Эстрада 60-70 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 04:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы. Одновременно с официальной советской эстрадой в 60-70-е гг. под влиянием творчества группы “Битлз” появляются различные музыкальные, главным образом самодеятельные коллективы. Они имели социальную направленность, что не давало им возможности существования в рамках государственных концертных организаций. Именно в это время формируется новое поколение организаторов-менеджеров, которые берут на себя все проблемы организации концертов подобных ансамблей.
Основным местом проведения концертов были кафе. Развивается студийная деятельность, совершенствуется студийный аппарат.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эстрадная музыка и вокально-инструментальные ансамбли (ВИА)..5
1.1. Эстрадная музыка, как вид развлекательного музыкального искусства...8
1.2. Вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) на эстраде………………10
Глава 2. Развитие Рок-музыки и вокально-инструментальных ансамблей в России в 70-80-х годах…………………………………………………………..16
2.1. Рок-музыка в России………………………………………………………..22
2.2. Советская эстрада: история развития ВИА «Самоцветы», «Ариэль», «Верные Друзья», «Лейся Песня», «Пламя», «Поющие Сердца». «Синяя Птица», «Цветы», «Земляне»…………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………47
Список используемой литературы……………………………………………..48

Файлы: 1 файл

эстрада 60-70 годов.docx

— 113.42 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) на эстраде

ВИА и рок-группы


Отношения между ВИА и самодеятельными  рок-группами 1970-х — начала 1980-х годов были достаточно сложными и многоплановыми. С одной стороны, существовал определённый антагонизм, связанный с разницей в статусе и признании, с другой — музыканты нередко переходили из ВИА в группы и обратно, а часть ВИА представляли собой «легализовавшиеся» тем или иным путём самодеятельные группы. Так, вышеупомянутая группа «Аракс» приобрела официальный статус через три года после создания, в 1974 году, когда вошла в труппу театра «Ленком». ВИА «Земляне» тоже начинал как андеграундная рок-группа, и лишь потом сменил статус.

В целом бездонная пропасть лежала между профессиональными ВИА, даже если они робко пытались пискнуть что-то со сцены в своё оправдание, ВИА самодеятельными, бравшими с  них пример, и группами. Это, однако, не переходило в конфронтацию. Все  понимали, что так устроен мир. Пойти, например, работать в ансамбль «Весёлые ребята» к Слободкину так и называлось — «продаться в рабство». Это компенсировалось спокойной жизнью без цепляний, милиции, хорошей аппаратурой и стабильным, по тем временам высоким заработком. «Чесали» тогда ребята по три — по четыре [концерта] в день. Было ясно, что эти суровые условия диктует сама жизнь, и никто из «подпольных» «продавшимся» в спину не плевал.

Андрей  Макаревич. «Всё очень просто»


Популярность, расцвет и исчезновение

ВИА как  отдельное явление советской  музыкальной культуры просуществовали  в общей сложности чуть более 20 лет. В период 1960-х — 1970-х, начала 1980-х годов они были чрезвычайно популярны, особенно у молодежи. Наиболее известные ансамбли давали по несколько концертов в день в течение всего года, исполняемые ими песни постоянно транслировались по радио и телевидению, выпускались многочисленные и хорошо продававшиеся альбомы. Например:за четыре года (1970—1974)только тираж первого миньона ансамбля «Веселые ребята» был продан в количестве 15 миллионов 975 тысяч экземпляров, а тираж несколько раз переиздаваемого альбома «У нас, молодых» (1975—1979) ВИА «Самоцветы» достиг 2,5 миллионов копий[1]. Концертные организации получали от наиболее популярных ансамблей большую прибыль, поэтому, например, годовой план, утвержденный Москонцертом ансамблю Весёлые ребята, составлял ежегодно с 1970 года до 500 концертов [источник не указан 886 дней].

