Этапы развития искусства Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:50, курс лекций

Краткое описание

Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской
цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии
варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского
моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом
эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги,
зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры.

Файлы: 1 файл

развитие искусства в Древней Греции.doc

— 624.50 Кб (Скачать)

искусного скульптора. Слияние театрализованной патетики с жанровостью выступает03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Классический период

eada. spb. r u/ ?p=204 24/ 24

искусного скульптора. Слияние театрализованной патетики с жанровостью выступает

в скульптурной группе Леохара, представившего похищение орлом Ганимеда.

Огромный размах мощных крыльев  хищной птицы, уносящей мальчика-пастуха,

величавая торжественность фигурки  будущего виночерпия Зевса, встревоженная,

прыгающая у ног его собака, оброненная на землю пастушеская свирель - своей

деталировкой свидетельствуют  о новых тенденциях в эллинской  пластике на рубеже

классики и эллинизма. Композиция сложной многофигурной группы решена

блестяще, от этого произведения Леохара  уже недалеко до жанровых скульптур

эллинизма. Возможно, об этой работе Лисиппа  сложил стихотворение поэт Стратон:

"К небу, жилищу богов, вознесись,  о орел, захвативши

Мальчика, сам распластав оба широких  крыла,

Мчись, унося Ганимеда прекрасного; Зевсу для пира

В нем виночерпия дать ты постарайся скорей.

Остры когти на лапах твоих: не порань ты ребенка,

Пусть не печалится Зевс, гневно страдая  о нем".

К концу V и особенно IV века до н. э. относится оживление и расцвет  деятельности

греческих живописцев, произведения которых, к сожалению, не сохранились и были

повторены частично лишь в помпеянских  и геркуланумских фресках значительно

позднее. Художник конца V века до н. э. Аполлодор, создававший станковые

произведения темперой, ввел светотеневую моделировку в изображения и поэтому

может быть по праву назван одним  из первых живописцев. Из рассказов  древних

авторов о работах Зевксиса и  Парасия можно понять, что художники  стремились в это

время к особенной точности воспроизведения  натуры, и Зевксис, нарисовав виноград,

обманул птиц, прилетевших клевать  его, а Парасий превзошел самого Зевксиса,

изобразив занавес, который тот  хотел отдернуть. Однако художников этого времени

чаще привлекали сюжеты мифологического  характера. Такие мастера, как Тиманф,

стремились в них передать накал драматических чувств с силой, свойственной его

композиции "Жертвоприношение Ифигении" (илл. 124). В живописи выдающегося

художника IV века Никия преобладали  лирические образы женских божеств, героинь

мифологических сказаний с драматической  коллизией. Прославленным мастером

времени Александра Македонского был  Апеллес, развивавший светотеневую

нюансировку в своих изображениях, добивавшийся высоких живописных эффектов,

обращавшийся не только к мифологической тематике, но и к портретам. Любовь

живописцев IV века к многофигурным батальным сценам подтверждает мозаичная

помпеянская копия с картины  художника IV века Филоксена, где изображена битва

Дария с Александром Македонским  при Иссе (илл. 126, илл. 127).

Найденные сравнительно недавно в  гробницах Пестума фрески конца V и особенно

начала IV века до н. э., интересные своими композициями и сюжетами, позволяют

видеть сражающихся мужчин, танцующих  девушек, занятых домашними делами

женщин. Они могут быть охарактеризованы как образцы периферийного греческого

искусства, отличающиеся своеобразными  местными художественными

достоинствами.

Вазописцы IV века все чаще использовали рельефные украшения, в которых  широкое

применение получала позолота. На плечах гидрии из Кум, названной "царицей  ваз",

художник изобразил богов, связанных с культом элевзинскихмистерий (илл. 129).

Расцвет монументальной живописи в IV веке способствовал широкому

распространению красочных многофигурных  мозаик в многочисленных городах

эллинистических монархий. Композиции, украшавшие дворец македонского царя

Архелая, поражают захватившими и  мозаичистов экспрессивностью изображения

человеческой фигуры, выразительностью контурной линии, интересом к  волнующим

сюжетам. Мозаика "Львиная охота", красочная композиция "Дионис на пантере",

выложенные из разноцветной речной гальки, в некоторой степени дают возможность

почувствовать, каких успехов достигла тогда монументальная живопись.

