Буржуазные реформы 60-70г 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:36, реферат

Краткое описание

Россия вступила в XIX в. абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами.

Файлы: 1 файл

Буржуазные реформы 60 отечест история вопр 14.docx

— 33.98 Кб (Скачать)

Вопрос № 14  Буржуазные реформы 60-70г 19 века. 

 

 

Россия вступила в XIX в. абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами.

Однако нарастание элементов  капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя  предопределили реформирование системы  власти.

После вступления на престол  Александра I (1801) началась подготовка реформ государственного управления. С этой целью при императоре был  создан "негласный комитет" (1801-1803), в состав которого вошли друзья юности Александра, представители молодого поколения родовитой знати —  Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Черторыйский и Николай Новосильцев.

В 1802 г. начались некоторые  изменения в системе организации  власти. Взамен петровских коллегий были введены новые органы управления — министерства: иностранных дел (до 1832 г. сохранялась Иностранная  коллегия), военных сухопутных сил, военных морских дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел, народного  просвещения и др. Министры назначались  императором и фактически были ответственны только перед ним. Созданная при  Александре I министерская система  с некоторыми изменениями просуществовала  до 1917 г.

В подготовке реформ политической системы страны особое место занял  проект М.М. Сперанского, который по поручению императора Александра I разработал фактически план буржуазных преобразований в стране.

В своем проекте в 1802 г. М.М. Сперанский предлагал ввести принцип  разделения властей. Проекты М.М. Сперанского  предвосхищали Манифест 17 октября 1905 г. и оказали громадное влияние  на развитие общественной мысли в  России. М.М. Сперанский предлагал некоторое  ограничение самодержавия представительным органом — Государственной думой. На местах должны были создаваться  окружные и губернские думы. Верхней  палатой будущего российского парламента должен был стать Государственный  совет.

Предложения Сперанского  вступали в резкое противоречие с  интересами дворянской аристократии. Поэтому единственное предложение  Сперанского, которое было принято  Александром I, — это создание Государственного совета.

Государственный совет был  учрежден в 1810 г. и просуществовал до февральской революции 1917 г. Он назначался императором из представителей высшей дворянской аристократии, имел законосовещательные  функции, т.е. законы, издаваемые императором, должны были обсуждаться в Государственном  совете. Однако это положение часто  нарушалось: царь утверждал законопроекты, минуя Государственный совет. При  Александре I права Сената были значительно  урезаны: он превратился в высшую судебную инстанцию и никаких  вопросов государственного управления не решал. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, должность эту с учреждением  в 1802 г. Министерства юстиции стал занимать министр юстиции.

Вся полнота власти на местах в первой четверти XIX в. принадлежала губернаторам, которые назначались императором.

Реформы государственного аппарата, которые были осуществлены в начале царствования Александра I, не изменили по существу самодержавного строя. Но с победой России в войне с  Наполеоном, влиянием на общественную мысль идей Французской революции, переходом некоторых стран Европы к конституционному устройству Россия встала перед необходимостью преобразований.

В 1815 г. была дарована Конституция  Царству Польскому. Выступая в Варшаве  на открытии первого польского сейма, император Александр 1 Первый заявил о возможности в будущем распространить конституционные порядки на всю Россию. Под руководством Н.Н. Новосильцева, крупного государственного деятеля той эпохи, будущего председателя Государственного совета и Кабинета министров, в строжайшей тайне началась работа над проектом русской конституции. В 1820 г. проект был готов и получил название "Уставная грамота Российской империи".

Это был проект конституции  самодержавного государства. Так, статья 12 подтверждала: "Государь есть единственный источник всех властей гражданских, политических, законодательных и  военных". В то же время провозглашалось  создание буржуазного по своей сути двухпалатного парламента, на рассмотрение которого монарх должен был представлять каждый издаваемый им закон.

Проект конституции был  подготовлен и призван возвестить о даровании гражданам России конституционных прав, однако он так  никогда и не был обнародован. Это связано с сопротивлением большей части дворянства, которое  выступало против реформ.

Вместо реформ продолжалось укрепление крепостничества и самодержавия. После подавления восстания декабристов  в декабре 1828 г. Николай I взял курс на еще большее укрепление абсолютизма. Были проведены реформы в области  цензуры, создано III отделение Собственной  его Величества канцелярии политического  сыска.