Большинство ВИА прекратили своё существование  в конце 1980-х годов. Этому способствовал  целый ряд обстоятельств, прежде всего — выход из подполья рок-музыки и упразднение механизмов регулирования деятельности эстрадных исполнителей, ограничений на репертуар и строгих критериев профессионального отбора музыкантов. Сыграло свою роль и повышение качества музыкальной аппаратуры, появление дешёвых синтезаторов и семплеров, дающих возможность производить качественную поп-музыку без привлечения большого штата музыкантов. Да и репертуар большинства ВИА, состоящий из позитивных шлягеров и «идеологически выдержанных» композиций в новых политических условиях стал гораздо менее востребован.

Большинство коллективов распалось, хотя некоторым  удалось выжить, преобразовавшись в  группы самой разной музыкальной  направленности, от поп-музыки до хард-рока. Значительная часть музыкантов распавшихся ВИА осталась на эстраде, войдя в состав новых групп или начав сольную карьеру. Очень многие современные российские деятели поп-музыки — это бывшие музыканты ВИА 80-х.

Некоторое количество старых, широко известных ВИА продолжают существовать по сей день, хотя и в сильно изменённом составе. Среди них — «Весёлые ребята», «Земляне», «Песняры», «Цветы». Некоторые известные ВИА (например, «Поющие гитары» и «Самоцветы») были воссозданы во второй половине 1990-х годов, на волне увеличения популярности музыки 1960-1970-х годов. Они записывают ремейки своих шлягеров, выступают с концертами, где звучит обычно наиболее популярная часть старого репертуара. Некоторые ВИА ("Самоцветы", "Песняры", "Земляне", "Ялла", "Синяя птица", "Лейся, песня", "Здравствуй, песня", "Кобза", "Краяни", "Сябры") исполняют и новые песни, не уступающие их известным шлягерам. В некоторых случаях, например в ВИА «Песняры», возникло сразу несколько составов, претендующих на одно и то же название и исполняющих один репертуар.

ВИА[2]

Период

Руководитель

Место создания

Связанные исполнители

Аракс

1968-1983, 1989—2004, с 2006

Сергей Рудницкий

Москва, РСФСР

Юрий Антонов, Сергей Беликов, Анатолий Алешин

Ариэль

с 1969

Валерий Ярушин

Челябинск, РСФСР

Валерий Ярушин, Лев Гуров, Борис Каплун, Ростислав Гепп, Сергей Шариков, Александр Тибелиус, Олег Гордеев

Верасы

с 1971

Василий Раинчик

Белорусская ССР,Минск

Александр Тихонович, Ядвига Поплавская, Татьяна Тарасова, Люцина Шеметкова

Весёлые ребята

с 1966 по настоящее время

Павел Слободкин

Москва, РСФСР

Леонид Бергер,Александр Лерман,Александр Барыкин,Людмила Барыкина,Александр Градский,Алла Пугачёва,Анатолий Алешин,Вячеслав Малежик,Алексей Глызин,Александр Буйнов,Александр Добронравов,Александр Добрынин, Сергей Рудницкий,Юрий Чернавский.

ВИА «Здравствуй, песня!»

с 1977 по 1987. С 1987 года работает как ВОКС Здравствуй, песня!"

Аркадий Хаславский, 
позднее с 1983 по 1987 Игорь Матвиенко стал музыкальным руководителем, 
а с 1987 года Аркадий Хаславский вновь становится художественным руководителем

как ВИА Здравствуй, песня! - Владимирская филармония (1977), Североосетинская филармония (1977 - 1980), Краснодарская филармония (1980 - 1987), как ВОКС Здравствуй, песня! - Томская филармония (1987 - 1988), Химкинский молодёжный центр (1988), Подольский ПкиО им. В. Талалихина (1988 - 1989)

Галина Шевелева, Марк Рудинштейн, Игорь Матвиенко, Олег Кацура, Сергей Мазаев, Николай Расторгуев.