Последняя четверть IV века и затем  последующие столетия эллинизма  могут быть

названы временем расцвета греческой  терракоты. В эти годы создаются лучшие

элегические образцы Танагры (илл. 125), многие гротескные фи-гурки возникают  под

рукой опытных коропластов (илл. 128). Быстрота изготовления и дешевизна  глины,

возможность из одной формы сделать  большое количество оттисков, сравнительная

с другими материалами легкость создания многофигурных групп, изображающих

динамические сцены, - все это  обеспечило терракоте расцвет в  годы поздней

классики и эллинизма.

 

Эллинистический период

 

Искусство эллинизма - искусство огромных государств, образовавшихся после распада

державы Александра Македонского, художественное явление того этапа, когда в

жизни рабовладельческого общества основную роль начинала играть не полисная

формация, а деспотическая монархия. Специфика эллинистического искусства не

только в исключительно интенсивном  развитии всех художественных форм, но прежде

всего в их связи как с греческими, так и с "варварскими" принципами культуры.

Хронологическими границами эллинистического искусства принято считать, с  одной

стороны, смерть Александра Македонского - 323 год до н. э., с другой - год

присоединения к Риму Египта - 30 год  до н. э. В пределах эллинизма различают

иногда периоды раннего (323 г. - середина III в. до н. э.), высокого (середина III -

середина II в. до н. э.) и позднего эллинизма (середина II в. до н. э. - 30 г. до н. э.).

Территориально эллинистическое  искусство было распространено в  широких рамках

преимущественно восточного Средиземноморья. После ожесточенной борьбы

диадохов за власть в первые два  десятилетия раннего эллинизма образовались

крупные монархии: Македонская, Геллеспонтск ая, Переднеазиатская и Египетская.

Борьба их друг с другом и внутренние распри, длившиеся до середины III века до н. э.,

привели к отпадению от них и  усилению многочисленных новых царств.

В период раннего эллинизма большую  роль играли задававшие тон и управлявшие

монархиями греки, оттеснявшие  на второй план стремившуюся к власти местную

знать. Это нашло отражение в  характере многих памятников раннего  эллинизма, еще

сохранявших традиции классического искусства.

Высокий эллинизм совпал по времени  с ожесточенными пуническими  войнами,

отвлекавшими внимание Рима от восточных  областей Средиземноморья, и длился до

завоевания римлянами Македонии  в 168 году и разрушения ими Коринфа. В эти годы

процветал Родос, играло огромную роль богатое Пергамское царство при Аттале I

(241-197) и Евмене II (197-152), совдавались  величественные памятники

птолемеевского Египта. Этот период усиленного нажима местной знати  на греко-

македонскую правящую верхушку и бурной междоусобной войны характеризуется в

искусстве не только появлением особенно патетических и драматических образов,

сочетанием в искусстве трагических  и идиллических тем, гигантизма и  камерности, но

и широким развитием садово-парковой декоративной скульптуры.

В искусстве позднего эллинизма  ярко выступила противоречивость действительности,

глубокая внутренняя дисгармония  жизни в эллинистических городах. Обострилась

борьба эллинских и "туземных" местных идей, вкусов и настроений,

гипертрофированный индивидуализм сопровождался яростной борьбой за власть,

страхом перед власть имущими, хищническими стремлениями к наживе. Это время

экономического застоя на Родосе, значение которого перешло к Делосу, начало

обнищания птолемеевского Египта, ослабленного династической борьбой, годы

упадка Пергамского царства, завещанного  последним из Аталлидов - Аталлом III в 133

году римлянам.

Искусство эллинистической эпохи  было тесно связано с наукой и  техникой,

естествознанием и философией, литературой  и религией того времени. Успехи

архитектуры во многом зависели от возросшего по сравнению с прошлыми веками

уровня строительных возможностей, от развития технической и научной  мысли.

Новшества в сюжетах и в характере  стиля живописи, мозаик, скульптуры, вызванные

новым отношением к явлениям, были созвучны тому, что находило отражение в

философии, религии, литературе эллинизма.