В период правления Николая I усилилась бюрократизация всех сторон государственной жизни страны, государственный  аппарат приобрел огромные размеры  и влияние, усилилась милитаризация  всей жизни страны, ослабло значение Государственного совета и Сената.

О реформах по подготовке конституционных  проектов было забыто на долгие годы.

Поражение в Крымской войне  и смерть в 1855 г. императора Николая I обнаружили кризис системы самодержавно-крепостнической  власти, вызвали общественный подъем, породили надежды передовой части  российского общества на ослабление реакции в стране.                    

1856 год современники характеризовали  как время оттепели. Не случайно  князь Дмитрий Оболенский, видный  деятель либеральной бюрократии, служивший в Морском министерстве, писал в своем дневнике: "Он (1856 г.), однако, ярко отличается от  предшествующих годов, как перед  наступлением весны бывают дни,  хотя еще холодные, но с весенним  запахом, предшественником наступающей  оттепели. Свободно дышала Россия  в этом году..." Была ослаблена  цензура, и М.Е. Салтыков-Щедрин, возвращенный из ссылки, был поражен  тем, с какой свободой заговорили  все и везде — в министерствах  и на улицах, в кабаках и салонах. После мертвенного оцепенения, в которое была погружена страна, наступило время, когда слово превратилось в реальную общественную силу. Гласность стала важнейшим стимулом подготовки реформ.

Были сняты запреты, введенные  в университетах, разрешена свободная  выдача заграничных паспортов (количество выезжающих с 1856 по 1859 г. увеличилось  в 4 раза), проведено сокращение армии  и т.д. К коронации Александра II в августе 1856 г. была объявлена  амнистия политическим заключенным  — оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского  восстания 1831 г. В результате 9 тыс. человек  освобождались от административно-полицейского надзора.

19 февраля 1861 г. было  отменено крепостное право, что  повлекло за собой целый ряд  перемен в управлении страной.  Прежде всего это коснулось местного управления. Основные положения земской реформы были выдвинуты комиссией Н.А. Милютина, в ее разработке принимал участие М.Е. Салтыков-Щедрин. 1 января 1864 г. Александром II были утверждены "Положения о губернских и уездных земских учреждениях". Земская реформа положила начало всесословному выборному представительству и при этом обеспечивала большинство дворянству. В уездных земских собраниях дворяне составляли 42 %, в губернских земских управах дворян было 89,5 %. Впервые представительство в органах местного самоуправления получило крестьянство — 38 %.

В уездах и губерниях создавались  выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы). Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами  местного значения. В ведение земств отдавались устройство и содержание дорог, почты, школ, больниц, богаделен  и приютов, попечение о местной  торговле и промышленности, строительство  церквей, содержание тюрем. В пределах этой компетенции земства находились под контролем местной и центральной власти — губернатора и министра внутренних дел, которые имели право приостановить любое постановление земского собора (съезда). И хотя исполнительной властью земства не обладали, в жизни страны они сыграли огромную роль. Это и организация местного кредитапутем образования крестьянских ссудо-сберегательных товариществ, и устройство почт, и дорожное строительство, и организация в деревне медицинской помощи, народного образования. К 1880 г. на селе было создано 12 тыс. земских школ.

Вслед за земской реформой последовала реформа городская (1870). В соответствии с ней в 509 городах  России вводились новые органы самоуправления — городские думы, которые избирали из своей среды городского голову, и исполнительный орган — городскую  управу. Избирать в думу и быть в  нее избранными могли обладатели определенного имущественного ценза. Деятельность думы ограничивалась вопросами  здравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами.

Одной из наиболее последовательных буржуазных реформ была судебная реформа (1864), среди авторов которой были прогрессивные юристы — С.И. Зарудный, Д.А. Ровинский, Н.А. Буцковский.