Горизонт

с 1976 по 1989

Владимир Беляков

Чебоксары, РСФСР

 

Земляне

с 1974

Владимир Киселёв, 
позднее Сергей Скачков

Ленинград, РСФСР

Сергей Скачков, Юрий Жучков, Виктор Кудрявцев, Вероника Степанова

Каскад

с 1983

Андрей Сухов

Ярославль, РСФСР

 

Лейся, песня

1975-1984

Виталий Кретов

Москва, РСФСР

Любэ, Ария, Валерий Кипелов, Михаил Шуфутинский

Орэра

1958-1980(?)

Роберт Бардзимашвили

Грузинская ССР, Тбилиси

Нани Брегвадзе, Вахтанг Кикабидзе

Песняры

1969-2003, 
(гастрольные составы действуют по настоящее время)

Владимир Мулявин

Белорусская ССР,Минск

Владимир Мулявин, Леонид Борткевич, Анатолий Кашепаров, Валерий Дайнеко, Игорь Пеня, Олег Аверин, Виктор Смольский...

Поющие гитары

1966

Анатолий Васильев

Ленинград, РСФСР

Анатолий Васильев, Ирина Понаровская, Валентин Бадьяров, Григорий Клеймиц

Поющие сердца

1971-

Виктор Векштейн

Москва, РСФСР

Ария

Самоцветы

с 1971

Юрий Маликов

Москва, РСФСР

Ирина Шачнева, Валерий Белянин, Елена Преснякова, Сергей Беликов, Анатолий Могилевский, Валентин Дьяконов, Владимир Винокур, Александр Барыкин, Алексей Глызин, Владимир Кузьмин

Синяя птица

1974-1991, 
(с 1999 гастрольные составы действуют по настоящее время)

Роберт Болотный, Михаил Болотный

Куйбышев, РСФСР

Сергей Дроздов

Сябры

с 1974

Валентин Бадьяров,Анатолий Ярмоленко

Белорусская ССР,Гомель

 

Цветы

с 1972

Стас Намин

Москва, РСФСР

Александр Лосев, Сергей Мазаев

Червона рута

1971-1990

Анатолий Евдокименко

Украинская ССР

София Ротару

Ялла

с 1970

Фаррух Закиров

Узбекская ССР 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Развитие  Рок-музыки и вокально-инструментальных ансамблей в России в 70-80-х годах

"Это была музыка, которая не только сбежала, но и ограбила по пути банк. Это была музыка с засученными рукавами и расстегнутым воротником, она улыбалась, поднимала приветственно шляпу и крала у вас бумажник. Это была музыка, которая проникает сразу в ноги, не нанося визита Господину Мозгу". Так в своем романе "Роковая музыка" писал об удивительном явлении рок-музыки Терри Пратчетт.

 

А музыкальные словари  определяют его как обобщающее название многих направлений современной музыки, существующих с середины 1950-х годов. (от англ. rock – качаться, трястись и music – музыка). Началом рок-музыки считается появление жанра рок-н-ролла, вобравшего в себя черты блюза,ритм-энд-блюза, буги-вуги, джаза и кантри.

 

Ее можно любить, а можно не любить, чувствовать всем телом и душой или не понимать совершенно. Эта музыка рождает бесконечные споры о том, что она собственно собой представляет, и какие направления к ней относятся, а какие нет. Но разве могут быть четкие границы? И если сама рок-музыказародилась из смешения жанров, то вряд ли получится запихнуть ее в жесткие рамки.

 

Рок-музыка имеет действительно очень большое количество направлений: от лёгких (рок-н-ролл, поп-рок, альтернативный рок) до тяжелых жанров (металл, панк). По содержанию песни могут быть лёгкими и непринуждёнными, лирическими, философскими, мрачными, депрессивными, шутливыми, сатирическими.

