Военные реформы в 60-70-х г. XIX в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:49, доклад

Краткое описание

Усиление экспансии европейских держав требовали коренной реорганизации военного дела в России, а также поражение царской России в Крымской воине, вскрывшей военно-техническую отсталость царской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе и заставили царизм заняться военными преобразованиями

После назначения в 1861 г. Д.А. Милютина военным министром начинается реорганизация управления вооруженными силами. В 1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. После длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности.

Оглавление

Введение 3
Военные реформы в 60-70-х г. XIX в. 5
Русская армия во второй . половине XIX в. 8
Заключение 12
Список использованных источников 13

Файлы: 1 файл

Военные реформы 1861-1874 г.г. Русская армия во второй половине XIX в. Значение реформ 1863-1874 годов.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

       С 60-х годов началось перевооружение русской армии. С 1866 г. гладкоствольное  оружие стало заменяться нарезным. На вооружение была принята скорострельная винтовка системы Бердана. Артиллерийский парк заменяли новыми системами стальных нарезных орудий, началось строительство военного парового флота. С 1876 г. была введена военно-конская повинность: на время войны годное для военных целей конское поголовье подлежало мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. В связи с этим стали регулярно проводиться военно-конские переписи.

       В конце XIX в. в русской армии были произведены следующие изменения. По новому воинскому уставу 1888 г. устанавливался 5-летний срок действительной службы и 13-летний срок - пребывания в запасе для всех родов войск, с последующим зачислением в ополчение. С 20 лет до 21 года повышался призывной возраст на действительную службу. Предельный возраст для ополченца увеличивался с 40 до 43 лет. Сохранялись прежние льготы по семейному положению, но в 2-4 раза увеличивались сроки службы для лиц, окончивших средние и высшие учебные заведения, а также и для вольноопределяющихся.

       Военные реформы 1861-1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.

       Реформы 50 - 70-х годов XIX в., начиная с отмены крепостного права, знаменовали  собой существенные изменения в  политическом строе России. Общий  ход социально-экономического развития России вызвал настоятельную необходимость  проведения реформ, которые в свою очередь дали толчок быстрому росту экономики и культуры страны. Однако буржуазные по своему содержанию реформы 60 - 70-х годов носили не последовательный и незавершенный характер. Наряду с буржуазными принципами в новых органах местного управления, судебной системе, народ ном образовании и т.д. реформы вместе с тем ограждали сословные пре имущества дворянства и фактически сохраняли неравноправное положение податных сословий. Уступки, сделанные прежде всего крупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать были подчинены царской администрации. В противоречивой политике императора Александра II сочетались и реформаторство, и реакционные тенденции. Последние открыто заявили о себе после покушения на Александра II Д.В. Каракозова в 1866 г. Эти тенденции замедляли ход реформ и в ряде случаев искажали их характер. Проводя реформы, самодержавие вместе с тем применяло старые административно-полицейские методы управления, поддерживало сословность во всех сферах общественно-политической жизни страны. Тем самым создавались условия для проведения серии "контрреформ" в царствование Александра III.

 

Заключение 

       В результате военной реформы была упорядочена пограничная служба. Были созданы новые пограничные округа, подчинявшиеся военно-окружному управлению во главе с командующим войсками военного округа. В системе органов политической полиции появились жандармские пограничные пункты. Военные округа были образованы и внутри страны. Должность командующего военным округом зачастую совмещалась с должностью генерал-губернатора.

       В конце XIX в. - начале XX в. усилилось использование  армии для подавления народных выступлений. Так, командующий войсками должен был  оказывать содействие гражданским властям в случае народных волнений и беспорядков.

       В результате реформы вооруженные  силы России превратились в армию  буржуазного типа, сохранившую, однако, многие феодальные пережитки, - это  и дворянский офицерский корпус, и  система обращения офицеров с  солдатами (муштра, рукоприкладство), телесные наказания, сохранявшиеся в армии долгое время после Указа 1863 г., отменившего их применение по судебным приговорам.

       Итак, под военными реформами 1860-1870-х годов  понимаются преобразования вооруженных  сил России под руководством военного министра Д.А. Милютина. Они были составной частью буржуазных реформ в России 6O-70-x гг. XIX и. и имели целью создать массовую армию, ликвидировать военную отсталость России, выявившуюся в Крымской войне 1853-1856 гг. 

 

        Список использованных источников 

  1. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII-XIX вв. - М.: Просвещение, 1997.
  2. История России 1861-1917. Федоров В.А. М.: Высш. шк., 2000. — 384 с
  3. История России с древнейших времен до 1861 года / Под ред. Павленко Н.И. - М.: Высшая школа, 1998.
  4. История СССР. XIX - нач. XX в. / Под ред. Федосова И.А. - М.: Высшая школа, 1987.

Информация о работе Военные реформы в 60-70-х г. XIX в.