Новые судебные уставы утвердили  бессословность и относительную  независимость судов, ввели гласность  судопроизводства и состязательность судебного процесса, несменяемость  судей и судебных следователей. Наивысшим  достижением судебной реформы было введение суда присяжных. Суд присяжных  выносил вердикт о виновности или невиновности обвиняемого, а  меру наказания определяли судья  и два члена суда. Кроме того, судебные уставы вводили институт присяжных  поверенных — адвокатуру, а также  институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а  мировые судьи — Сенатом. После  этого они по закону не могли быть уволены или даже временно отстранены от должности в административном порядке, а лишь в случае привлечения  их к суду по обвинению в уголовном  преступлении, и решение об устранении их от должности также выносил  только суд. Таким образом, закон  вводил важный принцип несменяемости  судей. Реформа частично отменяла телесные наказания. В то же время она сохранила  немало черт сословности. Высшие царские  сановники — члены Государственного совета, сенаторы, министры — судились особым Верховным уголовным судом. В связи с ростом революционного движения с 1878 г. значительная часть  политических дел передавалась военным  судам.

Большое значение для жизни  страны имели университетская реформа (1863), школьная (1864) и реформа печати (1865). Так, университетская реформа  не только расширила административную и хозяйственную самостоятельность, утвердила право преподавателей и студентов решать академические  проблемы, но и способствовала росту  общественной активности, дала возможность  объединяться в кружки, землячества, различные ассоциации.

Реформа печати отменила предварительную  цензуру для значительной части  книг и "толстых" журналов и сохранила  ее для малой периодики. Это был  толчок для широкого развития либеральной  печати.

Школьная реформа предусматривала  возможность расширения школьного  образования, в частности строительство  земских школ, народных училищ, увеличение контингента учащихся, доступность  получения начальных знаний для  широких слоев населения.

В 1861 г. началось проведение последней из либеральных реформ —военной. Была реорганизована система военного управления — в стране вводились 15 военных округов. В армии отменялись телесные наказания, был принят новый военно-судебный устав, построенный на принципах судебной реформы 1864 г. Реформа внесла много нового в подготовку офицерства: создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров, военные академии для среднего и высшего командного состава.

В 1874 г. вместо многолетней  рекрутчины была введена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на всех юношей, достигших 20 лет без  различия сословий. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший брат, старший брат которого отбывает или отбыл срок службы. В армию призывалось не более 20-25 % лиц призывного возраста, те, на кого не распространялись льготы, "тянули жребий" во время призыва.

В результате реформы Россия сделала определенный шаг на пути превращения в буржуазную монархию, но самодержавие по-прежнему сохраняло  за собой все главные позиции.

Рубеж 70-80-х гг. в России — это время революционного кризиса: усилилась деятельность революционных  организаций, было предпринято несколько  покушений на Александра II.

В условиях обострения обстановки либеральная бюрократия, при поддержке  императора, делает попытку вернуть  правительству доверие либеральной  общественности путем обещания реформ. Под руководством харьковского губернатора  М.Т. Лорис-Меликова была создана Верховная  распорядительная комиссия по сохранению государственного порядка и общественного  спокойствия, которая стремилась полицейскими репрессиями подавить революционное  движение.

Со своей стороны правительство  пыталось привлечь на свою сторону  либеральную общественность обещанием  продолжать реформы, создать высшее представительное учреждение страны. С этой целью Комиссия Л.Т. Лорис-Меликова приступила к разработке конституционного проекта.

Но 1 марта 1889 г. был приведен в исполнение смертный приговор Александру II, вынесенный революционной организацией "Народная воля". Организаторами и участниками покушения на Александра II были А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, Т.М. Михайлов и Н.И. Рысаков.

8 марта 1881 г. Кабинет  министров отверг конституционный  проект Комиссии Л.Т. Лорис-Меликова. Линия реформ была оборвана.

3 апреля 1881 г. организаторы  и участники покушения на Александра II были казнены.

29 апреля 1881 г. был обнародован  манифест "О незыблемости самодержавия".

14 августа 1881 г. было  утверждено "Положение о мерах  к охранению государственной  безопасности и общественного  спокойствия", по которому любая  местность могла быть объявлена  на чрезвычайном положении, а  каждый ее житель подвергнут  аресту, сослан без суда на 5 лет,  предан военному суду. Местная  администрация получила право  закрывать учебные завдения, торговые  и промышленные предприятия, приостанавливать  деятельность земств и городских  дум, закрывать органы печати. Изданное как "временное", сроком  на три года, это "Положение"  возобновлялось по истечении  каждого трехлетия и действовало  вплоть до 1917 г.

