Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 04:34, курсовая работа
Актуальность выбранной темы. Одновременно с официальной советской эстрадой в 60-70-е гг. под влиянием творчества группы “Битлз” появляются различные музыкальные, главным образом самодеятельные коллективы. Они имели социальную направленность, что не давало им возможности существования в рамках государственных концертных организаций. Именно в это время формируется новое поколение организаторов-менеджеров, которые берут на себя все проблемы организации концертов подобных ансамблей.
Основным местом проведения концертов были кафе. Развивается студийная деятельность, совершенствуется студийный аппарат.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эстрадная музыка и вокально-инструментальные ансамбли (ВИА)..5
1.1. Эстрадная музыка, как вид развлекательного музыкального искусства...8
1.2. Вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) на эстраде………………10
Глава 2. Развитие Рок-музыки и вокально-инструментальных ансамблей в России в 70-80-х годах…………………………………………………………..16
2.1. Рок-музыка в России………………………………………………………..22
2.2. Советская эстрада: история развития ВИА «Самоцветы», «Ариэль», «Верные Друзья», «Лейся Песня», «Пламя», «Поющие Сердца». «Синяя Птица», «Цветы», «Земляне»…………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………47
Список используемой литературы……………………………………………..48
«Ариэль»
Вокально-инструментальный ансамбль
"АРИЭЛЬ" (г. Челябинск), дебютировал
в 1967 г. Основа репертуара и стиля
— русский музыкальный
Из первоначального состава в «АРИЭЛЕ»
до сих пор работают нынешний руководитель
ансамбля Ростислав Гепп (р. 14 ноября 1951)
— клавишные, флейта, вокал; Борис Каплун
(р. 17 января 1951) — ударные, скрипка, вокал. К сожалению,
в марте 2011 года ушёл из жизни один из основателей
ансамбля, Лев Гуров. Память о нём навсегда
сохраниться в наших сердцах. Лев Гуров
(8 мая1949 - 19 марта 2011) — гитара, вокал. В
современный состав входят также Александр
Тибелиус (р. 7 февраля 1962) — вокал и Олег
Гордеев (р. 5 октября 1962) — гитара, вокал.
В 1971 ансамбль занял первое место на конкурсе
«Серебряные струны» (Горький, ныне Нижний
Новгород), в 1972 — на фестивале «Янтарь
Лиепаи» (Лиепая, Латвия). В 1974 «АРИЭЛЬ»
начинает профессиональную работу в Челябинской
филармонии, в 1975 выпускает первую пластинку.
«АРИЭЛЬ» становится лауреатом еще нескольких
конкурсов, в том числе 5-го Всесоюзного
конкурса артистов эстрады (Москва, 1974,
первое место). Ансамбль участвовал во
многих фестивалях, например, в качестве
почетного гостя на знаменитом рок-фестивале «Тбилиси-80»,
на Всемирном фестивале молодежи и студентов
в Москве (1985). Один из немногих советских эстрадных
коллективов, гастролировавших в то время
в странах не только Восточной, но и Западной
Европы и США. В 1992 «АРИЭЛЬ» участвовал
в фестивале «Осень в Арканзасе», в результате
все его музыканты стали почетными гражданами
города Литтл-Рок. Ансамбль также много
гастролировал в ФРГ.
Среди наиболее известных песен в исполнении
«АРИЭЛЯ»: обработка русской народной
песни Отдавали молоду (1973), Песенка извозчика
(1974) Н. Богословского, Орган в ночи (1974)
Р. Паулса, Баба Яга (1976) Т. Ефимова, В краю
магнолий (1978) А. Морозова. Ансамбль также
записал музыку (композитор А. Зацепин)
к фильмам «Между небом и землей» (1975) и
«Центровой из поднебесья» (1976).
В разное время «АРИЭЛЬ» работал в разных
стилях, однако жанровой основой ансамбля всегда был
русский вариант фолк-рока, подразумевавший
обработки или стилизации популярных
русских народных песен. Нередко ансамбль
исполняет песни а капелла (Шумел камыш)
или под аккомпанемент акустических инструментов.
Отличительная черта исполнительской
манеры «АРИЭЛЯ» — красочное вокальное
многоголосие и юмор в подаче традиционного
песенного материала.
В настоящее время ансамбль «АРИЭЛЬ» успешно
гастролирует с пограммой, посвященной
сороколетию коллектива.
