Буржуазно-либеральные реформы 60-70 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:34, доклад

Краткое описание

Отмена крепостного права поставила перед властью новые серьезные проблемы. Крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления и судопроизводства, принципы комплектования армии и пр. Крушение этого строя диктовало необходимость дальнейших реформ.

Файлы: 1 файл

Буржуфазно-либеральные реформы 60-70 года.docx

— 20.61 Кб (Скачать)

Отмена крепостного  права поставила перед властью  новые серьезные проблемы. Крепостной строй на протяжении веков определял  в России организацию системы  управления и судопроизводства, принципы комплектования армии и пр. Крушение этого строя диктовало необходимость  дальнейших реформ.

Земская и городская  реформы

Отмена крепостного  права образовывала много пустых мест в существовавшей ранее системе  местного управления, т.к. эта последняя  была теснейшим образом связана  с крепостным правом. Так, прежде каждый помещик в своем имении был  для своих крестьян олицетворением власти. Да и в уездном и губернском управлении большая часть должностей еще со времен Екатерины II замещалась по выбору дворянства и из числа  его представителей. После отмены крепостного права вся эта  система рухнула. И без того местное  хозяйство было чрезвычайно запущено. Медицинская помощь в деревне  практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне  не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло  выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие  для своих крестьян школы, закрыли  их сразу же после отмены крепостного  права. О проселочных дорогах  никто не заботился. Таким образом, необходимо было срочно искать выход  из этого нетерпимого положения, учитывая, что государственная казна истощена, и правительство не может поднять местное хозяйство своими силами. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности ,которая ходатайствовала о введении местного всесословного самоуправления.

1 января 1864 г. был  утвержден закон о земском  самоуправлении. Началась земская  реформа, в ходе которой в  России создавалась система органов  местного самоуправления на двух  территориальных уровнях - в уезде  и губернии. Распорядительными органами  земства были уездные и губернские  земские собрания, а исполнительными  - уездные и губернские земские  управы. Выборы земских органов  проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов  гласных уездного земского собрания  создавалось три избирательных  съезда . Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому председателями уездных собраний автоматически (по должности) становились уездные предводители дворянства, а губернских собраний - губернские предводители. Земство было введено только в 34 губерниях Европейской России. Его не было в Сибири и в Архангельской губернии, т.к. там не было помещиков. Не ввели земство в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.Функции земств были довольно многообразны. В их ведении находились местное хозяйство ,народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права не только решать, но даже ставить на обсуждение. Более того, губернским земствам запрещалось сноситься между собой и координировать свою деятельность даже в таких вопросах, как борьба с голодом, эпидемиями, падежом скота.

Недостатки земской  реформы были очевидны: незавершенность  структуры земских органов ,искусственное создание численного преимущества для поместного дворянства, ограниченность сферы деятельности. В то же время эта реформа имела серьезное значение. Важен был сам факт появления в России, системы самоуправления, в корне отличной от господствующей бюрократической системы.

На аналогичных  основаниях в 1870 г. было опубликовано Городовое положение (закон о реформе городского самоуправления). Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства ,а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом, попечение о развитии торговли и промышленности. На Городские думы были возложены обязательные расходы на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем, казарм. Городовое положение устранило сословное начало в формировании городских органов самоуправления, заменив его имущественным цензом. В выборах в городскую думу участвовали лица мужского пола, достигшие 25 лет по трем избирательным съездам с равными общими суммами платежей городских налогов. Наравне с частными лицами избирательное право получили ведомства, компании, монастыри и др., платившие сборы в городской бюджет. Рабочие, не платившие налогов в пользу города, не участвовали в выборах.

Судебная реформа

В 1864 г. была проведена  и судебная реформа, в корне преобразовавшая  структуру русского суда и весь процесс  судопроизводства. Прежние суды существовали безо всяких существенных изменений  со времен Екатерины II, хотя необходимость  судебной реформы осознавалась еще  Александром I. Главные пороки старой судебной системы состояли в сословности, полной подчиненности администрации  и закрытости судебного процесса. Подсудимому не всегда сообщались даже все основания, на которых основывалось выдвинутое против него обвинение. Приговор выносился по совокупности системы  формальных доказательств, а не по внутреннему  убеждению судьи. Сами судьи часто  не имели не только юридического образования, но и вовсе никакого.Взяться за реформу удалось только после отмены крепостного права, заставившего отказаться от принципа сословности и смены консервативного министра юстиции В.Н. Панина. В 1862 г. императором были утверждены разработанные им основные положения судебной реформы: 1) бессословность суда, 2) равенство всех граждан перед законом, 3) полная независимость суда от администрации (что гарантировалось несменяемостью судей), 4) тщательный подбор судейских кадров и их достаточное материальное обеспечение.