Контрреформы 1882-1893 гг. свели  на нет завоевания реформ 1863-1874 гг. Они  ограничили свободу печати, самостоятельность  местного самоуправления и его демократичность.

В 1889 г. был введен институт земских начальников из дворян, который  фактически был поставлен над  всеми крестьянскими органами самоуправления. Контроль над волостными судами, введение телесных наказаний и штрафов, назначаемых  земствами, восстанавливали произвол помещиков в сельских местностях.

В 1890 г. было издано новое  земское положение, по которому дворянство получило преимущество в земских  органах, а крестьяне потеряли право  выбирать гласных. Царская администрация  усилила контроль над земством и  органами городского самоуправления, губернатору поручался надзор за ними.

Городское положение 1892 г. отстранило от выборов многочисленную неимущую часть населения.

Контрреформы ограничили значение земских городских и  судебных органов, провозгласив полную зависимость их от самодержавного полицейского аппарата, и искусственно изменили их состав за счет введения преимущественно  дворян.

Контрреформы конца XIX в. фактически закрыли путь демократическим  преобразованиям.

Во второй половине XIX в. характерной чертой российского исторического процесса было чередование реформ и контрреформ. Царизм под влиянием поражения в Крымской войне, назревания революционной ситуации в стране начал проведение реформ, но они не были завершены.

Почему же реформы не были завершены? Опыт российской истории  свидетельствует, что царизм хронически запаздывал с проведением необходимых  преобразований и не желал идти на сколько-нибудь значительные уступки. Российские самодержцы шли на серьезные  реформы только под давлением  чрезвычайных обстоятельств — крупных  военных поражений или мощных народных восстаний. Такой важный фактор модернизации существующего строя, как либерально-оппозиционное движение, в России действовал очень слабо.

Сравнительно благополучная  ситуация для царизма после реформы 1861 г. привела к тому, что на рубеже XIX-XX вв. реформистские тенденции  в России оказались в тупике. В  конце XIX в. Россия продолжала оставаться страной самодержавной.

Первая статья основных законов  Российской империи (1892) гласила: "Император  всероссийский есть монарх самодержавный  и неограниченный. Повиноваться верховной  власти его не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает".


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  №24  Создание СНГ и место России в СНГ

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

 СНГ было основано главами  БССР, РСФСР и Украины путём  подписания 8 декабря 1991 года в  Вискулях (Беловежская пуща) под  Брестом (Беларусь) «Соглашения о  создании Содружества Независимых  Государств» (известно в СМИ  как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбулы  и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование  как субъект международного права  и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к  демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения  на основе взаимного признания и  уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании  Содружества Независимых Государств.

Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом  России. Российский парламент ратифицировал  документ подавляющим большинством голосов: «за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов, «воздержались» — 7, тем самым  он нарушил ст. 104 конституции РСФСР, так как ратификация данного  документа находилась в компетенции  только высшего органа государственной  власти России —съезда народных депутатов. В апреле 1992 года съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ставить на голосование ратификацию беловежского соглашения, вплоть до своего роспуска в октябре 1993 года он так и не ратифицировал документ. 13 декабря 1991 в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей.Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

В организованной специально для этих целей встрече приняли участие  главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт прекращения существования СССР с образованием СНГ.

 

Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве  на постсоветском пространстве, так  как она завершила процесс  преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ).[8] Последними государствами, ратифицировавшими  Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия.

Первые годы существования организации  в большей степени были посвящены  организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был  принят «Устав Содружества Независимых  Государств», основополагающий документ организации.Крупнейшие города СНГ — Москва, Санкт-Петербург, Киев, Баку, Ташкент, Минск, Алма-Ата.

В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в  СНГ, В. В. Путин, находившийся в то время  в должности президента, признал: «Мы подошли к определённому  рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное  падение интереса к работе в Содружестве  среди его государств-участников».

В марте 2005, после того как российское руководство потерпело целый  ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия), и в  самый разгар кризиса власти в  Киргизии. В. В. Путин высказался уже  более категорично: «Всё разочарования  — от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное — «политическая шелуха и болтовня». Он выразил мнение, что реальными же интеграционными инструментами сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».