 

С момента своего появления рок-музыка органично впитывала в себя все краски мировой музыки – от народной до классической. Всевозможные попытки соединения с различными музыкальными течениями породили огромное разнообразие жанров. Так слияние с академической музыкой дало жизнь арт-року(конец 60-х), с джазом – джаз-року (конец 60-х – начало 70-х), с латинской музыкой – латино-року (конец 60-х), с индийской музыкой – рага-року (середина60-х). В 60–70-х годах также появились металл (хард-рок), панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х возникли пост-панк, новая волна, альтернативный рок, хардкор. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж, брит-поп, альтернативный метал.

 

А началом, как мы уже говорили, стало появление в 50-х годах рок-н-ролла. Отправной точкой принято считать запись легендарной песни "Rock Around The Clock" Билла Хейли. А вскоре после этого Америка узнала Элвиса Пресли…Рок-н-ролл вырос из негритянского ритм-энд-блюза и кантри, был замешан на сексе и наркотиках и имел эффект разорвавшейся бомбы. Американское общество того времени было насквозь пропитано пуританской моралью, поэтому едва появившись, рок-н-ролл стал музыкой запрещенной. Но, несмотря на попытки его "пригладить", загнать в рамки допустимого, его популярность набирала такую силу, которую до этого не знало ни одно музыкальное направление. И остановить рок-движение уже было невозможно. Элвис Пресли ушел в армию, Чак Берри и Джереми Льюис оказались в тюрьме, но рок-музыка продолжала звучать по всей стране и постепенно просачивалась в Европу.

 

Если в 50-е годы главным центром развития рок-музыки были США, то в 60-е в Западной Европе возникла группа, сумевшая талантливо сочетать мелодичную европейскую музыку и динамичную негритянскую ритмику. Это были Beattles, которые положили начало новому этапу развития рок-музыки. Мощная волна битломании захлестнула весь мир. А следом за ними появилась группа Rolling Stones. Эти музыканты начали исполнять черныйритм-энд-блюз в его первозданном виде. И эффект был потрясающий!

 

В Советский Союз рок-н-ролл пришел после Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. В это время в СССР рок-музыка могла существовать только подпольно. В середине 1960-х в стране стали появляться первые, так называемые, вокально-инструментальные ансамбли (ВИА): "Славяне", "Странники", "Скоморохи" "Авангард", "Песняры". Только в таком виде музыкальные группы могли играть легально. Однако, несмотря на запрет, в конце 60-х годов увлечение советской молодежи "битлами" и "роллингами" приобрело массовый характер. В школах и вузах многих городов создавались рок-группы (чаще всего квартеты), исполнявшие песни из репертуара британских и американских рок-музыкантов. В 1969 году именно так появилась на свет еще тогда никому не известная группа "Машина Времени".

 

В 1971 году в Горьком состоялся первый в истории СССР рок-фестиваль, на котором самыми заметными фигурами были "Скоморохи" с Александром Градским и челябинский "Ариэль". На протяжении 1970-х годов рок оставался под запретом. Концерты давались либо на дому ("квартирники"), либо же в актовых залах вузов. На таких неофициальных концертах завоевывали популярность группы "Цветы", "Удачное приобретение", "Аракс", "Високосное лето", исполнявшие обычно международные хиты.

 

Официально существование рок-музыки в Советском Союзе признали только в конце 70-х, когда студия грамзаписи "Мелодия" начала издавать альбомы западных и европейских музыкантов. Также мощным катализатором развития рок-движения в стране стали Олимпийские игры 1980 года в Москве. В 1982 году в Ленинграде был образован первый рок-клуб, в который вошли "Аквариум", "Зоопарк" и др.

