Эстрада 60-70 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 04:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы. Одновременно с официальной советской эстрадой в 60-70-е гг. под влиянием творчества группы “Битлз” появляются различные музыкальные, главным образом самодеятельные коллективы. Они имели социальную направленность, что не давало им возможности существования в рамках государственных концертных организаций. Именно в это время формируется новое поколение организаторов-менеджеров, которые берут на себя все проблемы организации концертов подобных ансамблей.
Основным местом проведения концертов были кафе. Развивается студийная деятельность, совершенствуется студийный аппарат.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эстрадная музыка и вокально-инструментальные ансамбли (ВИА)..5
1.1. Эстрадная музыка, как вид развлекательного музыкального искусства...8
1.2. Вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) на эстраде………………10
Глава 2. Развитие Рок-музыки и вокально-инструментальных ансамблей в России в 70-80-х годах…………………………………………………………..16
2.1. Рок-музыка в России………………………………………………………..22
2.2. Советская эстрада: история развития ВИА «Самоцветы», «Ариэль», «Верные Друзья», «Лейся Песня», «Пламя», «Поющие Сердца». «Синяя Птица», «Цветы», «Земляне»…………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………47
Список используемой литературы……………………………………………..48

Файлы: 1 файл

эстрада 60-70 годов.docx

— 113.42 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

ФГОУ  ВПО Восточно-Сибирской государственной  академии

культуры  и искусств

факультет искусств

кафедра режиссуры эстрады и театрализованных представлений

 

 

 

 

 

 

Эстрада 60-70 годов

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

   Выполнил

                                           Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Эстрадная  музыка и вокально-инструментальные ансамбли (ВИА)..5

1.1. Эстрадная  музыка, как вид развлекательного  музыкального искусства...8

1.2. Вокально-инструментальные  ансамбли (ВИА) на эстраде………………10

Глава 2. Развитие Рок-музыки и вокально-инструментальных ансамблей в России в 70-80-х годах…………………………………………………………..16

2.1. Рок-музыка  в России………………………………………………………..22

2.2. Советская  эстрада: история развития ВИА  «Самоцветы», «Ариэль»,  «Верные  Друзья»,  «Лейся Песня»,  «Пламя»,  «Поющие Сердца». «Синяя Птица», «Цветы», «Земляне»…………………………………………………...24

Заключение………………………………………………………………………47

Список используемой литературы……………………………………………..48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Актуальность выбранной темы. Одновременно с официальной советской эстрадой в 60-70-е гг. под влиянием творчества группы “Битлз” появляются различные музыкальные, главным образом самодеятельные коллективы. Они имели социальную направленность, что не давало им возможности существования в рамках государственных концертных организаций. Именно в это время формируется новое поколение организаторов-менеджеров, которые берут на себя все проблемы организации концертов подобных ансамблей.

       Основным местом проведения концертов  были кафе. Развивается студийная  деятельность, совершенствуется студийный  аппарат.

       Изыскиваются возможности неофициальной  записи групп и распространения  кассет. Учитывая возросший интерес  к рок-культуре со стороны молодого поколения, государственные концертные организации приглашают на договорной основе подобные коллективы.

       На базе же филармонических  и государственных организаций  создаются

ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), использующие репертуар  советских композиторов и поддающиеся  строгому репертуарному цензу со стороны государства.

       Эстрада вступает в мир бизнеса.  А для этого ей необходимы  профессионалы, люди, умеющие организовать  дело так, чтобы оно приносило  прибыль не только артисту,  группе, фирме, но и государству  (в виде налогов).

       Таким образом, возникший шоу-бизнес  в нашей стране впитал в  себя накопленный опыт дореволюционной  и советской эстрады, претерпев  идеологический прессинг государства;  он развивается в новых условиях, по

правилам  рыночных отношений.

        Тема курсовой работы: Эстрада 70-80-х годов. ВИА на эстраде.

        Цель курсовой  работы: Рассмотреть, что из себя представляет «эстрадная музыка», возникновение и развитие вокально-инструментальных ансамблей в Советском Союзе в 70-80-х годах, а также выход на эстраду рок-музыки и история возникновения некоторых ВИА.

Объект исследования: Музыкальная эстрада 70-80-х годов.

Предмет  исследования: становление советской эстрады.     

