Великие реформы 60–70-х годов XIX века в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:39, контрольная работа

Краткое описание

Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы.
Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.
С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Оглавление

Введение………………………………………………………………1
1.Предпосылки либеральных реформ Александра II……………...2-4
2.Реформы в области общественных отношений:………………….5-11
2.1.Земская реформа
2.2.Городская реформа
2.3.Судебная реформа
2.4.Военная реформа
2.5Финансовые реформы
2.6.Народного просвещения реформы
3Социально-политические последствия реформ и
их оценки в исторической литературе………………………………12-13
Заключение……………………………………………………………..14
Список использованных источников…………………………………15

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………1

1.Предпосылки  либеральных реформ Александра II……………...2-4

        2.Реформы в области общественных отношений:………………….5-11

   2.1.Земская  реформа

   2.2.Городская  реформа

   2.3.Судебная  реформа

   2.4.Военная  реформа

   2.5Финансовые  реформы

   2.6.Народного просвещения реформы

       3Социально-политические последствия реформ и

  их оценки в исторической литературе………………………………12-13

         Заключение……………………………………………………………..14

         Список использованных источников…………………………………15

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  

Реформы в России в 60-70 годах ⅩⅨ века и их историческое значение. 

60-70-е годы ⅩⅨ века – время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни, как общества, так и государства.  
Развитие капиталистических отношений в дореформенной России приходило во все большее противоречие с феодально-крепостническим строем. Конфликт между новыми капиталистическими отношениями и отжившим крепостным строем лежал в основе кризиса российского феодализма. Помещики-крепостники не могли помешать росту товарного обмена России с Европой, не могли удержать старых, обветшавших и рушившихся форм хозяйства. Поражение в Крымской войне обнажило гнилость и бессилие крепостной России. Наступил кризис политики господствующего феодального класса, который уже не мог ее проводить прежними, крепостническими методами. Необходимы были неотложные экономические, социальные и политические реформы для того, чтобы предотвратить революционный взрыв в стране.  
 Это прекрасно знал и осознавал новый российский император АлександрⅡ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

ПРЕДПОСЫЛКИ ЛИБЕРАЛЬНЫХ  РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II 

 Крепостничество в  России просуществовало значительно  дольше, чем в других странах  Европы, и несло на себе самые  жестокие и уродливые черты рабского принуждения и насилия. Некий стыд за нацию ощущал Александр II.    

 Вопрос об отмене  крепостного права поднимался  русскими просветителями Н. Новиковым  и А. Радищевым еще в XVIII веке. Декабристы также во всех своих программных документах неизменно подчеркивали необходимость отмены крепостного права.  Но лишь к середине XIX века, когда в стране созрели условия для освобождения крестьян, встала проблема упорядочения отношений между крестьянами и помещиками.  К этому времени накопилось множество объективных предпосылок для проведения «великих» реформ.       

 Во-первых, главным  толчком стало страшное поражение  в Крымской войне. Впервые вполне  была осознана страшная угроза  – что идя дальше по тому  же пути, Россия потеряет статус  великой европейской державы.  В то время как у Франции и Англии уже имелся мощный паровой флот, новое артиллерийское и стрелковое оружие, у России все еще оставался парусный флот, гладкоствольные ружья и т.п. Это было первое поражение русской армии после успешных побед под руководством Петра I, А. Суворова, М.Кутузова, поэтому страна переживала моральное потрясение. Во-вторых, помещичье хозяйство, основанное на внеэкономическом принуждении крестьян к труду, все заметнее переживало кризисное состояние, эффективность хозяйств снижалась, острее стоял вопрос о переходе от натурального к рыночному хозяйству. В-третьих, быстрое развитие промышленности входило в противоречие с феодальными отношениями в сельском хозяйстве. Для промышленности явно не хватало рынка сбыта своих товаров вследствие низкой покупательной способности подавляющей части населения — крестьян. Промышленность испытывала острую нехватку свободной рабочей силы, поскольку крепостные крестьяне,

составлявшие большую  часть населения, не обладали правом на свободное

передвижение из деревни  в город, на промышленные предприятия.