И все же судебная реформа 1864 г. осталась незавершенной. Для разбора конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный  волостной суд. Это отчасти объяснялось  тем, что крестьянские правовые понятия  сильно отличались от общегражданских. Мировой судья со “Сводом законов” часто был бы бессилен рассудить крестьян. Волостной суд, состоявший из крестьян, судил на основании существующих в данной местности обычаев. Но он был слишком подвержен воздействию со стороны зажиточных верхов деревни и всякого рода начальства. Волостной суд и мировой посредник имели право присуждать к телесным наказаниям. Это позорное явление существовало в России до 1904 г. Существовал отдельный церковный суд для духовенства .Кроме того, уже вскоре после начала реализации судебной реформы, во многом под влиянием небывалого размаха терроризма, власть начала подчинять суды господствующей бюрократической системе. Во второй половине 1860-х - 1870-е годы была значительно ограничена публичность судебных заседаний и освещение их в печати; усилилась зависимость судебных чиновников от местной администрации: им предписывалось беспрекословно “подчинягься законным требованиям" губернских властей. Подрывался и принцип несменяемости: вместо следователей все чаще назначались "исполняющие должность" следователей, на которых принцип несменяемости не распространялся. Особенно характерны были нововведения, касающиеся политических дел: следствие по этим делам стали вести не следователи, а жандармы; судопроизводство осушествлялось не судами присяжных, а специально для этой цели созданным Особым присутствием Правительствующего Сената. С конца 1870-х годов значительная часть политических дел стала рассматриваться военными судами.

Военные реформы

В 1861 г. военным министром  был назначен генерал Дмитрий  Алексеевич Милютин. Учитывая уроки Крымской войны, он провел в 1860-х - I пол. 1870-х гг. ряд военных реформ. Одной из главных задач военных реформ было сокращение численности армии в мирное время и создание возможности для значительного увеличения ее в военное время. Это было достигнуто путем сокращения небоевого элемента (нестроевых, местных и вспомогательных войск) и введением в 1874 г. (под влиянием удачных действий прусской армии во франко-прусской войне 1870 - 1871 гг.) всеобщей воинской повинности, заменившей дореформенную рекрутчину. Воинская повинность распространялась на все мужское население, в возрасте 21-40 лет, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе; для флота - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Затем военнообязанные переводились в качестве ратников в Государственное ополчение, куда зачислялись и освобожденные от призыва. В мирное время на действительную службу брали не более 25 - 30% от общего числа призывников. Значительная часть призывников освобождалась от службы по семейным льготам (единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье и т.п.), по физической непригодности, по роду занятий (врачи, ветеринары, фармацевты, воспитатели и преподаватели); остальные тянули жребий. Не подлежали призыву представители народов Севера и Средней Азии, некоторых народов Кавказа, Урала и Сибири (мусульмане). На особых условиях проходили воинскую службу казаки. Сроки службы сокращались в зависимости от образования. Если же получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то срок службы дополнительно сокращался еще вдвое. При этом условии призывники, имевшие среднее образование, служили всего семь месяцев, а высшее - три. Эти льготы стали дополнительным стимулом для распространения образования. В ходе милютинских реформ были значительно изменены условия службы для нижних чинов (солдат): отменены телесные наказания (наказание розгами оставлено только для разряда “штрафованных”); улучшена пища, обмундирование и казармы; приняты строгие меры для прекращения побоев солдат; введено систематическое обучение солдат грамоте (в ротных школах). Отмена рекрутчины, наряду с отменой крепостного права, значительно увеличила популярность Александра II среди крестьянства. 

Итоги и значение реформ 1860-х - 1870-х гг.

Реформы 60—70-х годов  — крупное явление в истории  России. Новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению  просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его  волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60—70-х годов  не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский  строй, унаследованные от прошлых эпох.

Информация о работе Буржуазно-либеральные реформы 60-70 годов