Гипотеза исследования: заключается в том, что изучение творчества,  истории образования и дальнейшей деятельности, эстрадных ВИА, рок-групп  и эстрадных коллективов, так или иначе связанных с музыкальной деятельностью в будущем может помочь в организации различных музыкальных фестивалей, эстрадных концертов и непосредственно  в деловом общении с менеджерами приглашаемых коллективов.                       

В соответствии с целью, объектом, предметом и  гипотезой исследования определены следующие задачи:

  1. Изучить творчество эстрадных ВИА 70-80-х  годов.
  2. Рассмотреть этапы развития деятельности эстрадных ВИА.
  3. Рассмотреть специфику творчества отдельных эстрадных и рок коллективов как социально- культурный пласт, имеющий большое влияние  на общество.

Методологическую основу исследования составляют концепции ,гипотезы ,опыт таких известных музыкальных критиков как Артемий Троицкий и Александр Житинский.

Методы исследования: литературный метод, системный метод, понятийно- терминологический метод, литературно- исторический.

Научная новизна исследования, заключается в том, что данная тема ещё никем не рассматривалась, хотя, я считаю, что мне как будущему специалисту необходимо глубоко погрузиться в творчество и историю  эстрадных ВИА 70-80-х годов.

Достоверность исследования : В процессе изучения Эстрады 70-80-х годов. ВИА на эстраде, могу смело заявить, что исследование проделанное в данной курсовой работе достоверно. Настоящая курсовая работа вобрала в себя студенческую теорию   а так же бесценный опыт  известных деятелей музыкальной индустрии.

Теоретическая значимость исследования, заключается в том, что положения и выводы сделанные используемые в данной работе могут в дальнейшем применятся в теоретических работах другого масштаба, а так же на практике.

 Практическая ценность  исследования: Работа определена тем, что её положение и выводы могут применяться на практике. Собранный практический материал, теоретические положения и выводы рассчитаны на самый широкий круг лиц, интересующихся данной темой.

База исследования: Кафедра режиссуры эстрады  и театрализованных представлений Восточно-Сибирской Государственной Академии Культуры и Искусств.

Основные положения, выдвигаемые  на защиту курсовой работы:    

  1. основными чертами советских ВИА являются: морализм, позитивность, простота мелодий, лёгкость.
  2. Отличительными свойствами советских ВИА являются: наличие широкой слушательской аудитории, развлекательный характер, лёгкодоступность.
  3. Основные различия между ВИА и Рок коллективами: ВИА создавались на базе Дворцов Культуры и поддавались жёсткому цензу со стороны правительства ( исполняли музыку советских композиторов и накладывали на неё стихи советских поэтов).
  4. Социально-культурная ценность ВИА как явления заключается в положительном влиянии на аудиторию, развитии морально- нравственных качеств, ну и наконец, её развлекательный характер.
  5. Основные функции творчества ВИА: развлекательная, мировоззренческая, морально- нравственная и поучительная.                                                                                                                                                                                                                                                                                        

     Структура курсовой работы:  Курсовая  состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1.

Эстрадная музыка и вокально-инструментальные ансамбли (ВИА)

Термин  «вокально-инструментальный ансамбль», как и само обозначаемое этим термином явление, появился в СССР в 1960-х годах, на волне увлечения советской  молодёжи популярными течениями  западной музыки. Именно тогда в  СССР стали создаваться музыкальные  коллективы, призванные стать собственными аналогами (разумеется, с поправкой  на идеологию) западных рок-групп. Поскольку «рок-группами» именовать их не разрешалось по идеологическим соображениям (официально считалось, что рок-музыка есть «продукт разлагающейся западной культуры»), для таких коллективов было придумано название «вокально-инструментальный ансамбль», или, сокращённо, «ВИА».

ВИА создавались  при тех или иных уже существующих творческих объединениях: местных филармониях, театрах, концертных объединениях. Официальный  статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода, которая проходила по категории художественной самодеятельности. Помимо профессиональных ВИА, существовали аналогичные самодеятельные коллективы.

В числе  первых коллективов, создавших жанр ВИА, называют «Поющие гитары» и «Весёлые ребята», созданные в 1966 году в Ленинграде и Москве соответственно. «Добры Молодцы» появились на сцене в 1969 году.

