Либеральные реформы 60-70

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:42, реферат

Краткое описание

В последние годы реформы 1860-1870-х годов вновь привлекают внимание широких слоев российского общества. Интерес, проявляемый к ним, носит сегодня практический характер. В наши дни, когда Россия в очередной раз вступила на путь коренных преобразований, люди с особым пристрастием вглядываются не просто в прошлое своей страны, но именно в те его периоды, когда государство оказывалось на переломе и приходилось выбирать пути дальнейшего развития страны.

Оглавление

Введение 3
Глава I. «Великие реформы» 60-70-х годов 4
§ 1. Необходимость реформ 4
§ 2. Отмена крепостного права 5
§ 3. Земская реформа 8
§ 4. Городская реформа (в продолжение земской) 9
§ 5. Судебная реформа 10
§ 6. Военная реформа 11
§ 7. Финансовые реформы 13
§ 8. Реформы в области просвещения 13
§9. Реформы в области печати 14
Глава II. Значение периода правления Александра II в истории России 16
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

либ реформы 60-70 гг.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В последние годы реформы 1860-1870-х годов вновь привлекают внимание широких слоев российского общества. Интерес, проявляемый к ним, носит сегодня практический характер. В наши дни, когда Россия в очередной раз вступила на путь коренных преобразований, люди с особым пристрастием вглядываются не просто в прошлое своей страны, но именно в те его периоды, когда государство оказывалось на переломе и приходилось выбирать пути дальнейшего развития страны.

     В сегодняшнем заинтересованном взгляде  на события второй половины XIX века есть свои положительные и отрицательные стороны. Он обязательно нужен и получен, поскольку, как давно известно, «мудрость науки и ее руководителей заключается прежде всего в умении извлекать уроки из исторического прошлого».

     Тема, раскрывающаяся в данном реферате, касается периода   60-70-х годов  XIX века. Целью работы является изучение либеральных реформ, проведенные Александром II, затронувшие все стороны общественной жизни. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

    • Определить необходимость «великих реформ».
    • Рассмотреть основные положения либеральных реформ.
    • Выявить влияние либеральных реформ на дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие России.

     Для изучения либеральных реформ были использованы книги: «История России с древности  до наших дней» М. Н. Зуев, «История России с древнейших времен до 1917 года»  В. В. Каргалов, «Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы» А. С. Орлов, «Лекции по русской истории» С.Ф Платонов.

     Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. «Великие реформы» 60-70-х годов

§ 1. Необходимость реформ

 
 

     По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость  да  царствует в  судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности..."

     На  первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей  речи перед представителями московского  дворянства Александр II сказал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному (Например, об этом писал крупный помещик А.И.Кошелев в своей статье «Охота пуще неволи» в 1847 году). Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый скот и т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы.

     Однако, существует и другая точка зрения относительно этой реформы, согласно которой к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав.

       Крестьянская реформа повлекла  за собой преобразование всех  сторон государственной и общественной  жизни. Был предусмотрен ряд  мер по перестройке местного  управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только с реформами Петра I.

§ 2. Отмена крепостного права

 
 

     3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. В него вошли: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев. Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло. Более четкие действия начали осуществляться позднее.

       В феврале 1858 года. Секретный комитет   был переименован в «Главный  комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости», а еще спустя год (4 марта 1859 года) при комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об освобождении крестьян. Здесь сложилось два мнения: большинство помещиков предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленькими наделами, либеральное же меньшинство предлагало освободить с землей на выкуп. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли. Обычно такое решение историки связывают с усилением крестьянского движения: Царь боялся повторения «пугачевщины». Но не менее важную роль здесь сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название «либеральной бюракротии».

       Проект «Положений о крестьянах»  был практически подготовлен  в конце августа 1859 года, но  какое-то время подвергался небольшим  исправлениям и уточнениям. В  октябре 1860 года «Редакционные  комиссии», завершив свою работу, передали проект в Главный комитет, где он снова обсуждался и претерпел еще изменения, но уже в пользу помещиков. 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета, который принял их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела.

     Наконец, 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных  актов, были подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости.

     «Положения» распространялись на 45 губерний Европейской  России, в которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений.  Прежде всего была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий.

       «Положение», однако, не ограничивалось одними правилами отведения крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчало им возможность выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной государственной операции, причем правительство дало крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, брало все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников.

       «Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных.

     Но  в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось  явно недостаточно для того, чтобы  удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего “мира”), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспредели.

     Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как  ожидали «полной воли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты,  как, например: на два  года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы,  которые предоставляли  им в собственность, должны были выкупать у помещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются  выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии. В последующее время растет разочарование непоследовательностью реформы не только бывших крепостных: статьи А. Герцена и Н. Огарева в “Колоколе”, Н. Чернышевского в “Современнике”.

§ 3. Земская реформа

 
 

     После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.

     Согласно  положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.

     Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в  основном, решением местных вопросов. Они несли  ответственность  за  народное  образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.

     Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено  вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном  развитии  земская деятельность должна была  охватить  все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только  сделали  его  всесословным, но и  расширили  круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному  образу правления, поэтому  со стороны правительства вскоре стало заметно стремление  удержать деятельность земств на  местном  уровне, и  не  позволять  общаться между собой земским корпорациям.

     В конце 70-х годов земства были введены  в 35 из 59 российских губерний.

§ 4. Городская реформа (в продолжение земской)

 
 

     16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление -  городские думы, избираемые на  четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из  городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.

       Право избирать  и  быть избранным  в городскую думу имели право  только жители, обладающие  имущественным   цензом  (преимущественно владельцы  домов, торгово-промышленных   заведений, банков). В первое избирательное  собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью – все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была  устранена от  участия в городском самоуправлении. 

     Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто  хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).

Информация о работе Либеральные реформы 60-70