Эстрада 60-70 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 04:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы. Одновременно с официальной советской эстрадой в 60-70-е гг. под влиянием творчества группы “Битлз” появляются различные музыкальные, главным образом самодеятельные коллективы. Они имели социальную направленность, что не давало им возможности существования в рамках государственных концертных организаций. Именно в это время формируется новое поколение организаторов-менеджеров, которые берут на себя все проблемы организации концертов подобных ансамблей.
Основным местом проведения концертов были кафе. Развивается студийная деятельность, совершенствуется студийный аппарат.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эстрадная музыка и вокально-инструментальные ансамбли (ВИА)..5
1.1. Эстрадная музыка, как вид развлекательного музыкального искусства...8
1.2. Вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) на эстраде………………10
Глава 2. Развитие Рок-музыки и вокально-инструментальных ансамблей в России в 70-80-х годах…………………………………………………………..16
2.1. Рок-музыка в России………………………………………………………..22
2.2. Советская эстрада: история развития ВИА «Самоцветы», «Ариэль», «Верные Друзья», «Лейся Песня», «Пламя», «Поющие Сердца». «Синяя Птица», «Цветы», «Земляне»…………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………47
Список используемой литературы……………………………………………..48

Файлы: 1 файл

эстрада 60-70 годов.docx

— 113.42 Кб (Скачать)

После жесткого, иногда деспотичного, не допускавшего возражений, не считавшегося с мнением  музыкантов Михаила Шуфутинского появился интеллигентный, выдержанный, но требовательный Виталий Кретюк. Остроумный, веселый, умный, всесторонне образованный человек, прекрасный музыкант, аранжировщик и композитор Виталий Кретюк никогда не разговаривал в грубой форме, не кричал, никому ничего не приказывал. Он как бы подвигал музыкантов к самостоятельному принятию решений. Виталий предложил музыкантам сотрудничество, творческое и человеческое. Такое отношение руководителя к своему ансамблю предполагало какие-то адекватные действия членов коллектива. Но, как это обычно бывает, все благие намерения оборачиваются только во вред всем. Появились факты нарушения дисциплины музыкантами. Это вовсе не было виной Кретюка. Просто этот интеллигентнейший человек совершенно не умел проявлять жесткость даже в тех случаях, когда это было крайне необходимо. В результате в ансамбле началось «брожение», личностные отношения вышли на первый план, а коллектив разделился на две части. Теперь каждый жил в своем лагере. Перед музыкантами встал непростой выбор: уйти или остаться.

В первую группировку входили Константин Чепецкий, Владислав Андрианов, Александр  Рузов, Владимир Ефименко, Юрий Захаров, Анатолий Мешаев, Владимир Калмыков, Виктор Горбунов, Валентин Мастиков. Их своебразным девизом было: или Миша, или никто. Эти музыканты хотели работать самостоятельно под именем «Лейся, песня» в том же стиле и с теми же песнями, что и при Шуфутинском.

Вторую  группировку составили Марина Школьник, Борис Платонов, Максим Капитановский и Юрий Иванов, которые хотели двигаться вперед, а не топтаться на одном месте. Приход Виталия Кретюка означал для них переход к новой музыке, появление перспектив на будущее.

Получилось  два полуколлектива, работавших под один и тем же названием. Однако очень скоро к Кретюку вернулись Калмыков, Горбунов, Мастиков и Мешаев. У первой группы нормальной работы не получилось, и вскоре она развалилась. Но и во второй группе не хватало вокалистов, не было директора и конферансье. Надо было срочно набирать новых музыкантов.

Тогда Виталий Кретов пригласил на работу практически весь состав популярной в то время группы "Шестеро молодых". Таким образом в "Лейся, песня" появилось пополнение в лице: Николая Расторгуева (вокал), Валерия Кипелова (вокал), Дмитрия Закона (клавишные), Юрия Рыманова (гитара), Александра Акинина (ударные), Александра Гольдина (труба), Бориса Мирмова (тромбон), Виталия Ванчугова (саксофон) и звукорежиссера Александра Кальянова. Из старого состава остались только Валентин Мастиков, Борис Планонов, Максим Капитановский и Марина Школьник, т.к. трубачи Калмыков, Горбунов и Мешаев вскоре перешли в ансамбль Аллы Пугачевой «Рецитал».

