Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:16, контрольная работа

Краткое описание

Александр II короновался в трагический период российской истории. Завершалась Крымская война. В обществе господствовало настроение уныния. Будущее всем казалось неопределенным. Смена царствований совпала с острым проявлением стихийной и осознанной необходимости коренных преобразований, продиктованных внешними и внутренними обстоятельствами, с кризисом всей николаевской системы. «Прежняя система отжила свой век» - таков приговор одного из идеологов этой системы М. Н. Погодина, произнесенный им через три месяца после смерти Николая I.2 Со вступлением Александра II на престол во всех слоях русского общества пробудились надежды на серьезные перемены.

Оглавление

1. Неизбежность реформ. Отмена крепостного права 3
1.1. Предпосылки крестьянской реформы 4
1.2. Крестьянская реформа 1861г. 6
2. Земская и городская реформы 10
2.1. Земская реформа 10
2.2. Городская реформа 12
3. Судебная и военная реформы 14
3.1. Судебная реформа 14
3.2. Военная реформа 1861-1874 гг. 16
4. Реформы в сфере образования, науки и культуры 18
5. Значение реформ 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

основная часть без введения 15-17 лист..doc

— 422.50 Кб (Скачать)

Первоначально «Городовое положение» было введено в городах Европейской  России и Сибири. В 1875-1877 гг. оно распространилось и на национальные окраины, за исключением  Средней Азии, а также Польши и Финляндии, где действовало прежнее городское устройство.

Важным принципом деятельности управ была гласность. Положение 1864 года предусматривало,   что все  сметы, раскладки, отчеты управ, а также  результаты ревизий печатаются для  всеобщего сведения в «Губернских ведомостях». До 1866 года материалы собраний и управ печатались без предварительной цензуры, за исключением постановлений, нуждавшихся в утверждении губернатора. В 1867 году был принят закон, запрещавший любые сношение между земствами разных губерний, даже по общим делам управления. Все печатные издания были подчинены цензуре губернатора. Было установлено, что отчеты земских управ должны печататься с разрешения губернатора и в количестве, не превышающем число гласных.   Таким образом, местное население полностью утратило возможность контролировать деятельность земских учреждений1.

Земства и городские думы были лишены политических функций. Местное самоуправление создавалось правительством с целью  улучшения положения дел в  тех сферах общественной жизни, до которых у администрации «не доходили руки». Их деятельность ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами. Они занимались устройством и содержанием местных путей сообщения, благотворительных учреждений, почты, местных тюрем, развитием торговли и промышленности, здравоохранения, народного образования и т.д. Например, земские врачи и фельдшеры впервые стали проводить профилактическую работу: делать прививки, бороться с распространением заразных болезней, беря минимальную плату за лечение (5-10 копеек). Все же, несмотря на все усилия, к 1905 г. в российской провинции один врач приходился на 30-40 тысяч человек. Появились земские агрономы, ветеринары, юридические консультации, статистические бюро. В городах думы создавали биржи труда, «дома дешевых квартир» для малоимущих, ночлежки для нищих. Однако деятельность земств и городских дум была ограничена их финансовыми возможностями и контролем со стороны администрации. Губернатор мог отменить любое решение земства или думы2.

3. Судебная  и военная реформы

 

3.1. Судебная реформа

 

Новые производственные отношения, торгово-промышленная деятельность, земская и городская реформы требовали суда, свободного от вмешательства дворянской администрации, охраняющего право собственности и юридически равного для всех сословий. Для этого 20 ноября 1864 года Александр II подписал указ о судебной реформе и «новые судебные уставы».

Судебная реформа занимает одно из центральных мест среди буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., открывших России  путь капиталистического развития. Суть ее состояла в коренном изменении процессуального законодательства и неразрывно связанного с ним судоустройства. Уголовное и гражданское право остались прежними. Это объяснялось особой важностью уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательств для обеспечения неприкосновенности личности и имущества, что явилось актуальной задачей в связи с интенсивным развитием капитализма после отмены крепостного права в России

Важное значение для развития российского общества и государственности имели преобразования в области судоустройства и судопроизводства на основе Судебных уставов 1864 г. Они заложили основы всесословного, гласного, устного, состязательного и, как представлялось, независимого от влияния местной администрации суда.

Создавалось два  типа судов – окружной (на территории от 3 и более уездов) для уголовных и гражданских дел и судебные палаты (на территории нескольких судебных округов и губерний) как кассационные инстанции. В окружных судах по уголовным делам предусматривался  институт присяжных заседателей.

