Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 04:34, курсовая работа
Актуальность выбранной темы. Одновременно с официальной советской эстрадой в 60-70-е гг. под влиянием творчества группы “Битлз” появляются различные музыкальные, главным образом самодеятельные коллективы. Они имели социальную направленность, что не давало им возможности существования в рамках государственных концертных организаций. Именно в это время формируется новое поколение организаторов-менеджеров, которые берут на себя все проблемы организации концертов подобных ансамблей.
Основным местом проведения концертов были кафе. Развивается студийная деятельность, совершенствуется студийный аппарат.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эстрадная музыка и вокально-инструментальные ансамбли (ВИА)..5
1.1. Эстрадная музыка, как вид развлекательного музыкального искусства...8
1.2. Вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) на эстраде………………10
Глава 2. Развитие Рок-музыки и вокально-инструментальных ансамблей в России в 70-80-х годах…………………………………………………………..16
2.1. Рок-музыка в России………………………………………………………..22
2.2. Советская эстрада: история развития ВИА «Самоцветы», «Ариэль», «Верные Друзья», «Лейся Песня», «Пламя», «Поющие Сердца». «Синяя Птица», «Цветы», «Земляне»…………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………47
Список используемой литературы……………………………………………..48
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
ФГОУ
ВПО Восточно-Сибирской
культуры и искусств
факультет искусств
кафедра режиссуры эстрады и театрализованных представлений
Эстрада 60-70 годов
Курсовая работа
Выполнил
Улан-Удэ
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Эстрадная музыка и вокально-инструментальные ансамбли (ВИА)..5
1.1. Эстрадная музыка, как вид развлекательного музыкального искусства...8
1.2. Вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) на эстраде………………10
Глава 2. Развитие
Рок-музыки и вокально-инструментальных
ансамблей в России в 70-80-х годах…………………………………………………………..
2.1. Рок-музыка
в России……………………………………………………….
2.2. Советская
эстрада: история развития ВИА
«Самоцветы», «Ариэль», «Верные
Друзья», «Лейся Песня», «Пламя»,
«Поющие Сердца». «Синяя Птица»
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………..
Введение
Актуальность выбранной темы. Одновременно с официальной советской эстрадой в 60-70-е гг. под влиянием творчества группы “Битлз” появляются различные музыкальные, главным образом самодеятельные коллективы. Они имели социальную направленность, что не давало им возможности существования в рамках государственных концертных организаций. Именно в это время формируется новое поколение организаторов-менеджеров, которые берут на себя все проблемы организации концертов подобных ансамблей.
Основным местом проведения
Изыскиваются возможности
На базе же филармонических и государственных организаций создаются
ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), использующие репертуар советских композиторов и поддающиеся строгому репертуарному цензу со стороны государства.
Эстрада вступает в мир
Таким образом, возникший шоу-
правилам рыночных отношений.
Тема курсовой работы: Эстрада 70-80-х годов. ВИА на эстраде.
Цель курсовой работы: Рассмотреть, что из себя представляет «эстрадная музыка», возникновение и развитие вокально-инструментальных ансамблей в Советском Союзе в 70-80-х годах, а также выход на эстраду рок-музыки и история возникновения некоторых ВИА.
Объект исследования: Музыкальная эстрада 70-80-х годов.
Предмет исследования: становление советской эстрады.
Гипотеза исследования: заключается в том, что изучение творчества,
истории образования и дальнейшей деятельности,
эстрадных ВИА, рок-групп и эстрадных
коллективов, так или иначе связанных
с музыкальной деятельностью в будущем
может помочь в организации различных
музыкальных фестивалей, эстрадных концертов
и непосредственно в деловом общении
с менеджерами приглашаемых коллективов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
Методологическую основу исследования составляют концепции ,гипотезы ,опыт таких известных музыкальных критиков как Артемий Троицкий и Александр Житинский.
Методы исследования: литературный метод, системный метод, понятийно- терминологический метод, литературно- исторический.
Научная новизна исследования, заключается в том, что данная тема ещё никем не рассматривалась, хотя, я считаю, что мне как будущему специалисту необходимо глубоко погрузиться в творчество и историю эстрадных ВИА 70-80-х годов.
Достоверность исследования : В процессе изучения Эстрады 70-80-х годов. ВИА на эстраде, могу смело заявить, что исследование проделанное в данной курсовой работе достоверно. Настоящая курсовая работа вобрала в себя студенческую теорию а так же бесценный опыт известных деятелей музыкальной индустрии.
Теоретическая значимость исследования, заключается в том, что положения и выводы сделанные используемые в данной работе могут в дальнейшем применятся в теоретических работах другого масштаба, а так же на практике.
