Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:16, контрольная работа
Александр II короновался в трагический период российской истории. Завершалась Крымская война. В обществе господствовало настроение уныния. Будущее всем казалось неопределенным. Смена царствований совпала с острым проявлением стихийной и осознанной необходимости коренных преобразований, продиктованных внешними и внутренними обстоятельствами, с кризисом всей николаевской системы. «Прежняя система отжила свой век» - таков приговор одного из идеологов этой системы М. Н. Погодина, произнесенный им через три месяца после смерти Николая I.2 Со вступлением Александра II на престол во всех слоях русского общества пробудились надежды на серьезные перемены.
1. Неизбежность реформ. Отмена крепостного права 3
1.1. Предпосылки крестьянской реформы 4
1.2. Крестьянская реформа 1861г. 6
2. Земская и городская реформы 10
2.1. Земская реформа 10
2.2. Городская реформа 12
3. Судебная и военная реформы 14
3.1. Судебная реформа 14
3.2. Военная реформа 1861-1874 гг. 16
4. Реформы в сфере образования, науки и культуры 18
5. Значение реформ 22
Список литературы 24
Контрольная по истории
Тема: Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. в России
Содержание
1. Неизбежность реформ. Отмена крепостного права 3
1.1. Предпосылки крестьянской реформы 4
1.2. Крестьянская реформа 1861г. 6
2. Земская и городская реформы 10
2.1. Земская реформа 10
2.2. Городская реформа 12
3. Судебная и военная реформы 14
3.1. Судебная реформа 14
3.2. Военная реформа 1861-1874 гг. 16
4. Реформы в сфере
образования, науки и культуры
5. Значение реформ 22
Список литературы 24
1. Неизбежность реформ. Отмена крепостного права
Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века - общее название социально-экономических преобразований эпохи императора Александра II, в которые принято включать все крупнейшие реформы 60-70-х гг. XIX века (рис.1).
Рис.1. «Великие реформы» 60-70-х гг. 19 в.1
Причины проведения этих преобразований
– в кризисе феодально-
Александр II короновался в трагический период российской истории. Завершалась Крымская война. В обществе господствовало настроение уныния. Будущее всем казалось неопределенным. Смена царствований совпала с острым проявлением стихийной и осознанной необходимости коренных преобразований, продиктованных внешними и внутренними обстоятельствами, с кризисом всей николаевской системы. «Прежняя система отжила свой век» - таков приговор одного из идеологов этой системы М. Н. Погодина, произнесенный им через три месяца после смерти Николая I.2 Со вступлением Александра II на престол во всех слоях русского общества пробудились надежды на серьезные перемены.
По своей натуре Александр II не был реформатором. Однако, вступив на престол, Александр нашел в себе мужество признать крах николаевской системы и необходимость перемен. Новый император понимал, что общество могло выйти из оцепенения только путем глубоких реформ. Для него было ясно, что ключевым вопросом является отмена крепостного права, о необходимости которой он заявил уже в 1856 г. В своей речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу».
1.1. Предпосылки крестьянской реформы
Предпосылки, которые, в конечном счете, привели к отмене крепостного права в России, складывались давно. В первую очередь они выражались в углублении в последние десятилетия перед реформой 1861 г. социально-экономических процессов разложения крепостничества.
Возможности крепостного хозяйства как экономической системы уже на исходе первой четверти XIX в. были исчерпаны, и оно вступило в полосу глубокого кризиса. Новые, капиталистические по характеру явления в экономике вступили в конфликт с крепостничеством, которое стало серьезным тормозом для развития промышленности и торговли, крестьянского предпринимательства. Помещичье хозяйство, базировавшееся на подневольном крепостном труде, всё более приходило в упадок. Кризис в первую очередь поразил барщинные имения (в них к середине XIX в. находилось 71% крепостных крестьян), выразившийся в прогрессирующем падении производительности барщинного труда. Крестьянин всё более тяготился барской работой, стараясь как можно меньше тратить на нее свои силы. Показателем упадка помещичьих хозяйств был и рост задолженности помещиков кредитным учреждениям и частным лицам. Помещики всё больше стали закладывать и перезакладывать свои «крепостные души» в этих учреждениях. Если в начале XIX в. ими было заложено 5% крепостных крестьян, а к 30-м годам - 42%, то к 1859 г. - уже 65%1.
Другой важной причиной, заставившей помещиков пойти на отмену крепостного права, был социальный фактор – нарастание крестьянских бунтов. В 1851-1860 гг. их происходило до 100 ежегодно. Крестьянский протест уже не ограничивался локальными, разрозненными бунтами и выливался в массовые движения, которые охватывали одновременно сотни тысяч крестьян десятков губерний.
