Эстрада 60-70 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 04:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы. Одновременно с официальной советской эстрадой в 60-70-е гг. под влиянием творчества группы “Битлз” появляются различные музыкальные, главным образом самодеятельные коллективы. Они имели социальную направленность, что не давало им возможности существования в рамках государственных концертных организаций. Именно в это время формируется новое поколение организаторов-менеджеров, которые берут на себя все проблемы организации концертов подобных ансамблей.
Основным местом проведения концертов были кафе. Развивается студийная деятельность, совершенствуется студийный аппарат.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эстрадная музыка и вокально-инструментальные ансамбли (ВИА)..5
1.1. Эстрадная музыка, как вид развлекательного музыкального искусства...8
1.2. Вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) на эстраде………………10
Глава 2. Развитие Рок-музыки и вокально-инструментальных ансамблей в России в 70-80-х годах…………………………………………………………..16
2.1. Рок-музыка в России………………………………………………………..22
2.2. Советская эстрада: история развития ВИА «Самоцветы», «Ариэль», «Верные Друзья», «Лейся Песня», «Пламя», «Поющие Сердца». «Синяя Птица», «Цветы», «Земляне»…………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………47
Список используемой литературы……………………………………………..48

Файлы: 1 файл

эстрада 60-70 годов.docx

— 113.42 Кб (Скачать)

 

 «Ариэль»

 

Вокально-инструментальный ансамбль "АРИЭЛЬ" (г. Челябинск), дебютировал  в 1967 г. Основа репертуара и стиля  — русский музыкальный фольклор. 
 
Из первоначального состава в «АРИЭЛЕ» до сих пор работают нынешний руководитель ансамбля Ростислав Гепп (р. 14 ноября 1951) — клавишные, флейта, вокал; Борис Каплун (р. 17 января 1951) — ударные, скрипка, вокал. К сожалению, в марте 2011 года ушёл из жизни один из основателей ансамбля, Лев Гуров. Память о нём навсегда сохраниться в наших сердцах. Лев Гуров (8 мая1949 - 19 марта 2011) — гитара, вокал. В современный состав входят также Александр Тибелиус (р. 7 февраля 1962) — вокал и Олег Гордеев (р. 5 октября 1962) — гитара, вокал. 
В 1971 ансамбль занял первое место на конкурсе «Серебряные струны» (Горький, ныне Нижний Новгород), в 1972 — на фестивале «Янтарь Лиепаи» (Лиепая, Латвия). В 1974 «АРИЭЛЬ» начинает профессиональную работу в Челябинской филармонии, в 1975 выпускает первую пластинку. «АРИЭЛЬ» становится лауреатом еще нескольких конкурсов, в том числе 5-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады (Москва, 1974, первое место). Ансамбль участвовал во многих фестивалях, например, в качестве почетного гостя на знаменитом рок-фестивале «Тбилиси-80», на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1985). Один из немногих советских эстрадных коллективов, гастролировавших в то время в странах не только Восточной, но и Западной Европы и США. В 1992 «АРИЭЛЬ» участвовал в фестивале «Осень в Арканзасе», в результате все его музыканты стали почетными гражданами города Литтл-Рок. Ансамбль также много гастролировал в ФРГ. 
Среди наиболее известных песен в исполнении «АРИЭЛЯ»: обработка русской народной песни Отдавали молоду (1973), Песенка извозчика (1974) Н. Богословского, Орган в ночи (1974) Р. Паулса, Баба Яга (1976) Т. Ефимова, В краю магнолий (1978) А. Морозова. Ансамбль также записал музыку (композитор А. Зацепин) к фильмам «Между небом и землей» (1975) и «Центровой из поднебесья» (1976). 
В разное время «АРИЭЛЬ» работал в разных стилях, однако жанровой основой ансамбля всегда был русский вариант фолк-рока, подразумевавший обработки или стилизации популярных русских народных песен. Нередко ансамбль исполняет песни а капелла (Шумел камыш) или под аккомпанемент акустических инструментов. Отличительная черта исполнительской манеры «АРИЭЛЯ» — красочное вокальное многоголосие и юмор в подаче традиционного песенного материала. 
 