ВИА «Лейся, песня» практически полностью  сменил репертуар, стал играть более  живую, модную музыку. В репертуаре появились роковые баллады, песни  в стиле рэгги, рок-н-ролл. Многие участники ансамбля начали писать песни для своего коллектива. Наиболее известной стала песня Виталия Кретова "Танцевальный час" (ст. Б.Салибова). Необходимо также отметить песню "День рождения", музыку к которой написал саксофонист ансамбля Виталий Ванчугов, а слова - ударник ансамбля Максим Капитановский. Также в ансамбле были созданы песни: "Календарь наших дней", "Если бы", "Не судьба" (ст. М.Литвина), "Плата за страх" (ст. В.Малежика). В ансамбле стало интересно работать. Появилась много перспектив для творчества.

Ансамбль в то время пытался  как-то поменять свое лицо, в репертуаре появился рок-н-ролл. К сожалению, вот  это изменение никак не зафиксировано  на большом аудионосителе, пластинка так и не вышла, хотя записывалась. От той "Лейся, песни" два миньона с тремя, по-моему, рок-н-роллами и что-то близкое к роковым балладам. 
Валерий Кипелов

В этот период особо нужно отметить работу в ансамбле бас-гитариста  Николая Ширяева.

В 1982 году вышел своего рода уникальный диск-гигант ВИА "Лейся, песня". Уникальность этого диска состояла в том, что  только пять песен на нем были записаны действующим составом ансамбля. Остальные  же песни были записаны значительно  раньше составом, руководимым М.Шуфутинским, но нигде ранее не изданы. В том же году ансамбль по личному приглашению Ю.Л. Юровского вернулся обратно в Кемеровскую филармонию, где были созданы гораздо лучшие условия для работы. В этот момент в коллектив на короткое время возвращался Владислав Андрианов. Но, отработав всего несколько концертов, теперь уже навсегда покинул коллектив и уехал в свой родной город Ростов.

Музыкантам  ансамбля были сшиты новые более  модные костюмы с учетом индивидуальности каждого. Ребята первыми не побоялись  выйти на сцену в кроссовках, в  которых танцевать рок-н-ролл было значительно удобнее, чем в модных тогда сапогах и ботинках на высоченных каблуках. Концертная программа ансамбля постепенно превращалась в настоящее  шоу, в котором музыканты не только пели и играли на музыкальных инструментах, но и танцевали, сами вели концерт, шутили со зрительным залом.

Казалось  бы, все складывалось удачно, но расплата за подобные вольности не заставила  себя долго ждать. Вскоре у ребят  появились проблемы с различными административными органами. Ансамбль 13 раз снимали с гастролей за кроссовки на сцене и возвращали в Москву, сажали на репетиционный  период, заставляли пересдавать программу  худсовету. Но даже, когда снова выпускали  на гастроли, то отправляли в какие-то отдаленные населенные пункты, и уж, конечно, по-прежнему, не давали зарубежных гастролей.

Музыканты начали уставать от бесконечных худсоветов, разгромных публикаций в прессе, плохих гостиниц с удобствами на улице. Все  меньше и меньше оставалось желания  заниматься творчеством. И хотя новых  интересных идей в ансамбле не стало меньше, но постепенно все начало ограничиваться только разговорами. Теперь уже не было движения вперед, в ансамбле стало неинтересно. Все занимались только зарабатываем денег и конфликтовали друг с другом. Виталий Кретюк все видел, все понимал, но что-то менять, начать все с нуля ни сил, ни желания у него уже не было.

В 1984 году состоялись первые и единственные зарубежные гастроли ВИА «Лейся, песня» - в Афганистан. Вскоре после возвращения  в Москву Виталий Кретюк все бросил и ушел не только из ансамбля, но и вообще с эстрады. Руководство коллективом временно принял на себя директор ВИА «Лейся, песня» Дмитрий Закон, но в это время он уже параллельно был и администратором группы «Диалог». Ансамбль фактически остался без руководителя, а тут как раз наступили печально известные времена борьбы "за повышение идейно-художественного уровня репертуара вокально-инструментальных ансамблей". У ВИА "Лейся, песня" несколько раз подряд худсовет не принял новую программу.

ВИА "Лейся, песня" несколько раз  подряд не смог сдать худсовету новую  программу. Музыкантам пришлось искать новое место работы, и к весне 1985 года в ансамбле не осталось никого.