Московский вокально-инструментальный ансамбль "Верные друзья" Государственного концертно-гастрольного объединения РСФСР был создан в 1973 году после ухода части музыкантов из москонцертовского ВИА "Москвичи" п/у Юлия Сободкина. В него вошли выпускники московских музыкальных вузов и училищ. Он постоянно работает над обогащением своей музыкальной палитры, пробуя соединить идеи песенной эстрады, днжаза и классической музыки. Название ансамбля родилось из песни Т. Хренникова и М. Матусовского к одноименному кинофильму.
Несколько лет "Верные друзья" вытупают как коллектив, аккомпанирующий популярному эстрадному певцу Валерию Ободзинсному. За период работы с ним ансамбль знакомит слушателей и с двумя собственными пластинками, на которых записаны песни Т. Хренникова, Л. Гарина, С. Березина. С 1976-го "Верные друзья" выступают самостоятельно и постепенно становятся одним из самых популярных советских ансамблей. Их композициям, адресованным прежде всего студенческой молодежи и школьникам, присуща особая лирическая тональность, мягкая доверительность. Песни "Верных друзей" легки по языку, оптимистичны по настроению. Таковы, например, песни Б. Монастырского "Девятый класс" и В. Добрынина "Школьная любовь". В 1981 году фирма "Мелодия" выпускает первый сольный альбом ансамбля "Я + ты", литературной основой которого явились посвященные школе стихи М. Пляцковского. В репертуаре "Верных друзей" песни Ю. Саульского "Днем и ночью". "Ты рядом, ты здесь". "Я помню день", П.Аедоницкого "Нет земли родней", молодых советских авторов. На III Всесоюзном телеконкурсе "С песней по жизни" в 1979 году ансамбль удостоен почетного диплома за исполнение песни В. Кретова и А. Поперечного "Карусель". Коллектив часто обращается к советской, песне прошлых лет, такой, как, например, написанная в 1936 году песня В. Сидорова "Дружба". В стиле "ретро" решена современная песня Ю. Саульского "Первый фокстрот".
Ансамбль "Верные друзья" - опытный, профессионально сильный коллектив. С ним работали такие признанные музыканты, как Алла Пугачева, Олег Ухналев, Александр Барыкин. Солистом ансамбля является лауреат, многих конкурсов эстрадной песни заслуженный артист Кабардино-Балкарской АССР Заур Тутов.
В составе "Верных друзей" - художественный руководитель ансамбли и аранжировщик Ефим Дымов, певица Нина Буренкова, бас-гитарист Игорь Капитанников, вокалист Георгий Мамиконов, самый молодой участник гитарист и певец Владимир Овчинников.
Ритм-секция анснмбля в составе Михаила Семенова - фортепиано, Леонида Плавинского - бас-гитара и Юрия Ветхова - ударные является лауреатом международных джазовых фестивалей.
ВИА "Лейся, песня"
Руководители ансамбля:
Считается, что вокально-инструментальный ансамбль "Лейся, песня" дебютировал на профессиональной эстраде в 1975 году, однако "патриархи" ансамбля считают днем рождения ВИА "Лейся, песня" 1 сентября 1974 года - день, когда по радио впервые прозвучала песня в исполнении этого коллектива.
А начиналось все в далеком 1969 году, когда познакомились молодые гитаристы Валерий Селезнев и Юрий Захаров. Сначала ребята играли на танцах в самодеятельном ансамбле "Тайфун". Потом была работа в ВИА "Серебряные гитары" Владимирской филармонии, уход Валерия Селезнева в "Самоцветы", и его возвращение к старым друзья, но уже в качестве руководителя ВИА "Витязи" Кемеровской филармонии.
Музыканты
приняли решение пробиваться
к вершинам эстрадного Олимпа. Для
начала надо было придумать подходящее
для этой цели название ансамбля. Так
появилось название "Лейся, песня",
которое ассоциировалось с
Почти сразу, в том же 1975 году, у нового коллектива состоялся теледебют в передаче "Служу Советскому Союзу". Вскоре фирма "Мелодия" выпустила первую пластинку ансамбля. Все три песни с этого миньона: "Прощай", "Люблю тебя", "Последнее письмо" мгновенно обрели всенародную популярность. Вслед за первым миньоном вышел второй, который упрочил положение "Лейся, песня" на нашей эстраде. В это же время на фирме "Мелодия" Давид Тухманов записывает и выпускает революционный по тем годам альбом "По волне моей памяти", где две заглавные песни исполнили солисты ансамбля "Лейся, песня" Владислав Андрианов ("По волне моей памяти" на стихи Николаса Гильена) и Игорь Иванов ("Из вагантов").