Практическая ценность исследования: Работа определена тем, что её положение и выводы могут применяться на практике. Собранный практический материал, теоретические положения и выводы рассчитаны на самый широкий круг лиц, интересующихся данной темой.
База исследования: Кафедра режиссуры эстрады и театрализованных представлений Восточно-Сибирской Государственной Академии Культуры и Искусств.
Основные положения, выдвигаемые на защиту курсовой работы:
Структура курсовой работы: Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1.
Эстрадная музыка и вокально-инструментальные ансамбли (ВИА)
Термин «вокально-инструментальный ансамбль», как и само обозначаемое этим термином явление, появился в СССР в 1960-х годах, на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки. Именно тогда в СССР стали создаваться музыкальные коллективы, призванные стать собственными аналогами (разумеется, с поправкой на идеологию) западных рок-групп. Поскольку «рок-группами» именовать их не разрешалось по идеологическим соображениям (официально считалось, что рок-музыка есть «продукт разлагающейся западной культуры»), для таких коллективов было придумано название «вокально-инструментальный ансамбль», или, сокращённо, «ВИА».
ВИА создавались при тех или иных уже существующих творческих объединениях: местных филармониях, театрах, концертных объединениях. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода, которая проходила по категории художественной самодеятельности. Помимо профессиональных ВИА, существовали аналогичные самодеятельные коллективы.
В числе первых коллективов, создавших жанр ВИА, называют «Поющие гитары» и «Весёлые ребята», созданные в 1966 году в Ленинграде и Москве соответственно. «Добры Молодцы» появились на сцене в 1969 году.
Особенности
Типичный ВИА состоял из 6-10 и более человек, в число которых обычно входили по нескольку вокалистов и мультиинструменталистов, во главе стоял художественный руководитель, который мог входить, а мог и не входить в число исполнителей. Участники менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами. Если в рок-группах солист обычно одновременно играл на каком-либо инструменте, то в ВИА солист гораздо чаще только пел. Большинство музыкантов ВИА были профессионалами, уровень исполнительского мастерства был достаточно высок.
ВИА использовали обычный для поп- и рок-групп набор инструментов: электрогитары, ударную установку, различные варианты электронных клавишных, таких как электроорганы и синтезаторы, аппаратуру звукоусиления. В дополнение к этому набору, как правило, имелась духовая секция, могли использоваться также различные народные инструменты, в особенности в ВИА с фолк-уклоном.
На внешний вид артистов ВИА и манеру поведения на сцене накладывался целый набор ограничений, диктуемых идеологическими соображениями. Типичной концертной одеждой были обычные пиджачные костюмы, а у ВИА, специализирующихся на народной тематике — различные варианты одежды в «народном стиле», на исполнение песен военно-патриотической тематики ансамбль мог выйти в военной форме. Не поощрялось активное движение по сцене, как правило, музыканты и солист стояли практически неподвижно в течение всего номера. Разумеется, любые выраженно «роковые» атрибуты, такие как необычные причёски, татуировки, клёпанная кожаная одежда, металлические аксессуары и прочее в том же духе безусловно исключались.
Записи профессиональных ВИА издавались на советском рекорд-монополисте, государственной фирме «Мелодия», а организовывали концерты территориальные филармонии и концертные объединения: Москонцерт, Ленконцерт, Росконцерт, Госконцерт, Республиканские и областные филармонии.
Иногда
ВИА выступали как
1.1. Эстрадная музыка, как вид развлекательного музыкального искусства
Репертуар
Репертуар ВИА в основном составляли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами. Исполнялись также песни, написанные членами группы, основным композитором мог быть и художественный руководитель коллектива. Программа ансамбля официально утверждалась худсоветом, это было непременным условием для исполнения её на публике.
Стиль музыки,
исполнявшийся ВИА, разнообразен. Он
включал в себя как фолк и народные песни, так и диско, рок-музыку и синти-
В текстах
песен ВИА звучали
Заметное место в репертуаре многих ВИА занимали кавер-версии песен западных групп (с текстами на русском языке, часто крайне далёкими от оригинала по смыслу, но, как правило,фонетически сходными с ним). В записях и в представляемых на утверждение программах выступлений кавер-версии иногда маскировались: менялись названия, музыка могла приписываться членам группы или несуществующим композиторам, песня именовалась «американской народной» и так далее. Также ВИА нередко использовали музыкальные фрагменты западных песен в собственных произведениях, подавая их как свою музыку. На концертах могли исполняться и оригинальные западные песни.