 

Наиболее ярко в это время в русской рок-музыке раскрылись такие направления как классический рок-н-ролл ("Зоопарк", "Браво"), лирический фолк-рок("Машина времени", "Чайф"), "тяжелый металл" ("Ария", "Черный кофе", "Черный обелиск", "Коррозия металла"), панк-рок ("Автоматические удовлетворители"), новая волна ("Телевизор"), джаз-рок ("Арсенал"). Интересными и яркими явлениями стали "Крематорий" и "Звуки Му" с их постмодернистскими настроениями, "Аукцыон", музыка которого вобрала в себя самые различные стили и направления. Третьим крупным центромрок-движения (помимо Москвы и Ленинграда) стал Свердловск (Екатеринбург). Уральский рок был на тот момент представлен командами "Урфин Джюс", "Наутилус Помпилиус" "Чайф", "Настя" и уфимским "ДДТ".

 

Одной из характерных особенностей советского рока был музыкальный минимализм, связанный с тем, что музыканты были лишены возможностей пользоваться новейшим электронным оборудованием для звукозаписи и микширования. В результате основная нагрузка в песнях приходилась на тексты. Стихи ведущих музыкантов этой эпохи – Макаревича, Гребенщикова, Цоя, Шевчука – отличались особым социально-критическим содержанием и повышенной эмоциональной напряженностью. В том, какое значение уделялось текстам песен, советская рок-музыка 80-х была близка к авторской песне, в ней звучали отголоски творчества Булата Окуджавы, Александра Галича, Владимира Высоцкого.

 

После выхода из подполья советский рок обретает новое звучание и получает возможность выхода за пределы Союза. В 1986 в США был выпущен двойной альбом "Red Wave" с записями четырех групп: "Аквариум", "Странные игры", "Алиса" и "Кино". После этого события советские рок-музыкантыполучили возможность гастролировать за границей.

 

К концу эпохи "Перестройки" русские рок-группы превращаются в коммерческие проекты, что становится возможным благодаря проведению гастрольных туров, выпуску альбомов на государственной студии грамзаписи "Мелодия", появлению их на телевидении и на радио. Это относится, прежде всего, к пионерам отечественной рок-музыки ("Машина времени", "Аквариум", "Кино", "Алиса").

 

После развала Советского Союза русский рок из полузапретного искусства превратился в модную музыку. По звучанию к середине 90-х он приблизился к западной музыке, продолжилось жанровое развитие. Появилось большое количество коллективов, исполняющих панк и гранж ("Король и Шут", "Lumen", "Наив", "Тараканы", "Пилот"), много групп альтернативной сцены ("Amatory", "Jane Air", "Психея"). Ярким явлением стало появление таких групп как "Сплин", "Мумий тролль".

 

Если в основе русского рока 70–80-х лежал мощный социальный протест, то в 1990–2000-е бунтовать уже было поводов не было, и у одних группрок-музыка приобретает более философское звучание ("Аквариум", "ДДТ", "Сплин"), у других – становится более лиричной ("Чайф", "Мультфильмы", "Мумий тролль"). Можно бесконечно долго спорить о том, жив или мертв рок, – а жизнь между тем продолжается, и появляются все новые и новые талантливые музыканты, играющие рок. Рок-музыка продолжает оставаться мощнейшим средством самовыражения для очень многих людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2.1. Рок-музыка в России

Русский рок — это рок-музыка из России на русском языке. Иными словами — рок-музыка в русской манере исполнения. Русский рок зародился в СССРво второй половине XX века под влиянием мировой, прежде всего западной, музыки, и по сей день существует в России и странах СНГ.


История

60-е годы

Рок в СССР появился в 60-е. К середине 60-х в Москве и Ленинграде сформировались первые бит-группы, исполнявшие кавер-версии зарубежных хитов. Среди самых ранних групп были «Сокол», «Скифы», «Cкоморохи» и «Славяне» (группы Александра Градского). Одновременно с широким распространением битломании, практически в каждой школе создавалась своя рок-группа. Многие из этих коллективов потом стали главными лицами сцены 70-х («Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Машина времени»). После завершения высшего образования музыканты бывших независимых групп были вынуждены уйти работать по специальности или вступить в профессиональный коллектив, которым на тот момент являлся ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). Но и после распада большинства самых известных команд 60-х и выезда за рубеж многих их членов, рок-музыка продолжала развиваться. В 1972 году московская группа «Оловянные Солдатики» записала магнитоальбом «Рассуждения». Также «Оловянные солдатики» записали песню для мультфильма «Ну, погоди!» — «У попа была собака»).