Мелкие правонарушения рассматривались в мировых судах (судья выбирался уездными земскими собраниями и городскими думами на несколько волостей и участок в городе). Начиная с 1866 года, мировые учреждения были открыты постепенно во всех земских губерниях.

Прокуратура стала составной  частью судебного ведомства, для оказания юридической помощи вводился институт адвокатуры (присяжные и частные поверенные)1.

Независимость суда от администрации гарантировалась несменяемостью независимых судей. Судья был независим, его можно было уволить только по решению уголовного суда. Процесс судопроизводства объявлялся гласным, то есть открытым и состязательным. В окружных судах был введен институт выборных присяжных заседателей, которые решали вопрос о виновности или невиновности подсудимых, а степень наказания определялась судом.

В связи с подготовкой  судебной реформы была проведена  и такая важная мера, как отмена телесных наказаний. Изданный в апреле 1863 г. закон отменял публичное  наказание по приговорам гражданских и военных судов. Тем не менее, в новой судебной системе оставалось еще немало черт сословного суда. Так, сохранялись еще духовный суд по церковным делам и военные суды для военных. Полного запрещения телесных наказаний также не последовало: оно сохранялось для податных сословий и для крестьян по приговорам волостных судов, а также для штрафованных солдат и матросов (до ста ударов розгами).

Надзор за законностью  действий судебных учреждений осуществлялся  обер-прокурором Сената, прокурорами судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиции как генерал-прокурору. Судебными уставами также впервые в России вводился нотариат – в городах учреждались нотариальные конторы со штатом нотариусов.

 

3.2. Военная реформа 1861-1874 гг.

 

Это серия преобразований в армии, начавшаяся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившаяся введением новой системы комплектования армии через всесословную воинскую повинность.

Весь комплекс военных  реформ включал в себя следующее:

•  сокращение численности  армии;

• учреждение системы  военных округов, т.е. децентрализацию  военного управления в стране;

• отмену рекрутской системы  комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874 г.)1.

Большую роль в осуществлении реформы сыграл военный министр         Д.А. Милютин (1816–1912), находившийся на этом посту с 1861 по 1881 г. Преобразования начались во второй половине 50-х гг.: сокращалась численность «небоевого элемента» армии и флота; упразднялись военные поселения, институт кантонистов; разрабатывались новые положения по изменению правового статуса казачьих войск и уставов службы для казаков; с 1859г. сокращались сроки службы для нижних чинов с 25 до 15 лет (12 лет действительной службы, 3 года в запасе) в целях создания обученного резерва. Также были отменены телесные наказания.

Затем подверглась изменениям и система военного управления – по изданному 06.08.1864 г. «Положению» вся страна делилась на военные округа (всего 15 округов). Военно-окружная система имела ряд преимуществ, поскольку ликвидировалась излишняя централизация управления, и создавались более благоприятные условия для оперативного руководства войсками, а также сокращались сроки мобилизации запасных в военное время. Вооруженные силы России  разделились на постоянные войска (кадровая армия, запас, казачьи войска) и государственное ополчение, а также  на действующие и запасные экипажи флота. Численность армии по штатам мирного времени  устанавливалась в 760 тыс. солдат и офицеров при обученном запасе в 1 млн. человек. Через три года реформированию подверглось и центральное военное управление, был введен новый военно-судебный устав, и началась реорганизация военно-учебных заведений. Кадетские корпуса были преобразованы в гимназии, учреждались военные училища, в которые поступали воспитанники военных гимназий. Училища ежегодно выпускали до 600 офицеров. Для специальной подготовки военных специалистов были созданы 16 юнкерских училищ. Была расширена система высшего военного образования в военных академиях. В 1860-70-е гг. проводилось перевооружение армии – переход к нарезному стрелковому и артиллерийскому оружию, созданию парового броненосного флота.

Все эти мероприятия  существенно улучшили боеготовность русской армии, особенно ее офицерского корпуса, однако военная реформа могла получить свое завершение лишь при введении новой системы комплектования армии, отказа от рекрутчины и перехода к всеобщей воинской повинности. Проект о ее введении был подготовлен Д.А. Милютиным еще в 1870 г., однако Александр II утвердил «Устав о воинской повинности» лишь 1 января 1874 г. По закону все воинские силы Российской империи делились на 4 разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска и ополчение. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, безразличия сословий. Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках (9 лет в запасе) и 7 на флоте (3 года в запасе)1.