По-разному  сложилась дальнейшая судьба музыкантов ансамбля. Виталий Кретюк бросил музыку и занялся каким-то загадочным бизнесом, в результате чего попал в какую-то переделку, и его посадили в тюрьму. Через несколько лет, уже после выхода из тюрьмы, Виталий Кретюк пропал без вести. Валерий Валерий Кипелов оказался в "Поющих сердцах" (позднее "Ария"), в настоящее время выступает с собственной группой "Кипелов". Николай Расторгуев стал солистом ВИА "Здравствуй, песня", а позже вместе с Игорем Матвиенко создал группу "Любэ"", где с успехом работает до сегодняшнего дня, там же работает и Юрий Рыманов. Борис Платонов, поработав несколько лет в ансамбле Владимира Мигули, ВИА «Красные маки» (группа Маки»), группе «Планета людей», в 1991 году покинул сцену. Максим Капитановский перешел на работу в "Машину времени", где проработал до 1994 года, потом был главным редактор журнала "СМАК", потом шеф-редактором на НТВ. Дмитрий Закон стал продюсером группы "Диалог", работал с Аллой Пугачевой, а в 1992 году уехал в Германию, создал свою компаниюю. Александр Кальянов несколько лет работал звукорежиссером с Аллой Пугачевой, затем стал известным исполнителем в стиле шансон. Марина Школьник несколько лет жила и работала в Японии.

Все эти печальные события условно  разделили историю легендарного ВИА на два периода, границей между  которыми стал 1985 год. Начиная с этого  момента "Лейся, песня" повела отсчет нового времени. Дальнейшая история  ансамбля практически неизвестна. Звезда под названием "Лейся, песня" исчезла  со звездного небосклона, хотя ансамбль продолжил свое существование. Один из музыкантов ансамбля - Леонид Смелянский - собрал новый коллектив с названием "Лейся, песня", и вновь при  Кемеровской филармонии. Вскоре была подготовлена и новая программа, в которую вошли легкие песенки  развлекательно-игрового, юмористического  характера: "Телефонистка", "Ретро", "Капитан", "Кукольный театр" и другие. Была написана даже новая "визитная карточка" ансамбля - песня  Л.Смилянского на стихи Ю.Гуреева, которая так и называлась "Лейся, песня". Необходимо отметить, что концертную программу поставил режиссер Марк Розовский. Он превратил обычный концерт обычного ВИА в праздничное, яркое, красочное зрелище.

К сожалению, в течение последующих 10 лет судьба ансамбля вообще никак  не прослеживается. Известно только, что  Леонид Смелянский вскоре эмигрировал  в Израиль. Состав ансамбля постоянно  менялся. Видимо, рассматривать ВИА  «Лейся, песня» этого периода как  единый коллектив, полноценную творческую единицу невозможно.

На  волне ВИА-ностальгии в середине 90-х годов ансамбль "Лейся, песня" снова появился на эстраде, но ни одного из известных нам музыкантов в нем уже не было. Исторический советский бренд "Лейся, песня" новый коллектив юридически закрепил за собой.

Известно  также, что ветераны ансамбля В. Андрианов, М. Школьник, Ю.Иванов, В. Горбунов, М. Капитановский и др. вели переговоры о воссоздании легендарного ВИА "Лейся, песня", но из-за рассредоточенности по разным городам и отсутствия стартового капитала идея в России не реализовывалась.

А в Германии Дмитрий Закон, бывший директор ВИА, собрал старых музыкантов "Лейся, песня", проживающих в  Европе, в группу "Лейся, песня international". В 2004 году компания NMC Music/SONY Music Enterteinment выпускает альбом группы с лучшими хитами 80-х.

 

 

«Земляне»

1980-е — 1990

В сентябре 1978 года в стенах репетиционной точки ДК им. Дзержинского (покинутой «Землянами» по творческим соображениям), оставшийся при начальстве ДК оператор-администратор «Землян» Андрей Большев берёт себе в компаньоны Владимира Киселева (ударника и организатора группы «Апрель») с идеей собрать под раскрученное название «Земляне» других музыкантов, что выручает и руководство ДК, лишившегося на тот момент ключевого коллектива. Поначалу никто не принимает всерьёз новый ансамбль, их считают «малыми Землянами» и новой версией «Апреля».[3][4] Киселев с Большевым беспорядочно меняют стили новых «Землян» — от совковой попсы до парт-рока, из калейдоскопа музыкантов той поры можно отметить Игоря Романова и Бориса Аксёнова.