Необходимо было такое крупное потрясение, как Крымская война 1853-1856 гг., чтобы царское правительство вплотную приступило к подготовке отмены крепостного права. Поражение в войне открыло глаза правящему классу на главную причину экономической и военно-технической отсталости страны – крепостное право – и на социальную опасность его дальнейшего сохранения.
Крепостная Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских стран. Крепостное хозяйство и особенно государственные финансы оказались в состоянии глубокого кризиса: громадные расходы на войну серьезно подорвали финансовую систему государства; частые рекрутские наборы в годы войны, реквизиции скота и фуража, рост денежных и натуральных повинностей, связанных с войной, разоряли население, наносили серьезный ущерб и помещичьему хозяйству2.
За время с 1853 по 1856 г. общая сумма дефицита выросла с 52 млн. до 307 млн. руб. сер., уменьшилась золотая обеспеченность бумажных денег более чем на 50%, среди статей дохода вырос удельный вес винных откупов - с 1/3 в 1845 г. до 43% в 1853 - 1856 гг. Известный экономист Л. Тенгоборский в своей записке (январь 1857г.) пришел к заключению: «Необходимо принять неотложно самые решительные меры к сокращению расходов..., ибо в противном случае государственное банкротство неминуемо». Постоянно растущий дефицит бюджета поставил страну на грань финансового кризиса, вынуждая «верхи» к преобразованиям1.
Таким образом, перед российским самодержавием встали неотложные задачи: выйти из тяжелого финансового кризиса, разрешить острые социальные проблемы и при этом сохранить положение России в ранге великих держав. Разрешение этих задач упиралось в необходимость отмены крепостного права и проведения ряда других социальных и экономических реформ. Главной в череде этих реформ стала крестьянская реформа 1861 г.– отмена крепостного права.
1.2. Крестьянская реформа 1861г.
19 февраля 1861 года Александр II (1855-1881) подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», которым было отменено крепостное право в России, и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Манифестом 1861г.
Главным содержанием крестьянской реформы была отмена крепостного состояния, как официально именовалось право собственности помещика на крестьян. Теперь крестьян перестали продавать, дарить, проигрывать в карты, менять на собак, закладывать, ссылать в Сибирь или избивать по приказу помещика. Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами. Это означало, что теперь они могли на свое имя заключать различные сделки, открывать торговые и промышленные заведения.
Рис.2. Основные положения Крестьянской реформы 1861г.1
После обнародования манифеста об освобождении крестьян вступили в силу основные правовые положения (рис.2), согласно которым крестьяне получали личную свободу, т.е. переставали быть собственностью помещика и получали определенные гражданские права:
- самостоятельно заключать сделки;
- промыслами по своему усмотрению;
- переходить в другие сословия;
- поступать на службу;
- приобретать движимое и недвижимое имущество и т.п.
Первоначально по манифесту крестьяне получали только личную свободу. Все земли оставались за помещиками, последние представляли крестьянам в пользование их же усадьбу и земельный надел. За это крестьяне, получившие наименование временнообязанных, несли в пользу помещика барщину или платили оброк. Крестьянская община, т. е. население одного помещичьего имения, должна была выкупать свои земли, и после этого временнообязанные крестьяне становились собственниками. Для осуществления выкупа государство предоставляло крестьянам ссуду, ее крестьянская община обязывалась погашать в течение 49 лет в виде ежегодных платежей, превращавшихся в своеобразный налог.
Эти условия больше всего устраивали государство, которое получило с крестьян намного больше, чем уплатило помещикам, так как выкуп рассматривался как «ссуда» крестьянину, взыскиваемая по 6% в год. В результате до 1 января 1907 г., когда правительство было вынуждено объявить о прекращении выкупных платежей, крестьяне внесли более 1,5 млрд. рублей при рыночной оценке земли около 550 млн. рублей1.
По манифесту около 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих крестьян получили свободу. Размеры крестьянских наделов были неравномерны и колебались по регионам от 2 до 42 десятин на мужскую душу. В среднем получалось около 3,5 десятины на одну душу. При существовавшей тогда агротехнике это было намного меньше, чем необходимо, чтобы обеспечить прожиточный минимум. Совсем не получило земли 724 тыс. дворовых и 137 тыс. крестьян мелкопоместных дворян. 20% земли у крестьян было отрезано.
Законодательные акты 1861 г. явились только началом реформы, проводившейся в жизнь на протяжении целого поколения крестьян. В первые годы положение крестьян фактически не изменилось, и лишь после перехода на выкуп они освободились от барщины и ряда других натуральных повинностей. Перейти к выкупу не торопились ни помещики, ни крестьяне. Спустя 20 лет после начала реформы лишь половина бывших крепостных освободилась от временнообязанных отношений, и в 1882 г. все они были, наконец, переведены на выкуп. Главная причина этого заключалась в том, что цена земли, а, следовательно, и выкупа, была сильно завышена. Помещикам было невыгодно расставаться с землей, а крестьянам слишком дорого выкупать.