Значительное расширение кругозора  эллинов в эту эпоху, связанное  с их военными

походами, торговыми и научными путешествиями в далекие восточные  страны, в

Африку и на север, вселяло в человека чувство мировых просторов, мало знакомое

греку классической поры, жившему  в рамках города-полиса. В то же время

открывшийся эллину необъятный мир  с возникавшими и распадавшимися на глазах

огромными державами оказывался лишенным гармонии, обеспечивавшей некогда

благополучие классического полиса; он управлялся уже не мудрыми олимпийскими

богами, а капризной и своенравной  богиней судьбы Тюхе. Стремление познать

законы нового, сложного мира привело  к бурному развитию науки. Эллинизм вызвал к

жизни деятельность ученого и инженера III века до н. э. Архимеда и определил03. 11. 12 Искусство Древней Греции. Эллинистический  период

eada. spb. r u/ ?p=205 2/ 8

жизни деятельность ученого и инженера III века до н. э. Архимеда и определил

необходимость смелого путешествия Питея из Массилии к берегам Норвегии, вплоть

до Полярного круга; это было время создания математиком Евклидом системы

геометрии, определения Эратосфеном  длины земного меридиана и  доказательства

Аристархом Самосским осевого  вращения Земли и движения ее вокруг Солнца.

Вавилонский жрец Беросс и египетский Манефон знакомили в III веке до н. э. греков с

открытиями своих ученых. Больших  успехов достигали в те века связанные  с

медициной физиология и анатомия (Герофил, конец IV-начало III в.; Эрастион, начало

III в. до н. э.), а также близкая  сельскому хозяйству ботаника (Теофраст, конец IV-

начало III в. до н. э.). Широкое развитие получила филология: в Александрии  был

основан крупный научный центр "Музей" с кабинетами, аудиториями, огромной

библиотекой. Тяготением к практическому  характеру познания в эпоху эллинизма

объясняется некоторое снижение роли философии, однако надо отметить создание в

III веке до н. э. эпикурейской (Эпикур, 341-270) и стоической (Зенон, 336-264) школ.

В литературе на смену политической комедии Аристофана пришла бытовая комедия

Менандра (конец IV-начало III в.), возникли рассказывавшие о простом народе

мимиямбы Геронда (III в. до н. э.) и  воспевавшие жизнь вдали от городов, на лоне

природы идиллии Феокрита (конец IV-начало III в. до н. э.), появились и такие

монументальные сочинения, как "Аргонавтика" Аполлония Родосского (III в. до н. э.).

Глубокая противоречивость эллинистической  действительности вызывала в искусстве

этой эпохи заметные контрасты, проявляясь в выражении чувств то драматических, то

лирических. Эффект бурных эмоций в  памятниках искусства сочетался  подчас с

холодной аналитичностью и рассудочностью, так же как новые тенденции  и формы

уживались с классицизмом и архаистикой (илл. 130). Мастера эллинизма, как в

литературе, так и в изобразительном  искусстве любили обыгрывать эффекты

неожиданности, случайности, отличные от господствовавшей в V веке идеи

неизбежности. Эллинистическое чувство  безграничных просторов мира,

проявившееся, в частности, в возникновении общегреческого языка койне, нашло

яркое выражение в формах архитектуры.

Бурное развитие зодчества в  эллинистическую эпоху связано  во многом со

стремлением правителей прославить мощь своих монархий в архитектурных

памятниках, созданием больших  городов в отдаленных районах античной периферии,

куда достигали греческие воины.

Огромное количество новых городов  возникло в эпоху эллинизма в  различных частях

античного мира. Назывались они чаще всего по имени воздвигавших их монархов -

Александриями, Селевкиями, Антиохиями. Уже в последние годы царствования

Александра Македонского, когда  по его приказу было создано около  семидесяти

городов, а после его смерти диадохом Селевком - семьдесят пять новых, у  строителей

и архитекторов не было недостатка в  работах. Выбор места для основания городов

исключал случайные факторы  и учитывал как природные условия (близость морской

гавани, реки, плодородных земель), так и характер торговых и стратегических путей.

Принципы целесообразности, всегда ставившиеся на первое место, исключали порой

даже заманчивые перспективы грандиозности  вида или внешней красоты будущего

города. Так, Александр Македонский  отверг лестное для него и восхитившее  вначале

предложение архитектора Дейнократа создать из горы Афон фигурное изваяние с

огромным городом на ладони левой руки, узнав, что вблизи этого места нет

плодородных почв.

Характер планировки эллинистических  городов отличался строгой упорядоченностью.

Прямизна иногда широких, от десяти до четырех метров, улиц (Пергам, Приена),

пересечение их под прямым углом, расположение в центре особенно важных

Информация о работе Этапы развития искусства Древней Греции