2

 В-четвертых, в стране  фиксировалось все большее количество  крестьянских антифеодальных выступлений,  что не могло не волновать  руководство страны. В 1856 году  Александр II произнес знаменитые слова: «лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу», поскольку боялся, что его могут убрать как неспособного царя. Это заставило Александра II задуматься о дальнейших шагах, но самым трудным было убедить помещиков пойти на существенные преобразования.  Заявление Александра II о предполагаемой отмене крепостного права буквально всколыхнуло общественное мнение в стране.     

 Появились два слова-символа  1856 года — оттепель и гласность.  Как писали современники, Россия как будто задышала свободнее после долгих тяжелых лет, словно с плеч свалился пудовый камень. В Санкт-Петербург устремился поток различных проектов, предложений, памятных записок по поиску выхода из тупикового курса России. Все наслаждались свободой слова, возможностью высказать свои мысли. 

     3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. Цель комитета была обозначена как "обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян". Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Слово "освобождение" еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло. Более четкие действия начали осуществляться позднее.    

 В феврале 1858 года. Секретный комитет был переименован  в "Главный комитет о помещичьих  крестьянах, выходящих их крепостной  зависимости", а еще спустя  год (4 марта 1859 года) при комитете  были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об

освобождении крестьян. Здесь сложилось два мнения: большинство  помещиков 

3

предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленькими наделами, либеральное же меньшинство предлагало освободить с землей на выкуп. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли. Обычно такое решение историки связывают с усилением крестьянского движения: Царь боялся повторения "пугачевщины". Но не менее важную роль здесь сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название "либеральной бюрократии".      

19 февраля 1861 г. "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", включающие в себя 17 законодательных актов, были подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей", в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости.     

Таким образом, отмена крепостного  права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными  предпосылками. Правительство, опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

4

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ  ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1.ЗЕМСКАЯ  РЕФОРМА

1 января 1864 г. Александр  II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что  для страны, большинство населения  которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия — дворяне , чиновники , духовенство, купцы, промышленники , мещане и крестьяне.Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет — вплоть до создания Государственной думы.

5

2.2.ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА

16 июня 1870 года  было издано "Городовое положение", по которому в 509

из  1130  городах  вводилось  выборное  самоуправление  -   городские  думы,

избираемые  на   четыре  года.  Городская  дума   (распорядительный   орган)

избирала  свой  постоянно  действующий  исполнительный  орган  -  городскую

управу, состоявшую из  городского  головы  (так  же  избираемого  на  4года) и  нескольких членов. Городской голова был  одновременно председателем

и  городской  думы  и  городской  управы.  Городские  думы  находились   под

контролем правительственных чиновников.

  Право избирать  и  быть избранным в городскую  думу имели право только

жители,  обладающие   имущественным   цензом    (преимущественно   владельцы  домов, торгово-промышленных   заведений,  банков).  В  первое  избирательное

собрание  входили  крупные  налогоплательщики,  вносившие  треть   городских налогов, во вторую – более мелкие,  уплачивающие  другую  треть  налогов,  в третью  –  все  остальные.  В  наиболее  крупных   городах   число   гласных (избранных) составляло в  среднем  5,6%  жителей.  Таким образом,  основная масса городского  населения была   устранена от   участия   в   городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления была ограничена  решением  чисто хозяйственных вопросов (благоустройство  городов, устройство  больниц,  школ, попечение   о   развитии   торговли,   противопожарные    меры,    городское налогообложение).

 

 

 

 

 

 

6

2.3.СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

 

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел  в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам , присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных. 

7

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры  и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое  образование или солидную юридическую  практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института  адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было  разрешено “во всех повременных  изданиях печатать о том, что  происходит в судах”. Судебные  репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

2.4.ВОЕННАЯ РЕФОРМА

Поражение в  крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Преобразования в военной сфере во многом связаны с именем Д.А. Милютина, назначенного на пост военного министра в 1861 году. Ключевым элементом реформы стал закон 1874г. о всесловной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте – до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование служили всего полгода.

8

В 60-х гг. началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы  стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии – Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и д.р. Улучшилась система управления вооружёнными силами.

Всё это позволило  сократить численность армии  в мирное время и вместе с тем  поднять её боеспособность.

2.5.ФИНАНСОВЫЕ  РЕФОРМЫ

Информация о работе Великие реформы 60–70-х годов XIX века в России