Владимир Киселев оставляет  роль музыканта-ударника и переходит  на административную деятельность. В 1979 году Романов и Киселёв приводят музыканта Сергея Скачкова в качестве клавишника и одного из вокалистов ВИА (экс-«Какаду», а до этого играл в созданной им группе «Апрель» одноимённой группе Киселёва, хотя ранее знакомы они не были), его дублировали Игорь Дембовский и Виктор Кудрявцев. Своеобразный тембр голоса Скачкова с этого момента навсегда определяет привычное ныне «земляновское» вокальное звучание группы.

Киселёв знакомит группу с композитором Владимиром Мигулей, что рождает на свет ряд удачнейших во всех отношениях коммерческих супер-хитов, бившие все мыслимые и немыслимые рекорды популярности того времени. Коллектив записывает[когда?такие песни как «Красный конь», «Птицы», «Океан», часть из которых, впоследствии, становится всесоюзными хитами. В 1981 году это были песни Вячеслава Добрынина и Леонида Дербенева «Прости, земля», а также цикл песен «Каскадеры». Однако «визитной карточкой» группы стала песня «Трава у дома». Общий тираж пластинок группы, выпущенных только фирмой «Мелодия», составил около 15 миллионов экземпляров.

Ансамбль сотрудничал с композиторами Марком Фрадкиным, Владимиром Мигулей, Юрием Антоновым, Вадимом Гамалия, Вячеславом Добрыниным. Тематика текстов «Землян» касалась приключенческой романтики, «мужских» профессий — лётчики, каскадёры, космонавты. По сравнению со многими современниками, «Земляне» отличались более тяжёлой музыкой, энергичной подачей материала, более экспрессивным поведением на сцене. Фактически «Земляне» исполняли рок, не называя себя рок-группой.

В октябре 1985 года группу покидает Игорь Романов (позднее создавший группу «Союз», а ещё позже ставший гитаристом «Алисы»), переманивший с собой и Валерия Брусиловского. В 1986 году Киселев пробует кардинально изменить имидж нового состава: меняются музыканты, готовится новая программа, стилистически близкая к утяжелённым буги-вуги.

В 1987 году «Земляне» первыми из отечественных групп выступили в СК «Олимпийский» вместе с зарубежной рок-группой Uriah Heep.

В 1988 году ВИА с успехом выступил на фестивале в Сопоте с песнями «Люди Дорог» и «Радость и Печаль» (музыка и слова Сергея Скачкова).[5][6]

В 1988 году основатель ансамбля Владимир Киселёв, расстаётся с коллективом, организовывает в Петербурге продюсерский центр где работает с молодыми группами (такие как «Санкт-Петербург», «Русские», «Бойкот»), и полностью передавая управление «Землянами» Борису Зосимову (будущий основатель Муз-ТВ).[4] По утверждению Скачкова[7], «участники коллектива на общем собрании написали руководству филармонии жалобу на Киселева за хамское и жлобское отношение к людям. И его уволили с традиционной в таких случаях формулировкой „по собственному желанию“. После этого Киселев в течение 15 лет не проявлял к „Землянам“ никакого интереса.»

В 1989 году, тогда сверхуспешную российскую группу «Земляне» пригласил для серии выступлений в своем театре в Париже великий кутюрье Пьер Карден. Выступления в «Театре Пьера Кардена» по замыслу великого мастера были организованы совместно с участием звезд русского балета.

Пьер Карден за экспрессивность называет их «Восточным экспрессом» (Orient express — прообраз названия группы «Orient X-press», см. ниже). Группа берёт название «Восточный экспресс», и далее выступает под этим названием, например на фестивале «Монстры рока СССР» (г. Череповец, сентябрь 1989 г.). Состав группы меняется, вокалист — Юрий Жуков, и в новом составе группа играет[8] до осени 1992 года, когда под названием «Восточный экспресс» прекращает своё существование.

Воссоздание ансамбля Сергеем  Скачковым

Примерно в 1992 — 1994 году группу под названием «Земляне» воссоздаёт вокалист Сергей Скачков, название больше не меняется. Он регистрирует название «Земляне» на имя московского театра песни "Музыкальный магазин[9]. В 1996 году запущена концертная программа с новыми песнями и старыми хитами.

Информация о работе Эстрада 60-70 годов