В настоящее время ансамбль «АРИЭЛЬ» успешно гастролирует с пограммой, посвященной сороколетию коллектива.

ВИА "Верные друзья"

Руководители  ансамбля 
Ю.Щеглов 
Е.Дымов

Московский  вокально-инструментальный ансамбль "Верные друзья" Государственного концертно-гастрольного объединения РСФСР был создан в 1973 году после ухода части музыкантов из москонцертовского ВИА "Москвичи" п/у Юлия Сободкина. В него вошли выпускники московских музыкальных вузов и училищ. Он постоянно работает над обогащением своей музыкальной палитры, пробуя соединить идеи песенной эстрады, днжаза и классической музыки. Название ансамбля родилось из песни Т. Хренникова и М. Матусовского к одноименному кинофильму.

Несколько лет "Верные друзья" вытупают как коллектив, аккомпанирующий популярному эстрадному певцу Валерию Ободзинсному. За период работы с ним ансамбль знакомит слушателей и с двумя собственными пластинками, на которых записаны песни Т. Хренникова, Л. Гарина, С. Березина. С 1976-го "Верные друзья" выступают самостоятельно и постепенно становятся одним из самых популярных советских ансамблей. Их композициям, адресованным прежде всего студенческой молодежи и школьникам, присуща особая лирическая тональность, мягкая доверительность. Песни "Верных друзей" легки по языку, оптимистичны по настроению. Таковы, например, песни Б. Монастырского "Девятый класс" и В. Добрынина "Школьная любовь". В 1981 году фирма "Мелодия" выпускает первый сольный альбом ансамбля "Я + ты", литературной основой которого явились посвященные школе стихи М. Пляцковского. В репертуаре "Верных друзей" песни Ю. Саульского "Днем и ночью". "Ты рядом, ты здесь". "Я помню день", П.Аедоницкого "Нет земли родней", молодых советских авторов. На III Всесоюзном телеконкурсе "С песней по жизни" в 1979 году ансамбль удостоен почетного диплома за исполнение песни В. Кретова и А. Поперечного "Карусель". Коллектив часто обращается к советской, песне прошлых лет, такой, как, например, написанная в 1936 году песня В. Сидорова "Дружба". В стиле "ретро" решена современная песня Ю. Саульского "Первый фокстрот".

Ансамбль "Верные друзья" - опытный, профессионально  сильный коллектив. С ним работали такие признанные музыканты, как  Алла Пугачева, Олег Ухналев, Александр Барыкин. Солистом ансамбля является лауреат, многих конкурсов эстрадной песни заслуженный артист Кабардино-Балкарской АССР Заур Тутов.

В составе "Верных друзей" - художественный руководитель ансамбли и аранжировщик Ефим Дымов, певица Нина Буренкова, бас-гитарист Игорь Капитанников, вокалист Георгий Мамиконов, самый молодой участник гитарист и певец Владимир Овчинников.

Ритм-секция анснмбля в составе Михаила Семенова - фортепиано, Леонида Плавинского - бас-гитара и Юрия Ветхова - ударные является лауреатом международных джазовых фестивалей.

 

 

 

ВИА "Лейся, песня"

Руководители  ансамбля:

  • Михаил Плоткин , Валерий Селезнёв
  • Михаил Шуфутинский
  • Виталий Кретов
  • Леонид Смелянский

Считается, что вокально-инструментальный ансамбль "Лейся, песня" дебютировал на профессиональной эстраде в 1975 году, однако "патриархи" ансамбля считают  днем рождения ВИА "Лейся, песня" 1 сентября 1974 года - день, когда по радио  впервые прозвучала песня в исполнении этого коллектива.

А начиналось все в далеком 1969 году, когда познакомились молодые  гитаристы Валерий Селезнев и  Юрий Захаров. Сначала ребята играли на танцах в самодеятельном ансамбле "Тайфун". Потом была работа в  ВИА "Серебряные гитары" Владимирской филармонии, уход Валерия Селезнева  в "Самоцветы", и его возвращение  к старым друзья, но уже в качестве руководителя ВИА "Витязи" Кемеровской  филармонии.