Эту реформу называют одной из самых гуманных реформ 60-70-х гг. XIX в.

 

4. Реформы в  сфере образования, науки и  культуры

 

Потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники постоянно требовали  расширения народного образования. Само осуществление ре форм в управлении, суде, военном деле и т.д. было невозможно без развития сети общеобразовательных и специальных учебных заведений. Все формы народного образования, объем, и содержание преподаваемых дисциплин всегда строго регламентировались и находились под контролем соответствующих правительственных учреждений. Народное образование всегда рассматривалось как важный инструмент воспитания народных масс в духе преданности «вере, царю и отечеству». Большое влияние на разработку реформ в области просвещения и печати оказал общедемократический подъем в стране после Крымской войны, который заставил самодержавие пойти на некоторую демократизацию высшей школы и на смягчение цензурных правил.

Реформы образования  и цензуры 1863-1865 гг. - проведенные Александром II в рамках Либеральных реформ 1860-1870-х гг. преобразования, в которые входят школьная реформа 14.07.1864, реформа гимназий и прогимназий 19.11.1864, новый университетский устав 16.06.1863, цензурная реформа 06.04.1865.

Важное место в ряду «великих» реформ занимала реформа системы народного образования (рис.3).

Начало подготовки реформы  начального и среднего образования  было положено учреждением в июле 1861 г. Комитета для разработки школьной реформы. Разработанный им проект был утвержден в 1864 г. как «Положение о начальных народных училищах». Согласно этому документу право открывать начальные школы предоставлялось общественным учреждениям и частным лицам (с разрешения властей).

 

Рис.3. Реформы в области народного образования в 1863 - 1864 гг.1

 

Материальное обеспечение  школ лежало на учредителях, а руководство  учебной частью возлагалось на организуемые уездные и губернские училищные  советы. В программу начальных  училищ входили преподавание чтения, письма, четырех правил арифметики, «закона Божьего» и церковного пения.

По уставу гимназий и  прогимназий, принятому в ноябре 1864 г., в среднем образовании вводился принцип сословного равенства. Гимназии делились на классические (гуманитарное образование) и реальные (техническое). Классическая гимназия давала преимущество при поступлении в университет, выпускники реальных чаще поступали в технические ВУЗы. Были учреждены прогимназии – четырехклассные учебные заведения, обучение велось по плану первых четырех лет классической гимназии. Более половины учеников гимназий составляли дети дворян и чиновников, около трети – представителей городской буржуазии, однако и дети крестьян и «иноверцев» в гимназиях были представлены (не менее 10%).

Университетский устав 1863г. стал самым либеральным в дореволюционной России. Его действие распространялось только на российские ВУЗы (всего их на то время действовало 5 – в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Харькове и Киеве). Университеты Польши, Финляндии и Прибалтики имели свои уставы. Каждый университет по уставу должен был иметь 4 факультета – историко-филологический, физико-математический и медицинский (но допускались исключения). Серьезные льготы были сделаны профессорско-преподавательскому составу: увеличено число профессоров, вдвое подняты оклады преподавателям, их статус по Табели о рангах повышался в два раза. Устав предоставлял широкую автономию университетам в области решения учебных и хозяйственно-административных вопросов. Руководство университетов само распределяло по факультетам государственные субсидии, открывало новые кафедры, присуждало степени и звания. Университеты имели собственную цензуру, свободно выписывали из-за рубежа книги. Устав 1863 г. не предоставил права поступления в университеты женщинам. Однако правительство не могло не считаться с требованиями прогрессивных российских ученых дать доступ к высшему образованию и женщинам, разрешив открывать частные высшие женские курсы.

Начало высшему женскому образованию в России было положено на рубеже 60 - 70-х годов XIX в. В 1869 г. в Москве открылись Лубянские высшие женские курсы, а в 1870 г. - Владимирские в Петербурге и «Систематические» по естественным наукам в Киеве. В 1872 г. при Николаевском госпитале в Петербурге были созданы Высшие медицинские женские курсы, в Москве - Высшие женские курсы профессора В.И. Герье историко-филологического направления. В 1876 г. в Казани были открыты Высшие женские курсы с двумя факультетами - физико-математическим и историко-филологическим. В 1878 г. аналогичные курсы были созданы в Киеве и по инициативе профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге. Бестужевские курсы получили особую известность, так как давали наиболее основательное высшее образование. Высшая женская школа существовала в основном за счет частных пожертвований и платы за обучение1.

Информация о работе Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. в России