Родоначальником ленинградской магнитоальбомной эры оказался Юрий Морозов (1973 г.), что описано в книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока», где работы Морозова ошибочно названы также и первыми альбомами советского рока в принципе (это не так, поскольку на год раньше это сделали «Оловянные солдатики», а ещё в 1969 году это пытались сделать «Скифы»). Важным явлением первой волны русского рока был Ереванский фестиваль, ежегодно проходивший в 1968—1972 гг и собиравший самые крупные московские коллективы.

[править]70-е годы

Параллельно независимой рок-сцене существовала официальная (и от того несравнимо более известная) сцена советских ВИА. ВИА исполняли музыку, близкую к року (например, «Весёлые ребята», «Цветы», «Голубые гитары»), и не удивительно, ведь в то время в них играли иногда полными составами бывшие звёзды рока 60-х. Несмотря на то, что репертуар ВИА проходил утверждение на худсоветах, состоящих из консервативных пожилых политработников, в начале 70-х на миньонах выходили кавер-версии «Битлз», а на концертах все группы обязательно исполняли сегмент, также состоявший из забойных кавер-версий. Петь свои песни не разрешалось, потому что каждая песня заносилась в программу-рапортичку, за каждый факт исполнения которой автору текста и музыки, обязательно бывшему и членом Союза композиторов, перечислялся гонорар. В случае иностранных исполнителей это было делать не нужно. Группы, которые это не устраивало, предпочитали считаться самодеятельными. Однако это лишало возможности выпускать официальные пластинки. Возможности для концертов это не ограничивало, так как группы обычно являлись прикреплёнными к отдельному ВУЗу или факультету, что давало возможность выступать на большой сцене. Самым известным местом выступления рок-групп 70-х в Москве стал ДК «Энергетик» МЭИ, в котором на одном из концертов вынесли чугунные ворота и вызывали конную милицию для наведения порядка, в то время как хиппи подкармливали лошадей сахаром, «случайно завалявшимся в карманах». В этот период в основном распространялись не альбомные, а концертные записи, которые переписывались как самиздат от одного владельца магнитофона — к другому. Для московской рок-музыки 70-х годов было абсолютно нетипичным такое явление ленинградского рока, как квартирник, широко распространившийся в 80-е годы. В Москве, помимо уже упомянутых групп «Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Машина Времени» особенно были известны «Високосное лето» (записавшие один из редких для 70-х магнитоальбомов), «Автограф», «Воскресение». Рок-группы Ленинграда 70-х, такие как «Мифы», «Россияне», «Санкт-Петербург» тоже выступали на сцене исключительно в электрическом варианте. Для рок-музыки того времени, требовавшей драйва, выступление в акустическом варианте было бессмысленно. В соответствии с велением времени и доминированием стилей арт-рок,хард-рок и прогрессив-рок группы 70-х имели соответствующее звучание: это и были уже упомянутые «Мифы», «Россияне», «Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Високосное лето» (в чём можно убедиться в отношение последних двух по сохранившимся записям — «Удачное приобретение Live’74» и альбом группы «Високосное лето» «Лавка чудес» (1978)). Скорее исключением являлся звук групп «Машина Времени», «Оловянные Солдатики», «Воскресенье», черпавших вдохновение непосредственно в стилях 60-х годов, а потому игравших в более мягком звучании. Это же относится и к ленинградской группе «Аквариум», вдохновлявшейся 60-ми. Но ошибочно считать, что границу между роком, ВИА и авторской песней было бы трудно провести в 70-е годы. Рок-фаны одинаково брезгливо относились и к ВИА, и к бардовской песне. Однако к 80-м годам в мировой музыке проявились менее тяжёлые стили панк, new wave, что по свидетельству первого нью-вейв музыканта Василия Шумова (лидера группы Центр, возникшей в 1980 году) приводило к ненависти со стороны молодого поколения и к представителям более старшей хард-роковой генерации.

