Военные реформы в 60-70-х г. XIX в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:49, доклад

Краткое описание

Усиление экспансии европейских держав требовали коренной реорганизации военного дела в России, а также поражение царской России в Крымской воине, вскрывшей военно-техническую отсталость царской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе и заставили царизм заняться военными преобразованиями

После назначения в 1861 г. Д.А. Милютина военным министром начинается реорганизация управления вооруженными силами. В 1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. После длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности.

Оглавление

Введение 3
Военные реформы в 60-70-х г. XIX в. 5
Русская армия во второй . половине XIX в. 8
Заключение 12
Список использованных источников 13

Файлы: 1 файл

Военные реформы 1861-1874 г.г. Русская армия во второй половине XIX в. Значение реформ 1863-1874 годов.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Содержание 

  С.
Введение 3
  1. Военные реформы в 60-70-х г. XIX в.
5
  1. Русская армия во второй . половине XIX в.
8
Заключение 12
Список  использованных источников 13
 

 

Введение 

       Усиление экспансии европейских держав требовали коренной реорганизации военного дела в России, а также поражение царской России в Крымской воине, вскрывшей военно-техническую отсталость царской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе и заставили царизм заняться военными преобразованиями

       После  назначения  в  1861  г.  Д.А.  Милютина  военным министром начинается реорганизация управления вооруженными  силами.  В  1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно  военному министру. В 1867 г. был  принят  военно-судебный  устав.  В  1874  г.  После длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей  воинской  повинности.

       Вводилась гибкая система призыва. Рекрутские наборы отменялись,  призыву  на службу подлежало все мужское  население,  достигшее  21  года.  Срок  службы сокращался в армии до 6  лет,  на  флоте до  7  лет.  Призыву в армию не подлежали духовные лица, члены ряда религиозных сект,  народы  Казахстана  и Средней Азии, а также некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера. От  службы освобождались единственный сын, единственный  кормилец  в  семье.  В  мирное время потребность в солдатах  была  значительно  меньше  числа  призывников, поэтому все годные  к  службе,  за  исключением  получивших  льготы,  тянули жребий. Для окончивших начальную школу служба сокращалась до  3-х лет,  для окончивших гимназию — до 1,5 лет, университет или институт — до 6 месяцев.

       Но  реорганизация армии на новых  началах во многом зависела от технико-экономического потенциала страны, в особенности  от состояния промышленности и транспорта. Поэтому военные преобразования не могли быть осуществлены сразу.

       B 60-70-x годах XIX в. была проведена  целая серия военных реформ, начавшаяся  с реформ в области военного  управления и завершившаяся наиболее  важной военной реформой - введением  всеобщей воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

       Расширялась система высшего военного образования  и в специальных военных академиях - в академии Генерального штаба, в  артиллерийской, инженерной, военно-медицинской, военно-юридической. Эти преобразования улучшили боевую подготовку русской армии.

       Однако  коренная реорганизация военного дела могла быть осуществлена лишь введением  новой системы комплектования армии - заменой старой рекрутчины всеобщей воинской повинностью, которая обеспечивала создание запаса обученных резервов, необходимых в военное время.

 

  1. Военные реформы в 60-70-х г. XIX в.
 

       Неудачи в Крымской войне вызвали серьезную  критику существующей системы боевой подготовки войск. Следовало изменить систему подготовки солдат: готовить их к действиям на местности, а не только к парадам на плацу, нужно было учить их грамоте, чтобы они исполняли службу более осмысленно.

       Вследствие  этого с конца 50-х годов в  отдельных частях войск боевая подготовка принимает несколько иной характер. В 1858 г. были сформированы учебные батальоны для подготовки учителей "искусной стрельбы", вошло в практику прикомандирование к артиллерийским частям офицеров и солдат пехоты, для обучения их стрельбе из орудий. Обращена было внимание на физическую подготовку солдат, в этих целях в Петербурге и Москве в 1858 г. создаются учебные фехтовально-гимнастические школы для подготовки инструкторов гимнастики и фехтования.

         В 60 - 70-х годах XIX в. была проведена целая серия военных ре форм, начавшихся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившихся наиболее важной реформой - новой системой комплектования армии путем введения всесословной воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

       Уже в ходе Крымской войны, в июле 1855 г., была образована "Комиссия для улучшения по военной части" под председательством военного министра Ф.В. Ридигера. Однако и по окончании войны в течение еще 5 лет ничего существенного в этом направлении не было сделано, за исключением сокращения численности армии, что существенно уменьшило военные расходы. К концу войны под ружьем находилось 2,2 млн. человек. К 1858 г. армия была сведена до 1,5 млн. человек и предполагалось ее дальнейшее сокращение.

       Практически военные реформы начались с назначением в 1861 г. на пост военного министра Д.А. Милютина (старшего брата Н.А. Милютина), профессора Академии Генерального штаба, затем начальника штаба Кавказской армии, обладавшего выдающимися военными и личными дарованиями, придерживавшегося либеральных воззрений. С именем Д.А. Милютина, который пребывал на посту министра 20 лет, связано коренное переустройство русской армии.

       15 января 1862 г. он представил Александру II программу военных преобразований. Она предусматривала сокращение  вооруженных сил в мирное время и развертывание их за счет обученных резервов в пери од войны, реорганизацию подготовки офицерского состава и создание новой структуры управления армией. В первую очередь Милютин добился сокращения срока солдатской службы до 15 лет, при этом после 7-8 лет службы солдату предоставлялся временный отпуск. Затем в армии были отменены телесные наказания - шпицрутены, "кошки", кнут и плети. Вслед за этим была реорганизована система военного управления. По изданному 6 августа 1864 г. "Положению" вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству. Военно-окружная система имела ряд преимуществ: ликвидировалась излишняя централизация управления и создавались более благоприятные условия для оперативного руководства войсками, сокращались сроки мобилизации запасных в военное время. В условиях России с ее огромными пространствами это приобретало первостепенное значение. По "Положению" 1867 г. было реорганизовано и центральное военное управление. В подчинение Военному министерству передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения ( до этого они имели свои отдельные управления), а на время ведения военных действий - действующая армия.