Музыканты приняли решение пробиваться  к вершинам эстрадного Олимпа. Для  начала надо было придумать подходящее для этой цели название ансамбля. Так  появилось название "Лейся, песня", которое ассоциировалось с известной  песней первого секретаря Союза  композиторов СССР Тихона Хренникова "Льется песня на просторе". Первыми  солистами ансамбля стали: музыкант группы "Витязи" ростовчанин Владислав  Андрианов и никому тогда неизвестный  московский певец Игорь Иванов. Административную работу возглавил перешедший из "Самоцветов" Михаил Плоткин.

Почти сразу, в том же 1975 году, у нового коллектива состоялся теледебют в передаче "Служу Советскому Союзу". Вскоре фирма "Мелодия" выпустила первую пластинку ансамбля. Все три песни с этого миньона: "Прощай", "Люблю тебя", "Последнее письмо" мгновенно обрели всенародную популярность. Вслед за первым миньоном вышел второй, который упрочил положение "Лейся, песня" на нашей эстраде. В это же время на фирме "Мелодия" Давид Тухманов записывает и выпускает революционный по тем годам альбом "По волне моей памяти", где две заглавные песни исполнили солисты ансамбля "Лейся, песня" Владислав Андрианов ("По волне моей памяти" на стихи Николаса Гильена) и Игорь Иванов ("Из вагантов").

Ничто, казалось, не предвещало неприятностей, но они уже были не за горами. В  конце 1975 года ансамбль "Лейся, песня" разделился. Выделившуюся группу музыкантов возглавил Михаил Плоткин. Кемеровская филармония оставила название "Лейся, песня" за группой Селезнева, а новая группа стала называться "Надежда". Среди ушедших с Плоткиным был и Игорь Иванов.

Значительная  часть репертуара ВИА "Лейся, песня" теперь легла на плечи Владислава Андрианова. Кроме него солистами  ансамбля были Владимир Ефименко и  Сергей Кукушкин. В 1976 году у ансамбля вышли 2 миньона и несколько песен  на сборниках разных композиторов и  поэтов. Особую популярность завоевала  пластинка ВИА "Лейся, песня" с  песнями Давида Тухманова: "Песенка про сапожника", "Не знаю, что и думать", "Объяснить невозможно", "Ты не забудешь обо мне". В этот период в "Лейся, песня" работали одни из самых сильных музыкантов того времени: духовая секция - Сергей Левиновский, Евгений Поздышев, Анатолий Куликов, впоследствии долгое время проработавшие в ансамбле "Мелодия" п/р Георгия Гараняна, виртуозный гитарист Евгений Смыслов ("Шопен"), вокалистка Людмила Пономарёва, ударник Владимир Заседателев.

Вскоре  ансамбль покинул и второй его  руководитель Валерий Селезнев. Коллектив  возглавил Михаил Шуфутинский, незадолго до этого вернувшийся из Магадана, но уже успевший поработать с квартетом "Аккорд". А Валерий Селезнёв, при помощи легендарного в то время организатора концертов В.В.Кондакова создаёт при Донецкой филармонии другой состав ансамбля "Лейся, песня", который совершает длительное турне по республикам Средней Азии. Музыканты в шутку называли этот состав "птичьим" из-за основных лидеров коллектива (руководитель Валерий Селезнёв, вокалист и гитарист Владимир Воробьёв, вокалист Сергей Кукушкин). Таким образом, какое-то время существовало два коллектива "Лейся, песня", надо сказать, что в то время, это был единственный случай двойников (но не единственный случай борьбы за название «Лейся, песня в истории коллектива). Второй ансамбль просуществовал недолго, Валерий Селезнёв после этого некоторое время руководил ансамблем "Время, вперёд", а затем создал группу "Апрель".

А в Кемеровской филармонии ансамбль продолжил работу с новым руководителем. Михаил Шуфутинский делал аранжировки, аккомпанировал. У него было какое-то особое чутье на хиты, поэтому подавляющее большинство песен, исполненных ансамблем в эти годы, быстро становились очень популярными. Сам Шуфутинский в то время не пел, но солистов в ансамбль всегда подбирал с «крепкими» голосами и хорошим диапазоном. Кроме того, работа с Михаилом Захаровичем была, по мнению музыкантов, прекрасной школой профессионализма на эстраде. Прекрасный человек, но очень жесткий и требовательный руководитель сумел навести некоторый порядок в не отличавшемся строгой дисциплиной коллективе.