Ничто, казалось, не предвещало неприятностей, но они уже были не за горами. В конце 1975 года ансамбль "Лейся, песня" разделился. Выделившуюся группу музыкантов возглавил Михаил Плоткин. Кемеровская филармония оставила название "Лейся, песня" за группой Селезнева, а новая группа стала называться "Надежда". Среди ушедших с Плоткиным был и Игорь Иванов.
Значительная часть репертуара ВИА "Лейся, песня" теперь легла на плечи Владислава Андрианова. Кроме него солистами ансамбля были Владимир Ефименко и Сергей Кукушкин. В 1976 году у ансамбля вышли 2 миньона и несколько песен на сборниках разных композиторов и поэтов. Особую популярность завоевала пластинка ВИА "Лейся, песня" с песнями Давида Тухманова: "Песенка про сапожника", "Не знаю, что и думать", "Объяснить невозможно", "Ты не забудешь обо мне". В этот период в "Лейся, песня" работали одни из самых сильных музыкантов того времени: духовая секция - Сергей Левиновский, Евгений Поздышев, Анатолий Куликов, впоследствии долгое время проработавшие в ансамбле "Мелодия" п/р Георгия Гараняна, виртуозный гитарист Евгений Смыслов ("Шопен"), вокалистка Людмила Пономарёва, ударник Владимир Заседателев.
Вскоре ансамбль покинул и второй его руководитель Валерий Селезнев. Коллектив возглавил Михаил Шуфутинский, незадолго до этого вернувшийся из Магадана, но уже успевший поработать с квартетом "Аккорд". А Валерий Селезнёв, при помощи легендарного в то время организатора концертов В.В.Кондакова создаёт при Донецкой филармонии другой состав ансамбля "Лейся, песня", который совершает длительное турне по республикам Средней Азии. Музыканты в шутку называли этот состав "птичьим" из-за основных лидеров коллектива (руководитель Валерий Селезнёв, вокалист и гитарист Владимир Воробьёв, вокалист Сергей Кукушкин). Таким образом, какое-то время существовало два коллектива "Лейся, песня", надо сказать, что в то время, это был единственный случай двойников (но не единственный случай борьбы за название «Лейся, песня в истории коллектива). Второй ансамбль просуществовал недолго, Валерий Селезнёв после этого некоторое время руководил ансамблем "Время, вперёд", а затем создал группу "Апрель".
А в Кемеровской филармонии ансамбль продолжил работу с новым руководителем. Михаил Шуфутинский делал аранжировки, аккомпанировал. У него было какое-то особое чутье на хиты, поэтому подавляющее большинство песен, исполненных ансамблем в эти годы, быстро становились очень популярными. Сам Шуфутинский в то время не пел, но солистов в ансамбль всегда подбирал с «крепкими» голосами и хорошим диапазоном. Кроме того, работа с Михаилом Захаровичем была, по мнению музыкантов, прекрасной школой профессионализма на эстраде. Прекрасный человек, но очень жесткий и требовательный руководитель сумел навести некоторый порядок в не отличавшемся строгой дисциплиной коллективе.
Вскоре в коллективе появилась другая солистка - уроженка Кемерова Марина Школьник. Ансамбль много гастролировал по стране, собирая стадионы, песни "Лейся, песни" звучали по Всесоюзному радио, пластинки расходились многомиллионными тиражами, на танцевальных площадках страны все чаще и чаще звучали хиты из репертуара этого коллектива. Ансамбль стал лауреатом премии "Молодость Кузбасса".
Более того: "Лейся, песня" не выпускалась с гастролями из страны. Даже в Болгарию. В прессе периодически появлялись разгромные статьи.
Говоря о репертуаре артистов, нельзя не подивиться однообразию тематики и манеры исполнения. От такого ансамбля молодежь ждала концерта более глубокого содержания. Тексты песен изобиловали любовными вздохами, убогими литературными оборотами, вроде "белая бумага, черная печаль". А артистический темперамент исполнителей часто походил на элементарную развязность.
Проблемы с чиновниками от культуры у ансамбля существовали всегда, но это ни в коей мере не уменьшало огромную популярность коллектива.
В
1978 году ВИА "Лейся, песня" занял
первое место на Всероссийском конкурсе
на лучшее исполнение советской песни
в Сочи. Здесь отдельно нужно отметить
песню, которую ансамбль приготовил
на бис: "Ой, мороз, мороз" была исполнена
"а капелла" на 11 голосов! После
столь удачного выступления на конкурсе
солист ансамбля Владислав Андрианов
получил "красную строку" и
право выступать сольным
Все
эти события, в немалой степени,
подтолкнули Михаила