Взвешивая положительные и отрицательные моменты реформы 1861 г., можно сказать, что прогрессивное начало в ней преобладало. Фактически произошла замена крепостничества капитализмом. Огромная масса населения России получила гражданскую свободу и самостоятельно могла решать свою судьбу. Но старая барщинная система была только подорвана, а не уничтожена. Это обстоятельство впоследствии породило сильные общественные потрясения. Отмена крепостного права вызвала необходимость проведения ряда других реформ. В первую очередь потребовалось создать систему местного самоуправления. 1
2. Земская и городская реформы
2.1. Земская реформа
Указом от 1 января 1864 г. в России вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земства учреждались как всесословные выборные органы местного самоуправления в губерниях и уездах. Появление земств было для России фактом необычным. В их работе участвовали представители всех сословий. При выборах в земства определяющее значение имело не сословное происхождение человека, а его собственность - имущественный ценз. Все избиратели делились на три группы: землевладельцев, горожан и представителей от сельских крестьянских общин. Каждая группа избирала одну треть гласных, т.е. членов земского собрания. На практике это означало непропорциональное представительство от каждой категории. Первую группу преимущественно составляли помещики, но не все, а обладавшие необходимым цензом. Вторую - владельцы крупных торговых и промышленных заведений в городах. Третью - представители от крестьянских общин, которые необязательно были крестьянами. Крестьянские общины могли выбрать своими представителями лиц и из других сословий. В обстановке, когда крестьяне еще не осознали свои права и возможности, от их общин часто выбирались помещики. Вот почему, особенно на первых порах, в земствах преобладали помещики. В выборах совсем не участвовали рабочие, интеллигенция и мелкая буржуазия, не располагавшие необходимым цензом1. Выборная система формировала губернские и уездные земские собрания. Для представителей землевладельческой группы выборы были прямые, т. е. они выбирали непосредственно гласных. Во второй группе выборы были смешанными, т. е. самые крупные владельцы напрямую выбирали гласных, а те, кто располагал собственностью меньших размеров, - через своих представителей. Для крестьян выборы были многоступенчатыми: сельские общества выдвигали представителей на волостные сходы, где избирались выборщики, а те в свою очередь участвовали в уездном съезде. Выборы гласных в уездное земское собрание проводились на уездных съездах всех трех групп избирателей. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях.
Земства имели распорядительные и исполнительные органы. Распорядительные органы (земские собрания) заседали один раз в год и решали общие вопросы: заслушивали отчеты, утверждали земские налоги и выбирали исполнительные органы (земские управы). Председателем Земского собрания был предводитель дворянства.
Земским учреждениям предоставлялся ряд полномочий. Среди них: производство выборов, определение порядка действий земских исполнительных органов и их содержания, рассмотрение земских смет и установление размеров сборов, приобретение и отчуждение недвижимого имущества, определение правил образования и расходов капиталов земств для решения хозяйственных и социальных проблем (дороги, призрение, образование, медицина, страхование, чистота площадей и улиц, санитарное состояние промышленных и других предприятий, порядок работы ярмарок, базаров и др.)1
Введение земств означало развитие новой, капиталистической системы, основанной на самоуправлении, и способствовало хозяйственной активности на местах. Вместе с тем земская реформа содержала ограничения, сдерживавшие общественные силы. Прежде всего, создание земств не было завершено формированием общероссийского представительного органа. Финансовые возможности земств были также ограниченны. Достаточно сказать, что в 1864 г. земские сборы должны были составлять 2,2 млн. рублей при государственном бюджете 392 млн. рублей. Земства были первоначально утверждены лишь в 34 (из 50 российских губерний) губерниях Европейской части России, за исключением национальных окраин (Белоруссии, Прибалтики и др.).
2.2. Городская реформа
В июне 1870 г. было издано «Городовое положение», вводившее всесословное местное управление - городские думы. Основные направления деятельности городских дум были практически такими же, как и земских учреждений. В выборах их гласных участвовали только жители, платившие городские налоги. Все жители, платившие налоги, разделялись на три группы в зависимости от размеров уплачиваемого налога. Каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных. Первую составляли наиболее крупные налогоплательщики, уплачивавшие треть налогов; вторую - более мелкие, вносящие еще одну треть налогов; третью - все остальные. Каждая группа избирала равное число гласных в городские думы, что создавало преобладание в думах представителей крупной буржуазии и дворянства. Один голос богатых плательщиков, избиравших 1/3 городских гласных, равнялся голосу от нескольких сот средних плательщиков и несколько тысяч мелких. Малое представительство широких городских слоев приводило к тому, что городские проблемы решались главным образом в интересах городских верхов. Гласными городской думы избирался городской голова и члены городской управы.
Информация о работе Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. в России