 

2.2. Советская эстрада: история развития  ВИА «Самоцветы», «Ариэль»,  «Верные  Друзья»,  «Лейся Песня»,  «Пламя»,  «Поющие Сердца». «Синяя Птица», «Цветы», «Земляне»

 

«Самоцветы»

 
У ВИА "Самоцветы" нет точной даты рождения: в конце 1970 года впервые собрались на репетицию, 14 июня 1971 года сдали первую программу, 31 июля был первый концерт, 8 августа  – первый эфир, в октябре коллектив  впервые объявили ансамблем "Самоцветы", а в конце года состоялся первый сольный концерт... 
     А начиналось все так. В начале 1970 года недавнему выпускнику Московской консерватории по классу контрабаса Юрию Маликову предложили поехать в Японию на выставку ЭКСПО-70 (биографию Ю.Ф. Маликова см. раздел "200 выдающихся деятелей современности" книги "Кто есть кто в современно мире", том 2). К тому времени он уже был твердо убежден в том, что может и должен сделать гораздо больше, чем просто играть на контрабасе в оркестре – у него появилась мысль о создании собственного коллектива. В Японии Маликов увлекся современной музыкой и особенно ее технической стороной. В результате все заработанные за восемь месяцев средства были потрачены на пятнадцать ящиков музыкальной аппаратуры и инструментов для будущего ансамбля. 
     По приезде в Москву Юрий Маликов сразу занялся организацией ансамбля. Было прослушано огромное количество музыкантов пока, наконец, состав коллектива был определен. Записав с ансамблем несколько песен, Юрий Маликов обратился к режиссеру популярной радиопередачи «С добрым утром!» Екатерине Тархановой, с которой познакомился еще в Японии (на ЭКСПО-70 она работала на стенде Всесоюзного радио) и которая, в свою очередь, представила его главному редактору передачи Эре Куденко. Песни ансамбля ей очень понравились, и 8 августа 1971 года в рамках программы «С добрым утром!» была сделана целая передача о новом коллективе, в исполнении которого прозвучали две песни: русская народная «Пойду ль я выйду ль я» и впервые песня М. Фрадкина «Увезу тебя я в тундру». А в конце программы среди радиослушателей был объявлен конкурс на лучшее название нового ансамбля (пока он назывался ВИА под управлением Юрия Маликова). В адрес редакции пришло несколько десятков тысяч писем, в которых предлагалось 1183 разных названия. Из них музыканты выбрали «Самоцветы»... И не только потому, что в их первой, сразу ставшей шлягером песне «Увезу тебя я в тундру», были такие слова: «Сколько хочешь самоцветов, мы с тобою соберем!». «Это название очень точно определяло направление нашего коллективного творчества, - вспоминает Юрий Маликов. - В нем каждый должен был как бы засветиться гранями своего таланта, раскрыть как можно полнее свои возможности в коллективе, дополнить друг друга». 
     20 октября 1971 года ВИА под руководством Юрия Маликова вышел в эфир уже с новым названием - «Самоцветы». Их песни звучали теперь и в программе «Маяк», и по первой программе радио, и в молодежной редакции, и в передаче «Здравствуй, товарищ!». Но в основном вся начальная деятельность ансамбля осуществлялась через Москонцерт. Впервые «живьем» зрители увидели их на большом эстрадном концерте в летнем театре сада Эрмитаж в Москве, в котором они исполнили несколько песен. Успех был оглушительным.

Информация о работе Эстрада 60-70 годов