Вскоре  в коллективе появилась другая солистка - уроженка Кемерова Марина Школьник. Ансамбль много гастролировал по стране, собирая стадионы, песни "Лейся, песни" звучали по Всесоюзному радио, пластинки расходились многомиллионными тиражами, на танцевальных площадках страны все чаще и чаще звучали хиты из репертуара этого коллектива. Ансамбль стал лауреатом премии "Молодость Кузбасса".

Более того: "Лейся, песня" не выпускалась  с гастролями из страны. Даже в Болгарию. В прессе периодически появлялись разгромные статьи.

Говоря о репертуаре артистов, нельзя не подивиться однообразию тематики и манеры исполнения. От такого ансамбля молодежь ждала концерта более глубокого  содержания. Тексты песен изобиловали  любовными вздохами, убогими литературными  оборотами, вроде "белая бумага, черная печаль". А артистический темперамент  исполнителей часто походил на элементарную развязность.

Проблемы  с чиновниками от культуры у ансамбля существовали всегда, но это ни в  коей мере не уменьшало огромную популярность коллектива.

В 1978 году ВИА "Лейся, песня" занял  первое место на Всероссийском конкурсе на лучшее исполнение советской песни  в Сочи. Здесь отдельно нужно отметить песню, которую ансамбль приготовил на бис: "Ой, мороз, мороз" была исполнена "а капелла" на 11 голосов! После  столь удачного выступления на конкурсе солист ансамбля Владислав Андрианов  получил "красную строку" и  право выступать сольным отделением в концерте. Но победа в конкурсе далась ансамблю непросто. Все дело в том, что из-за постоянных проблем  с руководством Кемеровской филармонии музыканты ансамбля в полном составе  перешли на работу в Тульскую филармонию. После первого тура, в котором  группа выиграла, пришла депеша из Минкульта с предписание снять ансамбль с конкурса якобы за нарушение гастрольного плана. А от директора Кемеровской филармонии Юровского (Прим.: Ю.Л. Юровский - легендарный директор филармоний Советского Союза того времени, одно время работал директором Росконцерта) пришла телеграмма, в которой сообщалось, что на конкурсе выступают самозванцы, т.к. название «Лейся, песня» принадлежит Кемеровской филармонии, а принимающие в участие конкурсе музыканты в ней не работают. Ребята вынуждены были бороться за звание лауреатов как вокально-инструментальный ансамбль, не имеющий названия. Условия были жесткими: только первое место давало ансамблю право на возврат названия, в противном случае имя «Лейся, песня» оставалось в Кемеровской филармонии. А.Н.Пахмутова, которая была на стороне Ю.Л.Юровского, не хотела пропускать ансамбль даже в III тур. Тогда за "Лейся, песню" вступился Иосиф Кобзон, сказавший, что если не дать I место этому коллективу, то давать его вообще некому, а также пообещавший снять с себя полномочия члена жюри. После III тура жюри заседало несколько часов, а музыканты маялись в ожидании. В тот вечер у них было только две мысли: первая – справедливость должна восторжествовать, вторая – нас похоронят. Только глубокой ночью стало известно, что вокально-инструментальный ансамбль «Лейся, песня» стал лауреатом первой премии Сочи-78. Тем не менее, по возвращении в Москву ансамбль был снят на полгода с гастрольного плана.

Все эти события, в немалой степени, подтолкнули Михаила Шуфутинского к решению уехать из страны, в 1979 году он подал документы на выезд в Израиль и ушел из ансамбля, чтобы лишний раз не доставлять неприятностей коллективу. Среди музыкантов «Лейся, песня» начались споры о том, кому теперь быть руководителем ансамбля. Многие прочили на это место Владислава Андрианова. Тогда свое веское слово сказал композитор Вячеслав Добрынин, и художественным руководителем стал экс-клавишник ВИА "Самоцветы", а на тот момент музыкальный руководитель "Лейся, песни" Виталий Кретюк (псевдоним - Кретов).

Информация о работе Эстрада 60-70 годов