Особенности


Типичный  ВИА состоял из 6-10 и более человек, в число которых обычно входили  по нескольку вокалистов и мультиинструменталистов, во главе стоял художественный руководитель, который мог входить, а мог и не входить в число исполнителей. Участники менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами. Если в рок-группах солист обычно одновременно играл на каком-либо инструменте, то в ВИА солист гораздо чаще только пел. Большинство музыкантов ВИА были профессионалами, уровень исполнительского мастерства был достаточно высок.

ВИА использовали обычный для поп- и рок-групп набор инструментов: электрогитары, ударную установку, различные варианты электронных клавишных, таких как электроорганы и синтезаторы, аппаратуру звукоусиления. В дополнение к этому набору, как правило, имелась духовая секция, могли использоваться также различные народные инструменты, в особенности в ВИА с фолк-уклоном.

На внешний  вид артистов ВИА и манеру поведения  на сцене накладывался целый набор  ограничений, диктуемых идеологическими  соображениями. Типичной концертной одеждой  были обычные пиджачные костюмы, а у ВИА, специализирующихся на народной тематике — различные варианты одежды в «народном стиле», на исполнение песен военно-патриотической тематики ансамбль мог выйти в военной форме. Не поощрялось активное движение по сцене, как правило, музыканты и солист стояли практически неподвижно в течение всего номера. Разумеется, любые выраженно «роковые» атрибуты, такие как необычные причёски, татуировки, клёпанная кожаная одежда, металлические аксессуары и прочее в том же духе безусловно исключались.

Записи  профессиональных ВИА издавались на советском рекорд-монополисте, государственной фирме «Мелодия», а организовывали концерты территориальные филармонии и концертные объединения: Москонцерт, Ленконцерт, Росконцерт, Госконцерт, Республиканские и областные филармонии.

Иногда  ВИА выступали как аккомпанирующий  состав известного сольного исполнителя, как, например: Юрий Антонов и группы «Аракс» и «Аэробус», Алла Пугачёва и ВИА «Рецитал», София Ротару и ВИА «Червона рута», Валерий Ободзинский и ВИА «Верные друзья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Эстрадная музыка, как вид  развлекательного музыкального  искусства

Репертуар


Репертуар ВИА в основном составляли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами. Исполнялись также песни, написанные членами группы, основным композитором мог быть и художественный руководитель коллектива. Программа ансамбля официально утверждалась худсоветом, это было непременным условием для исполнения её на публике.

Стиль музыки, исполнявшийся ВИА, разнообразен. Он включал в себя как фолк и народные песни, так и диско, рок-музыку и синти-поп. Звучание ВИА рассматривают как специфический жанр в советской популярной музыке. Следует отметить, что именно ВИА сформировали и подготовили музыкальный пласт развития биг-бита и поп-музыки, сформировали зрительскую аудиторию для следующего музыкального направления в СССР — рок-музыки. Однако в исполнении музыки ярко выраженные рок-моменты будь то соло электрогитары или слишком громкий голос артистов не рекомендовался. Не приветствовались современные ритмы и новейшие направления, будь новая волна и пр. Потому песни у ВИА были как правило незамысловатые, не длящиеся более 3-4 минут и без серьёзной импровизации.

В текстах  песен ВИА звучали патриотические и военно-патриотические мотивы, любовная лирика (в крайне «платонизированном» варианте), чисто советские мотивы романтики труда, встречались песни-шутки, романсы, народные песни, песни на актуальные темы (вроде строительства БАМа). В основном песни несли выраженно позитивный заряд, прославляли советский образ жизни, говорили о счастье, радости, трудовых свершениях и боевых подвигах. Критика, протест, тема конфликта человека и общества допускались только в «обличительных» песнях о проблемах капиталистического мира. Не поощрялось и заострение проблем молодёжи.

Заметное  место в репертуаре многих ВИА  занимали кавер-версии песен западных групп (с текстами на русском языке, часто крайне далёкими от оригинала по смыслу, но, как правило,фонетически сходными с ним). В записях и в представляемых на утверждение программах выступлений кавер-версии иногда маскировались: менялись названия, музыка могла приписываться членам группы или несуществующим композиторам, песня именовалась «американской народной» и так далее. Также ВИА нередко использовали музыкальные фрагменты западных песен в собственных произведениях, подавая их как свою музыку. На концертах могли исполняться и оригинальные западные песни.

 

 

 

 

 

Информация о работе Эстрада 60-70 годов