       В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции - полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время войны учреждался Главный военный полевой суд. Решения военных судов под лежали утверждению соответственно полкового и окружного начальников, а в последней инстанции - военного министра.

       В середине 60-х годов была проведена  реформа военно-учебных заведений. В 1863 г. кадетские корпуса были преобразованы  в военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин (помимо специальных военных) к реальным училищам. В 1864 г. были учреждены военные училища, в которые поступали воспитанники военных гимназий. Военные училища ежегодно выпускали до 600 офицеров. Для специальной подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалеристов были созданы 16 юнкерских училищ с трехлетним сроком обучения. В практику вводилось повышение квалификации офицерского состава во время прохождения службы. Расширялась система высшего военного образования в военных академиях - Академии Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учрежденной Военно-юридической.

       Эти преобразования существенно улучшили боевую подготовку русской армии. Однако коренная реорганизация военного дела могла быть осуществлена лишь при условии введения новой системы комплектования армии - заменой старой, рекрутской системы всесословной (т.е. всеобщей) воинской повинностью, что обеспечило бы создание запаса обученных резервов, необходимых в военное время.

       Всеобщая  воинская повинность уже давно была введена во многих странах Европы, в России же долгое время сохранялась  система рекрутских наборов, введенная  еще Петром I. Всеобщая воинская повинность давала необходимый эффект только при  условии быстрой мобилизации находившихся в запасе воинских резервов, а это во многом зависело от состояния средств сообщения. Быстрый рост железнодорожного строительства в конце 60-х - начале 70-х годов XIX в. в России создал необходимые условия для проведения одной из важнейших реформ. Настоятельная необходимость этой реформы диктовалась и сложной внешне политической обстановкой, особенно обострившейся в связи с разгромом Франции Пруссией в 1870 г. и образованием в центре Европы милитаристской Германской империи, которая открыто заявила о своих экспансионистских устремлениях.

       1870 г. Д.А. Милютин представил Александру II доклад о введении всеобщей  воинской повинности и получил  его одобрение. Под председательством  Милютина была создана специальная комиссия для выработки воинского устава. Через два года проект воинского устава был готов и вынесен на обсуждение Государственного совета. Обсуждение шло остро. Против введения всесословной воинской повинности активно выступали министр просвещения Д.А. Толстой и шеф жандармов П.А. Шувалов, а в печати - редактор и издатель "Московских ведомостей" М.Н. Катков. 1 января 1874 г. Александр II утвердил "Устав о воинской повинности" и специальный Манифест о нем.  

  1. Русская армия во второй половине XIX в.
 

       По  закону 1874 г. все воинские силы Российской империи делились на 4 разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска и ополчение. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий, т.е. она приобретала всесословный характер. Для сухопутных регулярных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы. Отслужившие этот срок увольнялись в запас на 9 лет, а по истечении этого срока зачислялись в ополчение до 40-летнего возраста. Для флота устанавливался 7-летний срок действительной службы и 3 года пребывания в запасе.

       Для армии мирного времени необходимый  контингент призываемых на действительную службу был значительно меньше общего числа призывников. Так, в 1874 г. из 725 тыс. мужчин, подлежавших призыву, было призвано 150 тыс., в 1880 г. из 809 тыс. 212 тыс. человек, в 1900 г. из 1150 тыс. - 315 тыс. Таким образом, из числа лиц призывного возраста на действительную службу брали в армию 25-30%. От действительной службы освобождались, в первую очередь, по семейному положению: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах, а также те призывники, у которых старший брат отбывает или уже отбыл срок действительной службы. По семейному положению освобождалось от действительной службы до половины призывников. Около 15-20% освобождались по физической непригодности. Остальные годные к службе призывники, не имевшие льгот, тянули жребий. Как имевшие льготу, так и те, на кого не пал жребий идти на действительную службу, зачислялись в запас на 15 лет, а проистечении этого срока - в ополчение. Давались и отсрочки от действительной службы на 2 года по имущественному положению. Сроки действительной военной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет - для окончивших начальную школу, до 3 лет - городскую школу, до полутора лет - гимназию и до полугода - для имевших высшее образование. Если получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то указанные сроки службы сокращались вдвое. Находившихся на действительной службе солдат в обязательном порядке обучали грамоте. Поэтому армия играла немалую роль в распространении грамотности среди мужского населения, поскольку в то время до 80% призываемых на службу были неграмотными.

       По  закону 1874 г. от воинской повинности освобождались  духовные лица всех вероисповеданий, представители  некоторых религиозных сект и  организаций (в силу их религиозных  убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера. По отношению к русскому населению воинская повинность фактически распространялась на податные сословия, так как привилегированные сословия благодаря своему образованию или прохождению обучения в военно-учебных заведениях практически освобождались от солдатской службы. Сословные различия сохранялись и в самой армии. Командный состав русской пореформенной армии был преимущественно из дворян, хотя формально лица из податных сословий имели право поступать в военно-учебные заведения и в перспективе стать офицерами. Рядовой солдат мог дослужиться только до унтер-офицерского чина.

Информация о работе Военные реформы в 60-70-х г. XIX в.