В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние  годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого  процесса. В июле 2006 года на неформальном саммите глав государств Содружества  президент Казахстана Н. А. Назарбаев  предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться  на следующих областях сотрудничества:

согласованная миграционная политика;

развитие единых транспортных коммуникаций;

взаимодействие в научно-образовательной  и культурно-гуманитарной сферах;

сотрудничество при борьбе с  трансграничной преступностью.

Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами  между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной —  с другой, но особенно — с резким обострением отношений между  Россией и Грузией.

Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в  отношении государств СНГ (и вообще постсоветских государств) стала  «формировать» российская газовая  монополия «Газпром. Цены на поставляемый природный газ превратились в  действенный инструмент поощрения  и наказания государств СНГ в  зависимости от их политики в отношении  России:

В июле 2005 года было объявлено о  постепенном увеличении цен на газ  для прибалтийских государств до общеевропейского уровня — 120—125 $. В 2005 году цена 1 тыс. м³ газа составляла 92—94 $ для Латвии, 85 $ — для Литвы, 90 $ — для Эстонии.

В сентябре 2005 года было объявлено  об увеличении цены на газ для Грузии в 2006 с 62,5 до 110 $. На 2007 год «Газпром»  предлагает газ Грузии уже по 235 $.

В ноябре 2005 года было объявлено об увеличении цен для Армении до 110 $ (контракт на 2005 год предусматривал поставку 1,7 млрд м³ по 54 $). Руководство Армении — стратегического союзника в России в Закавказье — высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене. Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для компенсации возросших цен на газ. В качестве альтернативного выхода было предложено передать в собственность России один из энергоблоков Разданской ТЭС и всю газотранспортную систему республики. Несмотря на предупреждения армянской стороны, что подобные шаги могут иметь негативные последствия для армяно-российских отношений, удалось лишь добиться отсрочки повышения цен до 1 апреля 2006.

В ноябре 2005 года было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 $. В 2005 году «Газпром» поставлял  Молдавии газ по 80 $ за 1 тыс. м³. На 2007 согласовано увеличение цены российского  газа уже до 170 $.

В декабре 2005 года «Газпром» и Азербайджан  договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам. В 2006 году Азербайджан получал  газ «Газпрома» уже по 110 $ за тысячу кубометров (в 2005 году — по 60 $). В 2007 году «Газпром» хочет поставлять газ уже по 235 $.

В декабре 2005 года разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Россия потребовала  с 1 января 2006 повысить цену с 50 $ за 1 тыс. м³ до 160 $, а затем, поскольку переговоры не привели ни к каким результатам, — до 230 $. Соглашение о поставках  газа в 2006 году (по цене 95 $) было подписано  лишь 4 января 2006 (см. статью Внешнеэкономическая  политика Украины).

Белоруссия в этом отношении, можно  считать, занимает привилегированное  положение. В марте 2005 года было объявлено  о повышении тарифов на газ  для Белоруссии, однако уже 4 апреля Владимир Путин пообещал сохранить  отпускные цены на прежнем уровне, а 19 декабря была достигнута окончательная  договоренность о поставке в Белоруссию в 2006 году 21 млрд м³ газа по 46,68 $ за 1 тыс. м³ (то есть цена осталась неизменной с прошлых лет). Сразу же после президентских выборов в Белоруссии вновь объявил о намерении повысить цену на газ. После длительного выяснения отношений цена на 2007—2011 годы была установлена на уровне 100 $/тыс. м³.

После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам  по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов — низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими. Так с Туркменией была достигнута договорённость об экспорте её газа через «Газпром». В Узбекистане российские компании осваивают местные месторождения энергоресурсов. В Армении «Газпром» получил в собственность магистральный газопровод из Ирана. С Молдавией достигнута договорённость о том, что «Молдовгаз», 50 % которого принадлежит «Газпрому», проведёт дополнительную эмиссию акций, которую Молдавия оплатит, внеся в компанию газораспределительные сети, а «Газпром» - денежные средства.


Информация о работе Буржуазные реформы 60-70г 19 века