb. r u/ ?p=205 5/ 8

Эрмитаж, III в. до н. э.) (илл. 133).

В скульптуре эллинистической эпохи  можно видеть не только продолжение, но и

дальнейшее развитие тех тенденций, какие проявились в работах великихмастеров IV

века до н. э. Тема праксителевских  образов приобрела в эллинизме  характер

подчеркнутой чувственности, а  пафос скопасовских отозвался в  повышенной

драматичности многих эллинистических изваяний; но и те и другие пронизывала

особенная, выраженная впервые Лисиппом напряженная пульсация динамического

ритма эпохи.

В годы эллинизма сформировались различные  скульптурные школы, каждая из

которых характеризовалась неповторимыми чертами. Александрийские, родосские,

аттические, пергамские ваятели создавали  особенные локальные варианты

пластического искусства. Развитие получила в то время декоративная скульптура,

украшавшая огромные сады и парки, возникшие вокруг многочисленных дворцов

эллинистических правителей. Здесь  часто ставились статуи Афродит, изображавшие

обнаженную богиню кокетливо-жеманной или стыдливой (илл. 134, илл. 135). В эпоху

эллинизма былое величие классического  божества утрачивалось, и изваянный  часто

рядом Амур на дельфине был знаком того, что показана богиня, а не просто хорошо

сложенная гречанка. Праксителю не нужно  было прибегать к подобного рода

атрибутам. Пластические формы убеждали в том, что представлено божество. В густой

зелени эллинистических садов  и парков можно было встретить беломраморные

статуи нежно обнявшихся Амуров и Психей, старого и молодого кентавров,

оседланных шаловливыми божками  любви. У журчащих струй фонтанов помещались

Информация о работе Этапы развития искусства Древней Греции